Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2015 в 07:27, курсовая работа
Цель исследования: исследовать мотивации учения и достижения старших школьников.
Для достижения цели исследования и подтверждения гипотез были поставлены следующие задачи:
• изучить и проанализировать основные теоретические подходы к изучению данной проблемы;
• выявить особенности мотивации учебной деятельности старшеклассников;
• теоретически обосновать формирование мотивации учебной деятельности у старших школьников;
• подобрать диагностические методы, адекватные цели исследования, провести анализ результатов констатирующего эксперимента;
• разработать программу развития мотивации учебной деятельности.
Введение 3
Глава 1. Мотивация учебной деятельности и достижений старших школьников как психолого-педагогическая проблема 6
1.1. Проблема мотивация учебной деятельности в отечественной и зарубежной литературе. 7
1.2. Особенности и теоретическое обоснование формирования мотивации учебной деятельности у старших школьников. 19
Глава 2. Экспериментальное изучение мотивации старших школьников 27
2.1. Этапы исследования. Характеристика выборки 28
2.2. Результаты констатирующего эксперимента. Статистическая обработка результатов 29
2.3.Рекомендации 33
Заключение 36
Литература. 38
Приложение 41
27. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. 2-е изд. / С.Л. Рубинштейн - М., 1976.
28. Фопель К. Психологические группы. Рабочие материалы для ведущего / К. Фопель - М., 2000.
29. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность: В 2 т. - Т. 1 / Под ред. Б.М. Величковского - М., 1986. - 408 с.
30. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. В 2 т. - Т.2. / Х. Хекхаузен - М.: Педагогика, 1986.
31. Хекхаузен Х. Психология мотивации достижения / Х. Хекхаузен - СПб: Речь, 2001. - 240 с.
32. Холл К.С., Линдсей Г. Теории личности / К.С. Холл, Г. Линдсей - М., 2000.
33. Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека / П.М. Якобсон - М., 1969.
34. Ярошевский М.Г. О внешней и внутренней мотивации научного творчества / М.Г. Ярошевский // Проблемы научного творчества в современной психологии. - М., 1971, С. 204-224.
Лукьянова М.И. «Методика изучения мотивации обучения у старшеклассников»
Обучающимся предлагается внимательно прочитать каждое предложение и варианты ответов к нему. Подчеркнуть два варианта ответов, которые совпадают с мнением обучающихся.
Предложения 1,2,3, входящие в содержательный блок 1 методики, отражают такой показатель мотивации, как личностный смысл обучения.
Предложения4,5,6 входят в содержательный блок 2 методики и характеризуют другой показатель мотивации – способность к целеполаганию.
Содержательный блок 3 анкеты (предложения7,8,9) указывает на иные мотивы.
Каждый вариант ответа в предложениях названных блоков обладат определённым количеством баллов в зависимости от того, какой именно мотив проявляет себя в предлагаемом ответе.
Внешний мотив – 0 баллов
Игровой мотив – 1 балл
Получение отметки – 2 балла
Позиционный мотив – 3 балла
Социальный мотив -4 балла
Учебный мотив – 5 баллов
Ключ для 1,2,3 показателей мотивации
№ предложений и баллы им соответствующие |
Варианты ответов |
Показатели мотивации | |||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 | ||
1 |
4 |
5 |
5 |
4 |
3 |
3 |
3 |
- |
I |
2 |
0 |
4 |
4 |
5 |
4 |
- |
- |
- | |
3 |
5 |
2 |
3 |
3 |
5 |
2 |
- |
- | |
4 |
5 |
4 |
3 |
5 |
3 |
4 |
4 |
0 |
II |
5 |
3 |
5 |
5 |
3 |
0 |
2 |
1 |
- | |
6 |
5 |
1 |
0 |
3 |
3 |
- |
- |
- | |
7 |
3 |
3 |
5 |
0 |
5 |
2 |
1 |
- |
III |
8 |
3 |
3 |
2 |
5 |
0 |
1 |
- |
- | |
9 |
0 |
3 |
3 |
5 |
3 |
1 |
3 |
5 |
Баллы выбранных вариантов ответов суммируются. Показатели 1,2,3 мотивации по сумме баллов выявляют игровой мотив. По оценочной таблице можно определить уровни мотивации по отдельным показателям (1,2,3) и итоговый уровень мотивации старших школьников .
Оценочная таблица
Уровень мотивации |
Показатели мотивации |
Сумма баллов итогового уровня мотивации | ||
I |
II |
III | ||
1 |
26-29 |
24-28 |
24-28 |
72-85 |
2 |
21-25 |
18-23 |
28-23 |
55-71 |
3 |
18-20 |
12-17 |
24-27 |
42-54 |
4 |
15-17 |
8-11 |
9-23 |
30-41 |
5 |
До 14 |
До 7 |
До 8 |
До 29 |
Выявление ведущих мотивов у старшеклассников
Варианты ответов |
Номера предложений | ||
7 |
8 |
9 | |
1 |
П |
П |
В |
2 |
П |
П |
П |
3 |
У |
О |
П |
4 |
В |
У |
У |
5 |
У |
В |
П |
6 |
О |
И |
И |
7 |
И |
- |
П |
8 |
- |
- |
У |
У - учебный мотив (ориентация на получение знаний);
С – социальный мотив (главная цель мотива – коммуникативная);
П. – позиционный мотив (желание занять определенную позицию в глазах педагогов, родителей, сверстников (не быть хуже других));
О – оценочный мотив (главная цель – получение оценок);
И – игровой мотив;
В – внешний мотив (привлекают внешние атрибуты школьника, учащийся понимает, что в школу ходить надо).
Информация о работе Мотивы учебной деятельности и поведения старших школьников