Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 07:59, реферат
Понятие "мотив" (от лат. movere - двигать, толкать) означает побуждение к деятельности, побудительную причину действий и поступков. Мотивы могут быть различные: интерес к содержанию и процессу деятельности, долг перед обществом, самоутверждение и т.п.
Если человек стремится к выполнению определенной деятельности, можно сказать, что у него есть мотивация. Например, если ученик прилежен в учебе - у него мотивация к учебе; у спортсмена, который стремится достичь высоких результатов, высокий уровень мотивации достижения; желание руководителя всех подчинять свидетельствует о наличии высокого уровня мотивации к власти.
Заметим, что широта и гибкость характеризуют мотивационную сферу человека по-разному. Широта—это разнообразие потенци-, ального круга предметов, способных для данного человека служить средством удовлетворения актуальной потребности, а гибкость — подвижность связей, существующих между разными уровнями иерархической организованности мотивационной сферы: между мотивами и потребностями, мотивами и целями, потребностями и целями.
Наконец, иерархизированность — это характеристика строения каждого из уровней организации мотивационной сферы, взятого в отдельности. Потребности, мотивы и цели не существуют как рядо-положенные наборы мотивационных диспозиций. Одни диспозиции (мотивы, цели) сильнее других и возникают чаще; другие слабее и актуализируются реже. Чем больше различий в силе и частоте актуализации мотивационных образований определенного уровня, тем выше иерархизированность мотивационной сферы.
Кроме мотивов, потребностей
и целей в качестве побудителей
человеческого поведения
желания и намерения. Интересом называют особое мотивационное состояние познавательного характера, которое, как правило, напрямую не связано с какой-либо одной, актуальной в данный момент времени потребностью. Интерес к себе может вызвать любое неожиданное событие, непроизвольно привлекшее к себе внимание, любой новый появившийся в поле зрения предмет, любой частный, случайно возникший слуховой или иной раздражитель.
Интересу соответствует
особый вид деятельности, которая
называется ориентировочно-
Задача как частный
ситуационно-мотивационный
Желания и намерения — это сиюминутно возникающие и довольно часто сменяющие друг друга мотивационные субъективные состояния, отвечающие изменяющимся условиям выполнения действия.
Интересы, задачи, желания
и намерения хотя и входят в
систему мотивационных
Мотивация поведения человека
может быть сознательной и бессознательной.
Это означает, что одни потребности
и цели, управляющие поведением человека,
им осознаются, другие нет. Многие психологические
проблемы получают свое решение, как
только мы отказываемся от представления
о том, будто люди всегда осознают
мотивы своих действий, поступков, мыслей
и чувств. На самом деле их истинные
мотивы не обязательно таковы, какими
они кажутся.
Мотивация и личность
Установлено, что у людей, ориентированных
на успех, чаще преобладают реалистические,
а у индивидов, ориентированных на неудачу,—
нереалистические, завышенные или заниженные,
самооценки. С величиной самооценки связаны
удовлетворенность или неудовлетворенность
человека, возникающие в результате достижения
успеха или появления неудачи. В своей
практической деятельности человек обычно
стремится к достижению таких результатов,
которые согласуются с его самооценкой,
способствуют ее укреплению, нормализации.
Самооценка, в свою очередь, зависит oт
результата деятельности.
С самооценкой соотносится
уровень притязаний — тот практический
результат, которого субъект рассчитывает
достичь в работе. Как фактор,
определяющий удовлетворенность или
неудовлетворенность
Другой важной психологической особенностью,
влияющей на достижения успехов и самооценку
человека, являются требования, предъявляемые
им к самому себе. Тот, кто предъявляет
к себе повышенные требования, в большей
мере старается добиться успеха, чем тот,
чьи требования к себе невысоки.
Немаловажное значение для
достижения успеха и оценки результатов
деятельности имеет представление
человека о присущих ему способностях,
необходимых для решаемой задачи.
Установлено, например, что те индивиды,
которые имеют высокое мнение
о наличии у них таких
Важную роль в понимании того, как человек будет выполнять ту или иную деятельность, особенно в том случае, когда рядом с ним кто-то еще занимается тем же самым делом, кроме мотива достижения играет тревожность. Проявления тревожности в различных ситуациях не одинаковы. В одних случаях люди склонны вести себя тревожно всегда и везде, в других они обнаруживают свою тревожность лишь время от времени, в зависимости от складывающихся обстоятельств. Ситуативно устойчивые проявления тревожности принято называть личностными и связывать с наличием у человека соответствующей личностной черты (так называемая "личностная тревожность"). Ситуативно изменчивые проявления тревожности именуют ситуативными, а особенность личности проявляющей такого рода тревожность, обозначают как "ситуационная тревожность". Далее для сокращения личностную тревожность будем обозначать сочетанием букв ЛТ, а ситуационную — СТ
Поведение повышенно тревожных людей в деятельности направленной на достижение успехов, имеет следующие Особенности-1. Высокотревожные индивиды эмоционально острее чем низкотревожные, реагируют на сообщения о неудаче.
2. Высокотревожные люди хуже, чем низкотревожные работают в стрессовых ситуациях или в условиях дефицита времени отведенного на решение задачи.
3. Боязнь неудачи —
характерная черта
4. Мотивация достижения
успехов преобладает у
5. Для высокотревожных людей большей стимулирующей силой обладает сообщение об успехе, чем о неудаче.
6. Низкотревожных людей больше стимулирует сообщение о неудаче.
7. ЛТ предрасполагает
индивида к восприятию и
Один из наиболее известных исследователей явления тревожности К. Спилбергер совместно с Г. 0'Нейлом, Д. Хансеном предложил следующую модель (рис. 68), показывающую основные социально-психологические факторы, влияющие на состояние тревожности у человека, на результаты его деятельности. В этой модели учтены перечисленные выше особенности поведения высокотревожных и низкотревожных людей.
Деятельность человека в конкретной ситуации согласно этой модели зависит не только от самой ситуации, от наличия или отсутствия у индивида ЛТ, но и от СТ, возникающей у данного человека в данной ситуации под влиянием складывающихся обстоя[ельств. Воздействие сложившейся ситуации, собственные потреб ности, мысли и чувства человека, особенности его тревожности как ЛТ определяют когнитивную оценку им возникшей ситуации. Эта оценка, в свою очередь, вызывает определенные эмоции (активизация работы автономной нервной системы и усиление состояния СТ вместе с ожиданиями возможной неудачи) . Информация обо всем этом через нервные механизмы обратной связи передается в кору головною мозга человека, воздействуй на его мысли, потребности и чувства.
Та же когнитивная оценка ситуации одновременно и. автоматически вызывает реакцию организма на угрожающие стимулы, что приводит к появлению контрмер и соответствующих ответных реакций, направленных на понижение возникшей СТ. Итог всего этого непосредственно сказывается на выполняемой деятельности. Эта деятельность находится в непосредственной зависимости от состояния тревожности, которое не удалось преодолеть с помощью предпринятых ответных реакций и контрмер, а также адекватной когнитивной оценки ситуации.
Таким образом, деятельность человека в порождающей тревожность ситуации непосредственно зависит от силы СТ, действенности контрмер, предпринятых для ее снижения, точности когнитивной оценки ситуации.
Особый интерес у
Часто человек, попадая в
такие жизненные ситуации, где
он в состоянии справиться с неожиданно
возникшей проблемой, тем не менее
оказывается практически беспомощным.
Почему? Посмотрим, что по этому поводу
говорят данные психологических исследований.
Первые результаты, связанные с психологическим
изучением состояния беспомощности, причин
его возникновения, были получены на животных.
Оказалось, что если собаку некоторое
время силой удерживать на привязи в станке
и давать ей умеренные удары электрическим
током после того, как зажигается световой
сигнал, то, будучи свободной от сдерживающих
ее пут, она поначалу ведет себя довольно
странно. Имея возможность выпрыгнуть
из станка и убежать после того, как очередной
раз зажигается световой сигнал, она тем
не менее покорно стоит на месте и дожидается
удара электрическим током.
Мотивационное опосредствование.
Предметы, приобретающие мотивационное значение для человека, не имеют ни наследственно опознаваемых ключевых признаков, ни прямого отношения к безусловно-рефлекторным подкреплениям (что могло бы обеспечить спонтанное формирование этого значения), подобно тому, как это происходит на уровне биологической мотивации. Если ребенку было бы так же приятно пить лекарства, наводить в комнате порядок или делать уроки, как есть конфеты или резвиться с мячом, необходимости в формировании мотивационного отношения к этим предметам не существовало бы. Поскольку природной предопределенности к развитию собственно человеческих мотивационных отношений нет, они могут возникать лишь вследствие целенаправленного их формирования. Очевидно, что эта задача является одной из главных, решаемых в практике воспитания.
Что можно извлечь
из сложившейся на протяжении веков
практики воспитания, если сосредоточить
внимание на внутренних механизмах и
процессах, в результате которых
формируются мотивационные
Обращает на себя внимание двучленное строение воспитательных воздействий, наличие в них предписывающей и аргументирующей частей. Наиболее отчетливо это наблюдается в случае воздействий на ребенка, на догадливость которого рассчитывать не приходится и которому все разъясняется в максимально развернутой форме: сорить нельзя, потому что кому-то придется убирать; если не будешь мыть руки – заболеешь; учиться надо, потому что без этого никто и никогда не разрешит водить машину и т.п.
Часто в таких
развернутых мотивационных
Сравнительно легко
охарактеризовать предписывающу
Вторая составляющая воспитательных
воздействий выражает уже не цель,
а основание воспитания – то, что, по замыслу
воспитателя, должно аргументировать предпис
В реальной практике воспитания используется исключительное разнообразие оснований. Для формирования необходимых мотивационных отношений в ход пускается все, могущее служить аргументом и создающее хотя бы незначительную надежду на успех: ссылки на долг, честь, общественную пользу, пример и авторитет других людей и многое другое. Используются обобщенные аргументы (“в жизни будет плохо”) и конкретные (“мама будет недовольна”), продуманные (“хочу с тобой серьезно поговорить”) и ситуативные (“видишь, что бывает с непослушными”), извлекаемые из прошлого (“тогда бегал раздетым и заболел”) и направленные на будущее (“пойдешь в школу, будешь хорошо учиться – сам все поймешь”) и т.д.