Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 07:59, реферат
Понятие "мотив" (от лат. movere - двигать, толкать) означает побуждение к деятельности, побудительную причину действий и поступков. Мотивы могут быть различные: интерес к содержанию и процессу деятельности, долг перед обществом, самоутверждение и т.п.
Если человек стремится к выполнению определенной деятельности, можно сказать, что у него есть мотивация. Например, если ученик прилежен в учебе - у него мотивация к учебе; у спортсмена, который стремится достичь высоких результатов, высокий уровень мотивации достижения; желание руководителя всех подчинять свидетельствует о наличии высокого уровня мотивации к власти.
Обе части воспитательного воздействия могут связываться достаточно гибкимобразом. Основой для их связи служат объективные причинно-следственные отношения. Объясняются отдаленные, скрытые и, как предполагается, не осознаваемые или недостаточно осознаваемые последствия отношений и поступков, их влияние на жизнь других людей, их политическое, экономическое правовое значение и т.п. Случается, что причинные отношения, используемые в воспитательном процессе, не строго соответствуют объективным. Когда речь идет о будущем, особенно отдаленном, предсказывать последствия поступков воспитываемого лица можно лишь с известной долей вероятности. Этот момент в воспитании далеко не всегда оговаривается, а возможные последствия преподносятся как неизбежные (“такой тебя никто замуж не возьмет”). Предполагается, что исключительная важность целей делает человека более уступчивым к воспитательным воздействиям.
Главное в воспитании – это убедить лицо, которому оно адресовано, что нечто значимое для него в мире изменится или не изменится в зависимости от его отношений и поступков. Истинность и искренность использованных для этого средств остается целиком на совести воспитателя.
В некоторых мотивационно-
Важнейшая особенность
аргументов, используемых в практике
воспитания, состоит в том, что
все они предполагают мотивацио
Но такое представление
о развитии мотивационных отношений
означает, что никакая логика, разъяснения,
убеждения, интеллектуальные воздействия
на человека сами по себе новой мотивации
не создают, а служат лишь для переключения,
перераспределения уже
Простыми и показательными являются рекламные воздействия, которые с полным правом могут быть названы мотивационными: желаете сберечь время, создать комфортную обстановку, быть здоровыми, красивыми – пользуйтесь данными товарами или услугами. Аргументирующая часть рекламных воздействий, эффективность которых испытывается ежедневной практикой, их общий эстетический фон и форма также обращены на существующие мотивационные отношения человека и пытаются переключить их на новое содержание.
Один из вариантов мотивационного опосредствования представлен в концепции А.Н.Леонтьева феноменом “сдвига мотива на цель”. Другие варианты этого процесса можно обозначить как сдвиг мотива на условие, средство, сигнал, символ и другие структурные элементы деятельности. Подобные “сдвиги” иногда рефлексируются в литературе по психологии воспитания. “Опираясь на имеющийся мотив, ставят в зависимость от него тот новый мотив деятельности, который нужно сформировать, т.е. сближают, соединяют эти мотивы, создавая их единыйсплав до тех пор, пока не возникнет органически новый мотив”, – пишет Крутова (1969, с. 19).
Таким образом, различная
практика воспитания дает примеры того,
что формирование новых мотивационных
отношений происходит, в частности,
вследствие попыток связать явления,
к которым эти отношения
Список использованной литературы
1.
Асанова И.И. Отношение
2.
Асеев В.Г. Мотивация
3 Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности. / Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Международная педагогическая академия, 1995. - 212 с., с. 53
4 Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1968.-464 с., с. 441
5 . Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. - 285 с., с. 37
6.
Горбачёва А.В.
7. Джидарьян И.А. О месте потребностей, эмоций и чувств в мотивации личности. // Теоретические проблемы психологии личности. - М. «Наука», 1974.-143 с., с. 148
8. Додонов Б. И. Эмоция как ценность. М., Политиздат, 1978. 272 с.
9. Здравомыслов А.Г. Потребности, интересы, ценности. — М., 1986. - 221 с., с.75
10. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2002. - 508 с., с. 182
11. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов на/Д.: Феникс, 1996. - 509 с., с. 39
12. Кон И.С. Открытие «Я». - М.: Политиздат, 1978. - 376 с., с. 37-39
13. Корнилов К.Н., Смирнов А.А., Теплов Б.М. Психология. - Изд. 3-е перераб. и доп. - М.: Учпедгиз, 1948. - 456 с., с. 320
14. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1975. - 304 с., с. 189
15. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения в 2-х томах. - М.: Педагогика, 1983.-Т. 1.-329 с.-Т. 2.-320 с., с. 14
16. Манукян С.П." Стимулы, мотивы и цели субъектов целепорождающего обучения.- "Зангак-97".,2005., 359с.
18. Маркова А.К. Психология профессионализма. - М.: Просвещение, 1996. - 308 с., с. 59
19. Немов Р.С. Психология: Учебник: В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. - М.: Просвещение: Владос, 1995. - 512 с., с. 465
20. Петровский А.В., Ярошевский М.Г.Основы теоретической психологии. - М.: ИНФРА-М, 1998. - 528 с., с. 185
21. Реан А.А., Бордовская. Н.В. Педагогика. Учебник для вузов СПб: Издательство " Питер",2000. 304 с. - (Серия "Учебник нового века")
22. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии - СПб: Издательство "Питер", 2000 - 712 с.: ил. - (Серия "Мастера психологии")
23. Сафин В.Ф., Ников Г.П. Психологический аспект самоопределения личности. // Психологический журнал, 1984. -№4. — С. 65-73., с. 73
24. Словарь практического психолога. / Сост. С.Ю. Головин. - Минск: Харвест, 1998.-800 с., с. 311
25. Смирнов А.Г. Социальный статус и характер производственной деятельности специалистов как мотивы жизнедеятельности студентов. // Мотивация жизнедеятельности студента. - Каунас, 1971. - С. 471-476., с. 476
26. Творогова Н.Д. Общение: диагностика и управление. - М.: Смысл, 2002. -246 с.