Мотив, как психологическая причина поведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 08:18, реферат

Краткое описание

Мотив - внутренняя, устойчивая психологическая причина поведения или поступка человека, то, что побуждает человека к деятельности и придает его деятельности осмысленность.
Цель - то, к чему стремится человек, а мотив - почему он стремится. Цель можно ставить перед собой, руководствуясь разными мотивами

Вложенные файлы: 1 файл

Мотив, как психологическая причина поведения.docx

— 62.97 Кб (Скачать файл)

Оказалось, что люди с  большей готовностью приписывают  причины наблюдаемых поступков  личности того человека, который их совершает, чем независящим от человека внешним обстоятельствам. Эта закономерность получила название «фундаментальной ошибки атрибуции» (И. Джоунс, 1979).

Особым видом каузальной атрибуции является приписывание ответственности  за те или иные поступки. При определении  меры ответственности личности на результат каузальной атрибуции могут повлиять три фактора:

- близость или удаленность субъекта, которому приписывается ответственность, от того места, где было совершено действие, за которое ему приписывается ответственность;

- возможность субъекта предвидеть исход выполненного действия и предусмотреть заранее его возможные следствия;

- преднамеренность (интенциональность) совершенного действия.

В исследованиях атрибуции  ответственности среди прочих установлены  следующие интересные психологические  факты:

1. Индивиды, которые уже  однажды были виновниками содеянного, склонны усматривать первопричину действий, подобных совершенным ими ранее и в аналогичных ситуациях, в личностных качествах людей, а не в складывающихся независимо от них обстоятельствах.

2. При невозможности отыскать  рациональное объяснение случившемуся, исходя из сложившихся обстоятельств,  человек проявляет склонность  видеть эту причину в другом  человеке.

3. Большинство людей проявляет явное нежелание признавать случай, как причину их собственного поведения.

4. В случае тяжелых ударов судьбы, неудач и несчастий, затрагивающих кого-либо лично и касающихся значимых для него людей, человек не склонен искать причины этого только исключительно в сложившихся обстоятельствах; он обязательно винит себя или других в произошедшем или обвиняет саму жертву в случившемся. Так, например, родители обычно упрекают себя в несчастиях своих детей, выговаривают самим детям за тот вред, который был им причинен волей случая (упавший, ударившийся или порезавшийся чем-то ребенок).

5. Иногда жертвы насилия,  будучи очень совестливыми и  ответственными людьми, упрекают  самих себя в том, что явились  жертвами нападения, спровоцировали  его. Они уверяют себя в том,  что в будущем, ведя себя  иначе, смогут оградить себя  от нападений.

6. Имеется тенденция приписывать  ответственность за несчастье  тому человеку, которого оно постигло («сам виноват»). Это касается не только самого субъекта действия, но и других людей и проявляется тем в большей степени, чем сильнее случившееся несчастье.

Одной из плодотворных концепций, с успехом применяемых для  объяснения достижений в деятельности, является теория В. Вайнера. Согласно ей всевозможные причины успехов и неудач можно оценивать по двум параметрам: локализации и стабильности. Первый на названных параметров характеризует то, в чем человек усматривая причины своих успехов и неудач: в самом себе или независимо от него сложившихся обстоятельствах. Стабильность рассматривается как постоянство или устойчивость действия соответствующей причины.

Различные сочетания этих двух параметров определяют следующую  классификацию возможных причин успехов и неудач:

1. Сложность выполняемого  задания (внешний, устойчивый  фактор успеха).

2. Старание (внутренний, изменчивый  фактор успеха).

3. Случайное стечение  обстоятельств (внешний, неустойчивый  фактор успеха).

4. Способности (внутренний, устойчивый фактор успеха).

Люди склонны объяснять  свои успехи и неудачи в выгодном для сохранения и поддержания  высокой самооценки свете. Р. Дечармс сделал два интересных вывода относительно влияния награды за успехи на мотивацию деятельности. Первый выглядит следующим образом: если человек награждается за нечто такое, что он делает или уже сделал по собственному желанию, то такое вознаграждение ведет к уменьшению внутренних стимулов к соответствующей деятельности. Если человек не получает вознаграждения за неинтересную, выполненную только ради вознаграждения работу, то, напротив, внутренняя мотивация к ней может усилиться.

Чисто когнитивное представление  о каузальной атрибуции основано на не всегда оправданном предположении  о том, что человек во всех без  исключения случаях жизни действует  только разумно и, принимая решение, обязательно основывает его на всей имеющейся в его распоряжении информации. Так ли это на самом  деле?

Оказалось, что не так. Люди далеко не всегда ощущают необходимость  и испытывают потребность разобраться  в причинах своих действий, выяснить их. Чаще они совершают поступки, заранее их не обдумывая, по крайней  мере — до конца, и впоследствии не оценивая. Атрибуция в сознательно-когнитивном  ее понимании возникает в основном лишь тогда, когда человеку во что  бы то ни стало, требуется что-то понять и объяснить в своем поведении или в поступках, совершаемых другими людьми. Подобные ситуации в жизни встречаются не так уж часто. В большинстве других реальных жизненных ситуаций мотивация действий индивида, по-видимому, мало или почти не связана с атрибутивными процессами, тем более что мотивация во многом осуществляется вообще на подсознательном уровне.

В объяснении поведения индивида нередко вполне удовлетворяет первая, пришедшая ему в голову разумная мысль, он довольствуется ею и не ищет другой причины до тех пор, пока сам или кто-либо другой не усомнится в правильности найденного объяснения. Тогда человек находит другое, более обоснованное, с его точки зрения, и довольствуется им, если его никто не оспаривает. Данный процесс, циклически повторяясь, может продолжаться довольно долго. Но где же истина? На этот вопрос удовлетворительного ответа пока не получено.

Рассмотрим еще одно направление  в исследованиях мотивации. Оно  связано с попыткой понять, каким  образом человек мотивируется в  деятельности, направленной на достижение успехов, и как он реагирует на постигающие его неудачи. Факты, полученные в психологии, говорят о том, что мотивации достижения успехов и избегания неудач являются важными и относительно независимыми видами человеческой мотивации. От них во многом зависит судьба и положение человека в обществе. Замечено, что люди с сильно выраженным стремлением к достижению успехов добиваются в жизни гораздо большего, чем те, у кого такая мотивация слаба или отсутствует.

В психологии создана и  детально разработана теория мотивации  достижения успехов в различных, видах деятельности. Основателями этой теории считаются американские ученые Д. Макклелланд, Д. Аткинсон и немецкий ученый X. Хекхаузен. Рассмотрим основные положения данной теории.

У человека есть два разных мотива, функционально связанных  с деятельностью, направленной на достижение успеха. Это — мотив достижения успеха и мотив избегания неудачи. Поведение людей, мотивированных на достижение успеха и на избегание  неудачи, различается следующим  образом. Люди, мотивированные на успех, обычно ставят перед собой в деятельности некоторую положительную цель, достижение которой может быть однозначно расценено  как успех. Они отчетливо проявляют  стремление во что бы то ни стало добиваться только успехов в своей деятельности, ищут такой деятельности, активно в нее включаются, выбирают средства и предпочитают действия, направленные на достижение поставленной цели. У таких людей в их когнитивной сфере обычно имеется ожидание успеха, т. е., берясь за какую-нибудь работу, они обязательно рассчитывают на то, что добьются успеха, уверены в этом. Они рассчитывают получить одобрение за действия, направленные на достижение поставленной цели, а связанная с этим работа вызывает у них положительные эмоции. Для них, кроме того, характерна полная мобилизация всех своих ресурсов и сосредоточенность внимания на достижении поставленной цели.

Совершенно иначе ведут  себя индивиды, мотивированные на избегание  неудачи. Их явно выраженная цель в  деятельности заключается не в том, чтобы добиться успеха, а в том, чтобы избежать неудачи, все их мысли  и действия в первую очередь подчинены  именно этой цели. Человек, изначально мотивированный на неудачу, проявляет  неуверенность в себе, не верит  в возможность добиться успеха, боится критики. С работой, особенно такой, которая чревата возможностью неудачи, у него обычно связаны отрицательные  эмоциональные переживания, он не испытывает удовольствия от деятельности, тяготится  ею. В результате он часто оказывается  не победителем, а побежденным, в  целом — жизненным неудачником.

Индивиды, ориентированные  на достижение успеха, способны правильнее оценивать свои возможности, успехи и неудачи и обычно выбирают для  себя профессии, соответствующие имеющимся  у них знаниям, умениям и навыкам. Люди, ориентированные на неудачи, напротив, нередко характеризуются неадекватностью профессионального самоопределения, предпочитая для себя или слишком легкие, или слишком сложные виды профессий. При этом они нередко игнорируют объективную информацию о своих способностях, имеют завышенную или заниженную самооценку, нереалистичный уровень притязаний.

Люди, мотивированные на успех, проявляют большую настойчивость  в достижении поставленных целей. При  слишком легких и очень трудных  задачах они ведут себя иначе, чем те, кто мотивирован на неудачу. При доминировании мотивации  достижения успеха человек предпочитает задачи средней или слегка повышенной степени трудности, а при преобладании мотивации избегания неудачи  — задачи, наиболее легкие и наиболее трудные.

Интересным представляется еще одно психологическое различие в поведении людей, мотивированных на успех и неудачу. Для человека, стремящегося к успеху в деятельности, привлекательность некоторой задачи, интерес к ней после неудачи  в ее решении возрастает, а для  человека, ориентированного на неудачу,—  падает. Иными словами, индивиды, мотивированные на успех, проявляют тенденцию возвращения  к решению задачи, в которой  они потерпели неудачу, а изначально мотивированные на неудачу — избегания  ее, желание больше к ней никогда  не возвращаться. Оказалось также, что  люди, изначально настроенные на успех, после неудачи обычно добиваются лучших результатов, а те, кто был  с самого начала настроен на нее, напротив, лучших результатов добиваются после  успеха. Отсюда можно сделать вывод, что успех в учебной и других видах деятельности тех детей, которые  имеют выраженные мотивы достижения успеха и избегания неудачи, может  быть на практике обеспечен по-разному.

Значимая, отдаленная во времени  цель в большей степени способ' на стимулировать деятельность человека с развитым мотивом достижения успеха, чем с выраженным мотивом избегания неудачи.

Рассмотренные факты показывают, что прямой корреляции между силой  мотива достижения успехов и величиной  мотива избегания неудачи ожидать  не приходится, так как кроме величины и характера мотива стремления к  успехам успехи в учебной деятельности зависят от сложности решаемых задач, от достижений или неудач, которые  имели место в прошлом, от многих других причин. Кроме того, непосредственная зависимость между мотивацией и достижениями успехов в деятельности, даже если она существует (при нейтрализации действий многих других значимых факторов), не носит линейного характера. Особенно это касается связи мотивации достижения успехов с качеством работы. Наилучшим оно является при среднем уровне мотивированности и обычно ухудшается при слишком слабом и слишком сильном.

Имеются определенные различия в объяснениях своих успехов  и неудач людьми с выраженными  мотивами достижения успеха и избегания  неудачи. В то время как стремящиеся к успеху чаще приписывают свой успех имеющимся у них способностям, избегающие неудач обращаются к анализу способностей как раз в противоположном случае — в случае неудачи. Наоборот, опасающиеся неудачи свой успех скорее склонны объяснять случайным стечением обстоятельств, в то время как стремящиеся к успеху подобным образом объясняют свою неудачу. Таким образом, в зависимости от доминирующего мотива, связанного с деятельностью, направленной на достижение успехов, результаты этой деятельности люди с мотивами достижения успехов и избегания неудачи склонны объяснять по-разному. Стремящиеся к успеху свои достижения приписывают внутриличностным факторам (способностям, старанию и т. п.), а стремящиеся к неудаче — внешним факторам (легкости или трудности выполняемой задачи, везению и т. п.). Вместе с тем люди, имеющие сильно выраженный мотив избегания неудачи, склонны недооценивать свои возможности, быстро расстраиваются при неудачах, снижают самооценку, а те, кто ориентирован на успех, ведут себя противоположным образом: правильно оценивают свои способности, мобилизуются при неудачах, не расстраиваются.

Индивиды, определенно ориентированные  на успех, обычно стараются получить правильную, достоверную информацию о результатах своей деятельности и поэтому предпочитают задачи средней  степени трудности, так как при  их решении старание и способности  могут проявиться наилучшим образом. Избегающие неудачи, напротив, стремятся  уклониться от такой информации и  поэтому чаще выбирают или слишком  легкие, или чересчур сложные задачи, которые практически невыполнимы.

Кроме мотива достижения на выбор задачи и результаты деятельности влияет представление человека о самом себе, которое в психологии именуют по-разному: «Я», «образ Я», «самосознание», «самооценка» и т. д. Люди, приписывающие себе такое качество личности, как ответственность, чаще предпочитают иметь дело с решением задач средней, а не низкой или высокой степени трудности. Они же, как правило, обладают и более соответствующим действительным успехам уровнем притязаний.

Другой важной психологической  особенностью, влияющей на достижения успехов и самооценку человека, являются требования, предъявляемые им к самому себе. Тот, кто предъявляет к себе повышенные требования, в большей мере старается добиться успеха, чем тот, чьи требования к себе невысоки.

Немаловажное значение для  достижения успеха и оценки результатов  деятельности имеет представление  человека о присущих ему способностях, необходимых для решаемой задачи. Установлено, например, что те индивиды, которые имеют высокое мнение о наличии у них таких способностей, в случае неудачи в деятельности меньше переживают, чем те, кто считает, что соответствующие способности  у них развиты слабо.

Важную роль в понимании  того, как человек будет выполнять  ту или иную деятельность, особенно в том случае, когда рядом с  ним кто-то еще занимается тем же самым делом, кроме мотива достижения играет тревожность. Проявления тревожности в различных ситуациях не одинаковы. В одних случаях люди склонны вести себя тревожно всегда и везде, в других они обнаруживают свою тревожность лишь время от времени, в зависимости от складывающихся обстоятельств. Ситуативно устойчивые проявления тревожности принято называть личностными и связывать с наличием у человека соответствующей личностной черты (так называемая «личностная тревожность»). Ситуативно изменчивые проявления тревожности именуют ситуативными, а особенность личности проявляющей такого рода тревожность, обозначают как «ситуационная тревожность». Далее для сокращения личностную тревожность будем обозначать сочетанием букв ЛТ, а ситуационную — СТ.

Поведение повышенно тревожных  людей в деятельности направленной на достижение успехов, имеет следующие  особенности:

Информация о работе Мотив, как психологическая причина поведения