Мотив, как психологическая причина поведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 08:18, реферат

Краткое описание

Мотив - внутренняя, устойчивая психологическая причина поведения или поступка человека, то, что побуждает человека к деятельности и придает его деятельности осмысленность.
Цель - то, к чему стремится человек, а мотив - почему он стремится. Цель можно ставить перед собой, руководствуясь разными мотивами

Вложенные файлы: 1 файл

Мотив, как психологическая причина поведения.docx

— 62.97 Кб (Скачать файл)

Четвертая, самая современная  точка зрения на происхождение агрессивного поведения связана с когнитивной  теорией научения. В ней агрессивные действия рассматриваются не только как результат фрустрации, но и как следствие научения, подражания другим людям. Агрессивное поведение в этой концепции трактуется как результат следующих когнитивных и других процессов:

1. Оценки субъектом следствий  своего агрессивного поведения  как положительных. 

2. Наличие фрустрации.

3. Наличие эмоционального  перевозбуждения типа аффекта  или стресса, сопровождающегося  внутренней напряженностью, от которой  человек хочет избавиться.

4. Наличие подходящего  объекта агрессивного поведения,  способного снять напряжение  и устранить фрустрацию.

Немаловажную роль в порождении и регулировании агрессивного поведения  играют восприятие и оценка человеком  ситуации, в частности — намерений, приписываемых другому лицу, возмездия  за агрессивное поведение, способности  достичь поставленной цели в результате применения агрессивных действий, оценки подобных действий со стороны других людей и самооценки.

Для того чтобы умерить  агрессивные побуждения человека, необходимо сделать так, чтобы он мог видеть и оценивать себя в момент совершения агрессивных действий. Установлено, например,  что человек, получивший возможность видеть себя в зеркале  в раздраженном состоянии в момент, когда он готов или уже совершает  агрессивные поступки, быстро успокаивается  и лучше контролирует свое поведение. Однако такое происходит только в  начале раздражения. Когда же он «вышел из себя» и находится в сильном возбуждении, это не помогает снять агрессивные действия.

У человека есть две различные  мотивационные тенденции, связанные  с агрессивным поведением: тенденция  к агрессии и к ее торможению. Тенденция к агрессии — это  склонность индивида оценивать многие ситуации и действия людей как  угрожающие ему и стремление отреагировать  на них собственными агрессивными действиями. Тенденция к подавлению агрессии определяется, как индивидуальная предрасположенность оценивать собственные агрессивные действия как нежелательные и неприятные, вызывающие сожаление и угрызения совести. Эта тенденция на уровне поведения ведет к подавлению, избеганию или осуждению проявлений агрессивных действий.

Мотив торможения агрессивных  действий оказывается решающим в  актуализации определенных поведенческих  тенденций. В ряде экспериментальных психологических исследований, в которых для оценки мотива-тенденции к агрессии применялась проективная методика, получен парадоксальный на первый взгляд результат: те люди, которые в процессе; тестирования обнаружили высокие показатели склонности к агрессии, в реальной жизни, как выяснилось, эту склонность не проявляли, подавляя ее даже больше, чем те, чьи показатели мотива агрессивности были выше. Этот результат объясняется, в частности, развитостью у них тенденции к торможению внешних проявлений агрессии, которая становится тем сильнее, чем значительнее мотивация к агрессии.

Источники торможения агрессии могут быть как внешними, так и  внутренними. В качестве примера  внешних источников можно назвать  страх перед возможным возмездием или наказанием за агрессивное поведение, а в качестве примера внутреннего источника — переживание вины за несдержанное, агрессивное поведение по отношению к другому живому существу. Было показано, что обычных подростков от тех, кто совершил правонарушения и находится в местах отбывания наказания, отличают именно внутренние источники торможения агрессивных действий. Сильным тормозным фактором в проявлении подростками агрессии является также позиция взрослых, в частности родителей, по отношению к агрессивному поведению детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В каждой монистической концепции  сущности мотива имеется рациональное зерно, отражающее одну из сторон мотива как основания действия, поступка, деятельности, поведения. Так, принятие в качестве мотива потребности дает возможность получить ответ, почему осуществляется активность человека; принятие за мотив цели позволяет дать ответ, для чего (ради чего) проявляется эта активность; а принятие за мотив устойчивых свойств личности дает ответ, почему выбраны именно эта цель, этот способ ее достижения.

Структура мотива как основания  действия или поступка — многокомпонентная, в ней чаще всего находят отражение несколько причин и целей.

Долгое время соотношение  между мотивом и поведением (деятельностью) рассматривалось с мономотивационной позиции. Исходя из того что мотив является системообразующим фактором деятельности и поведения, психологи тесно привязывают их к конкретной потребности (принимаемой за мотив). Это находит выражение в тезисе: каждому мотиву (потребности) должна соответствовать своя деятельность, и наоборот.

Выявление мотивов человека дело трудное, но не безнадежное. Оно требует комплексного использования различных методик, позволяющих выявлять глубинные причины поведения человека (потребности, мотивационные установки, мотиваторы, состояние в данный момент), а не только цели. Однако при этом следует все же учитывать, что, как и любая психологическая диагностика, определение мотивов поведения — это вероятностный процесс, не дающий в ряде случаев стопроцентной гарантии правильности диагноза.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Немов P.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 2 кн. Кн.1. Общие основы психологии.-М.: Просвещение: Владос, 1994.- 576 с.
  2. Рогов Е.И. Общая психология. - М. ВЛАДОС, 1995 г.
  3. Вилюнас В. К. Психологические механизмы мотивации  человека.—М. Изд-во МГУ,  1990 г.
  4. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. Питер, 2003 г.

 


Информация о работе Мотив, как психологическая причина поведения