Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 20:46, курсовая работа
Цель курсовой работы - теоретический анализ проблемы места мышления в структуре психики.
Задачи:
1. Рассмотреть психику как систему
2. Описать мышление как когнитивный элемент психики
3. Выявить связи мышления с другими психическими явлениями
4. Обобщить результаты исследования в виде выводов
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………....3
1. ПСИХИКА КАК СИСТЕМА…………………………………………..….5
2. МЫШЛЕНИЕ КАК КОГНИТИВНЫЙ ЭЛЕМЕНТ ПСИХИКИ...............8
2.1. Психологическая природа мыслительного процесса……....................8
2.2. Основные фазы мыслительной деятельности………………….……....10
2.3. Основные виды мышления…………………….. ……………………..10
2.4. Основные операции и закономерности мышления……………………12
3. СВЯЗЬ МЫШЛЕНИЯ С ПСИХИЧЕСКИМИ ЯВЛЕНИЯМИ……........15
3.1. Связь мышления с когнитивными процессами (восприятие, ощущение, воображение, речь, память)……………………………......15
3.2. Связь мышления с эмоциями………………………………………......20
3.3. Связь мышления с мотивацией………………………………………...21
ВЫВОДЫ………………………………………………………………….....24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….......25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………......26
Словесно-логическое - это вид мышления опосредованный знаками, из которых непосредственно складываются понятия. Словесно-логическое мышление осуществляется путем умозрительной логической связи конкретных предметов, объектов, процессов и явлений со звуками, с языковыми звуками, со словами и словосочетаниями, с понятиями, выраженными в языке в виде слов и знаков, и обозначающими данные предметы и объекты [19].
В психологии существует
Аутистическое мышление - данный тип мышления направлен на удовлетворение собственных интересов. Потребности в данном случае ориентированы более личностно.
Реалистическое мышление - правильно отражает действительность, делает поведение человека в различных ситуациях разумным. Целью операций реалистического мышления является создание правильной картины мира, нахождение истины.
Эгоцентрическое мышление - характеризуется, как правило, тем, что человек не способен принять точку зрения не совпадающую с его «эго».
Репродуктивное - специфику этого типа мышления можно охарактеризовать как поиск и установление связей и отношений между готовыми продуктами мыслительной деятельности, которые фиксированы в знаковой форме. Данный тип предполагает интенсивную мыслительную деятельность.
Основная функция процессов мышления - ориентировка субъекта в окружающем мире посредством установления межпредметных связей и отношений, на основе различных средств и способов.
На каждом уровне мышления
установление межпредметных связей и отношений реализуется
2.4. Основные операции и закономерности мышления
Обобщенность мышления. Мышление
осуществляется с целью познания тех или
иных существенных свойств объекта, с
целью получения знания. Существенное
свойство является всегда общим для данной
группы однородных предметов (но не всякое
общее свойство является существенным).
К решению отдельной конкретной задачи
мы применяем обобщенные знания, общие
В процессе
мышления единичное всегда рассматривается
как конкретное выражение общего.
Мышление осуществляется
Сравнение - установление
сходства и различия между предметами.
Познание объектов окружающего мира начинается,
прежде всего, путем их сравнения, сопоставления
их друг с другом (первичный синтез).
Анализ, мысленное расчленение
предмета, ситуации, явления и выявление
составляющих его элементов, сторон, моментов,
частей. С помощью анализа субъект вычленяет
явления из случайных и несущественных
связей, в которых они часто даны в восприятии.
«Анализ, расчленяющий сложное на единицы указывает путь для разрешения жизненно важного для всех рассматриваемых нами учений» [6, С. 17].
Синтез же восстанавливает расчленяемое анализом целое, вскрывая более или менее существенные связи и отношения выделенных анализом элементов. Анализ расчленяет проблему, синтез по - новому объединяет данные для её решения. Мысль, анализируя и синтезируя, проходит путь от расплывчатого понятия о предмете к понятию, в котором анализом выявлены основные элементы, а синтезом раскрываются существенные связи целого.
Абстракция - это выделение, вычленение и извлечение одной какой-нибудь стороны, свойства, момента явления или предмета, в каком-нибудь отношении существенного, и отвлечение от остальных. Абстракция в действии, предшествующая мыслительному отвлечению возникает в практике.
Обобщение или генерализация зарождается в плане действий, потому что индивид одним и тем же генерализированным действием отвечает на разные раздражения и производит их в разных ситуациях на основании общности лишь некоторых их свойств.
Сам процесс обобщения стоит понимать как отбор и отсев того, что уже дано в изначальном виде в содержании чувственно воспринимаемых свойств предмета. Этот процесс можно назвать не тем, который обогащает и углубляет наши знания, а объединяющим. Положительно ядро лежит в раскрытии существенных связей. Существенно связанное - вот что общее.
Обобщение может совершаться по пути сравнения, выделяющего общее в ряде предметов и явлений.
Высшие же формы обобщения, к ним мышление приходит через опосредование, через раскрытие отношений, связей, закономерностей развития [8].
В итоге, можно сделать вывод, что
мышление - психолого-
В развернутом мыслительном процессе можно различать несколько этапов или фаз: начальная фаза, решение задачи, завещающая фаза.
К основным видам мышления относятся: теоретическое, практическое, наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое. Также выделяют типы мышления: аутистическое, реалистическое, эгоцентрическое, репродуктивное.
Мышление осуществляется
Глава 3. Связь мышления с психическими явлениями
3.1 Связь мышления с когнитивными процессами (восприятие, ощущение, воображение, речь, память)
Первая особенность мышления - его опосредованный
характер. То, что человек не может познать
прямо, непосредственно, он познаёт косвенно,
опосредованно: одни свойства через другие,
неизвестное - через известное.
Мышление
всегда опирается на данные чувственного
опыта - ощущения, восприятия, представления
- и на ранее приобретённые теоретические
знания. Косвенное познание и есть познание
опосредованное.
Вторая особенность мышления - его обобщённость.
Обобщение как познание общего и существенного
в объектах действительности возможно
потому, что все свойства этих объектов
связаны друг с другом. Обобщения люди выражают посредством
Мышление -
высшая ступень познания человеком действительности.
Чувственной основой мышления являются
ощущения, восприятия и представления.
Через органы чувств - эти единственные
каналы связи организма с окружающим миром
- поступает в мозг информация. Содержание
информации перерабатывается мозгом.
Наиболее сложной (логической) формой
переработки информации является деятельность
мышления. Решая мыслительные задачи,
которые ставит жизнь перед человеком,
он размышляет, делает выводы и тем самым
познаёт сущность вещей и явлений, открывает
законы их связи, а затем на этой основе
преобразует мир [3].
Связь мышления с восприятием, ощущением
Первая особенность мышления
- его опосредованный характер. То, что
человек не может познать прямо, непосредственно,
он познаёт косвенно, опосредованно: одни
свойства через другие, неизвестное - через
известное.
Мышление всегда опирается на данные чувственного
опыта - ощущения, восприятия, представления
- и на ранее приобретённые теоретические
знания. Косвенное познание и есть познание
опосредованное.
Вторая особенность мышления - его обобщённость.
Обобщение как познание общего и существенного
в объектах действительности возможно
потому, что все свойства этих объектов
связаны друг с другом. Обобщения люди выражают посредством
Мышление
- высшая ступень познания человеком действительности.
Чувственной основой мышления являются
ощущения, восприятия и представления.
Через органы чувств - эти единственные
каналы связи организма с окружающим
Связь мышления с воображением
Возможность воображения «забегать» вперед, предвидеть наступление тех или иных событий в будущем, показывает тесную связь воображения и мышления.
Подобно мышлению воображение возникает в проблемной ситуации, мотивируется потребностями личности, обусловлено уровнем развития общественного сознания. Возможность его использования в проблемных ситуациях высокой степени неопределенности, когда исходные данные не поддаются точному анализу .
В конкретных образах, создаваемых воображением, очень часто раскрываются те или иные отвлеченные теоретические мысли. Каждый писатель, художник в процессе творчества пытается передать, объяснить свою мысль другим, но не через отвлеченные понятия, а с помощью конкретных образов. Достаточно вспомнить любую басню, сказку, поговорки. Везде мы ищем основную мысль, основную идею, которые образно, наглядно раскрываются в этих произведениях. Подчеркивая связь между мышлением и воображением, К.Д.Ушинский говорил, что «сильное, деятельное воображение есть необходимая принадлежность ума». Однако в отличие от мышления, основным содержанием которого являются понятия, позволяющие обобщенно и опосредованно познавать мир, воображение протекает в конкретно-образной форме, в виде ярких представлений. В отличие от мыслительных образов (понятий, суждений, умозаключений) здесь значительно снижена функция контроля. Воображение относительно свободно, ибо не сковано задачей оценки правильности того, что продуцирует наше сознание или подсознание [6].
В качестве вывода можно
Связь мышления с речью
Мышление взрослого, нормального человека неразрывно связано с речью. Когда мы говорим о связи мышления с речью, мы имеем в виду в первую очередь внутреннюю речь, и Выготский прав, утверждая, что, «как ни решать сложный и все еще спорный вопрос об отношении мышления и речи, нельзя не признать решающего и исключительного значения процессов внутренней речи для развития мышления» [5, С. 174]. Мысль не может ни возникнуть, ни протекать, ни существовать вне языка, вне речи. Мы мыслим словами, которые произносим вслух или проговариваем про себя, т. е. мышление происходит в речевой форме. Люди, одинаково хорошо владеющие несколькими языками, совершенно четко осознают, на каком языке они мыслят в каждый данный момент. В речи мысль не только формулируется, но и формируется, развивается.
Специальными приборами можно зарегистрировать скрытые речевые (артикуляционные) микродвижения губ, языка, гортани, всегда сопровождающие мыслительную деятельность человека, например, при решении различного рода задач. Только глухонемые от рождения люди, не владеющие даже кинетической («ручной») речью, мыслят на основе образов [5].
Иногда может показаться, что мысль существует вне словесной оболочки, что иную мысль трудно выразить словами. Но это означает, что мысль еще неясна себе самому, что это скорее не мысль, а смутное общее представление. Ясная мысль всегда связана с четкой словесной формулировкой.
Неправильно и противоположное мнение о том, что мысль и речь по существу одно и то же, что мышление - это речь, лишенная звучания («речь минус звук», как считают некоторые буржуазные ученые), а речь -«озвученное мышление». Это мнение, ошибочно хотя бы потому, что одну и ту же мысль можно выразить на разных языках сотнями разных звукосочетаний и слов. Известно также, что существуют слова-омонимы (слова с одинаковым звучанием, но разным смыслом: «корень», «коса», «ключ», «реакция» и т. д.), т. е. одно и то же слово может выражать разные мысли, разные понятия [14].
Но нельзя и отрывать мышление и речь друг от друга. Речь - не просто внешняя одежда мысли, которую она сбрасывает или одевает, не изменяя этим своего существа. Речь, слово служат не только для того, чтобы выразить, вынести во вне, передать другому уже готовую без речи мысль. В речи мы формулируем мысль, но, формулируя ее, мы сплошь и рядом ее формируем. Речь здесь нечто большее, чем внешнее орудие мысли; она включается в самый процесс мышления как форма, связанная с его содержанием. Создавая речевую форму, мышление само формируется. Мышление и речь, не отожествляясь, включаются в единство одного процесса. Мышление в речи не только выражается, но по большей части оно в речи и совершается [16].
Между речью и мышлением существует не тожество и не разрыв, а единство; это единство диалектическое, включающее различия, заостряющиеся в противоположности.
Связь мышления и памяти
Без памяти не было бы возможно никакое научение. Можно добавить также, что без памяти не могло бы существовать и мышление. Действительно, для того чтобы мыслить, нужно что-то представлять себе, воображать, комбинировать образы или понятия, относящиеся к событиям, людям или предметам, которых физически в данный момент перед нами нет. Разумеется, это означает, что они должны присутствовать в памяти.
Память участвует и в простом воспоминании, и в других мыслительных процессах, например в мечтах или грезах наяву, а также ни более структурированном уровне в планировании, решении проблем и принятии решений [7].
Когда мы предаемся фантазиям (при воспоминаниях или в мечтах, а также при некоторых сновидениях), у нас появляются в основном мысленные образы. При этом возникают ассоциации, не управляемые какой-либо жесткой организацией мысли. Иногда при столкновении с суровой действительностью, мы начинаем строить какие - то пожелания или грезить наяву, например, вспоминаем о неких событиях (чаще всего, происшедших не с нами), которые могли бы быть решением проблемы. Так может сформироваться малореалистичная идея о том, что мы обязательно получим крупный выигрыш, купив лотерейный билет, или предстоящий завтра экзамен будет перенесен по каким-то причинам, существующим лишь в нашем воображении.