Мышление в структуре психики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 20:46, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - теоретический анализ проблемы места мышления в структуре психики.
Задачи:
1. Рассмотреть психику как систему
2. Описать мышление как когнитивный элемент психики
3. Выявить связи мышления с другими психическими явлениями
4. Обобщить результаты исследования в виде выводов

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………....3
1. ПСИХИКА КАК СИСТЕМА…………………………………………..….5
2. МЫШЛЕНИЕ КАК КОГНИТИВНЫЙ ЭЛЕМЕНТ ПСИХИКИ...............8
2.1. Психологическая природа мыслительного процесса……....................8
2.2. Основные фазы мыслительной деятельности………………….……....10
2.3. Основные виды мышления…………………….. ……………………..10
2.4. Основные операции и закономерности мышления……………………12
3. СВЯЗЬ МЫШЛЕНИЯ С ПСИХИЧЕСКИМИ ЯВЛЕНИЯМИ……........15
3.1. Связь мышления с когнитивными процессами (восприятие, ощущение, воображение, речь, память)……………………………......15
3.2. Связь мышления с эмоциями………………………………………......20
3.3. Связь мышления с мотивацией………………………………………...21
ВЫВОДЫ………………………………………………………………….....24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….......25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………......26

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая .docx

— 60.13 Кб (Скачать файл)

          Однако в большинстве случаев нам приходится обрабатывать и упорядочивать информацию так, чтобы наиболее логичным образом справляться с встающими перед нами повседневными трудностями. При этом роль мышления состоит в выработке умственных стратегий, опирающихся на символические процедуры. Именно это происходит при формировании новых понятий, планировании нашей деятельности, суждении о предметах, людях или событиях, поиске ответов на различные вопросы или принятии необходимых решений.

 

3.2 Связь мышления  с эмоциями

         Хотя логические операции органически входят в состав мышления, оно не всегда выступает как процесс, в котором действуют только логика и разум. В процесс мышления зачастую вмешиваются, изменяя его, эмоции. Вот что по этому поводу писал Рубинштейн: «Подчиняясь деспотическому господству слепого чувства, мысль начинает порой регулироваться стремлением к соответствию с субъективным чувством, а не с объективной реальностью..., следует «принципу удовольствия» вопреки «принципу реальности»... Эмоциональное мышление с более или менее страстной предвзятостью подбирает доводы, говорящие в пользу желанного решения»  [15, С.280]. 
         Эмоции, однако, способны не только искажать, но и стимулировать мышление. Известно, что чувство придает мысли большую страстность, напряженность, остроту, целеустремленность и настойчивость. Без возвышенного чувства продуктивная мысль столь же невозможна, как без логики, знаний, умений, навыков. Вопрос только в том, насколько чувство сильно, не переходит ли оно пределы оптимума, обеспечивающего разумность мышления. В процессах мышления эмоции особенно выражены в моменты нахождения человеком решения трудной задачи, здесь они выполняют эвристическую и регулятивную функции. Эвристическая функция эмоций заключается в выделении (эмоциональной, сигнальной фиксации) некоторой зоны оптимального поиска, в пределах которой находится искомое решение задачи. Регулятивная функция эмоций в мышлении проявляется в том, что они способны активизировать поиск нужного решения в том случае, если он ведется в правильном направлении, и замедляют его, если  интуиция  подсказывает,  что  избранный  ход  направления  мысли ошибочен. 
     При нахождении принципа решения или при возникновении интуитивного ощущения приближения к нему у человека появляется состояние эмоционального подъема. «Состояние эмоциональной активации выступает как некоторый неспецифический сигнал «остановки», как указание на то, «где» должно быть найдено то, что еще не найдено, оно выступает как неконкретизированное предвосхищение принципа решения (или окончательного решения). Это эмоциональное предвосхищение принципиального решения задачи переживается как «чувство близости решения» [5, С. 278].

3.3 Связь мышления  с мотивацией

Одним из ведущих факторов, определяющих целенаправленность мышления, является его мотивированность. Анализ «стратегии» человеческого мышления не может быть проведен, если не учесть личностную направленность мыслящего субъекта. Так, О. К. Тихомиров, разбирая структуру мыслительной деятельности, приходит к выводу, что «личностный смысл есть реальное функциональное образование, включенное в процесс управления поисками решения задачи». Поэтому и любые попытки моделирования человеческого мышления должны включать в себя и моделирование его мотивационного компонента [20].

Личностный аспект мышления составляют, прежде всего, мотивация  и способности человека (т. е. его  отношение к решаемой задаче, к  другим людям и т. д., в чем проявляются  и формируются его побуждения к мыслительной деятельности и его умственные способности).

Мотивация мышления бывает, по крайней мере, двух типов: специфически познавательная и неспецифическая. В первом случае побудителями мыслительной деятельности являются познавательные интересы и мотивы, т. е. стремление узнать что-то новое (например, детская любознательность). Во втором случае мышление начинается под влиянием более или менее внешних причин, а не собственно познавательных интересов. Например, школьник может начать решать задачу не из желания узнать и открыть что-то новое, а лишь потому, что взрослые обещают ему за это специальное вознаграждение, или потому, что он не хочет отстать от товарищей, и т. д. Но какой бы ни была исходная мотивация мышления, по мере его осуществления начинают действовать и собственно познавательные мотивы. Часто бывает так, что ученик садится учить уроки лишь по принуждению взрослых, но в процессе учебной работы у него возникает и чисто познавательный интерес к тому, что он делает.

Мотивация - двигатель мышления. Наличие интеллекта само по себе не превращается в творческие свершения. Чтобы добиться конкретных результатов, необходим "двигатель" или "приводной ремень", который запускал бы в движение механизмы мышления. Таким "двигателем" служит мотивационная основа.

Чрезмерная же мотивация  равнозначна перехлестывающему  через край эмоциональному возбуждению. При этом в кровь человека выбрасывается излишек гормонов стресса - адреналина, что приводит к фактической блокаде мышления. Таким образом, сильные эмоции оказывают верх над мышлением и препятствуют его работе.

Таким образом, мотивация  мышления - это важный и трудный  вопрос психологической науки. К данному вопросу обращались учёные многих стран, но до сих пор данная тема считается до конца не изученной. Мотивация мышления - это важный компонент, формирующий мышление человека [11].

         Итак, сделаем вывод, что мышление, будучи познавательным процессом, отличается от других тем, что осуществляет обобщение и опосредованное познание объективной реальности, хотя, опирается при этом на чувственное познание при активном взаимодействии человека с познаваемым объектом. Активное взаимодействие, преобразование предметов, различные действия человека являются существенной особенностью мышления, ведь только в ходе действий с предметами выявляются несовпадения чувственно данного, познаваемого в ощущениях и восприятии, и ненаблюдаемого, скрытого. Эти несовпадения явления и сущности вызывают поиск, мыслительную активность человека, в результате которой достигается познание, открытие существенно нового.

 

 

 

 

Выводы

       1.  Психика - это свойство мозга, заключающееся в отражении объективной реальности. Особенность психики - способность опережающего отражения.   Психика имеет 2 уровня - низший (бессознательная сфера) и высший (сознание).  Животные, в отличие от человека, обладают только психикой низшего уровня. Психика имеет структуру, в нее входят психологические свойства, процессы, качества, а также состояния.

      2.  В развернутом мыслительном процессе можно различать несколько

этапов или фаз: начальная  фаза,  решение задачи, завещающая фаза.

К основным видам мышления относятся: теоретическое, практическое, наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое. Также выделяют  типы  мышления:  аутистическое,  реалистическое, эгоцентрическое, репродуктивное.

  Мышление осуществляется совокупностью различных операций: сравнения, обобщения, абстракции, конкретизации, классификации и систематизации.

        3. Мышление, будучи познавательным процессом, отличается от других тем, что осуществляет обобщение и опосредованное познание объективной реальности, хотя, опирается при этом на чувственное познание при активном взаимодействии человека с познаваемым объектом. Активное взаимодействие, преобразование предметов, различные действия человека являются существенной особенностью мышления, ведь только в ходе действий с предметами выявляются несовпадения чувственно данного, познаваемого в ощущениях и восприятии, и ненаблюдаемого, скрытого. Эти несовпадения явления и сущности вызывают поиск, мыслительную активность человека, в результате которой достигается познание, открытие существенно нового.

 

Заключение

        Целью курсовой работы  было исследование мышления в структуре психики, чтобы получить представление о том как: протекает данный процесс, каковы его функции, как формируется в различных ситуациях, описать основные его виды, а также связь мышления с другими психологическими явлениями.

        В  соответствии с задачами мы  поняли, что такое психика. Описали  мышление как когнитивный элемент  психики. Выявить связи мышления с другими психическими явлениями. Обобщили результаты исследования в виде выводов.

       В итоге мы выявили, что мышление, будучи познавательным процессом, отличается от других тем, что осуществляет обобщение и опосредованное познание объективной реальности, хотя, опирается при этом на чувственное познание при активном взаимодействии человека с познаваемым объектом. Активное взаимодействие, преобразование предметов, различные действия человека являются существенной особенностью мышления, ведь только в ходе действий с предметами выявляются несовпадения чувственно данного, познаваемого в ощущениях и восприятии, и ненаблюдаемого, скрытого. Эти несовпадения явления и сущности вызывают поиск, мыслительную активность человека, в результате которой достигается познание, открытие существенно нового.

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Акимова М.К., Козлова В.Т., Ференс Н.А. Теоретические подходы к диагностике практического мышления // Вопросы психологии. - № 1, 1999. - С.15-18.
  2. Атаханов Р. Соотношение общих закономерностей мышления и математического мышления // Вопросы психологии. - № 5, 1995. - С.24
  3. Брушлинский А.В. Мышление и общение. - Минск: Изд-во Минского госуниверситета, 1990. - 124с.
  4. Волков Е.Н. Основные модели контроля сознания (реформирования мышления) // Журнал практического психолога. - № 5, 1996. - С.12.
  5. Выготский Л.С. Мышление и речь. - 5-е изд.,  - М.: Лабиринт, 1999. - 351с.
  6. Выготский Л.С. Психология искусства. - М: Лабиринт, 2008. - 352с.
  7. Ермакова Е.С. Формирование гибкости мышления у дошкольников // Вопросы психологии. - № 4, 1999. - С.14-15.
  8. Завалишина Д.Н. Практическое мышление: Специфика и проблемы развития. - М.: Институт психологии РАН, 2005. – 375с.
  9. Каплунович И.Я. Психологические закономерности развития пространственного мышления // Вопросы психологии. - № 1, 1999.-      С. 43.
  10. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии.- М, 2007. - 511с.
  11. Мадди С. Теории личности. - СПб.: Речь, 2002. - 539с.

12. Маланов С.В. Психологические механизмы мышления человека. -М.: Московский психолого-социальный институт, 2003 г. - 56с.

13. Немов Р.С. Психология. - М.: Владос, 2003 г. - 156с.

  1. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. - СПб., 1997. - 256с.
  2. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии.- СПб., 2008. - 713с.

     16. Соколов А.Н. Внутренняя речь и мышление. - М.: Издательство ЛКИ, 2007. - 248с.

      17. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов на Дону: «Феникс», 2000. - 672с.

     18. Сухарев В.А. Психология интеллекта. - Донецк: Сталкер, 1997. -416с.

19. Теплов Б.М. Труды по психофизиологии индивидуальных различий. - М: Наука, 2004. - 444с.

     20. Тихомиров О.К. Психология мышления. - М.: Академия, 2005.

- 288с.

     21. http://www.psychology.ru/ - Психология на русском языке. Библиотека.


Информация о работе Мышление в структуре психики