Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2012 в 00:27, курсовая работа
Характеристика и принцип мышления,теоретические и экспериментальные подходы,методы и подходы исследования
Введение
1. Характеристика и принцип мышления
2. Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию мышления
3. Методы исследования мышления
4. Мышление как процесс постановки и решения творческих задач
5. Проблема исследования мотивации мыслительной деятельности
Заключение
Литература
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФИЛИАЛ г. ДОМОДЕДОВО
Курсовая работа
По общей психологии
ТЕМА: «МЫШЛЕНИЕ
И ЕГО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ
Работу выполнила:
Студентка заочного отделения
Группа № ПС 2
ГОНЧАРОВА И. В.
Преподаватель:
ЕФИМОВА Н.С.
2004 г.
Содержание
Введение
1.
Характеристика и принцип
2.
Теоретические и
3. Методы исследования мышления
4.
Мышление как процесс
5.
Проблема исследования
Заключение
Литература
Введение
Ощущение и восприятие
дают нам знание единичного – отдельных
предметов и явлений реального
мира. Но такая информация не может
рассматриваться как
Этот многоступенчатый переход
– от единичного к общему и от
общего опять к единичному – осуществляется
благодаря особому психическому
процессу – мышлению. Мышление является
высшим познавательным психическим
процессом. Суть данного процесса заключается
в порождении нового знания на основе
творческого отражения и
Изучение мышления – один из традиционных разделов общей психологии, поэтому понимание предмета психологии мышления будет зависеть от понимания предмета психологической науки в целом.
Следующие общефилософские положения являются определяющими для марксистской психологии, для понимания ее предмета.
Психика возникает на определенном этапе развития материи, она вторична по отношению к окружающей действительности.
Психика функционирует как свойство особым образом организованной материи (в высших проявлениях – как свойство мозга).
Психика есть отражение (познание) внешнего мира и сама познаваема, как и другие явления.
Психика человека общественно-исторически обусловлена.
Психика возникает на основе практического взаимодействия субъекта с внешним миром и выполняет в ней активную роль.
Психика развивается, входе этого развития происходит переход количественных изменений в качественные, внутренние противоречия являются движущей силой, источником данного развития.
Все эти положения являются определяющими и при разработке проблем психологии мышления.
Основываясь на общефилософских положениях, психология не должна к ним сводится, так как иначе у нее не будет статуса самостоятельной науки.
Предмет психологии мышления
находится как бы на пересечении
двух областей: того, что относится
к компетенции психологического
изучения, и того, что составляет
предмет комплексных
Психологическая наука в ходе своего исторического развития постепенно отделялась от философии, поэтому не случайно, что в поле внимания психологов прежде всего попали те виды мышления, которые первоначально занимали внимание филосфов. Это теоретическое, рассуждающее мышление. Один из крупнейших философов Р. Декарт выдвинул формулу «Я мыслю, значит, я существую».
Термином «мышление» в психологии обозначаются качественно разнородные процессы.
1. Характеристика и принципы мышления
Мышление как особый психологический
процесс имеет ряд
Вторым, не менее важным,
признаком мышления является опосредованное
познание объективной реальности. Суть
опосредованного познания заключается
в том, что мы в состоянии выносить
суждения о свойствах или
Важнейшей характерной особенностью мышления является то , что мышление всегда связано с решением той или иной задачи, возникшей в процессе познания или в практической деятельности. Процесс мышления начинает наиболее ярко проявляться лишь тогда, когда возникает проблемная ситуация, которую необходимо решить. Мышление всегда начинается с вопроса, ответ на который является целью мышления.
2. Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию мышления
Прежде чем говорить о
наиболее известных теоретических
направлениях в области исследования
мышления, следует обратить внимание
на то, что мы впервые при рассмотрении
этого вопроса встретимся с такими
понятиями, как интеллект и
Слово «интеллект» происходит
от латинского intellectus, в переводе на
русский означающего «
Следует отметить, что до
настоящего времени единой общепринятой
трактовки понятия «интеллект»
нет. Сегодня существуют два основных
толкования интеллекта: более широкое
и более узкое. В более широком
смысле интеллект — это глобальная
интегральная биопсихическая особенность
человека, характеризующая его
Какой смысл мы будем вкладывать в понятие «интеллект»? Будет ли верным, если все проявления нашего мышления мы будем считать интеллектом? И будет ли верным, если, наоборот, определенные проявления мышления мы не будем относить к интеллекту?
Мы будем исходить из
того, что интеллект в современной
психологической науке
Таким образом, можно утверждать, что мышление непосредственно задействовано в процессе адаптации. Причем его участие в адаптации не ограничивается лишь формированием базовых понятий. При формировании поведения человек исходит из существующих в обществе моральных ценностей, своих личных интересов и тех задач, которые ему необходимо решить. Следовательно, формирование поведения и выбор путей достижения цели происходят при многократном взвешивании вариантов и анализе всех исходных понятий. При этом главную роль в этих процессах играет мышление.
Нередко наш выбор бывает
противоречивым, но он всегда либо верен,
либо неверен. Адекватность нашего выбора
в значительной мере зависит от степени
развития критичности нашего мышления.
Критичность мышления заключается
в том, насколько успешно мы выявляем
недостатки в своих суждениях
и суждениях других людей. Но наше
поведение не всегда носит осознанный
характер. Часто мы поступаем необдуманно
или используем выработанный ранее
поведенческий стереотип, не успевая
привести его в соответствие с
изменившимися условиями
Помимо формирования мотивированного поведения мышление участвует в деятельности. Выполнение любой преобразующей или созидательной деятельности не может обойтись без процесса мышления, ибо, прежде чем что-либо создать, мы решаем целый ряд умственных задач и лишь затем создаем на практике то, что создали у себя в сознании с помощью мышления. Более того, каждый из нас обладает определенным уровнем развития так называемого творческого мышления, т. е. мышления, связанного с формированием принципиально новых знаний, с генерацией собственных идей. Однако, говоря о том, как мышление задействовано в деятельности, мы должны подчеркнуть, что в первую очередь мышление обеспечивает познавательные аспекты деятельности.
Таким образом, адаптация человека, его поведение, его созидательная деятельность, носящие сознательный (разумный) характер, тесно связаны с процессом мышления. Поэтому часто, когда мы говорим «разум», «ум», мы подразумеваем процесс мышления и его особенности.
Кроме приведенной информации,
формируя понятие «интеллект», давайте
исходить из того, что есть проявления
нашего мышления, которые мы можем
оценить и изучить с помощью
достаточно объективных методов. Эти
проявления связаны с решением определенных
умственных задач на основе переработки
воспринимаемой информации и создания
оригинальных, принципиально новых
идей. Другие проявления мышления чаще
всего скрыты от нашего сознания, а
если они и осознаются, то в относительно
смутной форме. Эти проявления связаны
с адаптацией и формированием
мотивированного (осознанного) поведения.
Поэтому эти процессы не могут
быть оценены непосредственно с
помощью специальных тестов. Об особенностях
проявления мышления в этой сфере
мы можем судить лишь по косвенной
информации, которую получаем при
исследовании личности и при изучении
поведения человека. Таким образом,
в процессе мышления мы можем выделить
вполне самостоятельные, с точки
зрения экспериментального исследования,
компоненты, связанные с решением
разнообразных умственных задач, что
и позволяет рассматривать
В то же время следует
учитывать то, что возникновение
понятия «интеллект» связано
с попытками оценить с помощью
специальных психологических
Таким образом, под интеллектом мы будем понимать совокупность самых разнообразных умственных способностей, обеспечивающих у спех познавательной деятельности человека.
Все наиболее известные теории, пытающиеся объяснить наличие у человека мышления и его происхождение, можно разделить на две большие группы. К первой группе следует отнести теории, провозглашающие наличие у человека природных интеллектуальных способностей. Согласно положениям этих теорий, интеллектуальные способности являются врожденными и поэтому не изменяются в процессе жизни, а их формирование не зависит от жизненных условий.
Одной из наиболее известных теорий, входящих в первую группу, является теория мышления, разрабатываемая в рамках гештальтпсихологии. С позиции данного научного направления интеллектуальные способности и сам интеллект определяются как совокупность внутренних структур, обеспечивающих восприятие и переработку информации с целью получения нового знания. При этом считается, что соответствующие интеллектуальные структуры существуют у человека с рождения в потенциально готовом виде, постепенно проявляясь по мере взросления человека и при возникновении потребности в них. При этом способность преобразовывать структуры, видеть их в реальной действительности и есть основа интеллекта.
Другая группа теорий рассматривает умственные способности как развивающиеся в процессе жизни человека. Они пытаются объяснить мышление исходя либо из внешних воздействий среды, либо из идеи внутреннего развития субъекта, или же исходя из того и другого.
Информация о работе Мышление и его экспериментальное исследование