Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2012 в 00:27, курсовая работа
Характеристика и принцип мышления,теоретические и экспериментальные подходы,методы и подходы исследования
Введение
1. Характеристика и принцип мышления
2. Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию мышления
3. Методы исследования мышления
4. Мышление как процесс постановки и решения творческих задач
5. Проблема исследования мотивации мыслительной деятельности
Заключение
Литература
Активные исследования мышления проводятся с XVII в. Для начального периода исследований мышления было характерно то, что мышление фактически отождествлялось с логикой, а в качестве единственного его вида, подлежащего изучению, рассматривалось понятийное теоретическое мышление. Сама же способность к мышлению считалась врожденной и поэтому, как правило, рассматривалась вне проблемы развития психики человека. К числу интеллектуальных способностей в то время относились созерцание (как некоторый аналог абстрактного мышления), логическое рассуждение и рефлексия. Операциями мышления считались обобщение, синтез, сравнение и классификация.
Позднее, с появление
ассоциативной психологии мышление
сводилось во всех его проявлениях
к ассоциациям. В качестве механизмов
мышления рассматривалась связь
следов прошлого опыта и впечатлений,
полученных в настоящем опыте. Способность
к мышлению рассматривалась как
врожденная. Однако представителям данного
направления не удалось объяснить
происхождение творческого
Мышление широко исследовалось и в рамках бихевиоризма. При этом мышление представлялось как процесс формирования сложных связей между стимулами и реакциями. Бесспорной заслугой бихевиоризма явилось рассмотрение в рамках изучаемой проблемы формирования умений и навыков в процессе решения задач. Благодаря данному направлению психологии в сферу изучения мышления вошла проблема практического мышления. Определенный вклад в развитие психологии мышления внес и психоанализ, в котором большое внимание уделялось проблеме бессознательных форм мышления, а также изучению зависимости мышления от мотивов и потребностей человека. Именно благодаря поиску бессознательных форм мышления в психоанализе было сформировано понятие «защитных психологических механизмов».
В отечественной психологии
проблема мышления развивалась в
рамках психологической теории деятельности.
Разработка этой проблемы связана с
именами А. А. Смирнова, А. Н. Леонтьева
и др. С позиций психологической
теории деятельности мышление понимается
как прижизненно формирующаяся
способность к решению
Следует отметить, что деятельностная
теория мышления способствовала решению
многих практических задач, связанных
с обучением и умственным развитием
детей. На ее основе были построены
известные теории обучения и развития,
среди которых теории П. Я. Гальперина,
Л. В. Занкова, В. В. Давыдова. Однако в
последнее время, с развитием
математики и кибернетики, появилась
возможность создать новую
Параллельно с теоретическими
поисками постоянно ведутся
3. Методы исследования мышления
При психологическом изучении мышления, как и других психических явлений, нет иного пути, кроме пути объективного исследования, сколь бы труден он ни был. Попытки применения интроспекции как метода изучения психики не привели к успеху и в данной области психологии. Объективность исследования мышления требует выявления тех внешних условий, которые вызывают мышление, оказывают влияние на его протекание. Например, особенности задачи, поставленной перед человеком, оказывают существенное влияние на его деятельность. Это влияние, конечно, определяется и внутренними условиями деятельности. Объективность исследования мышления требует также тщательной фиксации тех особенностей деятельности, в которых так или иначе проявляется мышление человека, по которым мы судим о протекании мышления: сам факт решения задачи, тип решения, время решения, спонтанные высказывания по ходу решения, рассуждение вслух, особенности психофизиологических реакций и т.д. В психологии мышления широко применяются все основные методы сбора эмпирического материала.
Метод наблюдения. На первый
взгляд этот метод не имеет отношения
к изучению мышления. Однако это
не так. Наблюдая за действиями человека
в различных естественных ситуациях,
за его мимикой и пантомимикой
в процессе решения задачи, за особенностями
его взаимодействия с другими
людьми, можно многое узнать и о
мышлении. Например, наблюдая за учебной
деятельностью школьника в
Во всех этих случаях сохраняется естественность проявлений мышления. Как и при изучении других психических явлений, наблюдение проводится целенаправленно, по определенному плану, с фиксацией результатов: последовательность решений или нерешенных задач, протокол речевого рассуждения. В настоящее время в психологии мышления достаточно широко используются технические средства (фотокамеры, кинокамеры, магнитофоны и др.). Как и в других областях психологии, метод наблюдения проявляет в психологии мышления как свои положительные, так и свои отрицательные свойства: с одной стороны, сохраняется естественность развертывания деятельности, а с другой стороны, не всегда легко оценить существенность тех или иных условий для наступления изучаемого явления, относящегося к мыслительной деятельности (например, возникновение проблемной ситуации). Этот недостаток частично компенсируется длительностью наблюдения.
Метод эксперимента нашел
достаточно широкое применение в
исследованиях мышления. Он обеспечивает
активное воспроизведение изучаемого
явления в специальных
Эксперимент бывает естественный
и лабораторный. По существу, естественным
экспериментом является ситуация введения
новых методов обучения, ситуация
использования новых приборов в
научном исследовании. При всем разнообразии
эти ситуации имеют одну общую
особенность: в них создаются
условия для существенного
В психологии мышления нашел
достаточно широкое применение экспериментально-клинический
метод, сочетающий особенности экспериментального
(воспроизводимость в
Эксперименты, как лабораторные, так и естественные, разделяют на формирующие и констатирующие. Формирующие эксперименты могут различаться, в свою очередь, тем, на что направлена процедура формирования: в одном случае на операционно-техническую сторону, а в другом — преимущественно на потребностно-мотивационную.
Метод беседы позволяет
выявить отношение испытуемого
к решаемой задаче, представления
испытуемых о собственных мыслительных
процессах (рефлексию), оценку собственных
мыслительных возможностей (самооценка).
Представляют интерес как ответы
на прямые вопросы («Знакома или нет
предложенная вам задача?»), так и
на косвенные («Как вы воспринимаете
данную задачу?»). Могут использоваться
также вопросы проективного типа
(«Эту задачу обычно воспринимают как
известную. Верно?»). Необходимо учитывать
степень суггестивности задаваемых
вопросов. Установление хороших взаимоотношений,
взаимопонимания между
В исследованиях мышления
применяется также и
Изучение продуктов
С помощью метода тестов
выявляются те или иные особенности
мышления (интеллекта). Первые развернутые
тестовые испытания относились именно
к интеллекту. Не только тесты определения
способностей, но и тесты успешности,
и проективные тесты могут
использоваться в изучении мышления.
Это происходит потому, что, во-первых,
мышление всегда личностно обусловлено,
а во-вторых, мыслительные операции
как образного, так и понятийного
уровня всегда включены в выполнение
заданий проективного типа. Напротив,
задачи «на мышление» часто
При исследовании мышления применяются не только качественные, но и количественные методы: факторный анализ в изучении структуры интеллекта, корреляционный анализ при изучении зависимости мышления от индивидуально-психологических особенностей человека, информационный анализ при образовании искусственных понятий, методы многомерного шкалирования при изучении эмоциональной регуляции мышления и др. Развиваются также методы математического и программного моделирования мышления.
Каждый из методов исследования
мышления имеет свои сильные и
слабые стороны, ограничительные рамки,
поэтому в специальных работах
можно найти достаточно острые критические
замечания в адрес каждого
из методов. Например, метод лабораторного
эксперимента упрекают за искусственность
и относительную простоту тех
задач, которые решают испытуемые, участвующие
в опытах. Действительно, испытуемые
не делают научных открытий, не изобретают,
а, например, соединяют четыре точки.
Выход из этих реальных трудностей
заключается в сочетании разных
методов исследования мышления, а
также в использовании таких
модельных задач, которые доступны
для использования в
Сторонники метода формирующего
эксперимента часто недооценивают
значение констатирующего эксперимента.
В действительности же и по отношению
к любому формирующему эксперименту
возникает задача проверки (оценки)
того, что именно сформировалось, в
каком отношении результат
Информация о работе Мышление и его экспериментальное исследование