Народные праздники в РБ в зимний период

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 20:57, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить особенности формирования у детей знганий о народных белорусских праздниках, разработать содержание и методику по данной проблеме.
Объект исследования: патриотическое воспитание дошкольников.
Предмет: процесс формирования представлений о народных праздниках.
Задачи:
Проанализировать этнографическую литературу по проблеме исследования;
Определить состояние изучаемого содержания в опыте работы;
Разработать программу ознакомления дошкольников с календарными праздниками.

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.docx

— 71.71 Кб (Скачать файл)

Введение.

Проблема патриотического воспитания подростающего поколения сегодня одна  из актуальных. Актуальность проблемы обусловлена совокупностью факторов научного, социального и практического значения. Она  определяет  в первую очередь, формирование и развитие национальной сознательности личности в современных новых условиях глобальных этнических процессов. Значимость патриотического воспитания детей обусловлена современными тенденциями  в образовании, которые характеризуются возросшими интересами к данной проблеме.

Пройдет время и сегодняшние дошкольники будут определять будущее родной Беларусии. И очень важно сейчас обратить внимание на воспитание у  будущего покаления чувства патриотизма, воспитание личности с активной жизненной позицией, в центре которой будет понимание личной ответственности за судьбу Родины.(красила мой край Б)

Система народного образования ориентирована на обеспечение условий для исторической приемственности поколений, развитие национальной культуры, воспитание уважительных и бережливых отношений к культурно-историческому наследию белорусского народа. Воспитание детей на основе лучших народных традиций рассматривается, как условие сохранения этнокультурной самобытности, традиционности, ментальности, национальных ценностей белорусов.

Решение данной проблемы невозможно без глубокого познания традиций и обычаев, а также активизации педагогической деятельности на привлечение подрастающего поколения к культурным традициям.

Дошкольный возраст, как правило характеризуется интенсивным входом в социальный мир, сензитивностью формирования у детей первоначальных представлений про себя и общество. В этот период происходит становление национального характера, прививается любовь к отечественной культуре, развивается чувство уважения к представителям других культур.

Суждения психологов Л.С. Выготского, Е.А.Панько, Я.Л.Коломинского и других о развитии у дошкольников образного мышления, представлений о своей культурной и национальной принадлежности, эмоционального восприятия и сопереживания, развитие интереса к окружающему миру, творческого представления дают представление судить о актуальности и подходящих условиях для формирования первоначальных знаний о культурном наследии своего народа, патриотическом воспитании детей дошкольного возраста. Успех воспитания детей зависит от форм и методов воспитания,  культурного развития предметно-пространственного окружения, заинтересованность педагога.

Народные праздники, как отражение народных традиций, они воспитывают ребенка путем принятия им ценностого идеала родной культуры. Непосредственное участие в празднике дает огромный эмоциональный заряд, что в свою очередь обостряет наблюдательность, восприятие, обогащает чувственный опыт ребенка.

Благодоря своим особенностям праздники дают возможность осуществлять разностороннее воспитание детей.(кохновская)

Цель исследования: выявить особенности формирования у детей знганий о народных белорусских праздниках, разработать содержание и методику по данной проблеме.

Объект исследования: патриотическое воспитание дошкольников.

Предмет: процесс формирования представлений о народных праздниках.

Задачи:

  1. Проанализировать этнографическую литературу по проблеме исследования;
  2. Определить состояние изучаемого содержания в опыте работы;
  3. Разработать программу ознакомления дошкольников с календарными праздниками.

 

Методы: теоритические, эмпирический, опросный

База: ГУО «Ясли-сад №12 г.Борисова», группа детей старшего дошкольного возраста, 20 детей, воспитатели, родители. 

 

 

 

  1. Теоритические основы исследования
    1. Анализ педагогической литературы по проблеме исследования.

Ознакомление дошкольников с народной культурой.

Ознакомление с родной страной, кроме социального окружения включает традиционную отечественную культуру. Для того чтобы считать себя сыном своей страны, своего Отечества, необходимо приобщаться к духовной жизни своего народа. Родная культура должна стать неотемлемой частью души ребенка, началом порождающим личность. Важно, что бы личность окружали предметы, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательности, были национальными. Это поможет детям  осозновать себя частью белорусского народа. Поэтому следует шире использовать фольклор во всех его проявлениях.(пралеска)

Ознакомление дошкольников с традициями и обычаями народа, привлечение к ним – значительная часть работы по патриотическому воспитанию. На специальных занятиях дети знакомятся с особенностями жизни белорусского народа в прошлом: одежда, орудия труда, национальные блюда, традиционными ремеслами. Знакомство с белоруской культурой происходит в разных видах деятельности. Активной участие детей в народных праздниках обогащает их знаниями о  народных традициях истории страны, усиливает связь поколений. (красило мой край зав бел)

Содержание патриотического воспитания детей дошкольного возраста отражено в учебной программе дошкольного образования.

Процесс патриотического воспитания в дошкольных учреждениях должен организовываться с учётом следующих принципов:

    • гуманизации и демократизации образовательного процесса в дошкольном учреждении, предусматривающих равноправие и взаимоуважение участников образовательного процесса;
    • культурной традиционности, предполагающей патриотическое воспитание в духе исторических, культурных традиций народа, его языка и обычаев;
    • постепенности и непрерывности, который предполагает, что патриотическое воспитание проходит ряд этапов, постепенно усложняется его содержание, корректируются направления развития нравственных качеств личности и обеспечивается их преемственность;
    • комплексности и интеграции, согласно которому образовательный процесс рассматривается как единая целостная система, обеспечивающая целенаправленное взаимодействие педагогов дошкольного учреждения, семьи, работников музеев, библиотек и др. Интеграция осуществляется на основе комплексного подхода.

Стратегия реализации патриотического воспитания детей дошкольного возраста заключается в:

    • совершенствовании системы взаимодействия дошкольного учреждения и семьи как участников образовательного процесса;
    • организации мероприятий, соответствующих задачам патриотического воспитания детей дошкольного возраста;
    • приобщении воспитанников к культурным традициям, историческому наследию белорусского народа.

Основными задачами патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в учебной программе «Пралеска» являются:

    • формирование осознания своей этнической принадлежности к определенной культуре, народу, национальное самосознание;
    • приобщение детей ко всем видам национального искусства;
    • обогащать речь дошкольников произведениями белорусского фольклора;
    • развивать эмоциональную отзывчивость на общественные события;
    • способствовать развитию чувства языка, способности замечать выразительно-избирательные средства художественной литературы и фольклора;
    • проводить праздники и развлечения, содействовать в процессе их подготовки и проведения расширению кругозора, обогащение новыми музыкальными впечатлениями, развитие нравственных качеств, эстетическое отношение к действительности.( пралеска)

Процесс патриотического воспитания детей дошкольного возраста будет более эффективным, если соблюдаются следующие психолого-педагогические условия:

    • подготовленность педагогов и родителей к решению проблем воспитания патриотизма у детей;
    • создание развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном учреждении;
    • учёт уровня сформированности у детей социально-нравственных представлений;
    • осуществление индивидуального подхода;
    • гармоничное сочетание специально организованной и свободной деятельности детей в течение дня;
    • тесное сотрудничество воспитателей дошкольного учреждения с семьями воспитанников. (инструктивно методич письмо 2011-2012)

В своей книге «Мир вокруг меня» Н.Д. Дубинина предлагает осуществлять патриотическое воспитание посредством постепенного ознакомления ребенка с собой и своей семьей. Затем ребенку прививается уважение к детскому саду. После этого воспитатель формирует у дошкольников уважительное отношение к городу, в котором живет ребенок и к столице нашей  Республики - городу Минску. Формирование любви к Родине завершает процесс патриотического воспитания дошкольников и осуществялется посредством знакомства с красотой белорусской природы, знаменитыми земляками, белорусскими народными ремеслами. особую роль при формировании патриотизма дошкольников Н.Д. Дубинина отводит художественной литературе [9, c.3].

По мнению Л.Н. Воронецкой, патриотическое воспитание дошкольников является важнейшим условием их социализации. Автор придерживается системного подхода, который предполагает целостную педагогическую трактовку педагогического явления (процесса, воздействия и т. д.) как определенной системы с точно обозначенными элементами, взаимодействие которых определяет исход процесса. Личность ребенка есть определенная система, и в момент воздействия на него апеллировать следует к целостности, личностной системе, направляя воздействие по каналу эмоций, действий, разума и воли. То есть, формирование патриотизма у дошкольников должно быть целостным, системным процессом .(сайт)

В книге «Мой край завецца Беларуссю» автора А.И.Красило раскрывается содержание работы по воспитанию патриотических чувств у старших дошкольников в соответствии программы «Пралеска». В разделе «Читаем произведения о Родине» подчеркивается большое влияние художественной литературы на формирование национального самосознания, национального характера детей. Большое количество художественных произведений раскрывают красоту и неповторимость родной земли, милодичность белорусского языка, своеобразие народных традиций, вызывают  ощущение радости мирной жизни.

Программа "Спадчына", разработанная Л. В. Дубовской, ставит своей целью обеспечить последовательную реализацию государственной образовательной политики, направленной на развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию Беларуси. Она базируется на следующих педагогических принципах: 1) сотворчество детей, родителей, педагогов в совместном процессе освоения традиционной культуры; 2) формирование целостного представления о мире и его законах через системное комплексное освоение каждого явления в его природном и социокультурном контексте; 3) опора на нравственное эмоционально-эстетическое отношение к предмету освоения. Девиз программы: "Родина такова, какой мы её делаем".

Данная программа содержит разделы: "Любовь к своему Отечеству", "Историческая память", "Гражданственность". Раздел "Историческая память", включающий в себя подразделы: "Язык", "История", "Традиции, культура, искусство", предусматривает знакомство детей с культурно-историческими традициями белорусов .(Дубовская, Л.С. Спадчына /Л.С. Дубовская // Пралеска. – 2007. – № 1. – с. 21-28.)

В своей  книге «Этнокультурное воспитание: формирование основ патриотизма у старших дошкольников» А.В.Кахновская предложила материал который содержит основные аспекты воспитания старших дошкольников на основе историко-культурного наследия белорусского народа. Также автор представил планирование работы, конспекты занятий по данной проблеме.

Хорошим примером для воспитания чувства гордости за свою Родину, ощущение себя сыном белорусского народа является донесенные в понятной форме интересные страницы истории Беларуси в книге Р.А. Александровича и Т.П. Нескромной «Земля с голубыми глазами». Используя материалы помещенные в данном пособии воспитатель познакомит детей с картой Беларуси, древними городами.

Необходимо также знакомить детей с гербом и флагом родной страны, воспитывать любовь и уважение к государственным символам. В этом поможет материал размещенный в книге Э.М.Скоблева «Герб и флаг Белоруского Государства».

Все авторы в своих книгах  по разному представляют  основы патриотического воспитания. Правильно суждение Д.Н Дубининой  то,  что следует начинать с ближайшего окружения т.е. с самого себя, своих близких.  Автор Красило А.И. предпочитает знакомить детей со своей Родиной, ее природой, он подчеркивает необходимость формировать у детей представления, через художественную литературу. Разработанная программма «Спадчына» помогает познакомить детей и с природой. И с историей нашей страны, языком и т.д. В ней содержится много различных разделов, которые помогут в работе педагога.       Из изученной нами литературы, мы можем сделать вывод. Эта литература несомненно оказывает помощь в работе педагогу, помогает детям более полно  и глубоко получить знания о культуре нашего народа. Одни книги направлены на пополнение знаний детей о родном городе, природе родного края. Так же есть подобранные примерные конспекты тематических занятий. В книге «Мой край завецца Беларуссю»  подобраны и художественные произведения, как народных,  так и белорусских авторов. Вся эта литература поможет педагогу приобщить дошкольника к народной культуре, привить ему любовь к родному краю, расширить знания детей о стране в которой они живут , о народе и его традициях.

 

1.2.  Белорусские  календарные праздники и их  роль в воспитании дошкольников.

Информация о работе Народные праздники в РБ в зимний период