Народные праздники в РБ в зимний период

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 20:57, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить особенности формирования у детей знганий о народных белорусских праздниках, разработать содержание и методику по данной проблеме.
Объект исследования: патриотическое воспитание дошкольников.
Предмет: процесс формирования представлений о народных праздниках.
Задачи:
Проанализировать этнографическую литературу по проблеме исследования;
Определить состояние изучаемого содержания в опыте работы;
Разработать программу ознакомления дошкольников с календарными праздниками.

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.docx

— 71.71 Кб (Скачать файл)

При опросе было выявлено что дети почти не знают и не испозуют художественное слово, они затрудняются в назывании также беларусских народных игр. Для этого было решено подготовить для работы с детьми картотеки подвижных игр, а также картотеку стихов посвященных народным праздникам зимнего периода. (Приложение №6 и №7) Все это собствовало облегчения работы воспитателей. Теперь они могут использовать этот материал для более полного знакомства детей с играми, стихами..

Для того что бы пополнить знания воспитателей, нами были разработаны консультации и беседы. В которых мы изложили ответы на вопросы в которых затрудняются педагоги. Также мы осветили темы о которых они хотели балее полнее узнать. (приложение №8)

Проведя всю подготовленную нами работу с детьми мы решили для закрепления результата провести опрос детей, по вопросам которые им были заданы ранее и выявить уровень их знаний.

 При  задавании детям первого вопроса нашего опросника более половины детей которые при первом опросе затруднялись с ответами и могли назвать такие праздники как “День рождения” и “Новый год” теперь к своим ответам в первую очередь дабавили “Каляды”, “Масленицу”. Мальчик Ваня Г.при первом опросе не мог назвать не одного праздника теперь вспомнил и назвал “Каляды”. Ребята которые вначале говорили про “Каляды” односложно, что это праздник когда  люди переодеваются и ходят по дамам и поют песни, теперь 55% группы детей, более полно расказывали о “Кутье”, способе ее приготовления, о роли детей в этом празднике. Вадим вспомнил , что перед тем как люди садились за стол, они звали Мороза есть кутью. Девочка Кристина Д. которая при первом опросе сказала что “Коляды” похожи на “Хелуин” , теперь при повторном опросе привела примеры того, что они не похожи. У людей красивые костюмы, ходят они по домам желая счастья и богатства, в блогадарность за это хозяева их угощают. Удалось также нам повысить знания детей о том как праздновали “Коляды” наши предки. Дети с интересом рассказывали о колядовщиках, вспоминая просмотренные ими иллюстрации. Более широко теперь дети могли рассказать нам о “Масленице”. Если раньше 60% процентов детей не могли вообще ничего рассказать, то теперь 60% группы может рассказать как праздновали “Масленицу”, что длится она неделю, а не один день.так например Данила М. смог назвать , что каждый день Масленицы имеет свое название. Он вспомнил и назвал “Заигрыши”, “Прощенное воскресенье”.  Также дети в свох ответах о “Масленице” могли рассказать, что это не только поедание блинов, но и большое гулянье с играми, шутками, соревнованиями и конечно же с сжиганием чучела Масленицы. При ответе на вопрос о стихах и играх на праздниках, в предыдущем опросе дети испытывали трудности , и только 30% детей могли вспомнить стихи и песни используемые на народных праздниках. Теперь же при проведенной  нами работе  дети называли игры и конкурсы используемые на Масленице, могли вспомнить стихи, и песни колядовщиков. А также игры такие как “Ішла каза па ельнічку”, “Лянок”. При вопросе, что бы вы еще хотели узнать о народных праздниках, ранее дети отвечали «Все!» или «Ничего», «Незнаю». Только 15% детей говорили «Что нибудь о народных праздниках», теперь же нам удалось повысить интерес к народным праздникам. И при повторном опросе уже 70% дошкольников отвечали «Да мы хотим еще больше узнать о праздниках», «Участвовать в них», «Изготавливать поделки». В своих ответах они упоминали о приближающемся празднике «Пасхе», о том как принято его праздновать. Детей интересует как и в какие игры играли дети раньше. При проведении повторного опроса изменились и эмоционально окрасились ответы детей. если ранее мы наблюдали низкую заинтересованность, а иногда и просто ее отсутсвие. То теперь мы увидели как горят глаза детей при их рассказах о праздниках, как они оживляются. Так например два брата Миши Б и Ваня Б. мальчишки почти ничего не могли рассказать о народных праздниках. То теперь при повторном опросе  Миша рассказал о «Масленице» о том как проходит весело и шумно этот праздник, о том что люди катаются на саних, мереются силой. Ваня вспомнил сказку про Козу, и передал ее образ в своих рисунках. При опросе детей у нас получилась такая таблица данных.

 

При составлении данной таблицы мы учитывали ответы детей. Так как и при перыдущем опросе уровень знаний детей мы разделили на три вида: высокий, средний и низкий. И вот какая таблица у нас получилась. Блогадаря проведенной нами работы мы видим, что уровень знаний детей возрос. Так детей обладающих глубокими знанимя стало на 10% больше, возрасло и количество детей со средним уровнем знаний с 30% повысилось до 60%. И как мы видим сократился сократился проуент детей с низким уровнем знаний.

 Из проведенной  нами работы мы можем сделать  вывод. Важно знакомить детей  с народными праздниками. Детям  интересна культура своего народа, его традиции, обряды, песни. Большую  роль в привитии этих знаний  игрейт рольродителей и педагогов  которые находятся рядом с  детьми. Необходимо давать ребенку знания о родном городе, стране, народе.  Важно при проведении данной работы в детском саду использовать более подходящие и эфективные методы при ознакомлении детей с народными праздниками. Необходимо при подборе материала учитывать тот факт, что бы данный материал был доступен для понимания ребенком. Только при грамотном использовании данных методов можно добится высоких результатов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод.

Народные праздники и традиции являются одним из средств воспитания, которые помогают активизировать интерес детей. Народные праздники  отражают национальные традиции, вековые обычаи и обряды, тем самым они воспитывают детей путем принятия им ценностного идеала родной культуры. Праздник – это время мирных и теплых взаимоотношений детей и взрослых, когда собирается вся семья, слушаются чудесные истории взрослых, играют в разные игры, загадыватся загадки, пляшут, поют угощатся различными вкусностями.              В процесе проведения народных праздников расширяется кругозор ребенка, развиваются его нравственные качества, отношение к окружающим. Знакомство с праздниками помогает дошкольникам осознать свою этническую принадлежность к культуре,  к своему народу. Углубить чувство любви к родному краю, сформировать интерес к прошлому и настоящему жизни Родины, к  духовным ценностям ее народа.

В процесе проведения народных праздников расширяется кругозор ребенка, развиваются его нравственные качества, отношение к окружающим. Знакомство с праздниками помогает дошкольникам осознать свою этническую принадлежность к культуре,  к своему народу. Углубить чувство любви к родному краю, сформировать интерес к прошлому и настоящему жизни Родины, к  духовным ценностям ее народа.

Основная цель знакомства детей с народными праздниками  это приобщение детей к истокам беларусской народной культуры. В ходе праздника идет овладение нравственными нормами, пробуждает у дошкольников интерес к обычаем предков, вызывает эмоциональную отзывчивость. Народные праздники способствуют приобщению детей к культурным традициям своего народа, являются эфективными средствами воспитания старших дошкольников. Народные праздники по своей природе педагогичны они позволяют решать задачи эстетического и нарвственного воспитания. Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народных  праздниках духовно обогащает ребенка, воспитывает гордость за свій народ, поддерживает интерес к его истории и культуре. Народные праздники способствуют тому, что бы дети хорошо знали и уважали свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа.

 

Список литературы.

    1. «Беларуские народные игры».- Минск: «Юность» 1981г.
    2. Дубовская Л.В. “Маленькие граждане большой страны: программа патриотического воспитания детей дошкольного возраста “Спадчына”.- Мозырь.: Содействие, 2007г.
    3. Кахновская А.В. “Этнокультурное воспитание: формирование основ патриотизма у старших дошкольников”. – Минск.:МАИРА, 2011Г.
    4. Кенеман А.В., Осокина Т.И «Детские народные подвижные игры: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей»  Москва.: «Просвещение; Владос», 1995г.
    5. Кирчук И.И.  «Масленица» Методические рекомендации по проведению праздника» Минск, 2005г.
    6. Котович О, Крук Я. “Зимние праздники». - Минск .:«Художественная литература», 2004г.
    7. Красило А.И. «Мой край завецца Беларуссю».- Мозырь.: «Белы Вецер», 2008г.
    8. «Следам за сонцам.Беларускі народны каляндар”., дапаможнік педагогам у д/у. - Мінск .: “Ураджай”., 1998г.
    9. Старжынская Н.С. “Сябруем і гуляем разам”. – Мінск.: “Народная асвета”, 1994г.
    10. Ліцвінка В. “Святы і абрады беларусаў”. - Мінск.: “Беларускь”., 1998г.
    11. Лозка А.Ю. “Беларусазнаўства”.- Мінск. :1992г.
    12. Лозка А.Ю. “Беларускі народны каляндар”. - Мінск. :“Полымя”.,2002г.
    13. Рыжкова Л.М. “Свята ў садочку”.- Мінск. :“РЦВД” 1991г.
    14. Журнал «Пралеска» №1/2011г.
    15. Инструктивно методическое  письмо 2011-2012 г.
    16. Праграмма “Пралеска” 

 

 


Информация о работе Народные праздники в РБ в зимний период