Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2015 в 18:14, контрольная работа
Патогенез нарушения познавательных процессов у детей с ДЦП чрезвычайно сложен. Вместе с патологией двигательно-кинестетической функциональной системы существенную роль в недоразвитии восприятия играют сенсорные, интеллектуальные и речевые расстройства, наблюдаемые у этих больных.
В исследованиях Т.А. Дворниковой показано, что при гемипаретической форме ДЦП особенно часто наблюдаются нарушения в формировании ориентировки в собственном теле, у сидящего напротив человека. Структура нарушений у детей с гемипарезом, по мнению И.И.Мамайчук, в значительной степени определяется локальными поражениями мозга. У больных с левосторонними гемипарезами (правополушарный дефект) ведущим является недоразвитие зрительно-пространственного анализа и синтеза, а при правосторонних гемипарезах (левополушарный дефект) наблюдается недостаточное развитие вербальных функций: уровня словесных обобщений, словарного запаса, характера суждений.
Описаны так же своеобразные гностические расстройства по типу оптико-пространственных нарушений у детей с атонически-астатической Фомой церебрального паралича. Эти дети с трудом узнают перевернутые, перечеркнутые изображения и заштрихованные, иногда испытывают затруднения при выделении фигуры из фона, затрудняются в выделении основой фигуры на сюжетной картине (А.В. Кашталова, Н.В. Симонова). Об избирательном характере этих расстройств и невозможности их объяснения за счет нарушений общего интеллектуального развития свидетельствует относительная сохранность выполнения вербальных заданий, отмечающаяся как зарубежными, так и отечественными авторами.
Ведущая роль в задержке развития зрительно-пространственных функций, по мнению ряда исследователей, принадлежит патологии двигательно-кинестетического анализатора, которая может осложняться дефектами зрительного анализатора: нарушения плавности движения глаз, трудности переключения взора с одного предмета на другой, снижение остроты зрения, нистагм и др.
Как известно, восприятие пространственных отношений основывается на зрительной ориентировке в предметах окружающего мира. Однако генетическое исследование Ж. Пиаже (1969) показывает, что зрительная ориентировка в пространстве является лишь наиболее поздней и свернутой формой пространственного восприятия. На ранних этапах развития в состав пространственной ориентировки входит практическая деятельность ребенка, возможность которой в норме формируется в конце первого года жизни (у детей с церебральным параличом значительно отстает) одновременно с укреплением совместной работы зрительного, кинестетического и вестибулярного анализаторов. Лишь при их совместной работе, осуществляющейся в процессе осматривания, ощупывания, поворота головы и движения глаз, возникают комплексы формы отражения пространственных отношений. Поэтому в случаях нарушения даже одного из этих компонентов (при детском церебральном параличе чаще всего наблюдается нарушение нескольких компонентов и, прежде всего, зрительно-тактильная интеграция) происходят изменения пространственной ориентировки в целом. Двигательная патология детей с церебральным параличом значительно затрудняет развитие не только тактильного, кинестетического, зрительного восприятия, но еще в большей степени препятствует формированию интересенсорных условных связей, особенно зрительно-моторных, которые являются ядром сенсорной организации человека.
В связи с этим, развитие пространственных представлений, являясь составной частью в работе по формированию знаний и навыков в различных видах деятельности, выделяется как одна из важнейших задач коррекционной работы, проводимой с данными детьми.
Однако, как показывает практика, успехи в этой работе не всегда могут быть достигнуты, если проводить ее со всеми детьми одинаково, не учитывая их способности в развитии пространственных представлений. Формирование пространственных представлений у детей с детским церебральным параличом.
Учитывая, что движение является исходной формой активности, обуславливающей познание ребенка, то в формировании чувственной основы пространственной ориентировки особая роль принадлежит ощущениям или сигналам, поступающим от мышечно-суставного аппарата. Под влиянием проприоцептивного, кинестетического контроля у ребенка формируется чувство собственного тела, позы, происходит становление произвольных движений, направленных на окружающий его предметный мир. С развитием самостоятельного передвижения происходит совершенствование мышечного чувства, которое, по словам А.А. Люблинской, становится "мерой отсчета расстояния и пространственного расположения предметов".
У детей с ДЦП в первую очередь поражается двигательный анализатор, в результате чего дети слабо осознают собственный двигательный опыт, у них нарушается восприятие, произвольная регуляция движениями, не формируется полноценное представление о них. Для них характерна недостаточная осознанность позиций собственного "я" в пространстве, затрудненность ориентировки в системе координат, в которой точкой отчета является сам ребенок.
В соответствии с этими данными обучение должно быть направлено на приобретение детьми необходимого практического чувственного опыта, формирование на этой основе способов восприятия, моделирования, преобразования пространственных отношений с учетом потребности деятельности детей.
4. Необходимо знать, что большинство детей с ДЦП имеют сопутствующие симптомы и синдромы. Наиболее часто встречаются вегетативно-обменные расстройства. Дети легко краснеют или бледнеют. Может наблюдаться повышенная потливость или чрезмерная сухость кожи. Нарушения терморегуляции проявляются в том, что ребенок часто зябнет или перегревается. В связи с этим нужно внимательно относиться к состоянию ребенка и не принимать его жалобы за капризы.
Судорожный эпилептический синдром. Персоналу, работающему с детьми с ДЦП, необходимо иметь сведения о наличии у них судорожной готовности и действиях, которые необходимо предпринять при возникновении судорог: повернуть ребенка на бок, аккуратно перенести в постель, вызвать «скорую помощь».
В профилактических целях необходимо соблюдать охранительный режим: не применять силовых методов воздействия на ребенка: активного массажа, гимнастики, а также не перевозбуждать эмоциональную сферу ребенка. Нужно учесть данный синдром и при организации внешней среды ребенка, чтобы неожиданное падение не сопровождалось травмами.
Энурез. Педагог тактично должен помочь ребенку справиться с этой проблемой.
Хронические пневмонии, обусловленные неправильным строением грудной клетки. Необходимо предпринимать меры для развития дыхательной системы ребенка. Массаж и лечебная физкультура способствуют профилактике застойных явлений в легких.
Таким образом, при организации и проведении педагогической работы необходимо учитывать не только форму ДЦП и степень тяжести двигательных расстройств, но и другие психофизические нарушения, часто сопровождающие этот недуг.
Главное требование к педагогам - соблюдение охранительного режима. При проведении занятий важное значение имеет поза ребенка. Он должен находиться в той позе, которая в наибольшей степени способствует мышечному расслаблению, уменьшению насильственных движений. При выборе правильной позы следует прежде всего обращать внимание на положение головы: она не должна быть повернута в сторону, опущена на грудь или поднята вверх и опрокинута назад. Если ребенок не вполне способен контролировать положение головы, применяют специальное приспособление, прикрепленные к спинке стула. Кроме того следует тщательно подобрать стул по высоте и ширине таким образом, чтобы стопы полностью опирались на опору, а также ширину сидения. Если у ребенка слабы мышцы спины и формируется сутулость, то ему под спину подкладывают плотную подушечку, а спереди придвигают стол, в котором имеется специальная выемка для опоры на руки. Во всех случаях нужно следить за тем, чтобы поза была симметричной.
Большое значение при педагогической коррекции имеет взаимосвязь дефектолога и родителей ребенка-инвалида. Ошибки семейного воспитания могут ещё более усугубить отклонения психофизического развития. К недостаткам воспитания в семье можно отнести: гипо- и гиперопеку, отрицательный психоэмоциональный фон, реактивные состояния негативного характера. Поэтому родители, наряду с ежедневным совместным с ребенком посещением занятий дефектолога, по окончанию курса реабилитации получают рекомендации по формированию навыков самообслуживания, развитию мелкой моторики рук, соблюдению охранительного щадящего режима, в домашних условиях развитию устной и письменной речи, особенностям внутрисемейных взаимодействий, включающих толерантное отношение к нетипичному ребенку, доминирование поощрительных реакций, ситуаций успеха.
Методы и методические приемы, используемые в комплексной физической реабилитации детей с ДЦП
В настоящее время существуют
различные методы физической культуры
для коррекции двигательных расстройств
у детей с нарушениями функций ОДА в связи
с последствиями ДЦП. В основе большинства
методов лежит лечение положением, приемы
расслабления и стимуляции мышц, пассивные
и пассивно-активные движения. Основные
задачи физической реабилитации больных
с ДЦП состоят в нормализации, безусловно,
рефлекторной двигательной деятельности,
тонуса мышц, снижении рефлекторной возбудимости
двигательного аппарата, нормализации
мышечного чувства, борьбе с порочными
двигательными стереотипами, стимуляции
некоторых стато-кинетических рефлексов,
нормализации произвольных движений в
суставах верхних и нижних конечностей.
В дальнейшем включаются упражнения, способствующие
укреплению паретичных мышц и развитие
заместительной функции за счет мышц-синергистов,
стабилизации положения туловища, обучению
сидению, стоянию на коленях и ногах, ходьбе.
Однако основным лимитирующим звеном
существующих методов является заведомое
ограничение спектра развиваемых двигательных
качеств, связанное с отсутствием совершения
самостоятельных двигательных актов в
вертикальном положении, что и мешает
максимальной реализации оздоровления
ребенка [2, 6,]. Вместе с тем выделяется
ряд методов, использующих вертикальное
положение с ограниченным диапазоном
действия, которые решают частичную задачу
при формировании двигательных навыков.
Методика С.А. Бортфельд разработанная
в 1955 году включает две группы упражнений:
1. Стояние с фиксацией на “станке” с постепенным
переходом от наклонного положения "станка"
к вертикальному и с уменьшением фиксации
ребенка. Этот способ, по мнению автора,
очень хорош в первую очередь для пространственной
ориентировки ребенка при постепенном
изменении угла наклона "станка",
а также при переходе в вертикальное положение
и устранении чувства страха, которое
так характерно для данных больных при
отсутствии условий, дающих им возможность
постепенно овладевать пространственными
ощущениями. На каждом уровне подъема
“станка” автор предлагает выполнять
различные упражнения для верхних конечностей
или освобождать от фиксации одну ногу
для соответствующих упражнений. 2. Вторая
группа упражнений включает различные
способы вставания с пола и возвращение
к исходному положению. В начале обучения
стоянию это производится у опоры, а в
конце - без опоры на руки. Обучение вставанию
осуществляется с последовательным переходом
из положения лежа – на четвереньки, на
колени, на одно колено и в вертикальное
положение устойчивой опоры, или же при
поддержке на "вожжах", за руки, за
одну руку и без помощи взрослого методиста.
К.А. Семенова [37] предлагает метод динамической
проприоцептивной коррекции, применяемый
с помощью комбинезона Адели. Существующая
в комбинезоне система тяг, идущих по передней
и задней поверхности туловища, осуществляет
нагрузку в 15-40 кг на мышцы, осуществляющие
антигравитационную функцию. По мнению
К.А. Семеновой, движение воспитывается
самим движением. Костюм представляет
собой замкнутую амортизационную систему,
которая позволяет растянуть спастичные
мыщцы плечевого пояса до стоп, создавая
облегчающие условия для антагонистов,
что приводит к снижению тонуса спастичных
мышц, устранению патологической афферентации
мышечно-связочного аппарата и всего тела,
что качественно улучшает функцию мозга
и прежде всего его моторных зон. Таким
образом, на сегодняшний день костюм Адели
является лучшим универсальным инструментом
для качественной реабилитации детей
с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Недостатком этого метода является то,
что дети, которые не умеют принимать и
удерживать позы самостоятельно совершать
локомоторные действия в вертикальном
положении не могут, и им требуется помощь
одного или двух методистов для поддержания
позы. Метод д-ра Н. Kabat [44] (метод проприорецептивного
нервно - мышечного облегчения) состоит
в последовательном усвоении некоторых
новых патофизиологических понятий, связанных
с автоматизмом движения и ролью подкорковых
формаций в физиологии. Метод представляет
собой совокупность техники или свойств,
принадлежащих другим методам, но автор
их комбинирует и рекомендует 15 технических
приемов, в зависимости от клинической
формы случая, его тяжести и стадии психомоторного
развития. Главными идеями метода Kabat
являются: 1. Выполнение движения осуществляется
за счет суммирования подпорогового возбуждения,
которое усиливает ответ на раздражение
дополнительным привлечением новых двигательных
групп. 2. Использование в занятиях интенсивных
упражнений, с наибольшим усилием и под
сопротивлением. Процессу воспитания
двигательных навыков содействуют следующие
способы: максимальное сопротивление;
вытяжение мышцы; полные схемы движений;
рефлексотерапия, переменное использование
антагонистов. Существенное значение
этого метода является точное определение
функциональной возможности больного,
так как существующие мышечные функции
будут использованы в интересах облегчения
слабых или отсутствующих функций. Метод
основан на проведении сначала более простых,
затем, последовательно, более комплексные
или комбинированные способы, пока не
будет достигнут намеченный результат.
В таблице 1 показаны принципиально противоположные
различия между классическим методом
и предложенным методом G. Kabat различия
в подходе к двигательной реабилитации
детей с диагнозом ДЦП. Усовершенствованный
метод G. Kabat заслуживает особое внимание,
так как результаты реабилитации достигаются
относительно быстро. Однако, несмотря
на современный подход формирования теоретических
предпосылок, сама методика не имеет системной
четкой технологии внедрения в практику
(табл.1). Таблица 1 Различия между классическими
методами и методом G. Kabat Классический
Метод Метод Kabat. Постепенный переход от
пассивных к ассистированным, а затем
к свободным движениям. Максимум возможного
сопротивления с самого начала реабилитации.
Щадящие усилия, избегание утомления;
соблюдение кривой усилия в рамках повседневной
программы Максимальная деятельность
должна занимать наибольшую часть дня.
Не избегать утомления Парализованные
мышцы не подвергаются удлинению. Прибегают
к удлинению, как к эффективной технике
в реабилитации. Тренируется одна мышца.
Производится активизация большой группы
мышц. Таким образом, анализ существующих
методов физической реабилитации показал,
что большая часть авторов выделяет четыре
основные задачи физической реабилитации:
- повышение общего жизненного тонуса
организма инвалида; -профилактика осложнений,
связанных с длительной гиподинамией
(мышечные атрофии, контрактуры и т.д.);
- формирование двигательных компенсаций;
- адаптация ребенка с ДЦП к бытовым и социальным
условиям. В комплексной реабилитации
больных с ДЦП особое место занимает физиотерапия
и лечебный массаж. К применяемым физиотерапевтическим
методам относят: бальнеолечение, теплолечение,
грязевые аппликации, электрофорез лекарственных
веществ, электростимуляция мышц и нервов,
электросон, магнитотерапия, лечение ультразвуком
и др. [12] При выборе лечения учитывается
возраст, состояние ребёнка и наличие
сопутствующих заболеваний. Дозировку
увеличивают постепенно. Для улучшения
крово- и лимфообращения в головном мозге,
для рассасывания продуктов распада и
воспаления, предупреждения развития
рубцово-атрофического процесса в нервной
ткани, а также для регуляции тонуса мышц
рекомендуется применять гальванизацию,
электрофорез воротниковой зоны, аппликации
грязи, парафина. Для снижения тонуса мышц
и стимуляции двигательной активности
ребенка используется импульсная терапия.
Применение импульсных токов противопоказано
при частых эпилептических припадках
(более 3-4 в месяц) и при резко выраженных
и распространённых контрактурах. С момента
диагностики заболевания необходимо проводить
теплые пресные ванны, способствующие
расслаблению спастически сокращенных
мышц. С 2-летнего возраста можно применять
гидрокинезотерапию. Детям со спастическими
формами ДЦП показан прием хвойных и валериановых
ванн. Можно сочетать водные процедуры
с грязевыми. Их назначают в виде аппликаций
на шейно-воротниковую зону. Лечебную
грязь накладывают и на пораженные конечности.
С 3-летного возраста весьма эффективным
средством лечения спастических форм
ДЦП является использование радоновых,
сульфидных, хлоридных натриевых вод.
В качестве тепловых процедур назначаются
также аппликации озокерита или парафина.
Большое значение имеют климатолечение;
талассотерапия (лечебное применение
морских купаний в сочетании с морским
климатом). Лечебный массаж (по классической
методике) детям с ДЦП в процессе реабилитации
проводится курсами – по 15-20 процедур,
с перерывами в 1 месяц [13]. Задачи массажа:
способствовать расслаблению гипертонуса
мышц, седативное действие на гиперкинезы
отдельных групп мышц; стимулирование,
тонизирование функции паретичных мышц;
снижение вегетативных и трофических
расстройств; улучшение общего состояния
ребенка и улучшение работоспособности
мышц. Методика массажа. При проведении
классического массажа для расслабления
мышц применяют такие приемы, как поглаживание,
сотрясение, валяние, легкая вибрация
лабильная. С целью стимуляции отдельных
групп мышц используют глубокое непрерывистое
и прерывистое поглаживание пальцами,
гребнями, растирание с отягощением, гребнеобразное,
поколачивание, щипцеобразное разминание,
штрихование, строгание. При проведении
сегментарного массажа применяются все
приемы паравертебрального воздействия.
План массажа строится по общему варианту
воздействия: спина, воротниковая зона,
окололопаточная область, верхние конечности,
нижние конечности. Массаж рук и ног начинают
с вышележащих областей, т.е. плечо, предплечье,
кисть и бедро, голень, стопа. Точечный
массаж проводится для расслабления мышц
и стимуляции активного движения. Воздействие
производится на точки, расположенные
на груди, спине, верхних и нижних конечностях.
1.4 Использование тренажерных устройств
в физической реабилитации детей с ДЦП
Обычно методы и средства реабилитации
детей-инвалидов основываются на специфике
заболевания и исходного состояния организма
ребенка с нарушением функций ОДА. Рекомендуемые
в специальной литературе комплексы физических
упражнений физкультурно-оздоровительной
направленности выполняются детьми только
в положении лежа или сидя и подбираются,
главным образом, без учета резервных
возможностей занимающихся, что значительно
увеличивает сроки восстановления. В положении
стоя - только теми, которые в той или иной
мере совершают шаговые движения. Дети,
не удерживающие по разным причинам вертикальную
позу без посторонней помощи, не имеют
возможности выполнять рекомендуемые
упражнения [3, 9]. Таким образом, повышение
эффективности процесса физического развития
связано, с одной стороны, с созданием
условий для расширения двигательной
активности, с другой - пребыванием ребенка
в вертикальном положении, что возможно
при условии разработки усовершенствованных
методов и внедрения технических средств.
Известно, что тренажерные устройства,
особенно имитирующие циклические движения,
позволяют в условиях спортивного зала
выполнять физические нагрузки, близкие
по характеру деятельности основному
упражнению. При этом можно регламентировать
направленность воздействия, т.е. изменять
скорость или мощность прилагаемого усилия,
учитывать реакцию организма на выполняемую
нагрузку, осуществлять коррекцию техники
движения и т.д. Систематическое применение
технических устройств в реабилитационной
практике началось в середине XIX века,
когда Густав Цандер, профессор анатомии
Упсальского университета (Швеция), создал
новую систему гимнастики и назвал ее
машинной. Г. Цандер открыл в 1857 г. первый
институт, в котором имелось 27 аппаратов
для машинной гимнастики. Известны механические
конструкции, созданные для терапевтических
целей и других изобретателей: М. Герца,
Г. Крукенберга (Германия), Л. Бирковского
(Польша), А. Габричевского (Россия). Эти
машины и положили начало развитию восстановительных
тренажеров, а форму занятий с их применением
сейчас называют тренажерной гимнастикой.
Тренажерные устройства условно разделяются
на три группы: а – для активных упражнений,
б - для пассивных движений, в - для механических
операций. Специальное оборудование и
инвентарь играют важную роль в организации
физической реабилитации детей с ДЦП.
Особенно существенными являются приспособления
при обучении стоянию и ходьбе, а также
для улучшения ручных действий. Для эффективности
физической реабилитации применяют различное
оборудование: 1. Оборудование и инвентарь,
используемый в групповых и индивидуальных
занятиях для выполнения различных упражнений;
2. Приспособления и тренажеры для улучшения
ручных действий и приспособления для
ног; 3. Механотерапия для разработки длительного
и локального воздействия на отдельный
орган; 4. Приспособления и тренажерные
устройства при обучении сидению, стоянию
и ходьбе; 5.Тренажеры для выполнения корригирующей
гимнастики. К первой группе оборудования
относятся укороченная гимнастическая
стенка или “станок” из параллельных
шестов, куда крепятся разные приспособления
в виде блоков, подвесных велосипедов,
подвесного щита для опоры ног, наклонные
плоскости, а также специальный стул для
поддержания и отведения нижних конечностей.
Ко второй группе приспособлений для улучшения
ручных действий относятся различные
игрушки, приспособления, дающие возможность
фиксировать пальцы, кисть, предплечье,
а так же различные приспособления для
ног. К третьей группе относятся упражнения
на механотерапевтических аппаратах,
для ускорения процесса восстановления
нарушенной двигательной функции, где
требуется интенсивные локальные воздействия
на развитие подвижности в суставах конечностей
и увеличения силы мышц. Характер движений,
выполняемых на этих аппаратах, определяется
анатомическими особенностями того или
иного сустава. К четвертой группе относятся
приспособления при обучении сидению.
Для этого рекомендуют специальный стул
с фиксацией больного, с подставкой для
ног, с накладным столиком. Для тренировки
равновесия и равномерной опоры применяют
различные специальные приспособления,
например "Качалка" и др. Для коррекции
осанки и укрепления мышечного корсета
в занятиях с детьми ДЦП применяют маятниковый
тренажер Юлина. Кроме того, тренажер применяется
для профилактики и лечения таких заболеваний,
как остеохондроз, сколиоз, плоскостопие,
плексит, бронхит, энурез и др. Тренажер
состоит из оснований-опор и шарнирно
смонтированной между ними на горизонтальной
оси с насечками рамы, с фазами, по одну
сторону оси - верхняя рукоятка хвата (перекладина)
и нижняя рукоятка хвата, по другую - средняя
рукоятка хвата. Все ручки хвата связаны
с горизонтальной осью через шарнирные
четырехзвенники, все грузы связаны между
собой грузовой планкой, на оси установлен
фрикционный тормоз, на верхней перекладине.
Ручки хвата связаны с горизонтальной
осью через шарнирные четырехзвенники,
все грузы связаны между собой грузовой
планкой, на оси установлен фрикционный
тормоз, на верхней перекладине смонтированы
поручни для хвата. На тренажере выполняется
более 200 различных физических упражнений.
Благодаря универсальности на тренажере
можно не только выполнять упражнения
различной сложности. В последние годы
в реабилитационной практике стали использовать
Тренажёра Гросса, который позволяет детям
с нарушениями в ОДА обеспечить условия
для выполнения различного рода упражнений
и перемещения в пространстве во всех
направлениях (вперед, назад, в сторону,
вверх вниз), сохраняя вертикальное положение
и при этом иметь возможность вращения
вокруг своей оси, не сковывая движения
рук, ног, и, страхуя от падения. Тренажер
предусматривает дозирование нагрузки
на ОДА, что обеспечивает адекватное тестирование
физических возможностей и качеств, и
создает основу для оптимизации и индивидуализации
физических нагрузок в процессе реабилитации.
Тренажер включает: систему страховочного
пояса и страховочный трос подвижными
блоками, перемещающимися по поперечной
направляющей. Перемещение ребенка, закрепленного
в страховочном поясе, в тренажере осуществляется
за счет любого изменения положения центра
тяжести, которое через эластичные тяги,
обеспечивающие сохранение направленного
вверх усилия, приводит в движение подвижные
блоки, свободно перемещающиеся по направляющим.
Движения туловища или вращения и прыжки
с поворотом вокруг вертикальной оси осуществляется
за счет использования вращательного
механизма страховочного пояса в независимости
от положения страховочного троса и эластичных
тяг, что обеспечивает сохранение дозированной
нагрузки и лимитирует воздействие дополнительного
вращающего момента на ОДА. Эластичные
тяги позволяют обеспечить оптимальную
для формирования опорности ритмику движений
с возможностью изменения их амплитуды
при любых упражнениях, а также при прыжках
или ходьбе. Путем увеличения количества
эластичных тяг нагрузка на ОДА уменьшается
за счет снижения давления массы тела.
При уменьшении количества эластичных
тяг нагрузка увеличивается вплоть до
величины собственной массы тела. Такое
дозирование нагрузки (т.е. снятие от 10
до 90% массы тела занимающегося) создает
благоприятные условия для развития ОДА,
что особенно важно при деформации суставов
и отсутствии навыков самостоятельной
ходьбы. Тренажер позволяет находиться
в вертикальном положении неограниченное
время. С его помощью можно выполнять упражнения,
стимулирующие функции ослабленных мышц
и суставов, формировать двигательные
акты. Он позволяет детям, имеющим разные
степени двигательных ограничений, свободно
перемещаться в пространстве во всех направлениях,
вращаться вокруг своей оси, при этом контролируется
нагрузка на опорно-двигательный аппарат,
сохраняется вертикальное положение,
движения рук и ног не скованы, ребенок
застрахован от падения. Дети с патологией
ОДА, находящиеся в Тренажёре Гросса могут
одновременно заниматься на других тренажерах
или гимнастических снарядах. В спортивной
практике для разгрузки ОДА и тренировки
скорости бега спортсмена и уменьшения
вероятности возникновения ошибок в технике
выполнения упражнений используется тренажерная
система облегченного лидирования разработанная
И.П. Ратовым [31, 32, 33], но в реабилитации
детей с нарушениями ОДА она не использовалась.
Источник: http://5fan.ru/
Методы и методические приемы,
используемые в комплексной физической
реабилитации детей с ДЦП В настоящее
время существуют различные методы физической
культуры для коррекции двигательных
расстройств у детей с нарушениями функций
ОДА в связи с последствиями ДЦП. В основе
большинства методов лежит лечение положением,
приемы расслабления и стимуляции мышц,
пассивные и пассивно-активные движения.
Основные задачи физической реабилитации
больных с ДЦП состоят в нормализации,
безусловно, рефлекторной двигательной
деятельности, тонуса мышц, снижении рефлекторной
возбудимости двигательного аппарата,
нормализации мышечного чувства, борьбе
с порочными двигательными стереотипами,
стимуляции некоторых стато-кинетических
рефлексов, нормализации произвольных
движений в суставах верхних и нижних
конечностей. В дальнейшем включаются
упражнения, способствующие укреплению
паретичных мышц и развитие заместительной
функции за счет мышц-синергистов, стабилизации
положения туловища, обучению сидению,
стоянию на коленях и ногах, ходьбе [9, 15,].
Однако основным лимитирующим звеном
существующих методов является заведомое
ограничение спектра развиваемых двигательных
качеств, связанное с отсутствием совершения
самостоятельных двигательных актов в
вертикальном положении, что и мешает
максимальной реализации оздоровления
ребенка [2, 6,]. Вместе с тем выделяется
ряд методов, использующих вертикальное
положение с ограниченным диапазоном
действия, которые решают частичную задачу
при формировании двигательных навыков.
Методика С.А. Бортфельд разработанная
в 1955 году включает две группы упражнений:
1. Стояние с фиксацией на “станке” с постепенным
переходом от наклонного положения "станка"
к вертикальному и с уменьшением фиксации
ребенка. Этот способ, по мнению автора,
очень хорош в первую очередь для пространственной
ориентировки ребенка при постепенном
изменении угла наклона "станка",
а также при переходе в вертикальное положение
и устранении чувства страха, которое
так характерно для данных больных при
отсутствии условий, дающих им возможность
постепенно овладевать пространственными
ощущениями. На каждом уровне подъема
“станка” автор предлагает выполнять
различные упражнения для верхних конечностей
или освобождать от фиксации одну ногу
для соответствующих упражнений. 2. Вторая
группа упражнений включает различные
способы вставания с пола и возвращение
к исходному положению. В начале обучения
стоянию это производится у опоры, а в
конце - без опоры на руки. Обучение вставанию
осуществляется с последовательным переходом
из положения лежа – на четвереньки, на
колени, на одно колено и в вертикальное
положение устойчивой опоры, или же при
поддержке на "вожжах", за руки, за
одну руку и без помощи взрослого методиста.
К.А. Семенова [37] предлагает метод динамической
проприоцептивной коррекции, применяемый
с помощью комбинезона Адели. Существующая
в комбинезоне система тяг, идущих по передней
и задней поверхности туловища, осуществляет
нагрузку в 15-40 кг на мышцы, осуществляющие
антигравитационную функцию. По мнению
К.А. Семеновой, движение воспитывается
самим движением. Костюм представляет
собой замкнутую амортизационную систему,
которая позволяет растянуть спастичные
мыщцы плечевого пояса до стоп, создавая
облегчающие условия для антагонистов,
что приводит к снижению тонуса спастичных
мышц, устранению патологической афферентации
мышечно-связочного аппарата и всего тела,
что качественно улучшает функцию мозга
и прежде всего его моторных зон. Таким
образом, на сегодняшний день костюм Адели
является лучшим универсальным инструментом
для качественной реабилитации детей
с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Недостатком этого метода является то,
что дети, которые не умеют принимать и
удерживать позы самостоятельно совершать
локомоторные действия в вертикальном
положении не могут, и им требуется помощь
одного или двух методистов для поддержания
позы. Метод д-ра Н. Kabat [44] (метод проприорецептивного
нервно - мышечного облегчения) состоит
в последовательном усвоении некоторых
новых патофизиологических понятий, связанных
с автоматизмом движения и ролью подкорковых
формаций в физиологии. Метод представляет
собой совокупность техники или свойств,
принадлежащих другим методам, но автор
их комбинирует и рекомендует 15 технических
приемов, в зависимости от клинической
формы случая, его тяжести и стадии психомоторного
развития.
Источник: http://5fan.ru/