Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 19:48, реферат
Цель исследования - изучить методические аспекты проблемы заикания в психолингвистике.
Задачи:
1.Изучить теоретические основы проблемы заикания в психолингвистике.
2.Рассмотреть методы и приемы преодоления заикания.
3.Проанализировать данные научной и методической литературы
Введение 3
Заикание. Симптомы, причины, рекомендации по лечению заикания…………………………………………………………………………...5
Психолингвистика и заикание 8
Психолингвистический анализ речи заикающихся……………………………………………………………………...9
Заключение………………………………………………………………………16
Литература……………………………………………………………………….17
Интонационное членение тесно связано с ритмом моторной реализации высказывания.
Монологическая речь формируется постепенно в процессе речевого онтогенеза. Переход ребенка к усложненным формам речевого общения связан с трудностями планирования схемы высказывания, выбором словесных средств, их самостоятельным конструированием.
В этом периоде развития речи формулирование высказывания может сопровождаться эмоциональным напряжением, которое у ребенка выражается в “учащенном дыхании, прерывистости речи, длительных паузах перед тем, как употребить новый оборот речи”
(Р.Е. Левина, 1975).
Заикающиеся дети по уровню речевого развития не представляют однородную группу. Среди них есть дети, как с высоким, так и с низким уровнем речевого развития. В то же время как у тех, так и у других отмечаются затруднения в нахождении нужного слова, речевом оформлении мысли, многословие, склонность к пространным рассуждениям.
При невротической форме
заикания дети дошкольного возраста
обладают полноценным набором
Предполагается, что механизм затруднений в использовании адекватной лексики детьми с невротической формой заикания связан с тем, что их речевая активность всегда протекает на фоне особого эмоционального состояния.
Сравнение с нормой показывает,
что уровень развития монологической
речи по показателю “выбора лексем”
у заикающихся детей 6-7-ми лет
в большинстве случаев
При неврозоподобной форме заикания одинаковую трудность представляют программирование связного сообщения и оформление смысловой программы средствами языка. Дети этой группы не могут полно и последовательно передать смысловую программу текста. Имеются ограничения объема словарного запаса, причем дети затрудняются активно им пользоваться в самостоятельных связных высказываниях. Предложения являются структурно неполными, а способ связи предложений между собой является однотипным.
Помимо этих показателей, при неврозоподобной форме заикания имеются нарушения фонематического восприятия звукопроизносительной стороны речи. Эти характеристики позволяют считать, что при неврозоподобной форме заикания имеется недоразвитие речи или его элементы. Предполагается, что у детей с неврозоподобной формой заикания механизм затруднений актуализации слов связан с недостатком лексических средств, а нарушение монологической речи является следствием, в первую очередь, дефицита языковой способности.
Как при невротической форме, так и при неврозоподобной форме заикания дети не замечают и не корректируют свои ошибки, что свидетельствует о снижении контроля за смысловой стороной высказывания.
В школьном возрасте среди заикающихся также имеются дети с высоким и низким уровнями развития речи. Тем не менее, в целом у заикающихся школьников как с невротической, так и с неврозоподобной формами речевой патологии лексика устных высказываний характеризуется бедностью, неточностью лексических значений, повторением одних и тех же слов и выражений. В монологической речи в основном используются простые предложные конструкции, в которых перечисляются предметы, отмечается большое количество персевераций и эмболов. Нередко высказывания состоят из одних существительных, из других частей речи преимущественно используются местоимения и наречия. Отмечаются отсутствие логических ударений, интонационная невыразительность речи.
При этом при невротической форме заикания смысловая организация контекстной речи не страдает. Эти дети достаточно хорошо усваивают школьную программу, являясь успевающими по всем предметам. При неврозоподобной форме заикания отмечаются явления недоразвития речи, выраженные в разной степени. Эти учащиеся, как правило, с трудом усваивают программу общеобразовательной школы.
Определенные тенденции в организации монологического высказывания у заикающихся детей становятся более ярко выраженными у взрослых. Так, если у заикающихся детей имеется лишь своеобразие планирования монологического высказывания, то у взрослых заикающихся выявляется его дезорганизация.
Монологическая речь при невротической и неврозоподобной формах заикания имеет много общего. Прежде всего, это то, что заикающиеся предпочитают использовать высокочастотные слова, употребляют большое количество шаблонных слов и фраз, наиболее привычных для них. В высказываниях заикающиеся многократно повторяют одни и те же слова, что делает их речь многословной с одной стороны, а с другой стороны — обедненной по содержанию и лексически.
Пример. “Наш участок делает заказы по заказам населения. Я работаю на участке сметчиком, составляю сметы по заказам населения”.
Пример. “Значит, это самое з э э... значит, делали на нашем заводе.... значит, многие платы.... значит...ну...я значит, раньше тоже делал, так сказать.. значит, там подчистку... вот значит... доработку плат”.
В речи заикающихся наблюдается большое количество грамматически и логически незавершенных фраз и ложных начал, т.е. процесс поиска адекватной лексемы или грамматической конструкции выносится во внешнюю речь.
Пример. “Цех, который, ну... в цехе, котором я работаю”. “Я, я должен... я обслуживаю машины”.
В некоторых случаях при
тяжелом заикании грамматические отношения
в тексте высказывания разрушаются,
а смысл передается с помощью
экстралингвистических средств. Нередко
в отдельных фразах контекстной
речи пропускается семантически значимое
слово или имеются
Высказывание в целом
характеризуется аморфностью
У взрослых заикающихся речь в целом интонационно обеднена, при произнесении фраз интонации завершения часто отсутствуют, нарушается и синтагматическое ударение внутрифразового единства.
Все эти явления при неврозоподобной форме заикания выражены более грубо. Особенно страдает при этой форме заикания грамматическое структурирование и интонационное оформление высказывания.
Особенностью речи взрослых
с невротической формой заикания
является наличие “реплик”, которые
в отличие от основной неплавной
речи, не прерываются судорогами. Эти
“реплики”, как правило, касаются самооценки
говорящим качества собственной
речи или своего состояния. Манера произнесения
этих реплик обычно отличается от остальной
речи. Реплики произносятся более
тихим, приглушенным, как бы интимным
голосом, в более быстром темпе,
а порой и со смущенной улыбкой,
что характеризует эти “
Пример . “Ну, после этого института, со своей специальностью я могу работать.... в ... я не могу сказать, где я могу работать... в любом институте”'.
Пример. “...то меня направили в ателье высшего.... не могу, прямо воздуха не хватает.... высшего разряда”.
Кроме особенностей содержательной стороны высказывания у заикающихся отмечается своеобразие процесса паузирования. Во-первых, как у детей, так и у взрослых отмечено значительно меньшее количество пауз хезитации, чем в норме. Во-вторых, локализация пауз у заикающихся иная, чем у в норме. Большая часть пауз у них располагается внутри слов. Напротив, между словами и даже на границах законченных в смысловом отношении фраз паузы часто отсутствуют, т.е. у заикающихся отмечается выраженная дефицитарность пауз, необходимых для нормального речевого процесса.
Для их речи характерно наличие
большого количества пауз, которые
характеризуются отсутствием
Анализ психолингвистических параметров речи заикающихся позволяет считать, что наличие судорожной активности в мышцах исполнительного аппарата, нарушающей результат действия функциональной системы речи у заикающихся, искажает процесс внутриречевого планирования и перехода психической части речевого процесса на моторный уровень реализации.
Заключение.
Заикание - сложное речевое
расстройство, требующее дальнейшего
углубленного изучения. Среди многочисленных
речевых нарушений оно одно из
немногих, механизмы которого до конца
не раскрыты, не объяснены в такой
степени, чтобы можно было, опираясь
на них, разработать высокоэффективную
методику устранения этого дефекта.
Именно недостаточная разработанность
проблемы механизмов заикания обусловливает
в настоящее время
При изучении данной темы были сделаны следующие выводы:
1) Заикание является не только речевым дефектом, но и нарушением личностного развития. Это связано с тем, что в результате заикания поставленная речевая цель не достигается, ребенок испытывает дискомфорт, сторониться общения с другими людьми, боится повторной ошибки и в итоге вообще отказывается от общения. Отсутствие же общения ведет к нарушениям познавательного развития, процесса социализации, становления личности, ее психики.
2)С возрастом у заикающихся
детей степень их
3) Степень болезненной фиксированности на своем дефекте определенно возрастает у заикающихся детей с их возрастом.
При написании данной работы цель была достигнута по средствам использования выбранных задач.
1983 г.)