Нарушения и дефекты речи (заикание)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 19:48, реферат

Краткое описание

Цель исследования - изучить методические аспекты проблемы заикания в психолингвистике.
Задачи:
1.Изучить теоретические основы проблемы заикания в психолингвистике.
2.Рассмотреть методы и приемы преодоления заикания.
3.Проанализировать данные научной и методической литературы

Содержание

Введение 3
Заикание. Симптомы, причины, рекомендации по лечению заикания…………………………………………………………………………...5
Психолингвистика и заикание 8
Психолингвистический анализ речи заикающихся……………………………………………………………………...9
Заключение………………………………………………………………………16
Литература……………………………………………………………………….17

Вложенные файлы: 1 файл

2.docx

— 38.49 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки РФ

Кузбасская государственная  педагогическая академия

Факультет иностранных языков

Кафедра английского языка  и методики преподавания

 

 

 

 

 

студентка 2 курса 2 группы

Дятлова Алена Викторовна

 

Нарушения и дефекты  речи

(Заикание)

 

 

Реферат по психолингвистике

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                           Новокузнецк 2013

                                             Оглавление

 

Введение 3

Заикание. Симптомы, причины, рекомендации по лечению заикания…………………………………………………………………………...5

Психолингвистика  и заикание 8

Психолингвистический анализ речи заикающихся……………………………………………………………………...9

Заключение………………………………………………………………………16

Литература……………………………………………………………………….17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

 

Проблема заикания занимает уже умы не одного поколения людей  и её можно считать одной из самых древнейших в истории развития учения о расстройствах речи. В  литературе прошлого встречались весьма разнообразные толкования механизмов заикания. Это объясняется и уровнем  развития науки, и позициями, с которых  разные авторы подходили и подходят к изучению этого речевого расстройства. Заикание - один из наиболее тяжёлых  дефектов речи.

Оно трудно устранимо, травмирует психику ребёнка, тормозит правильный ход его воспитания, мешает речевому общению, затрудняет взаимоотношения  с окружающими, особенно в детском  коллективе.

В настоящее время считается  общепризнанным, что устранять заикание нужно сразу же, как только оно  возникнет. Чем больше времени проходит с момента начала заикания, тем  чаще оно переходит в тяжёлый, стойкий дефект и влечёт за собой  изменения в психике ребёнка. Кроме того, заикание лишает ребёнка  нормальных условий общения и  часто препятствует его успешной учёбе. Поэтому данный дефект важно  устранить ещё до поступления  ребёнка в школу. Необходимо воздействовать на речь заикающегося, и на его личность и моторику в целом. Таким образом, исследование состоит в изучении дефекта заикания и способов его устранения.

Актуальность проблемы развития коммуникативных способностей детей  с заиканием состоит в том, что одного преодоления заикания как речевого дефекта не достаточно. Тормозя общение как процесс  коммуникации, оно тесно вплетается в личностное развитие и является не столько речевым нарушением, сколько  личностно-психологическим. Мало научить  ребенка бороться с приступами судорог  и умению расслабляться, его надо научить не бояться общаться с людьми, вступать в контакт и передавать информацию не зависимо от условий и ситуации общения

Цель исследования - изучить методические аспекты проблемы заикания в психолингвистике.

Объект исследования –  заикание как системное нарушение  психической деятельности.

Предмет исследования –  особенности мозговой организации  психической деятельности при заикании.

Задачи:

1.Изучить теоретические  основы проблемы заикания в  психолингвистике.

2.Рассмотреть методы и  приемы преодоления заикания.

3.Проанализировать данные научной и методической литературы

                                        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заикание. Симптомы, причины, рекомендации по лечению заикания

Заикание — нарушение  темпа и ритма речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата; наиболее часто наблюдается у детей в возрасте от 1/2 до 7 лет, как правило, в связи с перенапряжением или травмой нервной системы. Предрасполагает к заиканию снижение устойчивости нервной системы ребенка. В некоторых случаях причиной бывает подражание неправильной речи окружающих. Замечено, что дефекты произношения у взрослых в семье увеличивают возможность появления заикания у ребенка. Нередко непосредственной причиной заикания становится ускоренная речь родителей или воспитателей, перегрузка ребенка чтением, пересказами.

В некоторых случаях заикание возникает у детей с замедленным  речевым развитием. Это чаще наблюдается  у старших дошкольников и школьников, так как переход к развернутой  речи у детей с недоразвитием  речи наступает позднее, они позже  начинают говорить, накопление слов и  усвоение грамматических форм у них  замедлено. Иногда заикание может возникнуть после гриппа, скарлатины, коклюша. У ребенка может быть и так  называемое внутреннее заикание (он знает, что сказать, но не может), не имеющее, как правило, внешних признаков.

В большинстве случаев  заикание начинается в детстве и  длится от нескольких месяцев до нескольких лет. В отличие от заикающихся  взрослых большинство заикающихся  детей выздоравливает спонтанно. Заикание чаще бывает у мальчиков, чем у  девочек, иногда возникает у нескольких членов семьи. Оно редко встречается  в примитивных сообществах; некоторые  ученые связывают это в основном с тем, что в таких культурах  от детей меньше требуют послушания или каких-либо достижений.

 Почти все заикающиеся  способны говорить плавно, когда  они одни, либо читают с кем-то  в унисон, либо эмоционально увлечены, либо поют, шепчут или говорят на каком-либо диалекте, либо существенно изменяют свой голос, дыхание или манеру говорить, а также во многих других случаях. Заикающиеся испытывают особенные трудности при общении в сложных ситуациях, например при выступлении перед слушателями, в спешке, когда стремятся получить одобрение или чрезмерно сосредоточены на себе и своем заикании.

 Большинство запинок  при заикании представляют собой  повторы или продление начальных  звуков или слогов либо полную  остановку на начале слова  или слога. Запинки могут сопровождаться  непроизвольными движениями мышц  лица, шеи, конечностей, а также  вставками посторонних слов или  звуков. Эти «вторичные» симптомы, возникающие как реакция на  запинки, усугубляют впечатление  затрудненности и неуверенности  речи заикающегося. Кроме того, у заикающихся часто отмечаются такие явления, как страх различных слов или звуков, стремление использовать синонимы или иносказательные обороты, чтобы избежать пугающих слов, попытки уклониться от ситуаций, где надо говорить, раздражение в адрес слушателей, когда те пытаются подсказать слово, отводят глаза в моменты особой судорожности речи или же советуют говорить медленнее и не волноваться.

 Причины заикания неясны. Было предложено много теорий, но ни одна не получила широкого  признания. Некоторые ученые считают,  что заикание частично объясняется  органическими нарушениями: например, заикающимся не свойственна выраженная  в норме доминантность одного полушария головного мозга над другим. Другая органическая теория утверждает, что у заикающихся иной тип слухового восприятия, в результате чего они слышат собственную речь чуть-чуть с запозданием (на доли секунды). Это предположение основано на том, что люди с нормальной речью часто начинают говорить с заиканием при задержке слухового восприятия собственной речи. Есть теории, которые рассматривают заикание преимущественно как приобретенное поведение. Согласно одной из таких концепций, существующей в разных вариантах, заикание возникает как реакция напряжения или как неуверенность в речи, отражающая детскую убежденность в том, что говорить трудно. Таким образом, предполагается, что заикание происходит вследствие речевых неудач ребенка или чрезмерного давления на него со стороны окружающих; например, оно может порождаться тревожными или слишком требовательными взрослыми, которые пытаются поправлять нормальные сбои в речи ребенка, усматривая в них речевой дефект.

 Психоаналитиками была  разработана иная теория заикания  как приобретенного поведения,  усматривающая в нем симптом  невротического конфликта или  неудовлетворенных потребностей, например  бессознательной попытки получить  оральное эротическое удовлетворение  или не допустить выражения  запретных мыслей и чувств.

 В тех случаях, когда  заикание связано с особенностями  развития речи, возможность его  исправления во многом зависит  от отношения окружающих. Если  ребенку рано становится известно  от старших, что его речь  отличается от речи других  детей, если говорят о заикании  ребенка в его присутствии,  делают нетактичные замечания,  может возникнуть логоневроз (расстройство речи в результате невротического состояния). Отрицательно действуют также подчеркнутая озабоченность родных, сострадание и т. п. Очень важно при возникновении заикания своевременно обратиться к врачу-логопеду.

 Если заикание остается  невыправленным и в школьном возрасте, оно часто становится причиной тяжелых переживаний ребенка, неуверенности в себе, застенчивости, мешающей общению с людьми. Поэтому у заикающихся детей надо воспитывать уверенность в своих силах и сознательное стремление преодолеть недостаток речи. Очень важно научить школьника управлять темпом речи, избегать его ускорения, говорить на выдохе, а не на вдохе. Спокойно и терпеливо поправляйте ребенка, сформируйте у него естественную, слегка замедленную, но не монотонную речь. Полезно беседовать с ребенком, например о книгах, задавать такие вопросы, на которые он мог бы отвечать, используя слова, содержащиеся в вопросе. Постепенно ребенка учат самостоятельно рассказывать что-нибудь в присутствии близких, а затем и в присутствии посторонних. От взрослых требуются большое терпение и выдержка. Для занятий надо отвести определенные часы, в остальное время поддерживать правильный речевой режим.

Лечение заикания чрезвычайно  разнообразно. Многие методы дают немедленный  результат, но специалисты резко  расходятся в оценке их долговременных эффектов. К числу основных приемов  относятся замедленная или же ритмизированная речь и другие изменения  нормального стиля речи. В некоторых  методиках применяются мягкие формы  наказания за заикание и награды  за беглость речи. Для страдающих заиканием разработаны специальные устройства, либо отбивающие ритм, с которым можно координировать речь, либо создающие шум для блокировки слуховой обратной связи.

  Для лечения заикания  используются также гипноз, релаксация, медикаментозные средства, дыхательные  упражнения и многое другое. Ряду  больных удается помочь, но всегда  сохраняется опасность рецидива. В большинстве случаев лечение  в детском возрасте дает более  надежные результаты, но в целом  заикание остается одной из  нерешенных проблем речевой патологии.

 

                                 Психолингвистика и заикание

Заслуживает внимания рассмотрение механизмов заикания с позиций психолингвистики. Данный аспект изучения предполагает выяснение того, на какой стадии порождения речевого высказывания возникают  судороги в речи заикающегося. Выделяют следующие фазы речевой коммуникации:

1) наличие потребности  в речи, или коммуникативное намерение;   

2) рождение замысла высказывания  во внутренней речи;

3) звуковая реализация  высказывания.

В разных структурах речевой  деятельности эти фазы различны по своей полноте и длительности протекания и не всегда однозначно вытекают одна из другой. Но постоянно  происходит сопоставление задуманного  и осуществленного. И. Ю. Абелева считает, что заикание возникает в момент готовности к речи при наличии у говорящего коммуникативного намерения, программы речи и принципиального умения говорить нормально. В трехчленную модель порождения речи автор предлагает включить фазу готовности к речи, на которой у заикающегося "ломается" весь произносительный механизм, все его системы: генераторная, резонаторная и энергетическая. Возникает судороги, явно проявляющиеся затем на четвертой, завершающей фазе.

 Рассмотрев разные  точки зрения на проблему заикания, можно сделать основной вывод,  что механизмы возникновения  заикания неоднородны. В одних  случаях заикание трактуется  как сложное невротическое расстройство, которое является результатом  ошибки нервных процессов в  корне головного мозга, нарушения  корково-подкоркового взаимодействия, расстройства единого авторегулируемого темпа речевых движений (голоса, дыхания, артикуляции).

 В других случаях  - как сложное невротическое расстройство, явившееся результатом зафиксированного  рефлекса неправильной речи, первоначально  возникшей вследствие речевых  затруднений разного генеза.

 В третьих - как сложное, преимущественно функциональное расстройство речи, появившееся вследствие общего и речевого дизонтогенеза и дисгармоничного развития личности.

 В четвертых - механизм заикания можно объяснить на основе органических изменений центральной нервной системы. Возможны и другие объяснения. Но в любом случае необходимо учитывать нарушения физиологического и психологического характера, составляющие единство.

 

Психолингвистический  анализ речи заикающихся

Психолингвистические исследования заикающихся касаются, главным образом, устной контекстной речи. Это объясняется тем, что судорожные речевые запинки наиболее выражены в монологическом высказывании, по сравнению с другими видами устной речи.

Монологическая речь занимает большое место в практике общения, проявляясь в самых разнообразных  видах.

Известно, что общей и  характерной особенностью монологической речи является последовательное, связное, целенаправленное изложение мысли  одним лицом. Благодаря внутреннеречевому планированию монолог характеризуется как стройная логически, синтаксически и в смысловом отношении организованная структура. Это происходит благодаря адекватному набору лексических течений, синтаксических конструкций и грамматически правильному построению высказываний в виде полносоставных предложений, что вместе должно отражать замысел говорящего.

Процесс внутреннего программирования высказывания непосредственно вплетен  в процесс производства речи и  носит опережающий характер. Исследования последних лет показывают, что  замысел говорящего отражается не только на выборе соответствующих лексико-грамматических и синтаксических конструкций, но он является основополагающим фактором интонационного членения. В силу этого интонационное  членение нельзя считать результатом  только голосовых модуляций, которые  отражают смысловую структуру высказывания. Оно возникает в процессе текущего формирования замысла и его вербализации.

Информация о работе Нарушения и дефекты речи (заикание)