Невербальное общение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 20:30, реферат

Краткое описание

Общение - особый вид психологической деятельности, результатом которой является изменения в когнитивной (образы, впечатления, стереотипы, эталоны) сфере, поведение, способе обращения к другим видам.

Вложенные файлы: 1 файл

ПСИХОЛОГИЯ НЕВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ.docx

— 36.98 Кб (Скачать файл)

-кисти скрещенных рук обхватывают  плечи: этот жест говорит о сдерживание негативной реакции собеседника. Он готов ринуться в бой, но с трудом сдерживает себя. Нередко сопровождается холодным, чуть прищуренным взглядом, усмешкой.

-скрещенные на груди руки, с  вертикально выставленными большими  пальцами: передает два сигнала: первый - о негативном отношение (скрещенные руки), второй – чувство превосходства (поднятые вверх пальцы).

Жесты размышления и оценки. Показывают состояние задумчивости, стремление найти решение проблемы.

-поза «Мыслителя» : рука у щеки, задумчивое выражение лица, показывает заинтересованность.

-пощипывание переносицы(часто с закрытыми глазами): глубокая сосредоточенность, напряженные размышления.

-почесывание подбородка: процесс принятия решения, после его принятия почесывание прекращается. Сопровождается легким прищуриванием глаз.

-опора подбородка на ладонь, указательный палец вдоль щеки: красноречивое свидетельство о критической оценки ваших доводов.

Жесты сомнения и неуверенности

Признаком сомнения является легкое потрагивание или потирание носа, почесывание мочки уха или боковой части шеи. Стоит различать когда человек чешет нос или показывает сомнение. Обычно чешут энергично, интенсивно, а когда испытывают неуверенность, то слегка касаются.

 

Межличностное пространство

Другим важным фактором в общении  является межличностное пространство — как близко или далеко собеседники  находятся по отношению друг к  другу. Иногда наши отношения мы выражаем пространственными категориями, как, например, “держаться подальше” от того, кто нам не нравится или кого мы боимся, или “держаться поближе” к тому, в ком заинтересованы. Обычно чем больше собеседники заинтересованы друг в друге, тем ближе они сидят или стоят друг к другу. Однако существует определенный предел допустимого расстояния между собеседниками (по крайней мере в Соединенных Штатах), он зависит от вида взаимодействия и определяется следующим образом:

  • интимное расстояние (до 0,5 м) соответствует интимным отношениям. Может встречаться в спорте в тех его видах, где имеет место соприкосновение тел спортсменов;
  • межличностное расстояние (0,51,2м) для разговора друзей с соприкосновением или без соприкосновения друг с другом;
  • социальное расстояние (1,2-3,7 м) для неформальных социальных и деловых отношений, причем верхний предел более соответствует формальным отношениям;
  • публичное расстояние (3,7 м и более) на этом расстоянии не считается грубым обменяться несколькими словами или воздержаться от общения.

Обычно  люди чувствуют себя удобно и производят благоприятное впечатление, когда  стоят или сидятна расстоянии, соответствующем указанным выше видам взаимодействия. Чрезмерно близкое, как и чрезмерно удаленное положение, отрицательно сказывается на общении.

Кроме того, чем ближе находятся люди друг к другу, тем меньше они друг на друга смотрят как бы в знак взаимного уважения. Напротив, находясь на удалении, они больше смотрят  друг на друга и используют жесты  для сохранения внимания в разговоре.

Эти правила значительно варьируют  в зависимости от возраста, пола и уровня культуры. Например, дети и  старики держатся ближе к собеседнику, тогда как подростки, молодые  люди и люди средних лет предпочитают более отдаленное положение. Обычно женщины стоят или сидят ближе  к собеседнику (независимо от его  пола), чем мужчины. Личностные свойства также определяют расстояние между  собеседниками: уравновешенный человек  с чувством собственного достоинства  подходит к собеседнику ближе, тогда  как беспокойные, нервные люди держатся от собеседника подальше. Общественный статус также влияет на расстояние между людьми. Мы обычно держимсяна большом расстоянии от тех, чье положение или полномочия выше наших, тогда как люди равного статуса общаются на относительно близком расстоянии.

Традиция  — также важный фактор. Жители стран  Латинской Америки и Средиземноморья  склонны подходить к собеседнику  ближе, чем жители стран Северной Европы.

На  расстояние между собеседниками  может повлиять стол. Стол обычно ассоциируется  с высоким положением и властью, поэтому когда слушающий садится сбоку от стола, то отношения принимают вид ролевого общения. По этой причине некоторые администраторы и руководители предпочитают проводить личные беседы, сидя не за своим столом, а рядом с собеседником — на стульях, стоящих под углом друг к другу.

Ответ на невербальное общение

Интересно, что, отвечая на невербальное поведение говорящего, мы невольно (подсознательно) копируем его позы и выражение лица. Таким образом мы как бы говорим собеседнику: “Я вас слушаю. Продолжайте”.

Как же реагировать на невербальное общение  собеседника? 'Обычно следует отвечать на невербальное “сообщение” с  учетом всего контекста общения. Это значит, что если мимика, тон  голоса и поза говорящего соответствуют  его словам, то проблем никаких  нет. В этом случае невербальное общение  помогает точнее понять сказанное. Когда, однако, невербальные “сообщения”  противоречат словам говорящего, мы склонны  отдавать предпочтение первому, поскольку, как гласит популярная пословица, осудят не по словам, а по делам”.

Когда несоответствие между словами и  невербальными “сообщениями” невелико, как это имеет место, когда  кто-либо неуверенно приглашает нас  несколько раз куда-либо, мы можем  отвечать или не отвечать словами на эти противоречивые выражения. Многое зависит от участников общения, характера их отношений и конкретной ситуации. Но мы редко игнорируем жесты и мимику. Они часто заставляют нас отложить выполнение, например, высказанной просьбы. Другими словами, понимание нами невербального языка имеет тенденцию опаздывать. Следовательно, когда мы получаем от говорящего “противоречивые сигналы”, то можем выразить ответ примерно в такой форме: “Я подумаю” или “Мы вернемся с Вами к этому вопросу”, оставляя себе время для оценки всех сторон общения до принятия твердого решения.

Когда несоответствие между словами и  невербальными сигналами говорящего выражено ярко, на “противоречивые сигналы” вполне уместен и вербальный ответ. На противоречивые жесты и слова собеседника следует отвечать подчеркнуто тактично. Например, если говорящий соглашается что-либо сделать для Вас, но проявляет при этом признаки сомнения, например, делает частые паузы, задает вопросы или его лицо выражает удивление, возможно такое замечание: “Мне кажется, что Вы к этому относитесь скептически. Не объясните ли, почему?” Это замечание показывает, что Вы внимательны ко всему, что говорит и делает собеседник, и таким образом не вызовете у него беспокойства или защитной реакции. Вы всего лишь предоставляете ему возможность выразить себя более полно.

Итак, эффективность слушания зависит  не только от точного понимания слов говорящего, но и в неменьшей степени от понимания невербальных сигналов. Общение включает также невербальные сигналы, которые могут подтверждать, а иногда и опровергать устное сообщение. Понимание этих невербальных сигналов — жестов и мимики говорящего — поможет слушающему правильно интерпретировать и слова собеседника, что позволит повысить результативность общения.

Заключение 

Понимание языка жестов поможет улучшить и  упростить ваши отношения с окружающими  людьми. Как бы хорошо вы не знали  кого-то, никому не дано читать мысли  других людей, поэтому все, что может  улучшить, общение представляется ценным. Язык жестов можно использовать для  того, чтобы манипулировать людьми или вести их в заблуждение. Однако, прежде чем использовать новые знание, подумайте чего вы хотите этим добиться.

Информация о работе Невербальное общение