Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 14:40, контрольная работа
Когда люди думают об общении, они имеют в виду, в первую очередь, язык. Но язык - это всего лишь часть средств общения и, возможно, не главная часть. На самом деле мы используем множество других способов для того, чтобы сообщить наши мысли, чувства, желания и стремления окружающим людям. Эти иные средства коммуникации являются невербальными, т. е. в них не используются слова или предложения. Общение, в широком смысле, происходит как вербально (посредством языка), так и невербально.
Федеральное агентство по образованию РФ
Сочинский Государственный Университет
Специальность: 100103 «Социально-культурный сервис и туризм»
Контрольная работа
по дисциплине: Психодиагностика
Тема:
«Невербальное поведение как способ
выражения психологических особенностей личности ».
Выполнила: студентка 3 курса
5 семестр
Группа 10-ЗСТ-2
Джувеликян А.В.
Проверила: Макаревская Ю.Э.
Сочи, 2012г.
Введение
Когда люди думают об общении, они имеют в виду, в первую очередь, язык. Но язык - это всего лишь часть средств общения и, возможно, не главная часть. На самом деле мы используем множество других способов для того, чтобы сообщить наши мысли, чувства, желания и стремления окружающим людям. Эти иные средства коммуникации являются невербальными, т. е. в них не используются слова или предложения. Общение, в широком смысле, происходит как вербально (посредством языка), так и невербально.
Невербальное поведение
Невербальное поведение - это все те виды поведения, исключая произносимые слова, которые имеют место во время общения. Такие невербальные аспекты поведения включают в себя:
• выражение лица;
• жесты и движения кистей, рук и ног;
• позу, наклон и ориентацию тела;
• тон голоса и другие вокальные характеристики, в том числе высоту, скорость речи, интонацию и паузы;
• дистанцию между людьми при общении;
• прикосновения друг к другу;
• взгляд и визуальное внимание.
Невербальное поведение, таким образом, включает в себя как те виды поведения, которые мы обычно ассоциируем с активным самовыражением, так и другие, менее яркие и более трудноуловимые поведенческие моменты.
В психологии существует ряд методов, получивших название «невербальных», «экпрессивных», что подразумевает не изучение движений тела, а использование с целью диагностики личности цвета, формы, пространства, рисунка, танца и т.д.
Известно, что мимика, жесты
как элементы невербального поведения
личности являются одной из первых
визуальных, знаковых систем, усваиваемых
в онтогенезе. Наиболее веским аргументом
в пользу приоритета невербального
языка над вербальным служат результаты,
свидетельствующие об интернациональном
характере основных мимических картин,
поз, наборов жестов, а также данные
о чертах жестикуляции и мимики,
которые выступают
В общении обязательно
будет разворачиваться познание
одной личности другой, будет проявляться
и изменяться отношение, иметь место
обращение друг к другу. Невербальное
поведение партнеров
Невербальное поведение
вплетено во внутренний мир личности.
Функция его не сводится к сопровождению
ее переживаний. Невербальное поведение
– это внешняя форма
Рассматривая известные классификации невербальных средств общения, нетрудно заметить, что в их основу положены основные атрибуты бытия, материи, всеобщие формы и способы ее существования: движение, время, пространство. Какие бы невербальные средства не выделялись, все они могут быть сведены к' кинесическим (движения тела), пространственным (организация поведения, межличностного общения) и, наконец, к временным характеристикам взаимодействия. Сказанное имеет отношение и к паралингвистической, экстралингвистической подструктуре, которая включает движения тела, изменения голоса, паузы и скорее отличается функциями, чем является оригинальной системой невербальных средств общения. То же самое можно сказать о прикосновениях. По своей сути, они представляют направленные движения тела, головы, руки, которые с полным основанием можно включить в состав кинесической подструктуры.
В последнее время четко прослеживается тенденция включать в структуру невербальных средств общения, помимо указанных, среду – окружающие социально-бытовые условия, обстановку, совокупность людей, связанных общностью этих условий; объекты, которые используются личностью для связей с окружающим миром: одежду, косметику, украшения и т.д. Возникает вопрос: могут ли все названные невербальные средства рассматриваться как элементы невербального поведения.
На наш взгляд, включение
в невербальное поведение личности
всех продуктов ее многообразной
деятельности является расширенным
его толкованием. Мы же понимаем под
невербальным поведением личности социально
и биологически обусловленный способ
организации усвоенных
При рассмотрении связей и отношений между элементами и подструктурами невербального поведения мы исходили из его определения, а также из того факта, что сам феномен «невербальное поведение» рассматривается нами в контексте социальной перцепции, как личностное образование, наделенное когнитивно-регулятивной функцией.
В связи с этим в основу
выделения подструктур
Начнем рассмотрение невербального
поведения с той подструктуры,
которая создает основное ее свойство
– движение и отражается с помощью
оптической системы субъекта. Такой
подструктурой невербального
Под кинесикой принято понимать зрительно воспринимаемый диапазон движений, выполняющих экспрессивно-регулятивную функцию в общении. Кинесика – это не только язык тела (жесты, мимика, позы, взгляд), но также манера одеваться, причесываться и т.д. К кинесике помимо выше названных движений относятся также такие, которые связаны с использованием предмета: хлопанье дверью, поскрипывание стулом, почерк. Как мы видим, кинесика – понятие, использующееся для обозначения различных движений человека, но чаще всего при изучении движений рук и лица. Многие исследователи в этом случае применяют следующие понятия: экспрессия, паралингвистика, выразительные движения. Экспрессия определяется как выразительное поведение человека. Все явления экспрессии подразделяются на следующие относительно самостоятельные области изучения: выразительные движения и физиогномику.
Физиогномика – это
экспрессия лица и фигуры человека,
взятая безотносительно к
Под выразительными движениями понимаются «широко разлитые периферические изменения, охватывающие при эмоциях весь организм...
Захватывая систему мышц лица, всего тела, они проявляются в так называемых выразительных движениях, выражающихся в мимике (выразительные движения лица), пантомимике (выразительные движения всего тела) и «вокальной мимике» (выражение эмоций в интонации и тембре голоса)». Иногда все выразительные движения обозначаются термином «жест». Так, Г. Гибш и М. Форверг пишут: «Под жестами следует понимать определенные более или менее отчетливо воспринимаемые и описываемые свойства общей моторики преимущественно поверхности тела (лица – мимика, всего тела – пантомимика, рук и кистей рук – жестикуляция)». Нетрудно заметить, что эти два определения имеют отношения к одному явлению – выразительным движениям человека, так как в них подчеркивается связь этих движений со скрытыми для внешнего наблюдения психологическими явлениями. Польский психолог Я. Рейковский предлагает разделять такие компоненты невербального поведения, как эмоциональные действия и выразительные движения. К эмоциональным действиям он относит все те невербальные действия человека, которые вызваны эмоцией и направлены на то, чтобы эту эмоцию выразить и разрядить. Например, по мнению Я. Рейковского, в том случае, когда человек узнает о смерти своего родственника и начинает рыдать, падать – это выразительные движения, в том случае, когда человек надевает траурную одежду, начинает причитать – он выполняет специфические эмоциональные действия. Эмоциональные действия выступают как форма мотивированного поведения и являются приобретенными. Тем самым подчеркивается конвенциальный характер эмоциональных действий в отличие от выразительных движений, являющихся формой непосредственного выражения состояний человека.
Первоначально выразительные
движения исследовались в психологии
под рубрикой «экспрессивное поведение»,
в контексте эмоциональной
Высказанные С.Л. Рубинштейном положения о природе, содержании и функциях выразительного поведения находят конкретное развитие в современных исследованиях как советских, так и зарубежных авторов.
Первый и самый главный
вопрос психологии невербального поведения:
«Каков диапазон психологических феноменов,
связанных с выразительным
Итак, выразительные движения выполняют осведомительную и регулятивную функции в процессе общения, являются своеобразным языком общения.
Еще одной, но мало изученной подструктурой кинесики, являются движения глаз или, как принято называть, «контакт глаз».
Способы обмена взглядом в момент беседы, организация визуального контакта в каждом отдельном случае – время фиксации взгляда на партнере, частота фиксации – широко используются при исследовании так называемой атмосферы интимности в межличностном общении, взаимных установок общающихся лиц. На качество оценок визуального контакта влияет целый ряд факторов: угол между осью общения партнеров и осью «наблюдаемый – наблюдатель», положение головы наблюдаемого, движение глазных яблок. Имеются данные, что наблюдатель в своих оценках опирается на положение зрачка в видимой части глаза.
Названные выше структуры
невербального поведения
В соответствии с вышесказанным обратимся к использованию в общении ольфакторной системы отражения, позволяющей выделить такую структуру невербального поведения, как запахи: естественные и искусственные. Нам представляется, что система запахов, являясь безусловным невербальным индикатором индивида, может служить дополнительной характеристикой складывающегося о нем образа. С незапамятных времен известна «культура запахов» как специфическое средство социальной стратификации, как источник межличностных контактов, как характеристика функционально-ролевых отношений индивидов, как способ идентификации, установления тождества, принадлежности к одной микроили макрогруппе. По нашему мнению, система запахов не обладает такой дифференцирующей силой, как кинесическая, просодическая, такесическая структуры невербального поведения, главным образом потому, что обоняние в общении, во взаимодействии людей имеет несколько приниженное значение, чем оптическая или акустическая система отражения. Ольфакторная система проявляет свою дифференциальную силу только при весьма специфических обстоятельствах, скажем, в ситуации социальной, сенсорной изоляции, в контексте определенных типов взаимодействия, например, интимного общения между мужчиной и женщиной, ухода матери за ребенком, в ситуации врач – больной и т.д. Безусловно и то, что общество регулирует интенсивность запахов, и сама эта структура невербального поведения является показателем общего уровня культуры человека.
К сожалению, психология не
располагает исчерпывающими данными
о том, как влияют особенности
запаха индивида на формирование образа
и понятия о нем. Система запаха
также мало изучена и в контексте
невербального поведения, хотя в
его структуру многие авторы включают
косметику, одежду и т.д. Большинство
выводов о влиянии пола, возраста,
социального статуса, типа взаимодействия
на роль и значение запахов в общении
сделаны в результате личных наблюдений
психологов или исходя из обыденного
опыта. Очевидно, и эта структура
невербального поведения
Перейдем к рассмотрению элементов, входящих в структуру невербального поведения. Основное свойство невербального поведения – движение. Оно имманентно присуще кинесической структуре невербального поведения, ее элементам: мимике, жестам, позе, интонации. Именно эти элементы и их сочетания составляют основу невербального поведения личности, поэтому рассмотрим более подробно их особенности.
Невербальная
коммуникация понимается как обмен сообщениями с использованием
неязыковых средств, включающих в себя
движения тела (жесты), мимику, зрительный
контакт, положение в окружающей обстановке,
звуковое и тактильное общение.
Понятие невербального общения еще шире. Под невербальным понимается
такой вид общения, для которого характерно
использование невербального поведения
и невербальной коммуникации в качестве
главного средства передачи информации,
организации взаимодействия, формирования
образа и понятия о партнере, осуществления
влияния на другого человека.
Мы остановимся на понятии невербального поведения. В.А. Лабунская определяет невербальное
поведение личности как социально и биологически
обусловленный способ организации усвоенных
индивидом невербальных средств общения,
преобразованных в индивидуальную, конкретно-чувственную
форму действия и поступков. К элементам
невербального поведения относятся все
движения тела, интонационные, ритмические,
высотные характеристики голоса, его временная
и пространственная организация.