Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 14:40, контрольная работа
Когда люди думают об общении, они имеют в виду, в первую очередь, язык. Но язык - это всего лишь часть средств общения и, возможно, не главная часть. На самом деле мы используем множество других способов для того, чтобы сообщить наши мысли, чувства, желания и стремления окружающим людям. Эти иные средства коммуникации являются невербальными, т. е. в них не используются слова или предложения. Общение, в широком смысле, происходит как вербально (посредством языка), так и невербально.
Невербальное поведение: структура и функции
В.А. Лабунская в статье
«Невербальное поведение: структура и
функции» подробно рассматривает многогранную
структурную схему невербального поведения
человека, которая состоит из:
– ведущих систем отражения невербального
поведения человека;
– структур;
– подструктур;
– компонентов;
– отдельных элементов.
Основными системами
отражения невербального поведения являются:
– акустическая (слуховое восприятие);
– оптическая (зрительное восприятие);
– тактильно-кинестезическая (прикосновения);
– ольфакторная (восприятие запахов).
На слух мы можем воспринимать такие
характеристики речи как тембр, темп, высота
и громкость, а также отмечать особенности
интонации, паузы, кашля, смеха, плача. Зрительно мы можем замечать выразительные
движения (поза, жест, мимика, походка,
контакт глаз) и физиогномические характеристики
(особенности строения тела и лица). Тактильная
система отражения предоставляет человеку информацию
об особенностях рукопожатия, прикосновения,
поцелуя. Восприятие
запахов тела и используемой человеком
парфюмерии и косметики дополняют невербальную
информацию о нем.
Невербальное поведение человека, по
мнению В.Н. Куницыной, Н.В. Казариновой
и В.М. Погольши, выполняет следующие основные
функции:
1) дает информацию о следующих личностных
особенностях собеседника:
– о темпераменте человека;
– об эмоциональном состоянии в данной
ситуации;
– о «Я» – образе и самооценке;
– о личностных свойствах и качествах;
– о коммуникативной компетентности человека
(то, как он вступает в межличностный контакт,
поддерживает его и выходит из него);
– о социальном статусе;
– о принадлежности к определенной группе
или субкультуре;
2) показывает особенности отношений участников
коммуникации друг к другу:
– желаемый уровень общения (социальная
и эмоциональная близость или отдаленность);
– характер или тип отношений (доминирование
– зависимость, расположение – нерасположение);
– динамику взаимоотношений (стремление
поддерживать общение, прекратить его,
«выяснить отношения» и т. д.);
3) дает информацию об отношении участников
коммуникации к самой ситуации, позволяющую
им регулировать взаимодействие, а также
о включенности в данную ситуацию (комфортность,
спокойствие, интерес) или стремлении
выйти из нее (нервозность, нетерпение).
Невербальное
поведение позволяет:
– передать информацию о признаках расовой
(национальной), социальной и социально-демографической
принадлежности человека;
– определить эмоциональное отношение
человека к чему-либо, кому-либо, степень
воздействия на человека тех или иных
событий, мероприятий, обстоятельств и
т. п.;
– усилить эмоциональную насыщенность
сказанного;
– получить подтверждение, дополнение,
пояснение или опровержение вербальных
сообщений;
– судить об истинности или ложности сообщаемой
собеседником информации;
– сформировать желаемый для человека
образ в глазах окружающих за счет управления
своим невербальным языком.
В.А. Лабунская также указывает, что невербальное
поведение является внешней формой существования
и проявления психического мира личности.
Невербальное поведение несет информацию
о психическом мире личности: о ее действиях,
состояниях, отношениях, о ее статусе и
социальной роли, а также раскрывает свойства
и качества личности. Основным аспектом
в изучении невербального поведения является
процесс опознания невербального поведения,
то есть психологической интерпретации
«значений» невербального поведения –
действий, психических состояний, отношений
и качеств личности.
Интерпретировать
невербальное поведение сложно, потому что приходится учитывать
множество различных факторов, таких как
общая ситуация общения, особенности поведения
данного конкретного человека, пол, возраст,
степень значимости партнеров друг для
друга, культурные и этнические нормы
выражения индивидуальных особенностей
личности. Интерпретация невербального
поведения требует от его участников наблюдательности,
интереса и внимания к людям.
Особое значение интерпретация невербального
поведения имеет для представителей профессий
типа «человек-человек» (педагогов, психологов,
психотерапевтов, журналистов, менеджеров,
юристов, следователей, врачей, политиков,
бизнесменов). Специалисты, работающие
с людьми, должны уметь объективно оценивать
качества клиента, абстрагируясь от эмоционально-оценочного
отношения к нему. Профессионально важным
качеством и необходимой составляющей
профессиональной компетентности для
них является социальный интеллект.
Социальный интеллект – это способность человека
понимать и прогнозировать поведение
других людей в разных житейских ситуациях,
распознавать чувства, намерения и эмоциональные
состояния собеседника по вербальной
и невербальной экспрессии. По сути, это
система интеллектуальных способностей,
определяющих адекватность понимания
поведения людей и необходимых для эффективного
межличностного взаимодействия и успешной
социальной адаптации. Выполняя регулирующую
функцию в межличностном общении, социальный
интеллект обеспечивает социальную адаптацию
личности, «гладкость в отношениях с людьми».
Низкий уровень социального интеллекта
может в определенной степени компенсироваться
другими психологическими характеристиками
(например, развитой эмпатией, некоторыми
чертами характера, стилем общения, коммуникативными
навыками), а также может быть скорректирован
в ходе активного социально-психологического
обучения. Определить уровень развития
социального интеллекта можно с помощью
специального теста.
Таким образом, знание о компонентах невербального
поведения необходимо для успешности
межличностного общения. Понимание невербальных
сигналов общающихся помогает правильно
интерпретировать слова и поступки партнера
по общению, а также вносить необходимые
коррективы в дальнейшее взаимодействие.
Невербальное поведение
В основу выделения подструктур
невербального поведения
Рассмотрим невербальное поведение
с той подструктуры, которая создает
основные её свойства – движение –
и отражает с помощью оптической
системы субъекта. Такой подструктурой
невербального поведения
Под выразительными движениями понимаются и широко разлитые периферические изменения, охватывающие при эмоциях весь организм (мимика, пантомимика). Ещё одной подструктурой кинесики является движения глаз или «контакт глаз». Способы обмена взглядом в момент беседы, организация визуального контакта в каждом отдельном случае – время фиксации – широко используется при исследовании так называемой атмосферы интимности в межличностном общении, взаимных установок общающихся лиц. Согласно структурной схеме невербального поведения следующая система отражения невербального поведения человека – акустическая многочисленные характеристики голоса человека создают его образ, способствуют распознанию его состояний, выявлению психической индивидуальности. Основная нагрузка в процессе восприятия голосовых изменений человека ложится на акустическую систему общающихся партнеров. Характеристики голоса человека принято относить к просодическим и экстралингвистическим явления. Просодика и экстралингвистика изучаются паралингвистикой, которая рассматривает свойства голоса, не входящие в систему собственно фонологических и замещающих сферу несловесных коммуникаций. К просодической структуре относятся явления высоты, тона, длительности, силы звука, ударения, тембра голоса. Просодика – это общее название таких ритмико-интонациональных сторон речи, как высота, длительность, громкость голосового тона. Экстралингвистическая система – это включение в речь паузы психофизических проявлений человека (плач, кашель, смех, вздох, шёпот и т.д.). В качестве подструктуры просодической и частично экстралингвистической структуры невербального поведения выступает интонация (мелодия речи, её ритм, интенсивность, темп, тембр, фразовое и логическое ударение).
Следующая система отражения
Далее рассмотрим использование в общении ольфакторной системы отражения, позволяющей выделить такую структуру невербального поведения, как запахи: естественные и искусственные. Система запахов, являясь невербальным индикатором индивида, может служить дополнительной характеристикой складывающегося о нём образа. С незапамятных времён известна «культура запахов» как специфическое средство социальной стратификации, как источник межличностных контактов, как характеристика функционально-ролевых отношений индивидов, как способ идентификации, установлении тождества, принадлежности к одной микро- или макро группе.
Невербальное поведение
1) Создает образ партнера по общению.
2) Выполняет функцию опережающей
манифестации психологического
содержания общения (
3) Выступает в качестве способа
регуляции пространственных
4) Поддерживает оптимальный
5) Выступает в качестве
6) Является средством
7) Выполняет функцию социальной стратификации;
8) Выступает в качестве
9) Выражает качество и изменение
взаимоотношений партнёров по
общению, формирует эти
10) Является индикатором
11) Выполняет функцию экономии речевого сообщения
12) Выступает в роли уточнения,
изменения понимания