Невербальные знаки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2014 в 12:43, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является анализ языка жестов в речевых коммуникациях. Задачи:
1. Провести анализ литературы по данной тематике.
2. Рассмотреть жесты и жестикуляцию. Проанализировать язык жестов в речевых коммуникациях.
3. Рассмотреть развитие речи у детей.

Вложенные файлы: 1 файл

невербальное общение.doc

— 104.00 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

 

Невербальное  общение играет в нашей жизни  огромную роль. Наиболее полно обратную связь отражает язык телодвижений, который широко используется всеми  людьми, гораздо лучше слов передает их истинные мысли и настроения, но понимается немногими. Невербальные компоненты общения очень значимы в первые минуты знакомства. Американские исследователи Л.Зунин и Н.3унин считают, что важны первые четыре минуты встречи. Другие авторы отводят на формирование партнерами образов друг друга 120 секунд. Изучение этого особого способа общения поможет научиться нам «читать между строк» и считывать всю скрытую информацию непосредственно с Вашего собеседника, позволит ответить на следующие вопросы:

l   в каких случаях следует прибегать к рукопожатию, а в каких воздержаться;

l   как человек выдает свое внутреннее состояние манерой курить;

l   как читать мысли людей и проникать в их внутреннее состояние и др.

Целью данной курсовой работы является анализ языка жестов в речевых коммуникациях.

Задачи:

1. Провести анализ  литературы по данной тематике.

2. Рассмотреть  жесты и жестикуляцию. Проанализировать  язык жестов в речевых коммуникациях.

3. Рассмотреть  развитие речи у детей.

 

ГЛАВА 1. РЕЧЬ И ЕЕ ВИДЫ

1.1. Особенности  вербальных форм общения

 

Передача  любой информации возможна лишь посредством знаков, точнее, знаковых систем. Существуют несколько знаковых систем, которые используются в коммуникативном процессе, соответственно им можно построить классификацию коммуникативных процессов. При грубом делении различают вербальную коммуникацию (в качестве знаковой системы используется речь) и невербальную коммуникацию (используются различные неречевые знаковые системы).(1)

Вербальная коммуникация, как уже было сказано, использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык, то есть систему фонетических знаков, включающую два принципа: лексический и синтаксический. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации при помощью речи менее всего теряется смысл сообщения.

При помощи речи осуществляется кодирование  и декодирование информации: коммуникатор в процессе говорения кодирует, а  реципиент в процессе слушания декодирует эту информацию. Для коммуникатора  смысл информации предшествует процессу кодирования (высказыванию), так как он сначала имеет определенный замысел, а затем воплощает его в систему знаков. Для «слушающего» смысл принимаемого сообщения раскрывается одновременно с декодированием. В этом последнем случае отчетливо проявляется значение ситуации совместной деятельности: ее осознание включено в сам процесс декодирования, раскрытие смысла сообщения немыслимо вне этой ситуации.

Точность  понимания слушающим смысла высказывания может стать очевидной для  коммуникатора лишь тогда, когда  произойдет смена «коммуникативных ролей» (условный термин, обозначающий «говорящего» и «слушающего»), то есть когда реципиент превратится в коммуникатора и своим высказыванием даст знать о том, как он раскрыл смысл принятой информации. Диалог, или диалогическая речь, как специфический вид «разговора» представляет собой последовательную смену коммуникативных ролей, в ходе которой выявляется смысл речевого сообщения, то есть и происходит то явление, которое было обозначено как «обогащение, развитие информации».

 

1.2. Невербальная коммуникация

 

Коммуникативный процесс оказывается неполным, если мы отвлекаемся от невербальных его  средств. Согласно исследованиям, значительная часть речевой информации при  обмене воспринимается через язык поз  и жестов и звучание голоса. 55% сообщений  воспринимается через выражение лица, позы и жесты, а 38% — через интонации и модуляции голоса. Отсюда следует, что всего 7% остается словам, воспринимаемым получателем, когда мы говорим.

Несмотря  на то, что проделано много исследований, ведутся горячие дискуссии по поводу того, являются ли невербальные сигналы врожденными или приобретенными, передаются ли они генетически или приобретаются каким-то другим путем. Доказательства были получены через наблюдения за слепыми, глухими, и глухонемыми людьми, которые не могли бы обучиться невербалике благодаря слуховым или зрительным рецепторам. Проводились также наблюдения за жестикулярным поведением различных наций и изучалось поведение наших ближайших антропологических родственников - обезьян и макак.

Немецкий  ученый Айбль - Айбесфельдт установил, что способность улыбаться глухих или слепых от рождения детей проявляется без всякого обучения или копирования, что подтверждает гипотезу о врожденных жестах. Экман, Фризен и Зорензан подтвердили некоторые высказанные Дарвином предположения о врожденных жестах, когда они изучали выражения лица у людей, представителей пяти глубоко отличных друг от друга культур. Они установили, что представители различных культур использовали одинаковые выражения лица при проявлении определенных эмоции, что позволило им заключить, что эти жесты должны быть врожденными.

Большинство жестов невербального поведения  являются приобретенными, и значение многих движений и жестов культурно  обусловлено.

Выделяют  четыре группы невербальных средств  общения (2):

Первым среди них нужно назвать оптико- кинетическую систему знаков, что включает в себя жесты, мимику, пантомимику. Эта общая моторика различных частей тела отображает эмоциональные реакции человека. Это то, что человек «прочитывает» на расстоянии – жесты, мимика, пантомимика.

Жест – это движение рук или кистей рук, они классифицируются на основе функций, которые выполняют: коммуникативные (заменяющие речь), описательные (их смысл понятен только при словах), жесты, выражающие отношение к людям, состояние человека. Мимика – это движение мышц лица. Пантомимика – совокупность жестов, мимики и положения тела в пространстве. Поэтому включение оптико-кинетической системы знаков в ситуацию коммуникации придает общению нюансы. Эти нюансы оказываются неоднозначными при употреблении одних и тех же жестов, например в различных национальных культурах. Значимость оптико- кинетической системы знаков в коммуникации настолько велика, что в настоящее время выделилась особая область исследований - кинетика, которая специально имеет дело с этими проблемами.

Паралингвистическая и экстралингвистическая системы знаков представляют собой также «добавки» к вербальной коммуникации. Паралингвистическая система- это система вокализации, то есть качество голоса, его диапазон тональность. Экстралингвистическая система - включение в речь пауз, других вкраплений, например, покашливания, плача, смеха наконец, сам темп речи.(3)  

Проксемика (организация пространства и времени коммуникативного процесса). Пространство и время организации коммуникативного процесса выступают также особой знаковой системой, несут смысловую нагрузку как компоненты коммуникативных ситуаций. Так, например, размещение партнеров лицом друг к другу способствует возникновению контакта, символизирует внимание к говорящему, в то время как окрик в спину также может иметь определенное значение отрицательного порядка. Экспериментально доказано преимущество некоторых пространственных форм организации общения как двух партнеров по коммуникативному процессу, так и в массовых аудиториях.(4)

В психологии выделяют четыре дистанции общения:

- интимная (от 0 до 0,5 метра). На ней общаются  люди, связанные, как правило,  близкими доверительными отношениями.  Информация передается тихим  и спокойным голосом. Многое  передается с помощью жестов, взглядов, мимики.

- Межличностная  (от 0,5 до 1,2 метра). На ней осуществляется  общение между друзьями).

- Официально-деловая  или социальная (от 1,2 до 3,7 метра). Используется  для делового общения, причем  чем больше расстояние между  партнерами, тем более официальны их отношения.

- Публичная  (более 3,7 метров). Характерезуется  выступлением перед аудиторией. При таком общении человек  должен следить за речью, за  правильностью построения фраз.

Визуальный  контакт. Визуалика, или контакт глаз. Установлено, что обычно общающиеся смотрят в глаза друг другу не более 10 секунд.

В целом  все системы невербальной коммуникации, несомненно, играют большую вспомогательную (а иногда самостоятельную) роль в  коммуникативном процессе. Вместе с  вербальной системой коммуникации эти системы обеспечивают обмен информацией, который необходим людям для организации совместной деятельности.

 

ГЛАВА 2. ЯЗЫК ЖЕСТОВ

2.1. Основные понятия о жестикуляции

 

Убедительность  говорящего напрямую зависит от того, насколько сигналы уровня содержания согласованы с сигналами уровня отношений. Аналоговые сигналы жестикуляции (или "язык рук") в значительной мере дополняют словесную информацию. Жесты – это выразительные движения головой, рукой или кистью, которые совершают с целью общения и которые могут сопровождать размышление или состояние. Это становится особенно важным, когда мы не можем разглядеть лица говорящего (например, если он отвернулся или находится далеко от нас) или если плохое освещение затрудняет понимание мимики. Надо отметить, что бесконечно трудно контролировать собственную мимику, почти также сложно "обманывать" с помощью рук. Если некто в состоянии внутреннего возбуждения пытается выглядеть спокойно, руки его обязательно выдадут. Так, например, волнение человека выдает мгновенно сплющенная сигарета - в таком состоянии не каждому дано соизмерять силу своих пальцев.

Специальные микроаналитические исследования также  подтверждают, что поза, глазное  веко и движения рук являются важнейшими сигналами, по которым можно распознавать тщательно скрываемые намерения вашего собеседника.

Что касается количественной оценки движения, то она производится с помощью  понятия темпа движения.

Из  всей совокупности жестов можно выделить условно следующие группы:

- жесты -- иллюстраторы (жесты сообщения) - указатели, образные картины изображения, движения телом, своеобразные движения руками, соединяющими воображаемые предметы вместе;

- жесты  -регуляторы (жесты отношения говорящего к чему-либо) -улыбки, кивок, направление взгляда, целенаправленное движение руками;

- жесты  - эмблемы (заменители слов или фраз в общении) -- на- 
пример, сжатые в форме рукопожатия руки на уровне пояса означают 'здравствуйте', а поднятые над головой -- 'до свидания';

- жесты  - адаптаторы (специфические привычки, связанные с движением рук) -- почесывание, касание, поглаживание, перебира-ние отдельных предметов и т.п.;

- жесты  - аффекторы -- выражают через движения тела и мышцы лица определенные эмоции;

- жесты  - оценки -- почесывание подбородка, вытягивание указа- тельного пальца вдоль щеки и т.д.;

- жесты  -уверенности -- соединение пальцев в пирамиду куполом вверх;

- жесты  нервозности и неуверенности - переплетение пальцев рук, постукивание по столу пальцами, пощипывание ладони и т.д.;

- жесты  ожидания - потирание ладоней, медленное вытирание влажных ладоней о ткань;

- жесты  отрицания - сложенные руки на груди, отклоненный назад корпус тела, скрещенные руки, дотрагивание до кончика носа;

- жесты  расположения - прикладывание руки к груди, прерывистое прикосновение к собеседнику, движение рук ладонями вверх;

- жесты  агрессии и готовности - человек стоит, положив руки на бедра.

Также различают указательные, подчеркивающие (усиливающие), демонстративные и  касательные жесты.

Указательные жесты направлены в сторону предметов или людей с целью обратить на них внимание. Подчеркивающие жесты служат для подкрепления высказываний. Решающее значение придается при этом положению кисти руки. Демонстративные жесты поясняют положение дел. При помощи касательных жестов хотят установить социальный контакт или получить знак внимания со стороны партнера. Они используются также для ослабления значения высказываний. 
Различают также произвольные и непроизвольные жесты. Произвольными жестами являются движения головы, рук или кистей, которые совершаются сознательно. Такие движения, если они производятся часто, могут превратиться в непроизвольные жесты. Непроизвольными жестами являются движения, совершаемые бессознательно. Часто их обозначают также как рефлекторные движения. Этим жестам не нужно учиться. Как правило, они бывают врожденными (оборонительный рефлекс) или приобретенными.

Все эти виды жестов могут сопровождать, дополнять или заменять какое-либо высказывание.

 

2.2. Основные коммуникационные жесты  в различных культурах

 

Во  всем мире основные коммуникационные жесты не отличаются друг от друга. Когда люди счастливы, они улыбаются, когда они печальны - они хмурятся, когда сердятся - у них сердитый взгляд.

Рис. 1. Пожимание плечами.

 

Кивание головой почти во всем мире обозначает "да" или утверждение. Похоже, что  это врожденный жест, так как он также используется глухими и слепыми людьми. Покачивание головой для обозначения отрицания или несогласия является также универсальным, и может быть одним из жестов, изобретенных в детстве.                                        

 Рис. 2. "Все в порядке".

Проследить  происхождение некоторых жестов можно на примере нашего первобытнообщинного  прошлого. Оскаливание зубов сохранилось  от акта нападения на противника и  до сих пор используется современным  человеком, когда он злобно усмехается или проявляет свою враждебность каким-то другим способом. Улыбка первоначально была символом угрозы, но сегодня, в совокупности с дружелюбными жестами, она обозначает удовольствие или доброжелательность.

Жест "пожимание плечами" является хорошим примером универсального жеста, который обозначает, что человек не знает или не понимает, о чем речь. Это комплексный жест, состоящий из трех компонентов: развернутые ладони, поднятые плечи поднятые брови.

Информация о работе Невербальные знаки