Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2014 в 12:43, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является анализ языка жестов в речевых коммуникациях. Задачи:
1. Провести анализ литературы по данной тематике.
2. Рассмотреть жесты и жестикуляцию. Проанализировать язык жестов в речевых коммуникациях.
3. Рассмотреть развитие речи у детей.
Орган слуха играет при этом первенствующую роль. Ребенок жадно ловит звуки, раздающиеся вокруг него, прислушивается к ним и стремится им подражать. Соответствующие слуховые восприятия, организованно предложенные детям, содействуют культуре слуха и формированию их языка. Голоса животных, пение птиц, звуки музыкальных инструментов, свисток локомотива вызывают у них радостное возбуждение и стимулируют к речевым реакциям. Но главная роль, ни с чем не сравнимая по своему значению, принадлежит, конечно, человеческому голосу. В ряде игр, которые мать ведет с ребенком, первое место занимают игры с участием голоса: она повторяет издаваемые ребенком звуки, дает для подражания новые, более сложные образцы их сочетаний, воздействует на него выразительностью не только своего голоса, но своих движений, своей мимикой. Ребенок слушает, следит за движением ее губ и воспринимает речь не только слухом, но и зрением, он подражает ей, улыбается, мимирует, гулит, лепечет, улавливает и выбирает из громадного числа произносимых ею слов, те, которые входят в круг его понятий, и начинает их произносить. Младенец способен воспринимать улыбку, жест, слово, только к нему лично обращенные. Только на них он реагирует соответствующим оживлением, улыбкой, звуком.
На структуру речи детей и ее фонетические особенности влияют три фактора:
а) закономерная обусловленность проявлений ее развития;
б) условия,
в которых протекает
в) проявления речевой среды, дающей детям словесные формы и образцы для подражания.
Формирование
речи младенца неразрывно связано с
постижением вещей. Правильное восприятие
внешних предметов, являющееся основной
и самой главной
Постепенно
сенсорно-лингвистическое
1) выделение предмета из других, в той же среде представленных (различение предметов);
2) соединение
слов с предметом, с
3) включение знакомого
слова в свою собственную речь
(накопление запаса активных
Возраст
два года оказывается очень
Первое слово малыша рождается только в совместной игре ребенка и взрослого с предметами. В овладении активным словом выделяется три этапа. На первом этапе все внимание ребенка и его активность направлены на предмет. На втором этапе внимание малыша переключается на взрослого. На третьем этапе малыш начинает смотреть на губы взрослого и прислушиваться к слову, которое он произносит. Лепет прекращается, ребенок пытается произносить слово. Следовательно, цель сказать что-то ставит перед ребенком взрослый. Именно потребность в общении с ним заставляет малыша сказать нужное слово. Таким образом, основным двигателем развития речи является общение ребенка со взрослым. Однако не все дети овладевают первыми словами легко и непринужденно.
Задержка речи может возникнуть на стадии называния. Ребенок, научившийся обозначать предмет словом, может надолго остаться на этом уровне. Такая ситуация возникает, когда малыш привык повторять слова, обозначающие предметы, за взрослыми. Чтобы исправить положение, во-первых, необходимо включить в предметные действия активную речь. Для этого можно сопровождать показ игрушек рассказом. Во-вторых, нужно организовать сотрудничество с ребенком по типу «давай вместе». И, в-третьих, как можно больше говорить с ним, читать книжки, вместе слушать пластинки. Задержка речи может возникнуть на стадии эмоционального общения со взрослым. Для возникновения первых активных слов необходимо помимо эмоционального также и предметное взаимодействие с малышом. В то же время исключительная ориентация на предметный мир также может стать причиной трудностей в овладении речью. Таким образом, не следует стремиться окружать ребенка множеством игрушек и оставлять его одного на длительное время. Каждую новую игрушку и действия с ней нужно показывать малышу, затевая совместную игру.
Порой препятствием для развития речи могут служить «детские слова». Обращаясь к ребенку, следует говорить четко и ясно и добиваться от него внятного произношения.
Существует также
вариант нарушения развития речи
противоположный всем предыдущим –
это стремительность речевого развития.
Такой ребенок иногда плохо спит,
часто плачет во сне, его мучают беспричинные
страхи, он становится капризным. Это происходит
потому, что неокрепшая нервная система
не справляется с потоком информации,
которая обрушивается на него. Для того,
чтобы предотвратить развитие невроза,
нужно больше гулять с малышом, играть
в простые игры, приучать к обществу сверстников
и ни в коем случае не перегружать новой
информацией. (6)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Выделяют вербальные и невербальные формы общения. Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык, то есть систему фонетических знаков. Речь является самым универсальным средством коммуникации.
Огромную роль играет невербальное общение. К невербальному общению относятся: оптико-кинетическая система (жесты, мимика, пантомимика), изучаемая кинесикой; экстра- и паралингвистика (вкрапление в речь пауз, "торможений" и пр.), а также вокализация (качество голоса, его диапазон, тональность); организация пространства и времени коммуникативного процесса, изучаемые проксемикой (способы размещения партнеров по общению, нормативы использования времени — точность, пунктуальность как определенные знаки); "контакт глазами" или визуальное общение.
Особенностью языка телодвижений является то, что его проявление обусловлено импульсами нашего подсознания, и отсутствие возможности подделать эти импульсы позволяет нам доверять этому языку больше, чем обычному речевому каналу общения.
Большинство жестов
невербального поведения
Развитие речи необходимо начинать со дня рождения ребенка. Надо содействовать тому, чтобы аппарат речи ребенка совершенствовался и развивался беспрепятственно, чтобы процесс овладения речью не тормозился. Надо способствовать приобретению ребенком содержания для его речи — накоплению представлений, знаний, понятий, мыслей; надо предоставить ребенку наилучшие условия для овладения по возможности совершенными формами структуры речи; надо установить и постепенно расширять социальные связи детей. Попутно развивающаяся речь будет облекаться мыслью, и мысль будет питать язык. Дети, с которыми много и сознательно разговаривают, развиваются быстрее и говорят лучше.