Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 09:44, контрольная работа
Невербальные средства общения, как ,правило, не могут самостоятельно точно передавать мысль (за исключением некоторых жестов). Они обычно так или иначе скоординированы между собой словесными текстами. Рассогласовывание отдельных невербальных средств существенно затрудняет межличностное общение. В отличии от речи невербальные средства общения осознаются как говорящими, так и слушающими не в полной мере. Никто не может подвергать все свои невербальные средства полному контролю. Невербальные средства общеия делятся на кинексические, просодические и экстралингвистические, такестические, проксемические.
1.Охарактеризуйте классификацию невербальных средств общения.
2.Назовите функции невербальных средств общения.
3.Проанализируйте существующие стереотипы в понимании невербального поведения делового партнера.
1.Охарактеризуйте
2.Назовите функции невербальных средств общения.
3.Проанализируйте
1.Невербальное общение
осуществляется с помощью
Невербальные отношения нужны для того, чтобы :
регулировать процесс общения, создавать психологический контакт между партнерами;
обогащать, направлять истолкование словесного текста;
выражать эмоции и отражать истолкование ситуаций;
Невербальные средства общения, как ,правило, не могут самостоятельно точно передавать мысль (за исключением некоторых жестов). Они обычно так или иначе скоординированы между собой словесными текстами. Рассогласовывание отдельных невербальных средств существенно затрудняет межличностное общение. В отличии от речи невербальные средства общения осознаются как говорящими, так и слушающими не в полной мере. Никто не может подвергать все свои невербальные средства полному контролю. Невербальные средства общеия делятся на кинексические, просодические и экстралингвистические, такестические, проксемические.
Кинексические средства общения — это : (визуальные средства)
1.экспресивно-выразительные движения
2.поза
3.жест
4.мимика
5.походка
6.визуальный контакт: (взгляд), направление взгляда
7.направление движения
8.длина паузы
9.кожные реакции(покраснения,
10.дистанция
11.вспомогательные средства
общения, в том числе
Просодические и экксралингвистические средства (акустические, звуковые) общения — это:
1.интонация
2.тембр
3.речевая пауза
4.вздох
5.смех
6.плач
7.танец
Прокосемические:
1.ориентация
2.дистанция
На невербальные средства накладывает сильный отпечаток культура, поэтому невербальный язык другой страны приходится учитывать так же, как и вербальный.
Невербальное поведение человека неразрывно связано с его психическими состояниями и служит средством их выражения. Впроцессе общения невербальное поведение выступает объектом истолкования как показатель скрытых для непосредственного наблюдения индивидуально-психологических и социально-психологических характеристик личности. На основе невербального поведения раскрывается внутренний мир личности, осуществляется формирование психического содержание общения и совместной деятельности. Люди довольно быстро учатся приспасабливать свое вербальное поведение к изменяющимся обстоятельствам, но язык тела оказывается менее пластичным.
Наиболее значимыми из невербальных средств общения по общему мнению является лицо, т.к. оно является главным источником информации о психологических состояниях человека, хотя оно во многих ситуациях гораздо менее информативно, чем его тело, поскольку мимические выражения лица сознательно контролируютсяво много раз лучше, чем движения тела.
При определенных обстоятельствах, когда человек, например, хочет скрыть свои чувства или передает заведомо ложную информацию, лицо становиться малоформативным, а тело — главным источником информации для партнера.
Поэтому в общении важно знать, какую информацию можно получить, если перенести фокус наблюдения с лица человека на его тело и движения, т. к жесты, позы, стиль экспрессивного поведения содержат очень много информации. Информацию несут такие движения человеческого тела , как поза, жест, походка.
В свою очередь жесты и движения могут противоречить тому, что сообщает голос. Следовательно, необходимо контролировать данный процесс и синхронизировать его.
В большей мере, чем другие невербальные средства, выполняют такесические средства общения. Неадекватное использование личностью такесических средств может привести к конфликтам в общении.
Следует отметить , что невербальное поведение личности полуфункционально, оно:
1.создает образ партнера по общению;
2.выражает взаимоотношения
партнеров по общению,
3.является индикатором
актуальных психических
4.выступает в роли
уточнения, изменения
5.поддерживает оптимальный
уровень психологической
6.выступает в
2.Назовите функции невербальных средств общения.
1.Кинексические (визуальные)
2.Просодические и
3.Телексические или
тактильно-кинестезические
4.Прокосемические
Как известно, изучение собеседника (партнера по общению) по его жестам, мимике и позам относится к области кинексики. Кинексические средства наиболее значимы т.к — это зрительно воспринимаемые движения другого человека, выполняющие выразительно-регулятивную функцию общения.
Во всем мире основные комуникационные жесты не разнятся. Когда люди счастливы, они улыбаются, когда печальны — хмурятся , когда сердяться — у них сердитый взгляд. Кивание головой почти во всем мире означает «да» или утверждение, жест «пожимание плечами» является примером универсального средства, который означает, что человек не знает или не понимает о чем идет речь.
Следует отметить, что наиболее распространенным жестом является прикосновение , или тактильный контакт,является для человека самым первым и самым важным в его жизни.Прикосновением мать показывает не только физическое благополучие, но и выражает ребенку свою любовь и нежность. Ребенок, лишенный этого в детстве, отстает от сверстников в интеллектуальном развитии и преобретает эмоциональные дефекты, которые почти невозможно компенсировать во взрослом состоянии.
Культурные нормы значительно регламинтируют тактильные контакты. Прикосновение остается знаком , прежде всего выражающим чувства к партнеру по общению. Грубые болевые контакты сопровождают агрессию и принуждение. Мягкие, не болевые контакты сигнализируют о доверии и симпатии к партнеру.
Непременным атрибутом любой встречи и прощания является рукопожатие. Оно может быть очень информативным, особенно его интенсивность и продолжительность. Слишком короткое, вялое рукопожатие очень сухих рук может свидетельствовать о безразличии. Наоборот, продолжительное рукопожатие и слишком влажные руки свидетельствуют о сильном волнении. Немного удлиненное рукопожатие наряду с улыбкой и теплым взглядом демонстрирует дружелюбие. Однако задерживать руку партнера в своей руке не стоит: у него может возникнуть чувство раздражения (он как будто попал в капкан)
В практике делового взаимодействия выделяются несколько основных жестов, отражающих внутреннее состояние человека.
Во-первых, в них проявляются состояние организма и непосрественные эмоциональные реакции. Это позволяет судить о темпераменте человека (сильные или слабые у него реакции, быстрые или замедленные, инертные или подвижные)
Во-вторых, позы и движения тела выражают многие черты характера человека, степень его уверенности в себе, зажатость или раскованность, осторожность или порывистость.
В-третьих, в позе и жестах проявляются культурные нормы, усвоенные человеком.
В-четвертых, жестам и позе приписываются чисто условные символические значения. Они способны передать точную информацию.
Жесты открытости свидетельствуют об искренности и желании говорить откровенно.
Жесты подозрительности и скрытности свидетельствуют о недоверии к вам, сомнении в вашей правоте, о желании что-то утаить и скрыть от вас.
Жесты и позы защиты являются знаками того, что собеседник чувствует опасность и угрозу. Наиболее распространенным жестом этой группы знаков являются руки, скрещенные на груди.
Жесты размышления и оценки отражают состояние зодумчивости и стремление найти решение проблемы. Задумчивое (размышляющее) выражение лица сопровождается жестом «рука и щеки». Этот жест свидетельствует о том , что вашего собеседника что-то заинтересовало.
Жесты сомнения и неуверенности чаще всего связаны с почесыванием указательным пальцем правой руки под мочкой уха или же боковой части шеи (обычно делается пять почесывающих движений).
Жесты и позы, свидетельствуют о нежелании слушать и стремление закончить беседу достаточно красноречивы. Если во время беседы ваш собеседник опускает веки, то это сигнал о том , что вы для него стали неинтересны или просто надоели, или же он чувствует свое превосходство над вами. Если вы заметили подобный взгляд у своего собеседника, то учтите следующее: необходимо что-то изменить, если вы заинтересованы в успешном завершении разговора.
Жесты свидетельствующие о желании преднамеренно затянуть время, обычно связаны с очками. Для того чтобы затянуть время с целью обдумать окончательное решение, собеседник делает следующие жесты : постоянно снимает и надевает очки, а также протирает линзы. Если вы наблюдаете один из этих жестов сразу же после того, как попросили человека о его решении, то лучше всего будет помолчать вожидании. Если партнер вновь надевает очки, то это означает, что он хочет еще раз «взглянуть на факты».
Мимика имеет очень большое значение в практике делового взаимодействия Именно лицо собеседника всегда притягивает наш взгляд. Выражение лица обеспечивает постоянную обратную связь: по нему мы можем судить, понял нас человек или нет, хочет ли он что-то сказать в ответ .
Исследования, к примеру , показали, что при неподвижном или невидимом лице лектора теряется до 10-15 процентов информации.
Основные характеристики мимики - ее целостность и динамичность. Это означает, что в мимическом выражении шести основных эмоциональных состояний (гнева, радости, страха, удивления и презрения) все движения мышц лица скоординированы.
Исследования психологов показали ,что все люди независимо от национальности и культуры, в которой они выросли, с достаточной точностью и согласованностью интерпретируют эти мимические конфигурации как выражение соответствующих эмоций. И хотя каждая мина является выражением конфигурации всего лица, тем не менее основную информативную нагрузку несут брови и область вокруг рта (губы).С мимикой также тесно связаны: визуальный контакт , поза , жесты и походка.
Пространство и время выступают в качестве особой знаковой системы и несут смысловую нагрузку.
К проксемическим характеристикам относятся ориентация и дистанция между ними.
Так, размещение партнеров лицом друг к другу способствует возникновению контакта, символизирует внимание к говорящему. Экспериментально доказано приемущество некоторых пространственных форм организации общества (как для двух партнеров, так и для большой аудитории).
Американский ученый Э. Холл, один из первых в области изучения пространственных потребностей человека, в 1969г. Издал книгу «Молчаливый язык». Он же и ввел термин «проксемика» (от англ.proximity-близость) Это та дистанция, которую соблюдают люди, и это биологическая закономерность.
Размеры личной пространственной территории человека можно разделить на четыре зоны :
интимная зона — от 15 до 45 см.
личная зона — от 46 до 120 см.
социальная зона — от 120 до 360 см.
общественная или публичная зона — более 360 см.
Интимная зона самая главная. Именно эту зону человек охраняет так, как будто это его собственность. Личная зона — это расстояние, которое обычно разделяет нас, когда мы находимся на официальных приемах и дружеских вечеринках. Социальная зона — это то расстояние, на котором мы держимся от людей, которых не очень хорошо знаем. Публичная зона — это, то расстояние, которое соблюдается, когда мы адресуемся к большой группе людей.
Скученность людей на концертах, в кинозалах, на эскалаторах, в транспорте и лифте приводит к неизбежному вторжению в интимные зоны друг друга. Существует ряд неписанных правил поведения для европейцев в условиях скученности людей, например в автобусе или лифте:
1.не разговаривать, даже со знакомыми
2.не смотреть в упор на других
3.не проявлять свои эмоции
4.если у вас в руках книга или газета, погрузитесь в чтение
5.чем теснее в транспорте, тем сдержанее должны быть ваши движения
6.в лифте смотрите на указатель этажей над головой
Существуют правила взаимодействия, их нужно знать и выполнять в зависимости от того, какое место за столом переговоров занимают участники общения.
Ориентация и угол общения – прокосемические компоненты невербальной системы. Ориентация, выражаемая в повороте тела и носка ноги в направлении партнера или в сторону от него сигнализируют о направлении мыслей.
Позиции общающихся сторон за столом определяются характером общения. Если общение носит сопернический или оборонительный характер, то люди садятся напротив; при обычной дружеской беседе – занимают угловую позицию; при кооперативном поведении – занимают позицию делового взаимодействия с одной стороны стола; независимая позиция выражается в расположении по диагонали.
Просодические и экстралингвистические средства общения связаны с голосом, характеристики которого создают образ человека, способствуют распознанию его состояний, выявленую психической индивидуальности.
Порсодика включает в себя различные характеристики голоса. Просодические средства невербального делового общения регулируют поток речи, экономят языковые средства общения, выражают эмоциональное состояние, дополняют и предвосхищают высказывания.