Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 09:44, контрольная работа
Невербальные средства общения, как ,правило, не могут самостоятельно точно передавать мысль (за исключением некоторых жестов). Они обычно так или иначе скоординированы между собой словесными текстами. Рассогласовывание отдельных невербальных средств существенно затрудняет межличностное общение. В отличии от речи невербальные средства общения осознаются как говорящими, так и слушающими не в полной мере. Никто не может подвергать все свои невербальные средства полному контролю. Невербальные средства общеия делятся на кинексические, просодические и экстралингвистические, такестические, проксемические.
1.Охарактеризуйте классификацию невербальных средств общения.
2.Назовите функции невербальных средств общения.
3.Проанализируйте существующие стереотипы в понимании невербального поведения делового партнера.
Силой голоса, его звучанием можно передать слушателям свое отношение к предмету делового общения, передать им свои переживания или помочь точнее и ярче воспринимать смысл сказанного. Кроме того, по различным просодическим проявлениям можно оценить собеседника, выявить его скрытые намерения и в соответствии с ними более эфективно организовать деловое общение.
Основные формы (просодические) невербального общения:
1.модуляция речи (выразительность)
2.громкость голосового тона (энэргия человека)
3.скорость речи (темперамент)
4.окраска звучания голоса(характер человека)
5.дикция(четкая и нечеткая)
6.ритмичность речи (характер)
Экстролингвистика изучает различного рода включение в речь : пауз, плача, смеха, кашля, вздоха.
В зависимости от эмоционального настроя плач, смех, покашливания, вздохи могут нести различную смысловую нагрузку.
В зависимости от скрытых намерении собеседника, экстралингвистические проявления могут выражать какие-либо чувства или наоборот, выполнять ролевую установку, чтобы вызвать жалость у собеседника, обратить на себя внимание, унизить перед собравшимися и т. д.
Важной формой экстралингвистического общения является пауза. Исследования показали, что пауза способствует на 10-15 процентов дополнительному восприятию информации собеседником.
К такесическим средствам общения относятся динамические прикосновения в форме рукопожатия, похлопывания, поцелуя. Исследование в деловом общении такесических форм определяется многими факторами, среди которых важное место занимает статус партнеров, возраст, пол, степень знакомства и т.д.
Особое место среди такесического делового общения занимает рукопожатие, которое является непременной формой любой встречи и прощания. Оно может быть очень информативным, особенно его интенсивность и продолжительность. Рукопожатия делятся на три типа: доминирующее (рука сверху, ладонь развернута вниз), покорное (рука снизу, ладонь развернута вверх) и равноправное.
Такой такесический элемент как похлопывание по плечу возможен при условии близких отношений, равенства социального положения общающихся.
Использование такесических форм невербального делового общения требует большого такта и внутренней культуры человека, нельзя допускать, чтобы прикосновения к человеку носили фамильярный характер .
При переходе определенной границы такесические формы могут привести к обратному эффекту и разрушить или помешать установлению деловых отношений.
Поскольку лицо является как бы своеобразным перекрестком, на котором проявляются невербальные особенности, мимические аспекты являются наиболее выразительными.
По мнению А. Пиза, проблема с ложью заключается именно в том , что наше подсознание работает автоматически и независимо от нас. Именно поэтому наши подсознательные жесты и телодвижения могут выдать нас, когда мы пытаемся лгать. Во время обмана наше подсознание выбрасывает пучок нервной энэргии, кторая проявляется в жестах, противоречащих тому, что мы говорим.
Актеры и адвокаты, профессии которых непосредственно связаны с обманом в разных формах его проявляния, до такой степени отработали свои жесты, что трудно заметить, когда они говорят неправду. Для этого они, во-первых, отрабатывают те жесты, которые придают правдободобность сказанному, во-вторых, почти полностью отказываются от жестикуляции, чтобы не присутствовали ни позитивные, ни негативные жесты.
Что же касается других людей, им часто труднее дается подделка в языке мимики и жестов. Психологи считают, что лжеца, как бы он не старался скрыть свою ложь, все равно можно распознать, потому что его выдает несоответствие между микро сигналами подсознания, которые выражены жестами, и сказанными словами.
Когда мы слышим, что другие говорят неправду или лжем сами, мы делаем попытку закрыть рот, глаза или уши руками. Защита рта рукой - один из немногих жестов, явно свидетельствующих о лжи. Если присутствует покашливание, это свидетельствует о том, что он говорит неправду. Однако, если он прикрывает рот рукой в тот момент, когда вы говорите, а он слушает, он чувствует, что вы лжете.
Жест, когда собеседник прикасается к своему носу, является уточненным, замаскированным вариантом предыдущего жеста.
Жест, связанный с потиранием века, вызван тем, что появляется желание скрыться от обмана или подозрения, и избежать взгляда в глаза собеседнику, которому говорят неправду.
Если вы видите, что собеседник лжет, то вы можете его попросить повторить или уточнить сказанное, и это заставит обманщика отказаться от предложения своей хитрой игры.
Когда человек начинает откровенничать, он обычно раскрывает перед собеседником ладони полностью или частично. Как и другие жесты, это жест абсолютно бессознательный и подсказывает, что собеседник в данный момент говорит правду.
Это наиболее распространенные жесты и позы которые встречаются в процессе общения между партнерами.
3.Проанализируйте
Представте себе, что вы входите в кабинет вашего руководителя, чтобы получить определенную информацию о проекте, над которым вы работаете. Вы вошли, а он несколько секунд продолжает рассматривать бумаги у себя на столе. Затем смотрит на часы и говорит отчужденным невыразительным голосом: “ Чем могу быть вам полезен?”
Хотя его слова сами по себе не имеют негативного смысла, но язык поз и жестов ясно указывает, что вы – нежелательное отвлечение от его работы. С каким чувством вы будете задавать вопросы? Какие мысли придут вам в голову скорее всего, когда в следующий раз у вас возникнет вопрос к руководителю? Можно думать они никоим образом не будут позитивными. Представте теперь, как при вашем появлении в кабинете, руководитель, напротив, сразу поднимает на вас взор, приветливо улыбается и бодрым тоном обращается к вам:” Как продвигается проект? Чем могу быть вам полезен?”
Руководитель, который использовал неготивные символы языка поз и жестов, может быть, на самом деле хочет помочь подчиненным так же, как тот , чьи невербальные символы излучают тепло. Слова-то в обоих случаях произносятся одни и те же. Однако в данном случае невебальные символы подавляют вербальные. Вывод: нужно добиваться, чтобы невебальные символы соответствовали идее, которую вы собираетесь сообщить.
Общение определяется тем представлением о партнере, которое складывается в восприятии.
Под воспиятием в психологии общения подрозумевается не просто формирование целостного образа на основе оценки его внешнего вида и поведения, но и понимание партнера по общению.
В качестве субъекта и объекта восприятия могут выступать не только отдельные личности, но и целые группы людей. При этом возникают так называемые эквиваленты личности. При восприятии людьми друг друга можно выделить несколько возможных ситуаций;
1.” Я-ОН” - восприятие одним индивидом другого как отдельной личности
2.”Я-ОНИ” - восприятие индивидом группы как единого целого
3.”МЫ-ОН” - восприятие одной группой другой группы
4.”МЫ-ОН” - восприятие группой индивида
Сложность процесса восприятия заключается в том, что способность человека к обработке информации не беспредельна. При формировании образа делового партнера, человек зачастую сталкивается с неким количеством фрагментарной информации о нем и оценивает ее с учетом многих психологических и эмоциональных факторов. Вполне вероятно, что он примет во внимание только те сведения, которые свидетельствуют его представлениям и лучше всего подходят для его целей.
Кроме недостатка информации и его пристрасного отбора, процесс восприятия искажает также ошибочные заключения.Когда информации мало, человек строит свои выводы о собеседнике на основе того немногого, что успел узнать, а когда его представление сформировано, он пренебрегает полученными позже дополнительными сведениями.
Процесс восприятия представляет собой не механическое воспроизвеление образа человека, а систему с обратной связью. Представления о том как воспринимают его другие люди, могут способствовать неправильному пониманию между людьми.
Важной сферой исследования межличностной перцепции является изучение процесса формирования первого впечатления о другом человеке.
Фактор превосходства – когда наблюдатель ощущает превосходство партнера по какому-то важному для него параметру – уму, материальному положению.Суть заключается в том, что человек, который превосходит наблюдателя по какому-либо важному параметру, оценивается им гораздо выше и по остальным значимым параметрам.
Информация о превосходстве обычно так или иначе закладывается в одежду и манеру поведения, в них всегда есть элементы, свидетельствующие о принадлежности человека к той или иной социальной группе или его ориентации на какую-то группу.
Эти элементы служат знаками групповой принадлежности и для самого носителя одежды и поведения, и для окружающих для него людей.
Фактор привлекательности – восприятие партнера по общению как привлекательного внешне, при этом ошибка состоит в том, внешне привлекательного человека люди также склонны переоценивать по другим важным для них социально-психологическим параметрам. Существуе так называемый стереотип привлекательности: что красиво – то хорошо.
Фактор отношения к нам – восприятие партнера, в основе которой лежит характер отношения к нам. Ошибка восприятия в этом случае состоит в том, что людей, которые хорошо к нам относятся или разделяют какие-то важные для нас идеи, мы склонны позитивно оценивать и по другим показателям.
Задачей первого впечатления является быстрая ориентировка в ситуации. Для людей как социальных существ главное – определение вопроса о групповой принадлежности партнера. Поэтому можно сказать, что первое впечатление почти всегда правильно.Ошибкой же является то, что стереотипизация вызывает определенную оценку и неизвестных еще пока свойств и качеств, что может привести к неадекватному общению в дальнейшем. В постоянном общении результаты первого впечатлания продолжают действовать. Однако постоянное и длительное общение не может удовлетворяться тем списком приписываемых партнеру черт и свойств, которые сформировались при первом впечатлении.
1.Психология и этика делового общения: учебник для вузов/ под ред.проф. В.Н.Лавриненко – 3-е изд., - М.:ЮНИТИ – ДАНА. 2001г.
2.Социальная психология. Курс лекций: учебное пособие/ В.Г.Крысько – 4-е изд.переаб. и доп. -М., Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2011г
3.Психология делового общения: учебник / Г.В. Бороздина, 2-е издание – М.: ИНФРА-М, 2007г.
4.Титова Л.Г. Деловое общение:учебное пособие – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2005г.