Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2013 в 22:45, контрольная работа
По способу общения выделяются вербальное (словесное) и невербальное (неречевое) общение. В своей курсовой рабате я рассмотрю именно неречевое общение. “Каждое движение души, имеет свое естественное выражение в голосе, жесте, мимике”, - писал Цицерон. Язык жестов, мимики, телодвижений называется языком речевого общения.
Способ организации усвоенных человеком неречевых средств общения и преобразованных в индивидуальную, конкретно-чувственную форму действий и поступков называется неречевым поведением.
1. Введение 3
2. Невербальные средства общения 5
2.1. Характеристика процесса общения 6
2.2. Место невербальных средств в процессе общения. 6
3. Возможности мимики, жестов, интонации в процессе общения 9
3.1.Мимика, как признак эмоционального состояния 10
3.2.Маски, как средство «безличной» коммуникации 14
3.3. Язык жестов 16
3.4. Интонация, как вид информации 35
4. Заключение 37
Список используемой литературы 39
Кафедра социологии и управления
Контрольная работа
«Деловая среда и искусство общения»
На тему: «Невербальные средства общения»
Выполнил: Свечникова Н.В.
Группа: 2збДс
Преподаватель: Миронова Т.А.
Москва 2013
Оглавление
1. Введение 3
2. Невербальные средства общения 5
2.1. Характеристика процесса общения 6
2.2. Место
невербальных средств в
3. Возможности мимики, жестов, интонации в процессе общения 9
3.1.Мимика, как
признак эмоционального
3.2.Маски,
как средство «безличной»
3.3. Язык жестов 16
3.4. Интонация, как вид информации 35
4. Заключение 37
Список используемой литературы 39
Сущность человека общественная, без возможности общения он не может существовать.
По способу общения
выделяются вербальное (
Способ организации усвоенных человеком неречевых средств общения и преобразованных в индивидуальную, конкретно-чувственную форму действий и поступков называется неречевым поведением.
Неречевые средства могут быть сведены к кинетическим (движения тела), пространственным (организация поведения, межличностного общения), к временным характеристикам взаимодействия.
Неречевые средства выполняют осведомительную и регулятивную функции в процессе общения.
Многие ученые говорят о том, что словесный канал используется для передачи информации, а невербальный для “обсуждения” межличностных отношений.
Независимо от культурного уровня человека, слова и сопровождающие их движения совпадают с такой степенью предсказуемости, что некоторые ученые утверждают, что хорошо подготовленный человек может по голосу определить, какое движение делает его собеседник в момент произнесения той или иной фразы.
Следовательно, чтобы понять смысл высказывания, недостаточно проникнуть в смысл слов, необходимо понять чувства говорящего, проанализировать его неречевое поведение.
Исследования психологов показывают, что эмоции не только зависят от ситуации общения, но и сами оказывают существенное влияние на его развертывание, на проявление эмоционального облика каждого из участников.
Особенностью языка
Учиться понимать язык невербального
общения важно по нескольким причинам.
Во-первых, словами можно передать
только фактические знания, но чтобы
выразить чувства, одних слов часто
бывает недостаточно. Чувства, не поддающиеся
словесному выражению, передаются на языке
невербального общения. Во-вторых, знание
этого языка показывает, насколько
мы умеем владеть собой. Невербальный
язык скажет о том, что люди думают
о нас в действительности. И, наконец,
невербальное общение ценно особенно
тем, что оно спонтанно и
Вербальная (словесная) система обычно накладывается на развернутую систему схему невербального компонента. Например, интонация формируется раньше, чем реализуются лексические единицы. Для журналиста-коммуникатора, работающего с аудиторией, крайне важно знать невербальную сторону коммуникации, уметь ею пользоваться. Все компоненты невербальной коммуникации: фонационные (тембр, тон, интонация), мимические, пантомимические, смешанные, дают важную информацию о ходе общения.
Невербальные аспекты коммуникации начали активно изучаться только в конце 60х годов. Джулиуэт Фаст в 1970 г. сделал обзор работ специалистов по невербальной коммуникации, в которых подчеркивал, что особенностью языка телодвижений является то, что проявляется в виде импульсов на уровне нашего подсознания. Именно поэтому мы доверяем невербальному языку общения больше, чем обычному. Природа невербальных сигналов не ясна (являются ли врожденными или приобретенными генетически сигналы – вопрос дискуссионный). Ясно лишь то, что ключом в правильной интерпретации движений и жестов является конгруэнтность вербальных и невербальных сигналов, а также контекст, в котором жесты проявляются.
Научные исследования показывают,
что существует прямая зависимость
между статусом, властью, престижем
человека, его словарным запасом.
Существует зависимость между
2.1. Характеристика
процесса общения
Сам процесс общения понимается как процесс обмена информации, т.е. вовремя совместной деятельности люди обмениваются между собой разными идеями, и интересами, настроениями, чувствами. При всяком рассмотрении человеческой коммуникации с точки зрения теории информации фиксируется лишь формальная сторона дела: как информация передаётся, в то время как в условиях человеческого общения информация не только передаётся, но и формируется, уточняется, развивается.
Общение нельзя рассматривать
лишь как отправление информации
какой-то передающей системой или как
приём ее другой системой, так как
в отличие от простого «движение
информации» между двумя
Как это ни странно на
первый взгляд, три четверти информации
о нашем партнере по общению, о
его истинных чувствах и намерениях
мы черпаем не из того, что он говорит,
а непосредственно наблюдая за едва
уловимыми деталями его поведения.
Иначе говоря, межличностные коммуникации
в основном осуществляются за счет
невербальных средств – параллельного,
и часто более богатого языка
общения, элементами которого являются
не слова, а мимика и жестикуляция,
пространственные и временные рамки,
интонационные и темпо
Однако невербальные компоненты
общения могут рассматриваться
и с точки зрения реципиента ка
а) “поисковые процессы” (т.е. собственно ориентировочные);
б) процессы коррекции ; оба эти класса определяют набор кода общения;
в) регуляторы, разделяемые на сигналы, исходящие от слушателя и подтверждающие понимание, и сигналы, исходящие от коммуникатора “запрашивающие” реципиента о понимании;
г) модуляции сообщения, т.е. реакции на изменение различных условий общения, в том числе и на процессы, перечисленные выше.
Уже по этой классификации
видно, что проблема невербальных компонентов
общения как ориентировочной
основы для коммуникатора распадается
на две: проблемастатистических факторо
Невербальные компоненты общения могут выступать и как часть исполнительной фазы общения, не будучи значимыми для процесса общения в целом и лишь дополняя, уточняя, изменяя понимание сообщения реципиентом.
Наконец, они могут быть
абсолютно незначимы для
Именно поэтому, а не из
простой жестокости допрашиваемого
в полиции сажают на стул на открытом
и ярко освещенном пространстве –
так от внимательного следователя
не ускользнет ни одна деталь его поведения.
На этом же принципе основан широко
известный «Детектор лжи», отмечающий
благодаря чувствительным датчикам
то, что с трудом различает и
анализирует глаз. Давно отмечено,
во время избирательных компаний
женщины очень редко
Жесты, мимика, интонации — важнейшая часть делового общения. Порой с помощью этих средств (их называют невербальными) можно сказать гораздо больше, чем с помощью слов.
Наверное, каждый может вспомнить, как он сам прибегал к красноречивым взглядам и жестам или "читал" ответ на лице собеседника. Такая информация пользуется большим доверием. Если между двумя источниками информации (вербальным и невербальным) возникает противоречие: говорит человек одно, а на лице у него написано совсем другое, то, очевидно, большего доверия заслуживает невербальная информация. Австралийский специалист А. Пиз утверждает, что с помощью слов передается 7% информации, звуковых средств— 38%, мимики, жестов, позы — 55%. Иными словами, не столь значимо, что говорится, а как это делается.
Главный показатель чувств - мимика, то есть выражение лица (глаз, бровей, губ).
Под мимическими средствами понимаются движения лицевых мускулов и движения головы.
Изучение основных мимических состояний, таких как радость, гнев, страх, отвращение, удивление, страдание, выработало единицу анализа лицевого выражения - мимический признак. Совокупность таких признаков образует структуру различных лицевых экспрессий. Рассмотрим наиболее типичные эмоциональные состояния. Первые и нередко главные впечатления о человеке можно составить из наблюдения гримас его лица. Наслаждение - возникает при смаковании вкусовых впечатлений. Наиболее ярко выраженной мимика бывает у тех людей, у которых развиты кинестетические способности восприятия. Гримаса испытующая (губы вытянуты вперед, могут быть приоткрыты или неплотно закрыты) возникает при оценивании, экспертизе. Протест (уголки рта чуть приподняты, рот может быть слегка приоткрыт) часто сопровождается широко открытыми глазами.
Удивление - рот открыт максимально. Если эта гримаса сопровождается широко открытыми глазами, бровями, поднятыми вверх, горизонтальными складками на лбу, она выражает высшую степень удивления - ошеломление.
Озабоченность (губы вытянуты в "трубочку") часто сопровождается оценивающим взглядом, уставленным в пустоту.
Открытый рот ("отвисшая" челюсть) означает не только удивление, но и неспособность в данный момент принять решение, неспособность к волевым усилиям. Эта гримаса может выражать и расслабление, пассивность.
Подчеркнуто закрытый рот (напряженный) свидетельствует о твердости характера, .часто об отсутствии желания продолжить разговор, об отрицании возможности компромисса.