Нейролингвистическое программирование. Основные приемы и системы обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 18:56, реферат

Краткое описание

Различными людьми поднимаются вопросы о неэффективности практик НЛП, неэтичности использования НЛП, НЛП как психокульте, псевдонауке, преувеличенных и ложных заявлениях сторонников НЛП. Критика разделяется на два потока: с одной стороны, утверждается, что НЛП неэффективно и является мошенничеством, с другой же вопрос стоит относительно этичности его применения.

Вложенные файлы: 1 файл

НЛП. Основные приемы,системы обучения..docx

— 46.81 Кб (Скачать файл)

В этом примере мы имели  дело с естественным якорем,  в  нашей жизни естественных якорей огромное количество. Но якоря могут  вырабатываться и искусственно. Например, для того, чтобы что-то не забыть, мы ставим галочку на руке. Когда  обращаем на нее внимание, понимаем – должны что-то вспомнить. Это действие носит «условнорефлекторный» характер.

Возьмем простую ситуацию, чтобы понять принцип возникновения  естественных якорей. Допустим, что  какого-то мужчину обманула блондинка, вследствие чего он пережил негативные эмоции. В результате образовалась ассоциативная связь «блондинка = негативные эмоции». Очень может  быть, что по прошествии лет сам этот мужчина забыл об обманщице, но не забыл о ней его мозг – поскольку зафиксировал вышеприведенную ассоциацию между блондинками неприятными эмоциями. И теперь этот представитель мужского пола, «заякоренный» на блондинках, чуть ли не инстинктивно их недолюбливает, объясняя, кстати, свою неприязнь благовидным предлогами, не имеющими никакого отношения к истинным причинам неприязни.

В этой ситуации мы имеем  дело с мгновенным – с одного раза – установлением весьма мощного  негативного якоря «блондинка». Так бывает в тех случаях, когда  некий стимул (будущий якорь) сопровождается сильными эмоциями или реакциями  – не обязательно отрицательными, но и положительными. Однако большинство  якорей устанавливается путем большого количества повторений – постоянно  воспроизводящейся связи «стимул  – реакция». Например, если вы несколько  раз сходили в какой-то салон  красоты, и вам там очень понравилось, это учреждение становится для вас положительным якорем. Вы автоматически будете посещать его. Но если однажды в этом салоне вам сделают ужасную прическу или кривые ногти, вы туда больше ни за что не пойдете, и это место станет отрицательным якорем. Итак, якорение представляет собой процесс формирования в нас бессознательных программ нашего поведения на основании однократного (в случае сильных эмоций) или более длительного ассоциирования некоего стимула с некоторой реакцией.

Обычно якоря срабатывают  автоматически, и поэтому наше состояние  меняется позитивно или негативно  без нашего явного и сознательного  контроля. И если в прошлом мы накопили большой опыт неприятностей, так называемые нересурсные состояния (подавленности, нерешительности, страха и т. д) могут возникать как бы сами собой и самыми различными способами, ибо мы имеем гигантское количество якорей, которые включают наше негативное самоощущение без всякого нашего участия. Целенаправленно и активно вырабатывая якоря к положительному опыту, мы можем сознательно вызывать позитивные ресурсные состояния, когда в них возникает потребность – как в нас самих, так и у других. Это может помочь нам справиться с негативными ситуациями и состояниями, а также просто быть эффективным.

Для того, чтобы выработать якорь нужно, прежде всего, определить состояние, которое будет нам полезно, например, уверенность, спокойствие и т.п. Затем вспомнить его и постараться побыть в этом состоянии как можно полнее и интенсивнее. А далее нужно подключить к желаемому ресурсному состоянию какой-то сигнал – например, слово, звук, жест, прикосновение или зрительный образ.

Якорь будет срабатывать  наиболее эффективно, если мы будем  использовать по одному уникальному  сигналу из каждой репрезентативной системы (визуальной, аудиальной и кинестетической) и синхронизировать их с пиком интенсивности в данном ресурсном состоянии.

Условия эффективного якорения.

Для того, чтобы вы могли  эффективно ставить и использовать якоря у своих клиентов, во - первых, приведем слегка отредактированную запись техники постановки ресурсных якорей, сделанную Дж. О Коннором и Дж. Сеймором в их книге «Введение в НЛП».

  1. Выявите ситуацию, в которой вы нуждаетесь в ресурсах.
  2. Определите необходимый вам ресурс, например, спокойствие.
  3. Убедитесь в том, что ресурс действительно подходящий, задав вопрос: «Если бы у меня был этот ресурс, улучшилось бы мое восприятие этой ситуации и мои действия в ней?» Если да, продолжайте. Если нет – вернитесь к шагу 2.
  4. Вспомните несколько случаев из жизни, когда у вас был этот ресурс, и выберите из них пару, в котором он проявился интенсивнее всего.
  5. Определите якоря, которые вы собираетесь использовать в каждой из трех репрезентативных систем.
  6. В воображении вернитесь полностью в переживание ресурсного состояния, переживите его снова. Когда оно достигнет пика интенсивности, выйдете из него (перед началом всего этого не забудьте перейти в другое место).
  7. Теперь снова переживите свое ресурсное состояние, и в тот момент, когда оно достигнет пика, присоедините якоря. Повторите это несколько раз.
  8. Проверьте качество якорения, включив якоря и убедившись, что вы действительно входите в это состояние. Если вы не удовлетворены, повторите шаг 7.

Создание цепочки  якорей.

Использование цепочки якорей хорошо проясняет принцип работы техники скрещивания или сталкивания  якорей. Для примера возьмем такое  чувство как волнение и попробуем  выполнить технику построения цепочки  якорей.

  1. Прежде всего, определите, как именно вы узнаете, что  волнуетесь. Что внутри вас дает возможность узнать, что вы волнуетесь? Это чувство (какое?), образ (какой?) или звук или внутренний голос (какой?).
  2. Теперь решите, к какому первому состоянию вы хотели бы прийти, как только получите этот внутренний сигнал. К какому второму, третьему? Например: волнение – спокойствие – любопытство – творчество.
  3. Чтобы выстроить всю цепочку, сначала вспомните о времени, когда вы были очень спокойными, и закрепите это состояние кинестетическим якорем. Выйдите из этого состояния спокойствия и, вспомнив, когда на вас обуревало любопытство, поставьте якорь этого состояния. А далее проделайте якорение для состояния творчества.
  4. Теперь вам осталось сделать совсем немногое. Вернитесь к своему переживанию волнения, и как только почувствуете, увидите или услышите тот самый сигнал вашего волнения, включите якорь спокойствия, а когда состояние это достигнет максимума, запустите якорь любопытства, а после – творчества.

Делайте это столько раз, сколько нужно для того, чтобы  связь волнение – спокойствие  – любопытство – творчество стала  автоматической. Квалифицированному энэлперу требуется менее 7 повторений.

Теперь перейдем к технике  смешивания якорей – технике сталкивания  или скрещивания якорей.

В НЛП скрещивание якорей рекомендуется осуществлять по следующей схеме.

  1. Сядьте удобнее, вспомните случай, когда вы были особенно уверены в себе, полны творческой энергии.
  2. Заякорите это воспоминание на своем правом колене легким нажатием правой руки. Убедитесь, что вы ставите якорь именно в тот момент, когда вы наиболее интенсивно переживаете данное воспоминание.
  3. Теперь вспомните какую-либо ситуацию из своей деятельности, в которой вы не уверенны, вялы. Установите якорь на левой коленке левой рукой.
  4. Двумя руками одновременно нажмите на оба якоря. В результате две модели поведения столкнутся в одном месте и времени, так что неврологически будет необходимо интегрировать их. Ресурсное и нересурсное поведение сольются, заставляя ваш мозг искать новые возможности в ситуации, которая раньше была проблемной.
  5. Теперь вообразите себе проблемную ситуацию или вашу компетенцию в будущем. Если ваша работа была успешной, вы обнаружите, что вам куда легче стать ресурсным в данной ситуации. Будьте уверены в том, что впоследствии вы сможете действительно испытать ресурсность, попав в соответствующую проблемную ситуацию.

 

 

Паттерн взмаха.

В нейролингвистическом программировании практически отсутствует определение  метода взмаха. Упоминая о нем, специалисты  НЛП предпочитают говорить о том, что взмах работает со специфическими формами состояний или поведения, от которых человек хотел бы избавиться, или реакциями, которые он не хотел  бы воспроизводить. При этом обычно добавляют, что взмах не просто заменяет одно поведение другим, но порождает  новые. Он изменяет проблемное состояние или поведение, предлагая новые направления.

Понять сущность и особенности  данного метода может помочь описание упрощенной техники взмаха, которое  было сделано Р. Бэндлером в его книге «Используйте свой мозг для изменения».

  1. Выясните контекст, т.е. сначала определите, где вы «поломались» или «застряли». Когда или где вы хотели бы вести себя или реагировать иначе, чем сейчас?
  2. Определите картинку – триггер («пусковую картину»). Найдите то, что вы на самом деле видите непосредственно перед тем, как начать вести себя так, как вам не нравится. Эта картинка обычно ассоциирована. Многие в этот момент находятся на «автопилоте», и потому иногда стоит реально проделать то, что должно предшествовать этому нежелательному поведению, дабы увидеть, как все это выглядит, и найти триггер.
  3. Создайте образ результата (нового себя). Сделайте это образ,  каким бы вы себя видели, если бы уже достигли желаемого изменения. Каким бы вы были, если бы то, где вы «застряли» не было бы проблемой для вас. «Регулируйте» этот образ, пока не получите такой, который действительно привлекателен, который сильно влечет вас и нравится.
  4. Взмах. Теперь «махните» эти две картины. Сначала посмотрите ту, «пусковую» картину, большую и яркую. Потом в нижний правый угол поместите маленький темный образ нового себя. А теперь пусть маленький темный образ быстро увеличивает размеры и яркость, перекроет первую картину, которая также быстро потемнеет и уменьшится. Потом «махните» эти две картины снова – пять раз в общей сложности.
  5. Проверка.
    • Теперь вызовите тот первый образ. Что происходит? Если взмах был эффективен, это просто трудно будет сделать. «Пусковая картинка» будет стремиться к исчезновению и замене на новый образ.
    • Другой способ проверки – поведенческий. Найдите способ воссоздать ситуацию, представленную в ключевой картине, и проверьте, как вы теперь поступите.

Если во время проверки все еще присутствует старое поведение, снова проделайте технику взмаха. Посмотрите, что вы упустили и что  еще можно сделать, чтобы этот процесс заработал.

Если взмах не получился, то это значит, что вы что-то сделали  не так. Что именно? Скорее всего, нарушили одно из условий эффективных «взмахов», которые приводят в книге «Измените свое мышление и воспользуйтесь результатами» К. и С. Андреас.

  1. Одновременность (синхронность). Для эффективности взмаха необходимо, чтобы изменения происходили как бы одновременно – то есть чтобы картинка – триггер синхронно заменялась на новый образ себя.
  2. Направление. Взмах работает, если его делают только в одном направлении – от картинки-триггера к желаемому образу самого себя. Поэтому обязательно используйте между процедурами явное и ярко выраженное промежуточное состояние. Например, перед каждым повторением «очищайте экран», если клиент работал с открытыми глазами. Или просто предложите ему открывать глаза, если во время взмаха они были закрыты.
  3. Скорость. Чем быстрее выполняется процедура взмаха, тем лучше. Поэтому сначала клиент может медленно проделать все шаги этой техники, чтобы понять их.  Однако во время выполнения процедуры смена образов должна осуществляться как можно быстрее.
  4. Повторение. Для закрепления результата взмаха обычно достаточно 3-5 повторений.

 

Критика НЛП

Различными людьми поднимаются  вопросы о неэффективности практик  НЛП, неэтичности использования  НЛП, НЛП как психокульте, псевдонауке, преувеличенных и ложных заявлениях сторонников НЛП. Критика разделяется на два потока: с одной стороны, утверждается, что НЛП неэффективно и является мошенничеством, с другой же вопрос стоит относительно этичности его применения.

По мнению М.Сингер, изучению корректности моделей, используемых НЛП, посвящено недостаточное количество научных исследований. Она выступает за недопустимость употребления слова «наука» по отношению к НЛП. Как указывает М. Корбаллис, название «нейролингвистическое программирование» было выбрано, чтобы умышленно создать впечатление научной респектабельности, тогда как «НЛП имеет мало общего с нейрологией, лингвистикой или даже респектабельной поддисциплиной нейролингвистикой». В России многие общественные деятели и представители Православной церкви считают, что использование НЛП неприемлемо в рамках православия, поскольку для НЛП отношения между людьми становятся средством к личному успеху вместо средства к теозису через жертвенную любовь к ближнему.

 

 

 

 

 


Информация о работе Нейролингвистическое программирование. Основные приемы и системы обучения