Некоторые аспекты понятия гендерная социализация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Августа 2013 в 21:01, статья

Краткое описание

В настоящее время, одной из актуальных проблем современного общества является усвоение ребенком норм и правил, соответствующих своему полу в процессе социализации.
Философия, социология, педагогика и психология понимают под социализацией совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид воспроизводит определённую систему знаний, норм, ценностей и функционирует как полноценный член общества[5].
Специалисты, занимающиеся психологией развития, обозначают термином социализация процесс, посредством которого человек обучается соответствующим моделям поведения в обществе, ценностям и т. д [2].

Вложенные файлы: 1 файл

Баканова О.И., Щербина А.И. Статья.doc

— 63.00 Кб (Скачать файл)

Одно из исследований свидетельствует о том, что мальчики уже в 2 года могут осознавать и  выражать желание подражать сценариям, соответствующим их полу, - это еще одно подтверждение того, что гендерная социализация происходит раньше и сильнее у мальчиков, чем у девочек, по крайней мере в нашей культуре [8].

 На возрастном промежутке  между 4 и 6 годами ребенок осваивает  более тонкий и сложный набор  ассоциаций в отношении собственного пола - что дети этого же пола любят и что не любят, как они играют, разговаривают, с какими людьми они общаются. Приблизительно к 8 - 10 годам у ребенка появляется эквивалентное сложное представление о противоположном поле [8].

Можно сказать, что каждая из теорий несовершенна, так как имеет свои положительные и отрицательные моменты.

Теорию социального  научения нельзя считать достаточной. В реальной жизни родители не столь  последовательно и часто подкрепляют  соответствующее полу поведение «мальчиков» и «девочек» для того, чтобы это подкрепление могло быть достаточной причиной проводимого детьми очень раннего и явного различения людей по половой принадлежности. Даже те дети, родители которых обращаются со своими маленькими сыновьями и дочерьми одинаково, тем не менее усваивают гендерные соответствия и выбирают товарищей по игре одного с ними пола [8].

Теория Л. Колберга ( Теория когнитивного развития) не может объяснить  тот очевидный факт, что дети демонстрируют  четко дифференцированную половую роль, например предпочтение определенных игрушек, задолго до того, как они достигают полного осознания половой принадлежности [8].

Теория гендерной схемы  не является последним словом. Она  также имеет ограничения. Например, когда исследователи измеряют уровень осознания половой принадлежности у дошкольников и затем проверяют, насколько соответствует полу их поведение, они часто обнаруживают только очень слабые связи (Bussey & Bandura,1992; Martin, 1993). Поэтому 3-летние дети, которые отдают явное предпочтение в игре детям одного с ними пола, не обязательно обладают самым лучшим когнитивным пониманием половой принадлежности [8].

Ключевое различие между  этой теорией и теорией Л. Колберга заключается в том, что для  формирования первичной гендерной  схемы ребенок не нуждается в осознании постоянства пола. Примерно в 5 или 6 лет, когда приходит осознание гендерной константности, у детей формируется более сложное представление или схема «что делают такие люди, как я» и они рассматривают это «правило» так же, как и любое другое правило: они его абсолютизируют. В позднем детстве и раннем подростковом возрасте подростки понимают социальную условность этих правил, и их представления о половой роли становятся более гибкими (Katz& Ksansnak, 1994). Более того, подросток начинает отвергать устойчивые утверждения о том, что поведение представителей его пола предпочтительнее и лучше (Powlishta et al., 1994). Очень небольшая часть подростков начинает понимать, что они обладают как маскулинными, так и фемининными чертами [8].

Таким образом, самая  распространенная  современная теория, теория гендерной схемы, считает, что  дети начинают формировать правила  о том, что должны делать мальчики и что девочки, как только они  понимают различия между полами, и  это схема образует основу выбора поведения, соответствующего полу [8].

 

 

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

 

 

  1. Бендас Т.В. Гендерная психология: Учебное пособие- СПБ.: Питер,2009
  2. Берн Ш. ''Гендерная психология''- М.: Прайм- Еврознак, 2004. - 320 с.
  3. Божович Л.С. Личность и её формирование в детском возрасте. –СПб.: Питер,2009. с.400
  4. Дэвид Майерс Социальная психология/перев с англ. –СПб.: издательство «Питер»,2000
  5. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины.- СПб.: Питер,2003 с. 78
  6. Клецина Ирина Сергеевна. Гендерная социализация СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 1998. - 92 с.
  7. Кон И.С. Ребенок и общество: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений.- М.: издательский центр «Академия»,2003.с.187
  8. Хелен Би. Развитие ребенка- 9-е изд.- СПб.:Питер,2004-768 с.
  9. Шевченко Лариса Александровна. Гендерная психология. Учебное пособие.- Харьков: ООО «МИТ»,2004-с.100
  10. Малкина- Пых И.Г. Гендерная терапия М.: Эксмо,2006-928 с.

 

 

 

 

 




Информация о работе Некоторые аспекты понятия гендерная социализация