Немецкое национальное сознание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 19:58, реферат

Краткое описание

Народ в ходе своего исторического становления может превратиться в нацию, не испытывая потребности в осознании собственного своеобразия. Он живет благодаря приобретенному в прошлом под влиянием природных условий и исторических событий характеру, присущему всем его членам. Одинаковые условия жизни, одинаковые нужды и задачи, господствующий в обществе образ мыслей, выдвижение определенных целей и жизненных ценностей формируют поколение за поколением. Так возникает народный характер, который имеет определенное постоянство у всех современников, несмотря на смену поколений и новые условия и события.

Содержание

1. Немецкое национальное сознание
2. Особенность национального сознания
3. Новое человеческое достоинство
4. Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Немецкое национальное сознание.docx

— 29.69 Кб (Скачать файл)

    Христианство  видоизменилось, когда оно пришло к неиспорченным народам Севера. Оно вынуждено было приспосабливаться  к инстинктам и чувствам этих народов. Оно цивилизовало их, передав им культурные ценности античности в той  мере, в какой церковь могла  их вместить. Деятельный, жизнеутверждающий, этический элемент возобладал над  мистериями. Еще до возрождения античного  жизненного идеала в Германии началось внутреннее преобразование христианства. Такова предыстория Третьего Царства (III Рейха).

    Абсолютно первым и изначальным в человеке для христианства было то, что связанная  с материей душа – божественного  происхождения… Спасение – разрыв этой связи, разрезание человека, который  стоит на грани двух миров. Но Майстер Экхарт находил суть божества в глубине человеческой души, весь потусторонний мир он вкладывал в человека как его суть, находящуюся вне времени и пространства. Тем самым обретало значение абсолютно первое и изначальное в человеке как центр Вселенной и мироздания, Божество снова становилось имманентным миру, как у древних, но не как закономерность природы (Логос), а как основа души, как суть человека. Место центрального для церкви понятия Спасения занимает требование возрождения как чисто духовного процесса. Из всех существ только человек может углубиться в себя и дойти таким образом до сути божества. Но это отчуждение не является самоцелью, человек возвращается в мир, чтобы делать в нем свое и божье дело. Между ним и его Богом не стоит ничто, никакой посредник, никакое таинство, никакое предписание, никакое прежнее Откровение: только современность, только свободный дух. Этим новое Евангелие отличается от церковного. От мистики же это учение отличается своим отношением к жизни: единение человека с Богом это не конечная цель, а только начало возрождения, конец которого – господство духа в мире, царство Божие на Земле, одухотворение мира. Краеугольный камень этой религии – учение о свободе воли, о единстве божественной и человеческой воли. Бог родится в человеческой душе и действует и сознает себя через его свободную волю…

    «Немецкая мистика» содержит в себе все зародыши нового, будущего духовного мира. Тогда  еще не пришло время для развития этих зародышей, церкви удалось направить  это движение в свое русло. Но сторонники и последователи учения Майстера Экхарта уже ясно показали направление, по которому некогда должны пойти этика и мышление вообще. Разрыв с церковью произошел только в XVI веке. Учение Лютера о свободе христианина и об оправдании верой и, прежде всего, все независимое сектантство уходят своими корнями в немецкую мистику. Это были попытки расширить сферу ее идей и дать им практическое применение. Основание новых церквей было компромиссом, переходным явлением. Более важное значение для истории имело сектантское движение. В Германии оно было подавлено, но при его участии происходили нидерландская и английская революции и основание США. Но необходимой зрелости это движение не достигло и на этом втором этапе.

    В Германии религиозное движение снова начало развиваться только в форме пиетизма и общины Моравских братьев. Оно  было умеренным, без революционности  сект XVI века, его предшественниц. Революционным  пиетизм был только по отношению  к протестантской церкви. Его суть заключалась в попытке применить  в жизни эмоционально усвоенные религиозные истины, использовать их для этической организации жизни. Стремление к совершенству – плод возрождения в духе. Правда, речь идет только о совершенствовании души. Становым хребтом практической религии пиетизма была идея воспитания… Сектантские общины видели выполнение своей важнейшей жизненной задачи в своей воспитательной деятельности. Уже ранний пиетизм благодаря своим идеям о воспитании оказал большое влияние на духовную жизнь Германии в XVIII веке…

    Просвещение и пиетизм были двумя духовными  силами, которые наложили свой отпечаток  на жизнь немцев в XVIII веке. На первый взгляд они кажутся враждебными  направлениями, и они действительно  вели принципиальную борьбу друг с  другом. Но они также рано установили между собой добрососедские отношения  в лице Томазия. Их исходные точки и направления развития были разными. Просвещение выросло из рационализма, который придал новую форму жизненному идеалу античности; его исходной точкой была природа, целью – счастье. Пиетизм вырос из сектантства XVI века и уходит своими корнями еще дальше, к Таулеру и немецкой мистике; его исходной точкой является душа, его целью – ее воспитание. Но немецкое Просвещение было пронизано идеями Реформации, и в мысли Лейбница о совершенствовании как основе этики последние одерживают верх над идеалом счастья; в моральном подходе к жизни они сходятся. Общим для них является отрицание ортодоксии, прошлого как эталона для настоящего, упор на мировоззрение человека, только для одних главным были чувства и их проявления, для других – разум и его познания. Наконец, общим для них было учение о воспитании на основе этической цели и совершенства…

    Во второй половине XVIII века произошел синтез обоих направлений и был заложен  краеугольный камень философии духа. Вызванное этим синтезом брожение известно под названием «Бури и натиска», его пророком был северный маг  Гаманн. Он, Гердер, Гете и до сих пор сильно недооцениваемый Якоби, который дал философское выражение идеям «Бури и натиска», объяснили смысл пиетизма и, соединив его с элементами Просвещения, создали направление, господствовавшее в литературе того времени. XVIII век достаточно известен как эпоха Просвещения; гораздо меньше известно влияние религиозного движения на немецкую духовную жизнь той эпохи. Лишь немногие из тогдашних знаменитостей избежали этого влияния.

    Принадлежа  к этому духовному Царству, человек  обретает свою высшую суть, свою самостоятельность. Кант толкует этот принцип как  чистый разум человека, который не является космической, отраженной в  человеке закономерностью, а его  изначальной собственностью, его  сутью, благодаря которой он является гражданином познаваемого царства  свободы и нравственности. Этот разум  самостоятелен, он не зависит от природы, это «magna charta» свободного человека. На нем зиждется сама природа: ее закономерность это проекция формального разума и его идей в бесформенной материи. В «Критике практического разума» Кант описывает царство свободного разума, в «Критике чистого разума» закладывает основы философии природы в соответствии с новооткрытым принципом, в «Критике способности суждения» окончательно устанавливает взаимодействие между царствами природы и нравственности: оно является основой философии духа и развития, благодаря которым познаваемое царство может проявляться в реальности в виде общественных связей и исторического принципа постоянного прогресса к идеальному конечному состоянию. На первом этапе своей деятельности Фихте методически достраивает эту систему разума и подчеркивает активный, творческий характер лежащего в ее основе начала.

    В результате была создана основа для нового познания всех форм жизни: нравы, религия, язык, поэзия, искусство, нация, право, государство, вся история стали полем познания с невиданным прежде размахом.

    Древние гордились своим достоинством и  утверждали, что «нет ничего сильней  человека». Христианство смирило эту  гордыню и дало человеку надежду  на блаженство в потустороннем мире. Третье Царство (III Рейх) имеет новое, более глубокое понятие о человеческом достоинстве. Это больше не гордость обладания чем-либо, а задача, обязанность. Духовный человек всегда находится  в становлении, его ценность и  достоинство видятся ему в  будущем как идеал нравственного  Царства Божия на Земле. 
 
 

    План: 

  1. Немецкое национальное сознание
  2. Особенность национального сознания
  3. Новое человеческое достоинство
  4. Список литературы
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Использованный  источник : 
 

    http://www.velesova-sloboda.org/antrop/ernst-krieck-02.html 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ОДЕССКИЙ  НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

имени  И.И. МЕЧНИКОВА 

ФИЛОСОФСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Культурологческое отделение 
 
 
 

РЕФЕРАТ

По культуре регионов

НА ТЕМУ:

«Особенности немецкого культурного сознания». 
 
 
 

                  Автор Беляева Наталья

                  Студентка 2 курса 2 группы

                  Дневного обучения

                  Культурологического отделения

                  Философского факультета

                  Руководитель- Деев В.А 
                   

Одеса  -  2009 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Немецкое национальное сознание