Образ идеального мужчины у взрослых мужчин и женщин

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 00:52, дипломная работа

Краткое описание

Объект дипломной работы – психологические особенности взрослых мужчин и женщин.
Цель работы – изучение особенностей образа идеального мужчины у взрослых мужчин и женщин.
Методы исследования: библиографический анализ, опрос, психодиагностические методы, методы статистического и математического анализа данных. Степень внедрения: частичная.
Область применения: в процессе психологической работы с населением, в частности с семьей.
Эффективность: повышение качества психологической помощи населению, в частности семье.

Содержание

Введение
3
1 Теоретические аспекты изучения гендерных особенностей мужчин и женщин

1.1 Сущность понятия «гендер»
8
1.2 Гендерные теории
9
1.3 Изучение гендерных различий в психологии
14
1.4 Гендерная идентичность в современных психологических исследованиях

26
2 Эмпирическое исследование образа идеального мужчины у мужчин и женщин
2.1 Процедура и методики эмпирического исследования


33
2.2 Образ идеального мужчины у
взрослых мужчин и женщин

36
2.3 Особенности гендерной идентичности испытуемых
37
2.4 Образ идеального мужчины у респондентов с разной гендерной идентичностью

40
2.5. Образ мужа у респондентов с разной гендерной идентичностью
43
Заключение
48
Список использованных источников
52
Приложение А (обязательное) Методика определения маскулинности-феминности С. Бем

57

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом ОБраз идеального мужчины 1.doc

— 423.00 Кб (Скачать файл)

С целью объяснить  полученные различия исследователи  проанализировали различные показатели социального развития. Единственным значимым фактором оказалось вероисповедание и зависимость от включенности в традиции поклонения божествам женского пола или наличия женского участия в религиозных церемониях. В целом, результаты указывали на панкультурное сходство гендерных систем, детерминированное издревле сложившейся системой разделения труда, где женщинам отводится домашний труд, а мужчинам работа за пределами дома. Изменение этой системы ведет к гендерному сглаживанию. В странах с более развитой экономикой женщины больше вовлечены во внешнюю социальную сферу [18].

В исследовании С. Оскамп (Oskamp , 1991) прослежены тенденции в ген-дерно-ролевых установках, на протяжении пятидесяти лет с 1937 по 1987 гг. За эти годы автор проследил динамику гендерных стереотипов в отношении участия женщин в управленческой деятельности и в государственной власти, в пользу более позитивного отношения. Таким образом, тенденция гендерного сглаживания прослеживается в самых разных сферах жизни социума, эти изменения наблюдаются и на уровне стереотипов, и в осознании, на уровне смысловой сферы личности [48, 118].

Рассмотренные выше направления являются наиболее распространенными теориями усвоения половой роли и гендерной идентичности: психоаналитическая концепция, теория социального научения, теория когнитивного развития и новая психология пола. Новую психологию пола можно охарактеризовать в целом как прогрессивную концепцию, которая обоснованно критикует позицию биодетерминизма в усвоении половой роли и объяснении социальных различий между мужчинами и женщинами. Таким образом, обозначилось направление исследований психологических механизмов становления гендерной идентичности, его основой являются: процесс идентификации (психоаналитическая теория), социальные подкрепления (теория социального научения), осознание половой социальной роли (теория когнитивного развития) и социальные ожидания (новая психология пола).

 

1.4 Гендерная  идентичность в современных психологических  исследованиях

 

Идентичность (лат. identicus — тождественный, одинаковый) — осознание личностью своей принадлежности к той или иной социально-личностной позиции в рамках социальных ролей и эго состояний [23]. 

Гендерная идентичность – аспект самосознания, описывающий переживание человеком себя как представителя определенного пола [18]. Процесс формирования гендерной идентичности, как видно из определения, тесно связан с процессом самосознания. Первичная гендерная идентичность, осознание своей половой принадлежности, формируется у ребенка к полутора годам, как устойчивый элемент самосознания. С возрастом, объем и содержание гендерной идентичности изменяется. В два года ребенок знает свой пол, но не осознает его причинность. В три-четыре года дети уже осознанно различают пол окружающих людей, но часто ассоциируют ее со случайными внешними признаками, например, с одеждой, прической, и допускают принципиальную обратимость, возможность изменения пола. Таким образом, восприятие половой принадлежности изначально складывается из материализованных атрибутов и признаков, воспринимаемых как неотъемлемые составляющие пола. К семи годам формируется полноценная осознанность необратимости половой принадлежности, что порождает усиление половой дифференциации поведения и установок, то есть происходит интериоризация полового осознания. Стихийная половая сегрегация способствует усвоению и осознанию половых различий. Осознание ребенком своей гендерной идентичности предполагает и определенное отношение к ней, то есть включается в систему переживаний [22].

По мнению И. С. Кона, основные методологические позиции современной теории гендерной идентичности опираются на методологию феминистского анализа гендера как структуры общественных отношений, отношений власти, исследований субкультур и проблем, связанных с сопротивлением социальных меньшинств, а так же анализ социальных отношений, включая национальные, классовые, половые и другие идентичности [22].

В свете социально-конструкционистской  парадигмы, активно развивающейся в современной социальной психологии, гендерно ориентированная тематика представлена теорией социального конструирования гендера. Эта теория основана на таких постулатах: 1) гендер конструируется социальными институтами в процессе социализации; 2) гендер конструируется самим индивидом на уровне сознания (посредством гендерной идентификации) и принятия заданных обществом норм и ролей [18].

На сегодняшний день среди различных научных направлений  использующих гендерный подход нет определенного единства в понимании гендерной идентичности, но существуют общие идеи и принципы. Л. Н. Ожигова выделила основные аспекты, являющиеся общепризнанными в понимании гендера, механизмов его формирования и гендерной идентичности [15].

И. С. Клецина в работе посвященной теоретическому обоснованию психологии гендерных отношений разводит традиционный и гендерно ориентированный подход. Если традиционно психологический пол индивида рассматривается как биполярный конструкт, то в гендерно ориентированном подходе – это мультиполярыый конструкт. Согласно данной мульти-полярной модели — характеристики идентичности формируются в процессе гендерной социализации и зависят от социо-культурного контекста. Характеристики гендерной идентичности могут изменяться под воздействием фактора времени и условий жизнедеятельности. Неизменной остается только базовая идентичность — принадлежность к определенному полу. В свете гендерного подхода – м аскулинные и фемининные характеристики существуют как независимые конструкты, в отличии от традиционной биполярной модели, где они считаются противоположными и взаимоисключающими. Так же, гендерный подход предполагает, что традиционные представления о маскулинности и фе-мининности не являются нормативными эталонами, следовательно, отступления от них не является патологичным. Напротив, индивиды, обладающие выраженными характеристиками, строго соответствующими их полу, не обнаруживают высокий уровень адаптированности [17, 144]

Современный мир, характеризующийся  большой динамичностью и изменчивостью социокультурных образцов и норм, заставляет личность переживать дополнительные трудности: то, что было принятой нормой для личности вчера, сегодня уже может быть не востребовано. Меняется социальное положение и характер деятельности мужчин и женщин. Однако изменение самих базовых установок и ценностей мужчин и женщин - это более сложный, тонкий и долговременный процесс. Современные авторы говорят о кризисе гендерной идентичности.

Кризис идентичности – утрата собственной идентичности, ощущение отсутствия последовательности в своей жизни, как будто тот человек, которым мы являемся сегодня, - это совсем не тот человек, которым мы были вчера [12,  122]. Кризис гендерной идентичности – это переживание непоследовательности изменений себя как мужчины или женщины, рассогласование внутренних ценностей (образов и идеалов маскулинности/феминности), непринятие себя или отдельных сторон своей личности как мужчины или женщины [18].

Говоря о кризисе  гендерной идентичности, И. С. Клецина отмечает, что можно наблюдать этот процесс в следующих плоскостях:

-кризис образов и  норм маскулинности и феминности, связанный с "размыванием" или, наоборот, с излишней стереотипизацией (кристаллизацией)

- норм в коммуникационных  каналах социума (например, СМИ,  образование, государственные институты);

- кризис идентичности  в личности мужчин и женщин, как внутренний конфликт, сопровождающийся "потерей" ощущения целостности себя как мужчины или женщины [18].

Тенденции гендерного сглаживания  и неоднозначность прогнозирования  последствий этого процесса, порождают особый интерес современных исследователей. В частности, авторы говорят о кризисе гендерной идентичности. В феномене кризиса гендерной идентичности, по мнению И. Клециной, отражается ситуация, при которой модели маскулинного и фемининного поведения, репрезентируемые носителями мужской и женской идентичности, оказываются в значительной мере несоответствующими нормативным образцам истинной мужественности или женственности, распространенным в общественном сознании. Другими словами, кризис гендерной идентичности порождается ситуацией, при которой группы мужчины и женщины, осознавая свое несоответствие по основным характеристикам общепринятой и нормативно заданной модели мужественности / женственности, актуализируют эту проблему в публичном дискурсе как личностно и социально значимую [17, 146].

В итоге можно сказать, что кризис гендерной идентичности является, с одной стороны, социокультурным явлением, а с другой - индивидуальной проблемой личности. И в этом последнем случае он представляет собой проблему не отдельной личности, а состояние психологического неблагополучия, характерное для значительной части мужчин и женщин как представителей гендерных групп. Поэтому данный феномен имеет не столько психологическую, сколько социально-психологическую и социальную природу и должен анализироваться с учетом влияния различных факторов. Кризис гендерной идентичности личности всегда является вызовом эволюции человека как психосоциального существа, и если личность не воспринимает этот вызов, то возникает вероятность возникновения кризиса такой интенсивности, что он сметает личность.

Описанный выше теоретический анализ позволяет сделать вывод о том, что исследования в области психологии гендера являются очень актуальным направлением. Гендер является одной из базовых характеристик личности, обусловливающих психологическое и социальное развитие человека. Многокомпонентная структура гендера определяется четырьмя группами характеристик: биологический пол; гендерные нормы и поведение, гендерные стереотипы; гендерная идентичность.

Гендерная идентичность, наряду с другими (профессиональной, этнической и др.) является одной из сторон эго-идентичности и стремится к интеграции и целостности с ними.

Существует несколько  теорий, описывающих и объясняющих  процесс усвоения гендерной роли и наличие гендерных различий: Традиционный психоанализ, неофрейдизм, Теория социального научения "Теория половой типизации", теория когнитивного развития Л. Колберга, теория Э. Эриксона , зарубежная гендерная психология (Джин Милле, Кэрролл Гилиган, Нэнси Ходороу, Дж. Стоккард, М. Джонсон, С. Бем и др.)

«Новая психология пола»  дала толчок более фундаментальным исследованиям, выводы которых опровергают основные положения традиционных теорий. Концепция андрогинии С. Бэм позволяет нам исследовать личность с точки зрения соотношения характеристик маскулинности и фемининности, абстрагируясь от половой дифференциации.

Гендерный подход к исследованию психологических проблем пола опирается на понимание гендерной идентичности как мультиполярного конструкта. В рамках данной концепции предполагается, что психологический пол личности кроме маскулинных и фемининных свойств включает также и другие характеристики гендерной направленности: гендерные представления, стереотипы, интересы, установки полоролевого поведения. Все эти составляющие гендерной идентичности взаимосвязаны между собой. Гендерная идентичность предстает как многоуровневая, сложноорганизованная структура, включающая основной (базовый) и периферические комплексы характеристик.

В психологии наиболее распространенными  теориями усвоения половой роли и  гендерной идентичности являются следующие: психоаналитическая концепция, теория социального научения, теория когнитивного развития и новая психология пола. Новую психологию пола можно охарактеризовать в целом как прогрессивную концепцию, которая обоснованно критикует позицию биодетерминизма в усвоении половой роли и объяснении социальных различий между мужчинами и женщинами. Таким образом, обозначилось направление исследований психологических механизмов становления гендерной идентичности, его основой являются: процесс идентификации (психоаналитическая теория), социальные подкрепления (теория социального научения), осознание половой социальной роли (теория когнитивного развития) и социальные ожидания (новая психология пола). Теория гендерной системы подчеркивает влияние общества, системы сложившихся гендерных стереотипов и установок на формирование личностной социализации.

Современная наука рассматривает  гендерную идентичность преимущественно в наибольшей удаленности от биологической составляющей пола, стремится не к оценке и коррекции личности, а к пониманию индивидуальной ген-

дерной идентичности. Такое направление рассматривается  как наиболее перспективное в плане изучения многообразия гендера и переживаний личностью своей гендерной идентичности в пространстве современного постоянно меняющегося мира.

Гендер проявляет себя на уровне внутреннего мира человека через потребности, переживания и определенное информационное наполнение (модели поведения). Речь идет об определенной оперативности смысла. Образ мира динамичен в зависимости от того, как изменяется система оперативных образов. Для гендерной идентичности должна быть характерна своя система оперативных образов мира - это роль женщины и роль мужчины.

 

 

 

2 Эмпирическое исследование  образа идеального мужчины у мужчин и женщин

 

2.1 Организация и методики эмпирического исследования

 

Исследование представлений  об идеальном мужчине проводилось  в феврале-марте 2012 г. Выборку эмпирического исследования составили мужчины и женщины в возрасте 25-35 лет. В нем приняло участие 80 человек, мужчины (36 человек) и женщины (44 человека).

Целью эмпирического  исследования является выявление различий в представлениях об идеальном мужчине у мужчин и женщин в зависимости от гендерных особенностях испытуемых.

Задачи эмпирического  исследования:

1 Изучение особенностей образа идеального мужчины у взрослых мужчин и женщин.

2 Выявление типов гендерной  идентичности у взрослых мужчин и женщин.

3 Изучение образа идеального мужчины у взрослых мужчин и женщин с разной гендерной идентичностью.

4 Изучение образа мужа как одной из важнейших мужских социальных ролей у взрослых мужчин и женщин с разной  гендерной идентичностью.

Для выявления типов  гендерной идентичности был применен опросник С. Беем (Пайнс Э., Маслач К., 2000, 199). [32, 115] Методика направлена на изучение проявлений – маскулинных и феминных характеристик личности. На основании преобладания одной  из этих характеристик делается вывод о принадлежности респондента к маскулинному, феминному или андрогинному психологическому полу. К маскулинности автор относит следующие качества: умение самоутвердиться, сильная личность, напористость, аналитичность, способность руководить, готовность рисковать, доминирование, мужественность, внешняя сдержанность, способность действовать в качестве лидера, сила, смелость, сила воли, выносливость. К феминности относятся такие качествам, как уступчивость, застенчивость, склонность к проявлению чувств, нежность, женственность, сострадание, мягкость в высказываниях, стремление утешить, обаяние, инфантильность, не использование резких выражений, красота, терпимость.

Информация о работе Образ идеального мужчины у взрослых мужчин и женщин