Обследование у дошкольников звуковой стороны речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Августа 2013 в 15:03, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность вопроса. Освоение звуков начинается на первом году жизни, когда ребенок овладевает своим речевым и слуховым аппаратом.
Раннее восприятие ребенком слов идет на основе ритмико-мелодической структуры. Фонематический состав слова не воспринимается. В 10-11 мес. слово начинает служить средством общения и приобретает характер языкового средства. Начинается период «фонемного развития речи». К концу первого года появляются первые слова. Сначала второго года начинается дифференциация звуков. К трем годам ребенок овладевает всей системой звукового языка. Труднее всего ему даются шипящие (ш, ж), сонорные (р, л) и свистящие (с, з) звуки. А уже к пяти годам ребенок овладевает правильным произношением.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………..…3
ГЛАВА I. Теоретические основы современного состояния изучаемой проблемы……………………………………………………………………... 6
1.1. Развитие учения о слоговой структуре в педагогической литературе..6
1.2. Общие принципы обследования речи детей дошкольного возраста.13
1.3. Обследование у дошкольников звуковой стороны речи……………..15
Выводы по I главе……………………………………..………………..….....17.
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЗВУКОВОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ …………………………………….22
2.1. Организация и методы исследования у детей дошкольного возраста звуковой стороны речи…………………………………………………………22
2.2. Результаты собственного исследования у детей дошкольного возраста звуковой стороны речи………………………………………………………... 27
2.3. Практические рекомендации по профилактике нарушений звуковой стороны речи …………………………………………………………………...29
Выводы по II главе……………………………………………………..…..…..30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………....................31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Avdeeva_M_O_Kursovaya_rabota_IV.doc

— 234.50 Кб (Скачать файл)

13. КоноваленкоВ.В., Коноваленко С.В. Развитие связной  речи: Фронтальные

логопедические  занятия в подготовительной группе для детей с ОНР («Осень»,

«Зима», «Весна», «Человек: я, моя семья, мой дом, моя  страна»). – М.: Гном и

Д, 2000-2001.

14. КоноваленкоВ.В., Коноваленко С.В. Формирование  связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. – М.: Гном и Д, 2001.

15. КоноваленкоВ.В., Коноваленко С.В. Фронтальные  логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН. – М., 1998.

16. Кобзарева  Л.Г., Кузьмина. Ранняя диагностика  нарушения чтения и его

коррекция. –  Воронеж, 2000.

17. Колесникова  Е.В., Телышева Е.П. Развитие интереса  и способности к чтению у детей 6-7 лет. – М., 1998.

18. Колесникова  Е.В. Развитие фонематического  слуха у дошкольников. – М., 2002.

19. Коррекционно-педагогическая  работа в дошкольных учреждениях  для детей с нарушениями речи /Под ред. Гаркуша Ю.Ф. – М.: Секачев В.Ю., 2000.

20. Миронова  С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. – М., 1991.

21. Нищева Н.В.  Система коррекционной работы  в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб., 2001.

22. Нищева Н.В.  Развивающие сказки. – СПб., 2002.

23. Новоторцева  Н.В. Учимся писать. Обучение грамоте в детском саду. –

Ярославль, 1998.

24. Ткаченко  Т.А. Если дошкольник плохо  говорит. – СПб., 1997.

25. Ткаченко  Т.А. В первый класс – без  дефектов речи. – СПб., 1999.

26. Ткаченко  Т.А. Логопедическая тетрадь. Формирование  и развитие связной  речи. – СПб., 2000.

27. Ткаченко  Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие  фонематического восприятия  и навыков звукового анализа. – СПб., 2009.

28. Ткаченко  Т.А. Специальные символы в  подготовке детей 4 лет к обучению  грамоте. – М., 2010.

29.  Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом. - М., 1991.

30.  Парамонова  Л.Г. Говори и пиши правильно.  – СПб., 1996.

31.  Пожиленко  Е.А. Волшебный мир звуков и  слов. – М., 2011.

32.  Психокоррекционная  и развивающая работа с детьми /Под ред. Дубровиной И.В.- М., 2001.

33. Филичёва  Т.Б., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонематическим

недоразвитием. Воспитание и обучение. – М., 2010.

34. Филичёва  Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к  школе детей с общим

недоразвитием речи в условиях специального детского сада. - М., 1999.

35. Филичёва  Т.Б., Чевелева Н.А. Логопедическая  работа в специальном детском саду. – М., 1987.

36. Филичёва  Т.Б., Соболева А.В. Развитие речи  дошкольника. – Екатеринбург,2010.

37. Фомичёва  М.Ф. Воспитание у детей правильного  произношения. – Воронеж,  2005.

38. Фотекова  Т.А. Тестовая методика диагностики  устной речи младших

школьников. –  М., 2000.

39. Швайко Г.С.  Занятия по изобразительной деятельности  в детском саду. – М.,2000.

40. Швайко Г.С.  Игры и игровые упражнения  для развития речи. - М., 2008.

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 ПРИЛОЖЕНИЕ 1 

 

Упражнения для развития слухового внимания, слухового восприятия и слуховой памяти

 

Игра «Бывает –  не бывает».

Если действия (или  явления), названные взрослым, могут происходить в реальной жизни («бывает»), ребенок приседает, если не могут происходить («не бывает»), ребенок стоит на месте.

- Корова лает.

- Лошадь выступает  в цирке.

- Рыба бежит к реке.

- Лягушка громко разговаривает.

- Курица дает молоко.

- Петух кукарекает.

- Муравей тащит бревно.

- Слон залез в нору.

- Лошадь спит в берлоге.

- Воробей чирикает.

- Кукушка ловит кошку.

- Мама моложе дочки.

- Папа старше сына.

- Собака ведет мальчика  на поводке.

- В холодильнике жарится яичница.

- На плите стоит  миска.

- Мальчик учит детей  в школе.

- У кошки родились  утята.

- Мальчики играют в  футбол.

Игра «Исправь, чего не бывает».

Ребенок слушает рифмовку и исправляет смысловые несоответствия, а также порядок называния  предметов с опорой на их изображения. А) Ежик ползал на поляне,

Пудель лаял на диване,

Ну а ялик в это  время мирно

плавал в океане.

Б) Ялик плавал по поляне,

Ежик лаял на диване,

Ну а пудель в это  время мирно

плавал в океане.

В) Ялик лаял на диване,

Пудель ползал на поляне,

Ну а ежик в это  время мирно

плавал в океане.

А) Воробей сидел на ветке,

Старичок дремал в  беседке,

Далматин же в это  время громко

лаял у соседки.

Б) Воробей дремал в  беседке,

Далматин сидел на ветке,

Старичок же в это  время громко

лаял у соседки.

В) Далматин дремал в беседке,

Старичок сидел на ветке,

Воробей же в это время  громко

лаял у соседки.

Игра «Подбери картинку»

Ребенок внимательно  слушает и отгадывает загадки-обманки, выбирая картинку-отгадку. Вначале  логопед не произносит неверный вариант  ответа. Затем неверный ответ в рифмовке логопед предлагает для усложнения, произнося его с вопросительной интонацией.

Под землею не размокла

Вся оранжевая … (свекла?)

Когда последний луч  потух

В лесу завыл большой  … (петух?)

Он зовется «царь  зверей»,

Потому что … (соловей?)

В огороде до сих пор

Под землею … (помидор?)

Серый шарик только тронь,

Всех уколет тихий  … (конь?)

Покраснел он, наконец,

Круглый мягкий … (огурец?)

Друга лучше не найдешь,

Лает громко верный … (еж?)

Над трубою дым и пар,

Мчит по рельсам … (самовар?) 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 

 

Задания и игры, развивающие у детей способность узнавать и различать неречевые звуки

Игра «Узнай игрушку  по звуку»

На столе перед ребенком несколько звучащих игрушек: бубен, губная гармошка, колокольчик, погремушка и т.п. Логопед предлагает ребенку послушать и запомнить звучание каждого предмета. Затем ребёнку нужно только на слух, без зрительной опоры (ребенок отворачивается) определить, что звучит. Название каждого звучащего предмета проговаривается. Количество звучащих игрушек увеличивается постепенно, с трех до пяти. Упражнение проводится до достижения стойкого различения громких и контрастных звуков

Игра «Найди по звуку».

Логопед назначает водящего и предлагает ему плотно закрыть  глаза или повернуться к нему спиной. Потом прячет какую-нибудь игрушку (в шкаф, за штору, за спину одного из детей) и предлагает водящему найти её, ориентируясь на силу ударов в барабан. Если ребёнок подходит близко к тому месту, где спрятана игрушка, барабан бьёт громко, если удаляется – тихо. Чтобы поддержать у детей интерес, мы варьировали звуки, направляющие поиски ребёнка – звенели в колокольчик, хлопали в ладоши и т. п.

Игра «У кого колокольчик?».

Дети встают в круг. Незаметно для водящего они передают за спиной друг у друга колокольчик. Водящий должен отгадать и показать, за спиной какого ребёнка звенел колокольчик.

Игра «Какая коробочка  звучит».

В одинаковые металлические  баночки из-под леденцов помещаются сыпучие продукты с частицами  различной величины: манная и гречневая  крупа, горох, фасоль, сахарный песок и др. Ребенку сначала предлагается внимательно послушать и запомнить звучание каждого продукта о металлическую коробочку при ее встряхивании. Потом, по очереди встряхивая коробочки, логопед каждый раз просит ребенка отгадать, что в коробочке. Так как звуковые различия незначительны, количество банок ограничивается вначале тремя, после чего медленно увеличивается при постоянном сравнении акустических восприятий.

Игра «Солнце или  дождик».

Логопед говорит детям, что они сейчас пойдут на прогулку. Погода хорошая и светит Солнышко (при этом логопед звенит бубном). Затем логопед говорит, что пошел дождь (при этом он ударяет в бубен и просит детей подбежать к нему - спрятаться от дождя).

Игра «Повтори ритм».

Логопед задает ритм, отстукивая его рукой, например такой – 2 удара - пауза - 3 удара. Ребенок его повторяет. Сначала ребенок видит руки, потом выполняет это упражнение с закрытыми глазами.

Варианты игры:

– ребенок повторяет  ритмический рисунок правой рукой, левой рукой, двумя руками одновременно, поочередно (хлопки или удары по столу);

– ребенок воспроизводит  тот же ритмический рисунок ногами;

– ребенок придумывает  свои ритмические рисунки и контролирует их выполнение.

Возможные пути усложнения задачи: удлинение и усложнение ритма, воспроизведение звуков разной громкости внутри ритмического рисунка. Ритмические структуры можно записывать: слабый удар – большой крестик, сильный – маленький крестик. 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 

 

Задания и упражнения, обучающие дошкольников различать высоту, силу и тембр голоса

Игра «В лесу».

Дети встают в круг, один ребенок – в центре круга. И произносят слова:

Таня, ты сейчас в лесу,

Мы зовем тебя: «Ау!»

Ну-ка, глазки закрывай,

Кто позвал тебя, узнай.

Если ребенок отгадал  правильно, то он займет место ведущего, если нет, можно позвать ребенка еще раз. Игра повторяется несколько раз.

Игра «Скажи как…».

Взрослый показывает, а затем просит ребенка воспроизвести  изменения характера, тембра и эмоциональной  окраски одного и того же звука.

А - плачет, кричит девочка

А - показывают горло врачу

А - поет певица

А - качаем малыша

А - девочка укололась  иголкой

О - удивилась мама

О - стонет бабушка

О - поет певица

О - потягивается папа

О - кричит охотник в  лесу

У - гудит пароход

У - звучит дудочка

У - плачет мальчик

Игра «Мама и малыш».

Детям раздавали картинки с изображениями домашних животных – взрослых и детёнышей: коровы и телёнка, козы и козлёнка, свиньи и поросёнка, кошки и котёнка, собаки и щенят и др. логопед произносит каждое звукоподражание то низким, то высоким голосом («Му-у», «бе-е», «хрю-хрю» и т.д.) Дети должны были, ориентируясь на характер звукоподражания и одновременно на высоту голоса поднимать соответствующие картинки. 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 4 

 

Игры и задания, помогающие научиться различать слова, близкие по звуковому составу

Игра «Верно – неверно».

Логопед показывает детям  картинку и громко, чётко называет изображение: «вагон». Затем объясняет: я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а вы внимательно  слушайте. Когда я ошибусь, вы хлопните в ладоши» Затем он произносит: «Вагон – вакон – фагон – вагон – факон - вагом» и т. д. Затем логопед показывает следующую картинку и называет: «Бумага – пумага – тумага – пумака – бумака»и т. д. Услышав неверно сказанное логопедом слово, дети должны хлопнуть в ладоши.

Затем мы усложняли игру: дети должны были реагировать на неверное слово не хлопками, а подниманием кружка из красного картона, а в дальнейшем – красный если заметят ошибку, а зелёный, если слово произнесено верно.

Игра «Найди пару».

Вслед за взрослым ребёнок  произносит название всех картинок к упражнению. Затем называет парами те картинки, названия которых звучат похоже:

Полено – Колено

Отметка – Конфетка

Батон – Лимон

Утка – Дудка

Пакет – Букет

Затем мы усложняли задание. Ребенок самостоятельно называл 3 картинки в ряду, добиваясь того, чтобы все три слова были максимально похожи по звучанию.

Майка – гайка –  лайка.

Вагон – лимон –  батон.

Каток – венок –  моток.

Сом – ком – дом.

Отметка – пипетка  – конфетка.

Игра «Четвёртый лишний».

Из четырех слов, отчетливо  произнесенных взрослым, ребенок должен назвать то, которое отличается от остальных:

канава-канава-какао-канава

ком-ком-кот-ком

утёнок-утёнок-утёнок-котёнок

будка-буква-будка-будка

винт-винт-бинт-винт

минута-монета-минута-минута

буфет-букет-буфет-буфет

билет-балет-балет-балет

дудка-будка-будка-будка

Игра « Расставь по местам».

Ребенок внимательно  слушает незаконченную рифмовку и добавляет подходящее слово, выбрав его среди названий картинок.

БИЛЕТ – БАЛЕТ –  ПАКЕТ – БУКЕТ

Я тебе задачу дам

Все расставить по местам.

В кассе я куплю …

И отправлюсь на …

У меня с собой …

В нем лежит большой  …

Информация о работе Обследование у дошкольников звуковой стороны речи