Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Августа 2013 в 15:03, курсовая работа
Актуальность вопроса. Освоение звуков начинается на первом году жизни, когда ребенок овладевает своим речевым и слуховым аппаратом.
Раннее восприятие ребенком слов идет на основе ритмико-мелодической структуры. Фонематический состав слова не воспринимается. В 10-11 мес. слово начинает служить средством общения и приобретает характер языкового средства. Начинается период «фонемного развития речи». К концу первого года появляются первые слова. Сначала второго года начинается дифференциация звуков. К трем годам ребенок овладевает всей системой звукового языка. Труднее всего ему даются шипящие (ш, ж), сонорные (р, л) и свистящие (с, з) звуки. А уже к пяти годам ребенок овладевает правильным произношением.
Введение ……………………………………………………………………..…3
ГЛАВА I. Теоретические основы современного состояния изучаемой проблемы……………………………………………………………………... 6
1.1. Развитие учения о слоговой структуре в педагогической литературе..6
1.2. Общие принципы обследования речи детей дошкольного возраста.13
1.3. Обследование у дошкольников звуковой стороны речи……………..15
Выводы по I главе……………………………………..………………..….....17.
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЗВУКОВОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ …………………………………….22
2.1. Организация и методы исследования у детей дошкольного возраста звуковой стороны речи…………………………………………………………22
2.2. Результаты собственного исследования у детей дошкольного возраста звуковой стороны речи………………………………………………………... 27
2.3. Практические рекомендации по профилактике нарушений звуковой стороны речи …………………………………………………………………...29
Выводы по II главе……………………………………………………..…..…..30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………....................31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
БУТОН – БАТОН – ПИТОН – БЕТОН
Я тебе задачу дам
Все расставить по местам.
В булочной куплю …
В зоопарке жил …
Распускается …
Нужен для дорог …
КАТОК – ПОТОК – МОТОК – ВЕНОК
Тебе задачу дам
Все расставить по местам
Что стащил игривый кот? …
Таня девочкам плетет? …
С гор спускается, течет? …
Что за скользкий, ровный лед?
Игра «Закончи рифму».
Шепчет ночью мне на ушко сказки разные... (перина, подушка, рубашка).
Ой, ребята, верь, не верь - от меня сбежала... (кошка, дверь, стенка).
Сказала дверь: «Мой дорогой! Не открывай меня... (плечом, коленом, ногой).
От грязнули даже стол поздним вечером... (сбежал, ушел, ускакал).
Две лисички, две сестрички отыскали где-то... (спички, щетку, ножик).
Опустела мостовая, и уехали... (автобусы, трамваи, такси).
Говорила мышка мышке: - До чего люблю я... (сыр, мясо, книжки).
Сел в машину верный пёс, у него в чернилах... (лапа, шея, нос).
В выходной пошли куда-то мама, папа и... (детишки, ребята, малыши).
Катя Лену просит дать краски, карандаш... (ручку, тетрадь, книгу).
Портфель я выронил из рук, такой большой на ветке... (жук).
Шёл по лесу шустрый мишка, на него свалилась... (шишка).
Здесь в лесу есть злые звери, запирайте на ночь... (двери).
Тише, Танечка, не плачь, не утонет в речке... (мяч).
Как-то вечером две мышки унесли у Пети... (книжки).
Не полезет Влад на ель, у него в руках... (портфель).
«Я трудиться не привык!» - отвечает... (грузовик).
«Рифмовки – обманки».
Ребёнок внимательно слушает рифмовку – обманку и находит в ней «неправильное» слово. Затем с опорой на картинку заменяет его «правильным», похожим по звуковому составу.
Мы скатаем снежный ком
И построим куклам ТОМ (ДОМ).
Говорит сосед – чудак:
Вырос в поле красный РАК (МАК).
Отругала мама зайку:
Не надел под свитер ГАЙКУ (МАЙКУ).
Хулиганам не до шутки,
Если Рекс в собачьей ДУДКЕ (БУДКЕ).
Два танкиста едут в … БАНКЕ.
Деньги сохранились в … ТАНКЕ.
Жаркий наступил … ПЕНЕК.
Маша села на … ДЕНЕК.
У Тани голубые … ЛАПКИ.
Когтистые у кошки … ТАПКИ.
Заверну железный … БИНТ.
И куплю в аптеке … ВИНТ.
От конфет остались … БАНТИКИ.
Завяжу на платье … ФАНТИКИ.
Положу рядом с печкой … КОЛЕНО.
И помажу зеленкой … ПОЛЕНО.
Я посуду мою в … КОЙКЕ.
Вечером читаю в … МОЙКЕ.
Идут солдаты в прочных … МАСКАХ.
А все на карнавале в … КАСКАХ.
Попал в тарелку черный … ГОЛОС.
Но тут раздался громкий … ВОЛОС.
Съел я овощной … ХАЛАТ.
А потом надел … САЛАТ
Игра «Путаница».
Игра для развития звукового различения. Нужно обратить внимание ребёнка на то, как важно не путать звуки между собой. Для подтверждения этой мысли следует попросить его прочесть:
Русская красавица своей козою славится.
Тащит мышонок в норку огромную хлебную горку.
Поэт закончил строчку, в конце поставил бочку.
Прошлой ночью дождик был, в почку он воды налил.
Хвост с узорами,
сапоги со шторами.
Тили-бом! Тили-бом!
Загорелся кошкин том.
За окошком зимний сад,
Там листочки в бочках спят.
Мальчишек радостный народ
Коньками звучно режет мёд.
Кот плывет по океану,
Кит из блюдца ест сметану.
Куклу выронив из рук,
Маша мчится к маме:
Там ползёт зелёный лук
С длинными усами.
Игра «Буква заблудилась».
Неизвестно, что случилось,
Только буква заблудилась:
Заскочила в чей - то дом
И хозяйничает в нем!
Но едва туда вошла
Буква - озорница,
Очень странные дела
Начали твориться ...
Посмотрите - ка, ребятки,
Раки выросли на грядке!
На виду у детворы
Крысу красят маляры.
Тает снег. Течет ручей.
На ветвях полно врачей.
Мама с бочками пошла
По дороге вдоль села.
Нужно задать вопрос ребёнку, что перепутал поэт? Какие слова нужно употребить вместо этих?
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Сводная таблица результатов обследования в экспериментальной группе
Объект |
Сумма баллов по результатам заданий |
Итоговая сумма баллов по 5-ти блокам | ||||||||||
1-й блок |
2-й блок |
3-й блок |
4-й блок |
5-й блок | ||||||||
К1 |
К2 |
К1 |
К2 |
К1 |
К2 |
К1 |
К2 |
К1 |
К2 |
К1 |
К2 | |
А1 |
2,75 |
5 |
1,75 |
3 |
3,5 |
5 |
3,5 |
5 |
1,25 |
5 |
12,5 (средний уровень) |
23 (высокий уровень) |
А2 |
2 |
5 |
1,75 |
4 |
2,5 |
5 |
2,5 |
5 |
2,25 |
4,5 |
11 (средний уровень |
23,5 (высокий уровень) |
А3 |
2,75 |
5 |
1,75 |
4 |
4 |
5 |
3,5 |
5 |
1,25 |
4,5 |
13,25 (средний уровень) |
23,5 (высокий уровень) |
А4 |
2 |
4 |
1,75 |
4 |
2,5 |
5 |
2,5 |
5 |
1,25 |
4 |
10 (низкий уровень) |
22 (высокий уровень) |
А5 |
1,5 |
4 |
1,25 |
3 |
2,5 |
5 |
2,5 |
5 |
1,25 |
3 |
9 (низкий уровень) |
20 (средний уровень) |
А6 |
1,5 |
5 |
1,25 |
3,5 |
3 |
5 |
2,5 |
5 |
1,25 |
3,5 |
9,5 (низкий уровень) |
22(высокий уровень) |
А7 |
3 |
5 |
2 |
3 |
5 |
5 |
5 |
5 |
2,5 |
3 |
17,5 (средний уровень) |
21 (высокий уровень) |
А8 |
1,5 |
5 |
1 |
3,5 |
3 |
5 |
2,5 |
5 |
1,25 |
4 |
9,25 (низкий уровень) |
22,5 (высокий уровень) |
А9 |
3,5 |
5 |
3 |
3 |
5 |
5 |
4 |
5 |
3 |
5 |
18 (средний уровень) |
23 (высокий уровень) |
А10 |
3,5 |
5 |
3 |
4 |
5 |
5 |
4 |
5 |
3,5 |
5 |
19 (средний уровень) |
24 (высокий уровень) |
К1 – констатирующий эксперимент, К2 – контрольный эксперимент.
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Сводная таблица результатов обследования в контрольной группе
Объект |
Сумма баллов по результатам заданий |
Итоговая сумма баллов по 5-ти блокам | ||||||||||
1-й блок |
2-й блок |
3-й блок |
4-й блок |
5-й блок | ||||||||
К1 |
К2 |
К1 |
К2 |
К1 |
К2 |
К1 |
К2 |
К1 |
К2 |
К1 |
К2 | |
В1 |
2,75 |
3,5 |
1,75 |
2,25 |
3,5 |
5 |
3,5 |
5 |
1,25 |
4,75 |
12,5 (средний уровень) |
20,5 (высокий уровень) |
В2 |
2 |
2 |
1,25 |
2 |
2,5 |
3 |
2,5 |
3 |
1,25 |
3 |
9,5 (низкий уровень |
13 (средний уровень) |
В3 |
2,75 |
3,5 |
1,75 |
2,5 |
4 |
5 |
3,5 |
5 |
1,25 |
5 |
13,25 (средний уровень) |
21 (высокий уровень) |
В4 |
2 |
2 |
1,25 |
1,25 |
2,5 |
2,75 |
2,5 |
2,75 |
1,25 |
1,25 |
9,5 (низкий уровень) |
10 (низкий уровень) |
В5 |
1,5 |
3 |
1,5 |
2,5 |
4 |
5 |
3 |
5 |
1,25 |
2,5 |
11,25 (средний уровень) |
18 (средний уровень) |
В6 |
1,5 |
2,5 |
1,25 |
2 |
3 |
3,75 |
2,5 |
4 |
1,25 |
1,75 |
9,5 (низкий уровень) |
14 (средний уровень) |
В7 |
3 |
5 |
2 |
3,5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
2,5 |
4 |
17,5 (средний уровень) |
22,5 (высокий уровень) |
В8 |
1,5 |
2,5 |
1 |
1,5 |
2 |
3 |
2,5 |
4 |
3 |
4 |
10 (низкий уровень) |
15 (средний уровень) |
В9 |
3,5 |
4 |
3 |
4,5 |
5 |
5 |
4 |
5 |
3 |
4,5 |
18,5 (средний уровень) |
23 (высокий уровень) |
В10 |
3,5 |
4,5 |
3 |
4,75 |
5 |
5 |
4 |
5 |
3,5 |
4,25 |
19 (средний уровень) |
23,5 (высокий уровень) |
Информация о работе Обследование у дошкольников звуковой стороны речи