Общая психология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 17:01, шпаргалка

Краткое описание

Психические явления – это совокупность всех явлений и процессов, отражающих основное содержание психики человека, которые изучает психология.
Внимание — это процесс сознательного или бессознательного (полусознательного) отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирования другой.
Воля – способность к выбору деятельности и внутренним усилиям, необходимым для ее осуществления. Специфический акт, несводимый к сознанию и деятельности как таковой.

Вложенные файлы: 1 файл

5 (2).docx

— 64.01 Кб (Скачать файл)

 

18.

Конфликт - определяется в психологии как отсутствие согласия между двумя или более сторонами — лицами или группами.

Стадии  конфликта:

1 - возникновение конфликтной ситуации.  На этой стадии зарождается противоречие, которое может еще не осознаваться участниками и свидетелями. Если конфликт имеет намеренно характер, то противоречие, что было в скрытой форме, обостряется по инициативе одной из сторон.

2- осознание конфликта. Конфликтующие стороны начинают понимать, находящихся в конфликтных, соперников отношениях с соответствующим эмоциональной окраской. Формируется оценка ситуации как конфликтной - определяются причина, повод, состав участников, перебираются варианты действий и определяется оптимальный из них, принимается решение в действие.

3- внешнее проявление конфликта.  Происходит открытое столкновение противоборствующих сторон, каждая из которых действует согласно своим намерениям и принятых решений. 
4- решения, завершение конфликта. На этой стадии конфликта участники оценивают последствия своих действий, сопоставляют достигнутый результат с ранее намеченной целью. В зависимости от выводов конфликт прекращается (затухает) или же развивается дальше; в последнем случае он заново проходит через вторую, третью и четвертую стадии, но уже на новом уровне.

Причины конфликтов

Объективными причинами возникновения конфликтов являются: а) ограниченность ресурсов, подлежащих распределению; б) различие в целях, ценностях, методах поведения, уровне квалификации, образования; в) взаимозависимость заданий, неправильное распределение ответственности; г) плохие коммуникации. Эти причины вызывают конфликт тогда, когда они ограничивают возможности личности или группы в реализации их значимых интересов.

Внутриличностные конфликты чаще всего возникают на основе противоречия между исполняемой, реальной социально - психологической роли в группе и ориентацией, претензией личности на другую, соответствующую внутренним потребностям.

Межличностные конфликты. Межличностные конфликты могут проявляться как столкновение личностей с разными характерами, взглядами и ценностями в борьбе за обладание определенной ценностью в рамках какой либо группы. Конфликт принимает форму столкновения, противоборства двух личностей. Межличностные конфликты могут возникать по поводу

Внутригрупповые конфликты возникают, как правило, между неформальными группами в рамках какой-то формальной группы. Поводом для конфликта является стремление одной из неформальных групп, считающей, что руководитель относится к ним несправедливо, сплотиться и развязать конфликт.

 

3.

Наблюдение. Исследователь просто наблюдает, не изменяя ход ситуации. Отличается множеством разновидностей: открытое или скрытое, включенное или невключенное, лабораторное или естественное и так далее.

Эксперимент. В этом случае исследователь вмешивается в ситуацию. Он может создать определенные условия для эксперимента или окружить испытуемого специальной аппаратурой. А может включать испытуемого в деятельность незаметно для него самого.

Тест кратковременное задание. По итогам выполнения можно судить об уровне имеющихся знаний.

 

2

Общая психология изучает познавательную и практическую деятельность. Результаты исследований в области общей психологии — базисная основа развития всех отраслей и разделов психологической науки. Социальная психология постигает закономерности индивидуального и общественного в психике личности взаимодействия личности и социума, формирования и развития групп.

Возрастная психология исследует психику в онтогенезе, т.е. ее развитие от зачатия человека до его смерти.

Педагогическая психология имеет своим предметом психику (учащегося и преподавателя) в условиях образовательного процесса (обучение и воспитание).

Психология труда рассматривает психику в условиях многоликой трудовой деятельности. Психолингвистика занимается изучением речи как вида психики, использующей языковые системы в качестве внутреннего средства.

Медицинская психология исследует психику в условиях болезни: душевной или телесной. В современной науке носит название клиническая психология. Психология аномального развития, или специальная психология: олигофренопсихология, сурдопсихология, тифлопсихология.

Дифференциальная психология исследует всевозможные различия психики людей: индивидуальные, типологические, этнические и др.

Психометрия постигает вопросы математического моделирования психики, проблемы измерения в психологии, способы количественного анализа результатов психологических исследований.

Психофизиология изучает соотношение взаимодействия биологического и психического, физиологии высшей нервной деятельности и психологии

 

8

Ощущения - это психическое отражение отдельных свойств и состояний внешней среды, непосредственно воздействующих на наши органы чувств.

Виды ощущений:

Зрительные ощущения. Аппаратом зрения является глаз. Глаз относится к дистантным рецепторам, так как зрение дает знания о предметах и явлениях, находящихся в некотором удалении от органов чувств.

Слуховые ощущения. К дистантным ощущениям относятся также слуховые ощущения. Чувствительные окончания слухового нерва расположены во внутреннем ухе, внешнее ухо собирает звуковые колебания, а механизм среднего уха передает их улитке.

Обонятельные ощущения относятся к дистантным. Раздражителями, вызывающими обонятельные ощущения, являются микроскопические частицы веществ, которые попадают в носовую полость с воздухом, растворяются в носовой жидкости и воздействуют на рецептор.

Вкусовые ощущения – контактные, они возникают при соприкосновении органа чувств с самим предметом. Органом вкуса является язык. Выделяют четыре основных качества вкусовых раздражителей: кислое, сладкое, горькое, соленое. Из комбинации этих четырех ощущений, к которым присоединяются движение языка, и возникает гамма вкусовых ощущений.

Особенностью динамики вкусовых ощущений является их тесная связь  с потребностью организма в пище. При голодании вкусовая чувствительность повышается, при насыщении – понижается.

Кожные ощущения. В кожных покровах имеется несколько самостоятельных анализаторных систем: тактильная, температурная, болевая. Все виды кожной чувствительности относятся к контактной чувствительности. Тактильная чувствительность неравномерно распределена по всему телу. Наибольшее скопление тактильных рецепторов – на ладони, на кончиках пальцев и на губах.

 

10

Память – форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения. Память – основа психической деятельности. Без нее невозможно понять основы формирования поведения, мышления, сознания, подсознания. Поэтому для лучшего понимания человека необходимо как можно больше знать о нашей памяти.

    Виды памяти

Непроизвольная  память (информация запоминается сама собой без специального заучивания, а в ходе выполнения деятельности, в ходе работы над информацией). Сильно развита в детстве, у взрослых ослабевает.

Произвольная  память (информация запоминается целенаправленно, с помощью специальных приемов). Эффективность произвольной памяти зависит: 1)От целей запоминания (насколько прочно, долго человек хочет запомнить). 2)От приемов заучивания.

Мгновенная, или иконическая  память - непосредственный, отпечаток сенсорной информации. Удерживает довольно точную и полную картину мира, воспринимаемую органами чувств, без переработки полученной информации. Ее длительность 0,1-0,5 с. Данный вид памяти можно отследить в следующем эксперименте

Кратковременная память. Любая информация вначале попадает в кратковременную память, которая обеспечивает запоминание однократно предъявленной информации на короткое время (5-7 мин), после чего информация может забыться полностью либо перейти в долговременную память, но при условии 1-2-кратного повторения информации.

Долговременная  память обеспечивает длительное сохранение информации: бывает двух типов: 1) ДП с сознательным доступом (т.е. человек может по своей воле извлечь, вспомнить нужную информацию); 2) ДП закрытая (человек в естественных условиях не имеет к ней доступа, а лишь при гипнозе, при раздражении участков мозга может получить к ней доступ и актуализировать во всех деталях образы, переживания, картины всей жизни человека).

Оперативная память – вид памяти, проявляющийся в ходе выполнения определенной деятельности, обслуживающий эту деятельность благодаря сохранению информации, поступающей как из КП, так и из ДП, необходимой для выполнения текущей деятельности.

Промежуточная память – обеспечивает сохранение информации в течение нескольких часов, накапливает информацию в течение дня, а время ночного сна отводится организмом для очищения промежуточной памяти и категоризации информации, накопленной за прошедший день, переводом ее в долговременную память. По окончании сна промежуточная память опять готова к приему новой информации.

 

4.

Психика — это общее понятие, обозначающее совокупность всех психических явлений, изучаемых психологией.

Сознание  и деятельность 
Сознание — присущая только человеку способность воспроизводить действительность в идеальных образах. 

Деятельность — это активность человека, направленная на осуществление поставленных целей, связанных с удовлетворением его потребностей.

Деятельность способствует изменениям в сознании человека, его развитию. Сознание формируется деятельностью, чтобы в то же время влиять на эту деятельность, определять и регулировать ее. Практически осуществляя свои творческие замыслы, родившиеся в сознании, люди преображают природу, общество и самих себя. В этом смысле сознание человека не только отражает объективный  мир, но и творит его. Впитав в себя исторический опыт, знания и методы мышления, получив определенные умения и навыки, человек осваивает действительность. При этом он ставит цели, создает  проекты будущих орудий, осознанно  регулирует свою деятельность.

 

1.

Слово «психология» в переводе с древнегреческого буквально  означает «наука о душе» (psyche– «душа», logos – «понятие», «учение»). В научном употреблении термин «психология» появился впервые в 16 веке. Первоначально он относился к особой науке, которая занималась изучением так называемых душевных, или психических, явлений, т.е. таких, которые каждый человек легко обнаруживает в собственном сознании в результате самонаблюдения. Позднее, в 17-19 вв. область, изучаемая психологией, расширяется и включает в себя не только осознаваемые, но и неосознаваемые явления. Таким образом, психология- это наука о психике и психических явлений. Психология прошла длинный путь развития, происходило изменение понимания объекта, предмета и целей психологии.

Этапы развития: 

Первый этап – психология как наука о душе. Такое определение было дано более 2-х тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека.

Второй этап – Психология как наука о сознании. Возникает в 17 веке в связи с  развитием естественных наук. Способность  думать, чувствовать, желать назвали  сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим  собой и описание фактов. 

Третий этап – психология как наука о поведении. Возникает в 20 веке. Задача психологии – ставить эксперименты и наблюдать  за тем, что можно непосредственно  увидеть а именно: поведение, поступки, реакции человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались). 

Четвертый этап – психология как наука, изучающая  объективные закономерности, проявления и механизмы психики.

 

 

13.

Речь — это форма существования сознания (мыслей, чувств, переживаний) для другого, служащая средством общения с ним, и форма обобщенного отражения действительности, или форма существования мышления

Внешняя речь включает устную (диалогическую и монологическую) и письменную. Диалог – это непосредственное общение двух или нескольких человек.

  • Диалогическая речь – это речь поддерживаемая; собеседник ставит в ходе ее уточняющие вопросы, подавая реплики, может помочь закончить мысль (или переориентировать ее).
  • Монологическая речь – длительное, последовательное, связное изложение системы мыслей, знаний одним лицом.
  • Письменная речь представляет собой разновидность монологической речи. Кроме того, письменная речь не имеет никаких дополнительных средств воздействия на воспринимающего, кроме самих слов, их порядка и организующих предложение знаков препинания.

Внутренняя речь – это особый вид речевой деятельности. Она выступает как фаза планирования в практической и теоретической деятельности. Поэтому для внутренней речи, с одной стороны, характерна фрагментарность, отрывочность. С другой стороны, здесь исключаются недоразумения при восприятии ситуации. Поэтому внутренняя речь чрезвычайно ситуативна, в этом она близка к диалогической. Внутренняя речь формируется на основе внешней.

 

Функции речи

1) средство существования,  передачи и усвоения общественно-исторического  опыта; 

2) средство общения (коммуникации);

3) орудие интеллектуальной  деятельности (восприятия, памяти, мышления, воображения).

 

 

Информация о работе Общая психология