Общая психология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 17:01, шпаргалка

Краткое описание

Психические явления – это совокупность всех явлений и процессов, отражающих основное содержание психики человека, которые изучает психология.
Внимание — это процесс сознательного или бессознательного (полусознательного) отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирования другой.
Воля – способность к выбору деятельности и внутренним усилиям, необходимым для ее осуществления. Специфический акт, несводимый к сознанию и деятельности как таковой.

Вложенные файлы: 1 файл

5 (2).docx

— 64.01 Кб (Скачать файл)

26.

Способности – это индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности, в общении и легкость овладения ими. Способности не могут быть сведены к знаниям, умениям и навыкам, имеющимся у человека, но способности обеспечивают их быстрое приобретение, фиксацию и эффективное практическое применение. Класс-ия:природные (или естественные) способности- связанные с врожденными задатками, формирующиеся на их базе, при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения типа условно-рефлекторных связей.специфические человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение и обеспечивающие жизнь и развитие в социальной среде.

Специфические: 

  1. общие, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности и общения.специальные, определяющие успехи человека в отдельных видах деятельности и общения, где необходимы особого рода задатки и их развитие теоретические, определяющие склонность человека к абстрактно-логическому мышлению,практические, лежащие в основе склонности к конкретно-практическим действиям. Сочетание этих способностей свойственно лишь разносторонне одаренным людям;
  2. учебные, которые влияют на успешность педагогического воздействия, усвоение человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, и творческие, связанные с успешностью в создании произведений материальной и духовной культуры, новых идей, открытий, изобретений. Высшая степень творческих проявлений личности называется гениальностью, а высшая степень способностей личности в определенной деятельности (общении)- талантом;
  3. способности к общению, взаимодействию с людьми и предметно-деятельностные способности, связанные со взаимодействием людей с природой, техникой, знаковой информацией, художественными образами и т.д.

Человек обладает общей одаренность- единством общих способностей, обусловливающих диапазон его интеллектуальных возможностей, уровень и своеобразие деятельности и общения.

Задатки –врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы, составляющие индивидуально-природную основу (предпосылку) формирования и развития способностей.

Выделяют следующие уровни способностей: репродуктивный, который обеспечивает высокое умение усваивать готовое знание, овладевать сложившимися образцами деятельности и общения, и творческий, обеспечивающий создание нового, оригинального. Но следует учитывать, что репродуктивный уровень включает элементы творческого, и наоборот.

 

27.

Темперамент – это те врожденные особенности человека, которые обусловливают динамические характеристики интенсивности и скорости реагирования, степени эмоциональной возбудимости и уравновешенности, особенности приспособления к окружающей среде.

Психологическая характеристика типов  темперамента определяется следующими свойствами: сензитивностью, реактивностью, соотношением реактивности и активности, темпом реакций, пластичностью –  ригидностью, экстраверсией – интроверсией, эмоциональной возбудимостью.

Холерик – это человек, нервная система которого определяется преобладанием возбуждения над торможением, вследствие чего он реагирует очень быстро, часто необдуманно, не успевает затормозить, сдержаться, проявляет нетерпение, порывистость, резкость движений, вспыльчивость, необузданность, несдержанность. Неуравновешенность его нервной системы предопределяет цикличность в смене его активности и бодростиПоявляется раздраженное состояние, плохое настроение, упадок сил и вялость. Сангвиник – человек с сильной, уравновешенной, подвижной н/с, обладает быстрой скоростью реакции, его поступки обдуманны, жизнерадостен, благодаря чему его характеризует высокая сопротивляемость трудностям жизни. Подвижность его нервной системы обусловливает изменчивость чувств, привязанностей, интересов, взглядов, высокую приспособляемость к новым условиям. Это общительный человек. Легко сходится с новыми людьми и поэтому у него широкий круг знакомств, хотя он и не отличается постоянством в общении и привязанностях. Флегматик – человек с сильной, уравновешенной, но инертной н/с, вследствие чего реагирует медленно, неразговорчив, эмоции проявляются замедленно, обладает высокой работоспособностью, хорошо сопротивляется сильным и продолжительным раздражителям, трудностям, но не способен быстро реагировать в неожиданных новых ситуациях. Прочно запоминает все усвоенное, не способен отказаться от выработанных навыков и стереотипов, не любит менять привычки, распорядок жизни, работу, новых друзей, трудно и замедленно приспосабливается к новым условиям. Настроение стабильное, ровное. И при серьезных неприятностях флегматик остается внешне спокойным. Меланхолик – человек со слабой н/с, обладающий повышенной чувствительностью даже к слабым раздражителямПовышенная чувствительность приводит к быстрому утомлению и падению работоспособности. Незначительный повод может вызвать обиду, слезы. Настроение очень изменчиво, но обычно меланхолик старается скрыть, не проявлять внешне своих чувств, не рассказывает о своих переживаниях, часто грустен, подавлен, неуверен в себе, тревожен, у него могут возникнуть невротические расстройства. Однако, обладая высокой чувствительностью н/с, меланхолики часто имеют выраженные художественные и интеллектуальные способности.

 

 

19

1.ТИПЫ КОНФЛИКТОВ

В зависимости от того, кто  выступает в качестве оппонента (наше внутреннее «я», другой человек, группа и т. д.), различают четыре типа конфликтов:

1.  Внутриличностный.

2.  Межличностный.

3.  Конфликт между личностью и группой.

4.  Межгрупповой конфликт.

Внутриличностный  конфликт — столкновение примерно равных по силе, но противоположно направленных интересов, мотивов, потребностей и т. п. у одного и того же человека.

Межличностный конфликт — система взаимодействия людей, при которой они либо преследуют несовместимые цели, либо придерживаются несовместимых ценностей и норм, либо одновременно в острой конкретной борьбе стремятся к достижению одной и той же цели, которая может быть достигнута лишь одной из конфликтующих сторон

Конфликт между личностью и группой может возникнуть тогда, когда личность займет позицию, отличную от позиции группы: например, одна из продавщиц, желая больше заработать, предложила выехать в воскресный день на ярмарку с выездной продажей товаров. Коллектив магазина расценил такое предложение как «чрезмерное» усердие перед начальством и возмутился.

Подобный тип конфликта  может возникнуть на основе межличностного конфликта.

Межгрупповой конфликт отражает это противоречие, при котором  конкурирующими сторонами выступают  социальные группировки, преследующие несовместимые цели и препятствующие друг другу на пути их осуществления.

2. Конфликтная ситуация - ситуация, объективно содержащая  явные предпосылки для конфликта,  провоцирующая враждебные действия, конфликт.

3.Инцидент  — формальный повод, случай  для начала непосредственного  столкновения сторон. Инцидент может  произойти случайно, а может быть  спровоцирован субъектом (субъектами) конфликта, явиться результатом  естественного хода событий. Бывает, что инцидент готовит и провоцирует  некая «третья» сила, преследующая  свои интересы в предполагаемом  «чужом» конфликте.

 

 

15.

классификация

1. Аффект – сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных  жизненных обстоятельств.

        Аффективные  проявления положительных эмоций  – восторг, воодушевление, безудержное  веселье; отрицательных – ярость, гнев, ужас, отчаяние. После аффекта  часто наступает упадок сил,  равнодушие ко всему окружающему  или раскаяние в содеянном.

2. Собственно эмоции – более длительные и менее интенсивные состояния по сравнению с аффектами. Эмоции имеют ситуативный характер, т. е. выражают оценочное отношение человека к наличной или возможной ситуации, к своей деятельности и к своим действиям.

3. Чувство – одна из основных форм переживания человеком своего отношения к предметам и явлениям действительности. Оно отличается относительной устойчивостью и постоянством.      

4. Настроение – устойчиво и относительно слабо выраженное эмоциональное состояние. Настроение определяется тем, как складываются взаимоотношения человека с окружающими, как он воспринимает события своей жизни.

5. Страсть – еще один вид сложных, качественно своеобразных и встречающихся только у человека эмоциональных состояний. Страсть представляет собой сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета (человека).

6. Стресс возникает в экстремальной ситуации, требующей от человека мобилизации нервно-психических сил. Небольшой уровень стресса даже полезен и необходим для любой физической или психической активности.

 

 

14.

Чувства — это переживаемые в различной форме отношения человека к предметам и явлениям действительности. Самая развитая и сложная форма эмоциональных процессов у человека — это чувства, которые представляют собой не только эмоциональное, но и понятийное отражение.

Чувства формируются на протяжении жизни человека в условиях общества. Чувства, которые отвечают высшим социальным потребностям, называются высшими чувствами. Например, любовь к Родине, своему народу, своему городу, к другим людям. Они характеризуются сложностью строения, большой силой, продолжительностью, стабильностью, независимостью от конкретных ситуаций и от состояния организма.

В зависимости от характера отношения  человека к различным объектам социальной среды выделены основные виды высших чувств: моральные, праксические, интеллектуальные, эстетические.

Эмоции — это субъективные реакции человека на воздействия внешних и внутренних раздражителей, отражающие в форме переживаний их личную значимость для субъекта и проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия.

За эмоциями была признана важная положительная роль в жизни  людей, и с ними стали связывать  следующие положительные функции: Мотивационно-регулирующую, коммуникативную, сигнальную и защитную.

Мотивационно-регулирующая функция заключается в том, что эмоции участвуют в мотивации поведения человека, могут побуждать, направлять и регулировать. Иногда эмоции могут заменять собой мышление в регуляции поведения.

Коммуникативная функция заключается в том, что эмоции, точнее, способы их внешнего выражения, несут в себе информацию о психическом и физическом состоянии человека.

Защитная функция выражается в том, что, возникая как моментальная, быстрая реакция организма, может защитить человека от опасностей.

 

37.

Конфо́рмность — свойство личности, выражающееся в склонности к  есть изменению индивидуумом установок, мнений, восприятия, поведения и так далее в соответствии с теми, которые господствуют в данном обществе или в данной группе. При этом господствующая позиция не обязательно должна быть выражена явно или даже вообще существовать в реальности.

Лидерство —  это умение заставить кого-то сделать что-то, да так, чтобы он этого ещё и захотел.

Групповая сплоченность - субъектная характеристика группы, к-рая представляет собой восприятие изнутри (со стороны ее членов) или извне (со стороны не членов группы) психол. единства группы по одному или неск. основаниям.

 

 

29.

Активное  социально-психологическое обучение — психолого-педагогическая форма  выработки и совершенствования  различных умений и навыков поведения  работников, осуществляемая в условиях групповой учебно-тренировочной  деятельности. Активное обучение применяется  как для формирования специфических  коммуникативных умений у представителей профессий, работающих с людьми, так  и в целях повышения общей  психологической компетентности, упорядочения культуры психической деятельности организации. В активном социально-психологическом  обучении можно выделить три основных методических блока:

 а) дискуссионные  методы (различные варианты «мозгового  штурма»: групповая дискуссия,  разбор практических ситуаций, анализ  сконструированных ситуаций и  т.п.);

 б) игровые  методы (деловые игры, дидактические  и управленческие игры, ролевые  игры, организационно-деятельностные  игры и др.);

 в) социально-психологические  тренинги (коммуникативные — постановка  поведенческих навыков;  сенситивные  — тренировка межличностной чувствительности;  тренинги личностного роста —  преодоление личностных комплексов  и барьеров в общении;  бизнес-тренинги  — техники продаж, ведение переговоров,  решение конфликтных ситуаций  и мн. др.).

 

34.

Одарённость — уровень развития каких-либо способностей человека, связанный с их развитием.

При анализе разделяются  «художественная» и «практическая» одарённости

.Одарённость обеспечивает  не успех в какой-либо деятельности, а только возможность достижения  этого успеха

Талант — определённые способности, которые раскрываются с приобретением навыка и опыта.

Современные учёные выделяют определенные типы таланта, которыми обладают люди в той или иной степени.

девять типов таланта, интеллекта:

  1. вербально-лингвистический (отвечает за способность писать и читать, присущ журналистам, писателям и юристам, лингвистам)
  2. цифровой (характерен для математиков, программистов)
  3. слуховой (музыканты, лингвисты, языковеды)
  4. пространственный (присущ дизайнерам и художникам)
  5. физический (им наделены спортсмены и танцоры, эти люди легче обучаются на практике)
  6. личностный (его также называют эмоциональным; отвечает за то, что человек говорит сам себе)
  7. межличностный (люди с этим талантом часто становятся политиками, ораторами, торговцами, актёрами)
  8. талант окружающей среды (этим талантом бывают наделены дрессировщики, земледельцы).
  9. предпринимательский — талант (мышление нового поколения, навязанного временем и деньгами).

Информация о работе Общая психология