Общая характеристика речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 20:22, реферат

Краткое описание

Речь является основным средством человеческого общения. Без нее человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество информации, в частности такую, которая несет большую смысловую нагрузку или фиксирует в себе то, что невозможно воспринять с помощью органов чувств (абстрактные понятия, непосредственно не воспринимаемые явления, законы, правила и т.п.) Без письменной речи человек был бы лишен возможности узнать, как жили, что думали и делали люди предыдущих поколений.

Содержание

Введение…………………………………………………………….3
Общая характеристика речи ………………………………...4
Физиологические основы речи……………………………...6
Основные виды речи и их развитие………………………...8
Внешняя речь ………………………………………………..8
Внутренняя речь……………………………………………...12
Основные функции речи…………………………………….14
Заключение…………………………………………..……………...16
Литература…………………………………………..………………17
Приложение .……………………………………….……………....18
Тесты………………………………………………………….……..21
Ученые, изучавшие речь…………………………………….……..26

Вложенные файлы: 1 файл

Выполнила студентка I курса.docx

— 139.74 Кб (Скачать файл)

Гипотеза, выдвинутая Выготским, предлагала новое решение проблемы соотношения  низших (элементарных) и высших психических  функций. Главное различие между  ними состоит в уровне произвольности, то есть натуральные психические  процессы не поддаются регуляции  со стороны человека, а высшими психическими функциями люди могут сознательно управлять. Выготский пришёл к выводу о том, что сознательная регуляция связана с опосредованным характером высших психических функций. Между воздействующим стимулом и реакцией человека (как поведенческой, так и мыслительной) возникает дополнительная связь через опосредующее звено — стимул-средство, или знак.

Отличие знаков от орудий, также опосредующих высшие психические функции, культурное поведение, состоит в том, что орудия направлены «вовне», на преобразование действительности, а знаки «вовнутрь», сначала на преобразование других людей, затем — на управление собственным поведением. Слово — средство произвольного направления внимания, абстрагирования свойств и синтеза их в значение (формирования понятий), произвольного контроля собственных психических операций.[38]

Наиболее убедительная модель опосредованной активности, характеризующая проявление и реализацию высших психических  функций, — «ситуация буриданова осла». Эта классическая ситуация неопределенности, или проблемная ситуация (выбор между двумя равными возможностями), интересует Выготского прежде всего с точки зрения средств, которые позволяют преобразовать (решить) возникшую ситуацию. Бросая жребий, человек «искусственно вводит в ситуацию, изменяя её, не связанные ничем с ней новые вспомогательные стимулы»[39]. Таким образом, брошенный жребий становится, по Выготскому, средством преобразования и разрешения ситуации.

В последние годы жизни Выготский  основное внимание уделял изучению отношения  мысли и слова в структуре сознания. Его работа «Мышление и речь» (1934), посвященная исследованию этой проблемы, является основополагающей для отечественной психолингвистики.

 

 

 


Информация о работе Общая характеристика речи