Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 16:09, курсовая работа
При написании курсовой работы были поставлены задачи:
1) Провести теоретический анализ литературы, посвященной проблеме изучения эмоциональных процессов.
2) Дать общую характеристику эмоциональным процессам.
Цель этой работы - изучение общей характеристики эмоциональных процессов.
Введение
1. Сущность эмоций
1.1 Виды эмоций и их общая характеристика
2. Чувства человека
2.1 Высшие чувства личности, их формирование в современных условиях
Заключение
Глоссарий
Список использованной литературы
Версия шаблона |
2.1 |
Филиал |
|
Вид работы |
Курсовая работа |
Название дисциплины |
|
Тема |
Общая характеристика эмоций и чувств |
Фамилия студента |
|
Имя студента |
|
Отчество студента |
|
№ контракта |
Введение
1. Сущность эмоций
1.1 Виды эмоций и их общая характеристика
2. Чувства человека
2.1 Высшие чувства личности, их формирование в современных условиях
Заключение
Глоссарий
Список использованной литературы
В настоящее время проблема эмоций стала довольно популярной. Она относится к числу весьма актуальных и сложных проблем современной психологии. Как теоретические, так и методический аспекты этой проблемы требуют глубокой и всесторонней разработке. Проблема эмоций в современной общей психологии разработана существенно меньше, чем другие отрасли психологического знания. Нерешенных вопросов психологии эмоций гораздо больше, им разрешенных. Причины надо искать не столько в субъективные факторы - в нежелании или неумении тех или иных исследователей заниматься этой проблемой, а в объективной сложности самой проблемы, в принципиальное отличие психологии эмоций от других психологических проблем. И хотя любое психическое явление осуществляет две основные функции - отображение и регулирования, - эмоциональные явления осуществляют их существенно иначе, чем процессы, называемые познавательными, - ощущение, восприятие, память, мышление и др.
Совершенно очевидно, что успешное продвижение в изучении проблемы эмоций возможно только при совместном усилии различных направлений психологической науки.
Как более древняя форма отображения эмоции несут на себе печать глубинных связей со сферой потребностей и желаний человека. И эта тесная связь с потребностями - важнейшая характеристика эмоций.
Жизнь без эмоций так же невозможно, как и без ощущений. Эмоции сопровождают человека в течение всей его жизни. Эмоции, утверждал знаменитый естествоиспытатель Ч.дарвин, возникли в процессе эволюции как средство, с помощью которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей. Благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о состояниях друг друга и лучше настраиваться на совместную деятельность и общение. Многие эмоциональные состояния присущи человеку от рождения. Уже новорожденный способен испытывать страх при сильном звуке или внезапной потери опоры, недовольство при ограничение движений и удовольствие, возникающее в ответ на покачивание, поглаживание. Постепенно из этих «зародышей» и вырастает все богатство эмоций человека.
В каждом обществе существуют
нормы выражения эмоций, которые
отвечают представлениям о приличиях,
скромности, воспитанности. Но даже люди,
принадлежащие к разным культурам,
способны правильно воспринимать и
оценивать выражение человеческ
Без эмоций ни один человек не мог бы осознать своих потребностей, предметов, на которые эти потребности направлены, и мотивов, которые побуждают к деятельности. Эту же мысль неоднократно подчеркивали практически все без исключения исследователи эмоций, эмоциональных процессов, независимо от того, каких теорий они придерживались. По характеристике эмоциональных процессов, они считали, можно уверенно говорить о том, что в данный момент времени волнует человека, то есть о том, какие потребности и интересы для него являются актуальными.
При написании курсовой работы были поставлены задачи:
1) Провести теоретический анализ литературы, посвященной проблеме изучения эмоциональных процессов.
2) Дать общую характеристику эмоциональным процессам.
Цель этой работы - изучение общей характеристики эмоциональных процессов.
Объектом является эмоциональная сфера, предмет - эмоциональные процессы, как аффекты, собственно эмоции, чувства, настроения и стрессовые состояния, страсти.
1.1 Виды эмоций и их общая характеристика
Все, с чем мы имеем дело в повседневной жизни, вызывает у нас определенное отношение. Один объекты и явления, взывают к нам симпатию, другие, наоборот, отвращение. Одни вызывают интерес и любопытство, другие - безразличие. Даже эти отдельные свойства предметов, о которых мы получаем через ощущения, такие, как цвет, вкус, запах и не безразлично для нас. Чувствуя их, мы испытываем удовольствие или неудовольствие, иногда четко указано, иногда едва заметно. Эта своеобразная окраска ощущений, характеризующая наше отношение отдельных свойств предмета, называется чувственным тоном впечатлений.
Более сложное отношение к себе и вызывают жизненные факты, взятые во всей их полноте, во всем многообразии их свойств и функций. Отношения с ним являются нашими клиентами, и в этих трудных чувственных ощущениях, как радость, печаль, сострадание, презрение, гнев, гордость, стыд, страх. Все эти испытания являются чувства или эмоции.
Эмоции характеризуются потребности человека и предметы, на которые они направлены. В процессе эволюции эмоциональные ощущения и состояния биологически закрепились как способ поддержания жизненного процесса в оптимальных пределах. Их значение для организма заключается в предотвращении о разрушающем качестве каких-либо факторов. Да, эмоции являются одним из основных механизмов регуляции функционального состояния организма и деятельности человека.1
Дело в том, что эмоции - это более широкое понятие, чувства же, являются одним из проявлений эмоциональных переживаний. В практической жизни под эмоциями, как правило, понимаем разные реакции человека - от резких вспышек страсти к тонких оттенков настроения. В психологии под эмоциями понимают психические процессы, происходящие в форме переживаний и размышлений личностный смысл и оценки внешних и внутренних ситуации для жизни человека. Следовательно, наиболее важной особенностью эмоций является их субъективность.
Благодаря эмоциям человек осознает свои потребности и предметы, на которые они направлены. Другая распространенная особенность эмоций, о котором необходимо сказать, - это их помощь в реализации потребностей и достижения конкретных целей. Потому что каждая эмоция положительная или отрицательная, человек может судить о достижении поставленной цели. Так, положительная эмоция всегда связано с получением желаемого результата, и отрицательное и наоборот, с ошибкой при достижении цели. Таким образом, можно прийти к выводу, что эмоции, самым непосредственным образом связанные с регулированием деятельности человека.
Большинство эмоциональных состояний отражается на особенностях поведения человека, а следовательно, могут быть исследованы с использованием не только субъективных, но и объективных методов. Например, покраснение или побледнение кожи человека, в определенной ситуации, может свидетельствовать о его эмоциональное состояние. Об эмоциональном состоянии и могут оказывать изменения уровня адреналина в крови и многие другие.
Эмоции - это очень сложные явления психические. К наиболее значимым эмоциям принято относить следующие типы эмоциональных переживаний: чувства, собственно, эмоции, чувства, настроение, эмоциональный стресс.
Влияние - наиболее эффективный тип эмоциональной реакции. Аффектами называют интенсивное резко, что происходит, и серьезные эмоциональные вспышки. Примеры эмоции могут служить сильный гнев, гнев, страх, бурная радость, глубокая печаль, отчаяние. Эта эмоциональная реакция в каждом психику человека, объединяя главный стимул влияющий со всеми соседними, создавая единый аффективный комплекс, предопределяющий единую реакцию на ситуацию в целом.
Одним из основных признаков эмоций заключается в том, что эта эмоциональная реакция неодолимо диктует человеку необходимость выполнить какое-либо действие, но при этом человек теряет чувство реальности. Перестает себя контролировать и может даже не быть в курсе того, что делает. Это связано с тем, что в это возникает очень сильное эмоциональное возбуждение, которое на ощупь двигательные центры коры головного мозга, переходит в двигательное возбуждение. Под влиянием этого волнения человек совершает тяжкие и часто нерегулярные движения и действия. Бывает и так, что в состоянии аффекта человек цепенеет, его движения и действия, полностью прекращаются, как будто лишен речи.
Подобное явление можно наблюдать различные стихийные бедствия и технологических катастроф. Например, одна из жертв землетрясения в Армении, так описывал это событие: «Никогда в жизни не чувствовал себя таким беспомощным... Люди окаменели и не пошло... то люди бежали без цели. Были в парке и побежали в направлении зданий, хотя это абсолютно неверно. Они бежали, чтобы спасти свою жизнь, и кричали, как сумасшедшие. Те, кто были в домах, бежали в парки. Все были в панике».2
В годовщину изменяется функционирование всех психических процессов. В частности, резко меняются показатели внимания. Его переключаемость падает, а в поле восприятия попадают только те объекты, которые непосредственно связаны с переживанием. На них внимание уделяется столько, что переключиться на что-нибудь другое, человек не в состоянии. Все другие стимулы, которые не связаны с переживанием, находятся в поле зрения человека, воспринимается им мало, и в этом кроется одна из причин неуправляемости поведения человека в состоянии аффекта. В годовщину человеку трудно предвидеть результаты своих действий, так как меняется характер протекания процессов мышления. Резко снижается способность прогнозировать последствия своих действий, в результате чего становится невозможным, стоит сделать поведение.
Это происходит по разным причинам, но, прежде всего, из-за уровня эмоционально - воля устойчивого развития, т.е. из-за особенностей эмоциональной сферы и уровня развития воли качеств человека. Следует отметить, что эта характеристика является весьма значительным в отношении регулирования поведения людей. Она связана, с одной стороны, с генетическими особенностями организма конкретного человека, а с другой стороны, - с особенностями его воспитания.
Следующую группу явлений, эмоциональных, являются, собственно, и эмоции. Эмоции отличаются от аффектов действия. Если чувства, в принципе, имеют кратковременный характер (например, взрыв гнева), это эмоции, более долгосрочные состояния. Другой особенностью эмоции-это то, что они представляют собой реакцию не только на текущие события, но и, вероятно, или вспоминаемые.
Чтобы понять суть эмоций, следует исходить из того, что большинство предметов и явлений, внешних, воздействуя на органы чувств, вызывают в нас сложные, многогранные эмоциональные ощущения и чувства, которые могут включать в себя как удовольствие, так и недовольство. Например, воспоминание о чем-то неприятное для нас может одновременно с тяжелым чувством вызывать радость, что это неприятное осталось где-то в прошлом. Очень четко сочетание позитивной и негативной окраски эмоциональных переживаний наблюдается в преодолении трудностей, с которыми нам приходится иметь дело. Сами по себе действия, которые выполняются в тех случаях, вызывают у нас часто неприятные, тяжелые, иногда мучительные чувства, но успех, которого мы достигаем, неразрывно связан с положительных эмоциональных переживаний.
Кроме удовлетворения и недовольства во многих случаях появляется ощущение какого-либо напряжения, с одной стороны, разрешения или облегчения - с другой. В критические моменты деятельности, в ответственные моменты принятия решений, при преодолении трудностей, во всех случаях, когда мы делаем что-то очень важное, что касается нас, мы чувствуем напряжение. Очень часто это напряжение носит выраженный активный характер, сопровождается повышенным вниманием к объекту деятельности, своеобразным поток умственных и физических сил, желания, действия, особым волнением, которые окружают нас. Иногда, когда мы плохо владеем своими действиями, она выражается в своеобразной жесткости, заторможенное движение, в суженности восприятия, в условиях распределения внимания.
Другим проявлением эмоциональн
С точки зрения влияния на деятельность человека, эмоции, делятся на астенические и астенические. Астенические эмоции стимулируют к действию, повышает энергию и напряжение сил человека, стимулирует его на действия, высказывания. В этом случае человек готов «горы обнаружены». И наоборот, иногда переживания ведут к капсулы, пассивность, говорят о астенических эмоциях. Поэтому, в зависимости от ситуации и индивидуальных особенностей эмоции могут по-разному влиять на поведение. Да, у человека, испытывающего чувство страха, возможно увеличение мышечной силы, может броситься навстречу опасности. То же самое чувство страха может вызвать развал вооруженных сил, от страха могут подгибаться колени».
Следует отметить, что неоднократно предпринимались попытки выделить основные, «основные» эмоции. В частности, решено выделить следующие эмоции:
Радость - положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить текущие потребности.
Удивление - не имеет однозначного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапное, вытекающие из обстоятельств.
Страдание - отрицательное эмоциональное состояние, связанное с получением реальной или кажущейся такие сведения о невозможности удовлетворения основных жизненных потребностей.
Гнев - эмоциональное состояние, отрицательный знак, как правило, протекающее в виде эмоций, вызванная внезапным появлением серьезных препятствий на пути удовлетворения исключительно важное значение для субъекта необходимости.