Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 15:33, лекция
В конце 19 века начинается научный этап развития психологии. Э. Б. Титченер считал образы одним из основных элементов сознания наряду с ощущениями и эмоциональными состояниями. Образы представляют собой элементы идей и отражают переживания, которые не связаны с текущим моментом – например, происходящие в нашей памяти. Образы обладают четырьмя основными признаками: качеством, интенсивностью, длительностью, отчетливостью. Заслугой Титченера является то, что образы в рамках психологии впервые получают теоретическое осмысление и, косвенно, становятся объектом исследования.
Разработка понятия образ мира была продолжена С.Д. Смирновым. Образ мира понимался им как некоторая совокупность или упорядоченная система знаний человека о мире, о себе, о других людях, которая опосредует, преломляет через себя любое внешнее воздействие. Смирнов считал, что главный вклад в процесс построения образа предмета или ситуации вносят не отдельные чувственные впечатления, а образ мира в целом [51].
Актуальному чувственному переживанию образа предшествуют его предметное значение, и эмоционально-личностный смысл. Они заданы всем контекстом нашей деятельности, актуализированной частью образа мира. Образ мира не складывается из образов отдельных явлений и предметов, а с самого начала развивается и функционирует как некоторое целое. Это значит, что любой образ есть элемент образа мира. Сущность образа определяется той функцией, которую он выполняет в целостном отражении реальности.
Образ предмета
рассматривался многими
Таким образом,
в отечественной психологии
На основании изложенных концепций можно сделать вывод о том, что категория образа является ведущей категорией в психологии. Образ представляет собой отражение какого-либо объекта, предмета или события. Способность психики отражать реальную действительность охватывает все уровни психической организации: от сенсорно-перцептивного до интеллектуального. Каждому уровню отражения соответствует специфичный образ, выполняющий определенные функции в психической организации человека.
С понятием образ тесно связано понятие «отношение». Психология отношения человека в развитом виде выступает как целостная система индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности: с явлениями природы и миром вещей; с людьми и обществом, явлениями; личности с самой собой как субъектом деятельности. Образы представляют собой элементы идей и отражают переживания, которые не связаны с текущим моментом – например, происходящие в нашей памяти. Система отношений определяется всей историей развития человека, она выражает его личный опыт и внутренне определяет его действия и переживания. Отношение человека может, определяется рядом признаков: избирательностью, активностью, целостно-личностным характером, сознательностью. Образы обладают четырьмя основными признаками: качеством, интенсивностью, длительностью, отчетливостью. Понятие образ отличается от понятия отношение тем, что образ представляет собой отражение какого-либо объекта, предмета или события, а отношение – это связь личности с различными сторонами действительности.
Понятие представление так же очень тесно связано с понятием образ. Представление - это психический процесс отражения предметов или явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе нашего предыдущего опыта. В основе представления лежит восприятие объектов, имевшее место в прошлом. Представления неустойчивы и непостоянны. Так, любой вызванный образ, будь то какой-либо предмет или чей-нибудь образ, исчезнет из поля сознания, как бы ни старались его удержать [27]. И придется делать очередное усилие, чтобы вновь его вызвать. Кроме того, представления очень текучи и изменчивы. На передний план по очереди выступают то одни, то другие детали воспроизведенного образа. Таким образом, следует отметить, что представления - это не просто наглядные образы действительности, а всегда в известной мере обобщенные образы. В этом заключается близость этих понятий, так как образ является частью представления. Представления состоят из множества различных образов.
Таким образом,
можно сделать вывод о том,
что категорию образа учёные
начали изучать ещё с
Информация о работе Общенаучные подходы к изучению понятия «образ»