Общение ребенка со сверстниками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 20:42, реферат

Краткое описание

Специфика общения дошкольников со сверстниками во многом отличается от общения со взрослыми. Контакты со сверстниками более ярко эмоционально насыщены, сопровождаются резкими интонациями, криками, кривляньями, смехом. В контактах с другими детьми отсутствуют жесткие нормы и правила, которые следует соблюдать, общаясь со взрослыми.
В контактах с товарищами преобладают инициативные высказывания над ответами. Ребенку значительно важнее высказаться над ответами, чем выслушать другого. А в итоге беседа с ровесником часто не получается, так как каждый говорит о своем, не слушая и перебивая друг друга.

Вложенные файлы: 1 файл

Общение ребенка со сверстниками.docx

— 34.98 Кб (Скачать файл)

Вот здесь (показывает на фланелеграф) картинки, которые рассказывают о разных природных явлениях (солнечном дне, грозе и т. д.). Давайте нарисуем солнце. Какое? Вот какое: лучистое, веселое, золотистое.

Если ты (обращаясь  к каждому ребенку) подумаешь, то рассказ придумаешь…О чем? О солнце, о дожде, о том, почему появляются тучи, куда прячется солнце, как можно спастись от дождя… Послушайте стихи. Может быть, они подскажут начало рассказа.

Солнце светит спозаранку,

Всей земле привет несет.

Мы выходим на полянку,

Ручеек в лесу поет.

Теплый ветер гладит кожу,

Лес шумит густой листвой,

Дуб нам хочет поклониться,

Клен кивает головой.

Птицы весело щебечут,

Только их не разглядеть,

Рады птицы нашей встрече,

Рады вместе с нами петь.

***

Какое сегодня утро?

Сегодня хмурое утро,

Сегодня скучное утро

И, кажется, будет дождь.

Почему же плохое утро?

Сегодня доброе утро,

Сегодня веселое утро

И тучи уходят прочь.

Какие слова использует автор стихотворения для описания пасмурного утра?(хмурое, скучное утро.) Какими словами говорит о солнечном утре?(доброе, веселое утро.) А теперь послушаем ваши рассказы.

Дети по желанию  рассказывают свои истории о погодных явлениях. Все внимательно слушают  друг друга.

Воспитатель. Теперь мы попробуем составить схему: каждый – своего рассказа. На карточках изобразим основные события ваших рассказов(солнце обозначим кругом, тучу – овалом, дождь – капельками, бутоны – маленькими квадратами, цветы, которые распустились, - большими квадратами, детей – человечками) и составим из них цепочку, соблюдая последовательность событий. А теперь поменяйтесь местами с соседом и попробуйте составить рассказ по его схеме.

Сейчас мы сыграем в  «Живое домино». Каждый наденет на голову шапочку-маску. Под музыку вы начнете двигаться по залу, но не просто, а в образе: каждый пофантазирует и представит, как движется туча, дождь,… Когда я хлопну в ладоши, каждый из вас остановится, потом найдет свою пару: снежинка – снежинку, туча – тучу, солнце – солнце и т. д.

Когда дети встанут  парами, воспитатель включает аудиозапись  «Голоса природы». Дети под музыку показывают движением, позой, жестами, мимикой настроение, создаваемое  ею (солнышко -радостно улыбнуться, кружиться; мороз –съежиться от холода и т. д.)

Воспитатель. В нашем уголке природы есть календарь погоды. Что мы там отмечали? Правильно, состояние погоды в разные дни: дождь, солнце, ветер, снег, опавшие листья и т. д. Вспомните: какими словами можно рассказать о солнце ? (теплое, ласковое, лучистое,…) Можно ли эти слова употреблять по отношению к людям?(ответы) О каких людях так можно сказать? (ответы) О ком из своих родных и друзьях вы можете так сказать?(ответы)

Затем воспитатель предлагает детям послушать стихотворение  И. Пивоварова «Едет солнце»

Едет, едет солнце

В золотой карете.

Видит, видит солнце

Сверху все на свете:

И щенка, и петуха,

И козу с рогами,

И как Петя во дворе

Машет кулаками.

Как вы думаете, понравилось  ли солнышку, как Петя себя ведет?(ответы-предположения) А теперь разыграйте сценку, описанную в этом стихотворении.

После игры- драматизации воспитатель предлагает детям подбирать картинки к стихам о погоде, которые он будет читать. В конце занятия дети играют в игру «Азбука настроений»(слушают музыку, подбирают соответствующую картинку, ищут нужную пиктограмму, показывают ее, изображают различные настроения невербальными способами).

Воспитатель. Занятие закончится, и мы пойдем гулять. Как вы думаете, какое настроение будет у вас после прогулки? Давайте нарисуем его(дети рисуют под аудиозапись «Голоса леса».)

«Доброе слово и кошке приятно»

Цель. Учить способам общения между людьми на основе знания этикета, правилам ведения диалога(разные приемы, средства и методы вежливого общения). Развивать умение употреблять слова приветствия и благодарности, способность преодолевать застенчивость и скованность. Формировать выразительные средства общения(интонацию, мимику, пантомимику). Воспитывать потребность в доброжелательном общении друг другом.

Материал. Маски-шапочки разных животных. Игрушечные заяц, котенок. «Цветок добрых слов». Большой лист белой бумаги, на котором точками нарисован контур сердца.

Ход занятия.

Дети произвольно  сидят на ковре. Воспитатель организует игру «Пора вставать».

Мои детки, мои детки,

Мои детки крепко спят,

Мои детки, мои детки,

Потихонечку сопят.

Вот так!

Воспитатель и  дети, закрыв глаза, делают шумный вдох носом, выдох ртом «Хо- о- о!»(несколько раз). Затем воспитатель громко говорит: «Солнце встало! Пора вставать!» Дети «просыпаются» и, встав на носки и подняв руки вверх, делают вдох. Затем, быстро, делают выдох(несколько раз).

опустив руки вдоль  туловища и опустившись на всю  ступню Воспитатель. Проснулись, улыбнулись! Здравствуйте!

Дети отвечают словами приветствия, улыбками или  кивком головы и вместе с воспитателем говорят: «Солнце встало! Хватит спать! Пора вставать! Здравствуйте!»

Дети выстраиваются  в круг, берутся за руки, играют в  игру «Не сердись, улыбнись!» Каждый ребенок поворачивает голову к рядом  стоящему партнеру, смотрит ему прямо  в глаза и говорит, ласково, сердечно улыбаясь: «Не сердись, улыбнись». Игра заканчивается, когда все дети обратятся  друг к другу с этой просьбой.

Воспитатель. К нам в гости пришел зайчик. Он очень хочет поздороваться с каждым из вас. И вы тоже, наверное, хотите поздороваться с ним? Но учтите, каждый должен сделать это по-разному, по-своему.

Дети подходят и приветствуют зайчика, который по-своему: кланяются, жмут лапу, гладят по головке, улыбаются, произносят добрые слова.

Воспитатель. Что вы можете сказать о том, как чувствует себя зайчик?(ему хорошо, он радуется, улыбается, потому что он понял, что мы рады ему, любим его, он у нас не чужой.) Давайте и мы улыбнемся зайчику и друг другу еще раз.(дети улыбаются.) А что вы сейчас чувствуете? Почему? Верно, это оттого, что мы стали с вами добрыми волшебниками. А какие волшебные слова вы знаете?(Здравствуйте! Доброе утро! Мы тебе рады!)

Читает стихотворение  Н. Красильникова.

Придумано кем-то просто и мудро,

При встрече здороваться:

Доброе утро!

Доброе утро! –  солнцу и птицам,

Доброе утро! - улыбчивым  лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым…

Пусть доброе утро длится до вечера.

Далее дети разыгрывают  и обсуждают игровую ситуацию: «Сидит девочка. К ней подходит мальчик, говорит: «Здравствуй!» К другой девочке подходит другой мальчик. Он говорит: «Здравствуй, Таня!»

Воспитатель. Какое приветствие вам больше понравилось? Почему?(ответы) Да, оказывается, наши имена – тоже настоящие волшебники. Почему?(обращаются именно к тебе, тебя помнят.) Значит, при приветствии надо сказать не только «Здравствуй», но и назвать того, с кем здороваешься, по имени.

Проводится игра «Поприветствуем друг друга». Дети встают в круг. По очереди каждый выходит в центр, и дети обращаются именно к нему с приветствием типа: «Здравствуй ,Вова! Как красиво ты сегодня причесан!»(у каждого ребенка надо найти и отметить что-нибудь хорошее.)

Воспитатель. Здороваются друг с другом не только люди, но и животные и даже растения. Как же здороваются животные?

Воспитатель разбивает  детей на пары, дает маски-шапочки  животных. Дети показывают, как здороваются «их» животные, используя разную интонацию, мимику, жесты. Затем все играют в игры.

Игра  «Утка, утка, утка, гусь!» Дети становятся в круг. Водящий обходит их, приговаривая: «Утка, утка, утка, гусь!» Тот, на ком заканчивается считалка, берет водящего за руки, и они вместе приветливо, ласково говорят: «Доброе утро! Добрый день! Добрый вечер!» Затем бегут по кругу, но в разные стороны. Тот, кто не успеет занять свободное место в кругу, становится водящим.

Игра  «Пожалуйста». Дети и воспитатель встают в круг. Педагог показывает какое-нибудь движение, прикасается ладонью к рядом стоящему ребенку и говорит: «Пожалуйста!» Тот отвечает: «Спасибо!» - и показывает такое же движение. Все повторяют его несколько раз. Затем ребенок «передает» движение следующему, говоря: «Пожалуйста!» - и прикасаясь к нему ладонью. Игра продолжается до тех пор, пока все дети по очереди не «передадут» друг другу движение.

Воспитатель. Зайчонок очень доволен: вы умеете здороваться, умеете говорить «волшебные слова». А кто знает, как надо правильно предлагать что-то? Забыли? Сейчас вспомним. Зайчик к нам в гости пришел не один. Он привел с собой котенка. Вот он (показывает). Давайте рассмотрим его. Какой он?

Дети разглядывают котенка, трогают его, гладят. Подбирают для него слова: беленький, пушистый, мягкий, ласковый. Бережно, осторожно передают его друг другу, соблюдая правила вежливости: передавать его прямо в руки, глядя в глаза тому, кому передают, ласково называя его, например, «Танечка, возьми пожалуйста! Спасибо».

Воспитатель. Случается, вы обижаете друг друга, ссоритесь…

Давайте устроим  конкурс: кто придумает лучший способ примирения?(предложения детей.) А вот автор стихотворения «Поссорились»(А. Кузнецов) предлагает такой способ:

Дам ей Мишку, извинюсь,

Дам ей мячик, дам трамвай

И скажу: «Играть давай».

Так как нужно  поступить и что надо сказать, если случайно обидел товарища?(ответы.) А еще зайчик принес из леса цветок. Необыкновенный. .он называется «Цветок добрых слов». На каждом его лепестке живут добрые слова, с которыми обращаются к родным людям: маме, папе, бабушке, другу, а также к себе. Давайте произнесем эти слова.

Показывает лепестки – дети называют добрые слова для  мамы, для бабушки и т. д.

Воспитатель. Какими счастливыми стали люди, которые услышали эти слова! Как радостно забилось их сердце! Давайте преподнесем им еще один сюрприз. Соединим точки вот на этом листе, расколдуем рисунок.(дети соединяют точки и получают изображение сердца.) Это сердце очень счастливое, доброе, нежное: оно услышало много хороших слов. Покажите это!

Дети под музыку раскрашивают сердце. Выполнение коллективной работы еще больше сближает их.

 

Визуальное общение

 

Глаза – ключевой элемент  невербальной коммуникации.

Взгляд-это первый шаг  на пути к собеседнику. Взгляды могут  быть очень красноречивыми и выражать самые различные чувства и  состояния.

Когда мы смотрим на говорящего, это не только подчеркивает заинтересованность собеседником, но и помогает сосредоточиться и понять то, что нам говорят.

Зрительный контакт зависит  от дистанции между собеседниками. Мы больше смотрим на говорящего, когда он находится на некотором расстоянии, и избегаем зрительных контактов, когда он находится вблизи.

Взгляд в сторону или  искоса воспринимается как выражение  подозрения и сомнения.

Контакт глаз также является специфической формой человеческого  общения. Это визуальное общение. Доказано, что, как и все невербальные средства, контакт глаз имеет значение дополнения к вербальной коммуникации. Почему, когда нам стыдно, то трудно смотреть в глаза собеседнику, и , наоборот, если мы знаем, что правда на нашей стороне, мы пристально смотрим ему прямо в глаза. Такой взгляд часто воспринимается как признак агрессивности.

Как мы понимаем других людей.

Изучая социальную перцепцию, ученые выделили ряд универсальных  психологических механизмов, объясняющих, как происходит процесс оценки другого  человека на основе воспринятых внешних  особенностей. Эти механизмы можно  разделить на 3 группы:

  1. познания и понимания людьми других( идентификация, эмпатия, аттракция)
  2. познания самого себя (рефлексия)
  3. механизмы, обеспечивающие прогнозирование поведения партнера по общению( каузальная атрибуция)

Термин «идентификация»  означает уподобление себя другому. При идентификации мы пытаемся понять другого человека осознанное или  бессознательное уподобление его  характеристикам, ставя себя на место  партнера по общению. Поэтому, когда  мы считаем что окружающие нас  неправильно понимают, мы говорим  им: «Побывали бы вы на моем месте!»Тем самым мы как бы приглашаем их «включить» психологические механизмы идентификации. Подобные выражения есть у разных народов. Например, индейцы выражают эту же мысль следующими словами: «Чтобы понять человека, нужно 7 лун проходить в его мокасинах».

Идентификация связана с  другим явлением – эмпатией. Ее можно назвать особым способом понимания другого человека, но здесь речь идет об эмоциональном сочувствии или сопереживании его проблем. Переживание человека не остается незамеченным другими людьми. Внутренний эмоциональный отклик позволяет нам понять состояние другого.

Информация о работе Общение ребенка со сверстниками