Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2014 в 06:15, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение общения в психо-логическом развитии человека.
Объектом исследования является изучения общения как социальное явление.
Предметом исследования являются изучения понятия общения и виды общения.
Введение 4
1Теоритические основы общения человека и изучения процесса общения 5
1.1 Сущность и определение общения 5
1.2 Виды общения 10
1.3 Роль общения в психологическом развитии человека 14
2 Эмпирическое исследование 17
2.1 Методика «Ведущая репрезентативная система» 17
2.2 Тест «Уровень коммуникативного контроля в общении» 18
2.3 Тест «Общительность» коммуникативная компетенция» 18
2.4 Методика Опросник для диагностики способности к эмпатии А.Мехрабиен, Н. Энштейн 19
Заключение 21
Библиографический список
Влияние невозможности общения с другими на состояние и самочувствие человека демонстрируют примеры многих исследователей. Специальные исследования П.Е. Ермакова, В.А. Лабунской по изучения влияния индиви-дуальной изоляции на человека показывают, что длительное пребывание в термокамере ведет к целому ряду нарушений в области восприятия, мышления, памяти, эмоциональных процессов и так далее.
Ученные отмечают, что серьезные нарушения психической деятельности и поведения человека наблюдается в условиях изоляции только при отсутствии целенаправленной деятельности при значительной гиподинамии.
Основная причина нарушения психической деятельности и поведения людей, находящихся в условиях изоляции, заключается в том, что у них нет возможности для удовлетворения потребности в общении. Поэтому человек компенсирует отсутствие реального межличностного общения представ-ляемым и воображаемым.
Общение – это одна из основных сфер человеческой жизни. Виды и формы общения очень многообразны.
Общение может быть вербальным и невербальным, непосредственным и опосредованным. При непосредственном общении люди находятся в прямых контактах друг с другом, знают и видят друг друга, прямо обмениваются информацией, не пользуясь никакими вспомогательными средствами. При опосредствованном общении прямых контактов между людьми нет. Они осуществляют обмен информацией через других людей, или через средства записи и воспроизведения информации (книги, газеты, телефон, телефакс, телевидение, радио, Интернет и тому подобное) [13, с. 518].
По содержанию может быть представлено как материальное (обмен предметами и продуктами деятельности), когнитивная (обмен знаниями), кондиционная (обмен психическими и физиологическими состояниями), мотивационные (обмен побуждениями, целями, интересами, потребностями), деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями, навыками). При материальном общении субъекты, будучи занятыми индивидуальной Дея-тельностью, обмениваются её продуктами, которые служат средством удов-летворения их актуальных потребностей. При кондиционном общении люди оказывают влияние друг на друга, рассчитанное на то, что бы привести друг друга в определенное физическое или психическое состояние [13, с. 519].
Мотивационное общение имеет в своем содержании передачу друг другу определенных побуждений, установок или готовности к действиям в определенном направлении. Иллюстрацией когнитивного и деятельностного общения может служить общение, связанное с различными видами опозна-вательной или учебной деятельности.
По целям общение делится на биологическое и социальное. Био-логическое – это общение, необходимое для поддержания, сохранения и развития организма. Оно связанно с удовлетворением основных органических потребностей. Социальное общение преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установление и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида. [19, с. 304].
Существует столько частных видов общения, сколько можно выделить подвидов биологических и социальных потребностей. Назовем основные из них.
Прямое общение предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения, например, телесные контакты, беседы людей друг с другом, их общение в тех случаях, когда они видят и непосредственно реагируют на действия друг друга.
Косвенное общение осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди (скажем, переговоры между конфликтующими сторонами на межгосударственном, межнациональном, групповом, семейном уровнях).
Человек отличается от животных наличием у него особой, жизненно важной потребности в общении, а также тем, что большую часть своего времени он проводит в общении с другими людьми [13, с. 515].
Среди видов общения можно выделить также деловое и личностное, инструментальное и целевое. Деловое общение обычно включено как частный момент в какую-либо совместную продуктивную деятельность людей и служит средством повышения качества этой деятельности. Его содержанием является то, чем заняты люди, а не те проблемы, которые затрагивают их внутренний мир. В отличие от делового личностное общение, напротив, сосредоточено в основном вокруг психологических проблем внутреннего характера, тех интересов и потребностей, которые глубоко и интимно затрагивают личность человека: поиск смысла жизни, определение своего отношения к значимому человеку, к тому, что происходит вокруг, разрешение какого-либо внутреннего конфликта и т.п.
Инструментальным можно назвать общение, которое не является самоцелью, не стимулируется самостоятельной потребностью, но преследует какую-то иную цель, кроме получения удовлетворения от самого акта общения. Целевое — это общение, которое само по себе служит средством удовле-творения специфической потребности, в данном случае потребности в общении.
В жизни человека общение не существует как обособленный процесс или самостоятельная форма активности. Оно включено в индивидуальную или групповую практическую деятельность, которая не может ни возникнуть, ни осуществиться без интенсивного и разностороннего общения [13, с. 516].
Различают межличностное и массовое общение. Межличностное обще-ние связанно с непосредственными контактами людей в группах или парах, постоянных по составу участников. Массовое общение – это множество непосредственных контактов незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная различными видами средств массовой информации [15, с. 104].
Выделяют также межперсональное и ролевое общение. В первом случае участниками общения являются конкретные личности, обладающие специи-фическими индивидуальными качествами, которые раскрываются по ходу общения и организации совместных действий. В случае ролевой коммуникации ее участники выступают как носители ролей определенных (покупатель – продавец, учитель – ученик, начальник – подчиненный ) [15, с. 105].
Императивное общение – авторитарное, директивное взаимодействие с партнером по общению с целью достижения контроля над его поведением, установками и мыслями, принуждения его к определенным действиям или решениям. В этом случае партнер по общению рассматривается как объект воздействия, он выступает пассивной, “страдательной” стороной. Конечная цель такого общения – принуждение партнера – не завуалирована. В качестве средств оказания влияния используются приказы, предписания и требования. Можно указать ряд сфер деятельности, где использование императивного общения является достаточно эффективным. К таким сферам относятся: отношения субординации и подчинения в условиях воинской деятельности, отношения “начальник - подчиненный” в экстремальных условиях, при чрезвычайных обстоятельствах и т.п. Но можно выделить и те сферы межличностных отношений, где применение императива неуместно. Это интимно-личностные и супружеские отношения, детско-родительские контакты, а также вся система педагогических отношений [13, с. 215].
Манипулятивное общение – тип межличностного общения, при котором воздействие на партнера по общению с целью достижения своих намерений осуществляется скрытно. Как и императив, манипуляция предполагает объективное восприятие партнера по общению, стремление добиться контроля над поведением и мыслями другого человека.
Следует отметить, что использование средств манипулятивного воздейс-твия на других людей в деловой сфере, как правило, заканчивается для человека переносом таких навыков и в остальные сферы взаимоотношений. Сильнее всего разрушаются от манипуляции отношения, построенные на любви, дружбе и взаимной привязанности. При манипулятивном общении партнер воспринимается не как целостная уникальная личность, а как носитель определенных, “нужных” манипулятору свойств и качеств[13, с. 221].
Диалогическое общение – равноправное субъект – субъектное взаимо- действие, имеющее целью взаимное познание, самопознание партнеров по общению. Такое общение возможно лишь в случае соблюдения ряда правил взаимоотношений [2, с. 71].
«Контакт масок» - формальное общении, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника. Используется привы-чные маски (вежливости, строгости, безразличия, скромности, участливости и тому подобное) – набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, поз-воляющих скрыть истинные эмоции, отношения к собеседнику. В городе контакт масок даже необходим в некоторых ситуациях, чтобы люди «не задевали» друг друга без надобности, чтобы «отгородится от собеседника» [10, с. 120].
Примитивное общение, когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект: если нужен – то активно вступают в контакт, если мешает – оттолкнут или последуют агрессивные грубые реплики. Если полу-чили от собеседника желаемое, то теряют интерес к нему и не скрывают этого.
Светское общение. Суть светского общения в его беспредметности, то есть люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникаций [3, с. 50].
Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение с психологически развитыми людьми, благодаря широким возможностям к научению, человек приобретает все свои высшие познавательные способности и качества. Через активное общение с развитыми личностями он сам превращается в личность.
Если бы с рождения человек был лишен возможности общаться с людьми, он никогда не стал бы цивилизованным, культурно и нравственно развитым гражданином, был бы до конца жизни обречен оставаться полу-животным, лишь внешне, ана-томо-физиологически напоминающим человека. Об этом свидетельствуют многочисленные факты, описанные в литературе и показывающие, что, будучи лишенным общения с себе подобными, челове-ческий индивид, даже если он, как организм, вполне сохранен, тем не менее остается биологическим существом в своем психическом развитии. В качестве примера можно привести состояния людей, которых время от времени находят среди зверей и которые длительный период, особенно в детстве, жили в изоляции от цивилизованных людей или, уже будучи взрослыми, в результате несчастного случая оказались в одиночестве, надолго изолированными от себе подобных (например, после корабле-крушения) [13, с. 520].
Особенно большое значение для психического развития ребенка имеет его общение со взрослыми на ранних этапах онтогенеза. В это время все свои человеческие, психические и поведенческие качества он приобретает почти исключительно через общение, так как вплоть до начала обучения в школе, а еще более определенно — до наступления подросткового возраста, он лишен способности к самообразованию и самовоспитанию.
Психическое развитие ребенка начинается с общения. Это первый вид социальной активности, который возникает в онтогенезе и благодаря которому младенец получает необходимую для его индивидуального развития информацию. Что же касается предметной деятельности, которая также выступает как условие и средство психического развития, то она появляется гораздо позже — на втором, третьем году жизни.
По мере становления личности растет целостность, интегративность ее психологической организации, усиливается взаимосвязь различных свойств и характеристик, накапливаются новые потенции развития. Происходит расширение и углубление связей личности с окружающим миром, обществом и другими людьми. Особую роль играют те стороны психики, которые обеспечивают внутреннюю активность личности, проявляющуюся в ее интересах, эмоциональном, осознанном отношении к окружающему и к собственной деятельности.
В ряде исследований установлено большое сходство особенностей развития личности в детстве, юности, раннем, среднем и позднем возрасте, что позволяет говорить о существовании различных индивидуальных стилей развития [13, с. 520].
Оптимальные межличностные отношения являются залогом пол-ноценного формирования у человека психических процессов, психических свойств и функций, а также развития личности в целом.
Межличностные отношения развиваются на протяжении всего периода детства; на каждом этапе развития они обладают рядом характерных свойств, присущих определенному возрасту. Особенно интенсивное развитие общение получает в подростковом возрасте.
Таким образом, в едином процессе общение можно условно выделить три стороны: коммуникативную (передача информации), интерактивную (взаимодействие) и, наконец, перцептивную (взаимовосприятие).
Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, и ее развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение с психологически развитыми людьми, благодаря широким возмо-жностям к научению, человек приобретает все свои высшие познавательные способности и качества. Через активное общение с развитыми личностями он сам превращается в личность.
Информация о работе Общения в психологическом развитии человека