Общения в психологическом развитии человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2014 в 06:15, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является рассмотрение общения в психо-логическом развитии человека.
Объектом исследования является изучения общения как социальное явление.
Предметом исследования являются изучения понятия общения и виды общения.

Содержание

Введение 4
1Теоритические основы общения человека и изучения процесса общения 5
1.1 Сущность и определение общения 5
1.2 Виды общения 10
1.3 Роль общения в психологическом развитии человека 14
2 Эмпирическое исследование 17
2.1 Методика «Ведущая репрезентативная система» 17
2.2 Тест «Уровень коммуникативного контроля в общении» 18
2.3 Тест «Общительность» коммуникативная компетенция» 18
2.4 Методика Опросник для диагностики способности к эмпатии А.Мехрабиен, Н. Энштейн 19
Заключение 21
Библиографический список

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.doc

— 221.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

2 ЭМПЕРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

 

2.1 Методика «Ведущая репрезентативная система»

Репрезентативная система – предпочитаемый способ обработки инфо-рмации. дает ответ на вопрос, как вы думаете. В данном тесте рассматриваются четыре варианта подобных систем: визуальная система – «вижу», аудиальная система – «слышу», кинестетическая система – «чувствую» и система, которая в данном тесте условно называется «думающий тип».

Инструкция: «Для каждого из утверждений поставьте определенный ранг значимости для вас этого утверждения. На первое место ставите то, которое является наиболее справедливым для вас, соответственно, на последнем месте окажется утверждение, подходящее для вас наименьшим образом». Текст опросника представлен в приложении А.

В данном исследовании принимали участия группа из 10 человек, в возрасте от 21до 32 лет.

Результаты исследования представлены в таблице 1.                    

Таблица 1 - Результаты выполнения теста «Ведущая репрезентативная система»

Респонденты

аудиальная система

визуальная система

кинестетическая система

«думающий тип»

Алена. П.

5

1

1

3

Александра В.

6

2

1

1

Вероника К.

1

3

2

2

Виктория М.

2

3

2

3

Виктор П.

2

1

3

4

Ирина К.

3

1

5

1

Наталья Н.

2

2

1

5

Нина А.

2

1

1

6

Оля В.

2

3

3

4

Павел К.

3

2

4

3


По результатам данной методики можно выявить какая ведущая репре-зентативная система в большей степени соответствует респонденту.

    1. Тест «Уровень коммуникативного контроля в общении»

Данный тест разработан американским психологом М. Снайдером. Тест на определения  оценки самоконтроля в общении.

Инструкция: «Внимательно прочтите 10 предложений описывающих реакции на некоторые ситуации. Каждое из них вы должны оценить как верное или неверное применительно к себе. Если предложение кажется вам верным, поставьте рядом с порядковым номером букву «В», если неверным или преимущественно неверным – «Н». Текст опросника представлен в приложении Б.

Возможная максимальное значение от 7 до  10 баллов, минимальное значение от  0 до 3 баллов в соответствии с таблицей 2.

Таблица 2 – Оценка коммуникативного контроля

0 – 3 балла

низкий коммуникативный контроль

4 – 6 балла

средний коммуникативный контроль

7 – 10 балла

высокий коммуникативный контроль


 

В данном исследовании принимали участия группа из 10 человек, в возрасте от 21 до 32 лет.

Из данного исследования можно выявить что из 10 респондентов у 5 человек – высокий коммуникативный контроль, у 3 - средний коммуника-тивный контроль, а у 2 человек – низкий коммуникативный контроль.

2.3 Тест «Общительность» коммуникативная компетентность»

Тест Оценка уровня общительности В.Ф. Ряховского, дает возможность определить уровень коммуникабельности человека.

Инструкция: « Вам предлагается 16 вопросов отвечать следует, используя три варианта ответов – «да»,  «нет», «иногда»». Текст опросника представлен в приложении В.

Результаты характеристик  испытуемых представлена в таблице 3.

 

Таблица 3 - Характеристика испытуемых

Респонденты

Характеристики

Алена. П.

Весьма общительная порою сверх меры, любопытна, разговорчива, любит бывать в центре внимания, не достает терпения при столкновении с проблемой.  

Александра В.

Нормальная коммуникабельность, любознательная, охотно слушает, не любит шумных компании, экстравагантные выходки и многословные высказывания вызывают раздражение.

Вероника К.

Рубаха парень, общительность бьет ключом , в курсе всех дел, беретесь за любое дело не доводя его до конца, принимаете участия в любых дискуссиях, всюду чувствуете себя в своей тарелке.

Виктория М.

Достаточно общительная, новые проблемы вас не пугают, в высказы-ваниях иногда много сарказма без видимой причины.

Виктор П.

Рубаха парень, общительность бьет ключом , в курсе всех дел, беретесь за любое дело не доводя его до конца, принимаете участия в любых дискуссиях, всюду чувствуете себя в своей тарелке.

Ирина К.

Нормальная коммуникабельность, любознательная, охотно слушает, не любит шумных компании, экстравагантные выходки и многословные высказывания вызывают раздражение.

Наталья Н.

Достаточно общительная, новые проблемы вас не пугают, в высказы-ваниях иногда много сарказма без видимой причины.

Нина А.

Нормальная коммуникабельность, любознательная, охотно слушает, не любит шумных компании, экстравагантные выходки и многословные высказывания вызывают раздражение.

Оля В.

Рубаха парень, общительность бьет ключом , в курсе всех дел, беретесь за любое дело не доводя его до конца, принимаете участия в любых дискуссиях, всюду чувствуете себя в своей тарелке.

Павел К.

Нормальная коммуникабельность, любознательная, охотно слушает, не любит шумных компании, экстравагантные выходки и многословные высказывания вызывают раздражение.


 

Благодаря полученным данным можем выявить уровень общительности человека.

2.4 Методика Опросник для диагностики способности к эмпатии      А. Мехрабиена, Н. Эпштейн

Данная  методика  позволяет оценить способность к сопереживанию – эмпатии.

Инструкция: « Вам предложено 33 утверждения. Прочитайте их и, ориентируясь на то, как вы ведете себя в подобных ситуациях, выразите свое согласие "+" или несогласие " - " с каждым из них». Текст опросника представлен в приложении Г.

В данном исследовании принимали участия группа из 10 человек, в возрасте от 21 до 32 лет.

Уровень эмпатических тенденции представлен в таблице 4.

Таблица 4 - Уровни эмпатических тенденций

Пол

Уровень эмпатических тенденций

высокий

средний

низкий

очень низкий

Юноши

33 - 36

25 - 17

16 - 8

7 - 0

Девушки

33 - 30

29 - 23

22 - 17

16 - 0


 

При подсчете данной методики выяснилось что у 6 респондентов -  девушек  средний уровень. У остальных 4 респондентов – юношей низкий уровень эмпатических тенденций.

Обратите внимание на то, что уровень эмпатических тенденций в среднем выше у представительниц женского пола. Вероятно, это связано с влиянием культурных особенностей, ожиданий и стереотипов, проявляющихся в поощ-рении большей чуткости и отзывчивости у женщин и большей сдержанности и невозмутимости у мужчин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В рамках настоящей курсовой работы была рассмотрена проблема общения в социальной психологии. Было установлено, что общение является сложным необходимым процессом в жизни индивида. Общение это много-плановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потреб-ностями совместной деятельности.

Общение включает в себя обмен информацией между ее участниками, который может быть охарактеризован в качестве коммуникативной стороны общения. Вторая сторона общения взаимодействие общающихся – обмен в процессе речи не только словами, но и действиями, поступками. И, наконец, третья сторона общения предполагает восприятие общающимися друг друга.

Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общения  с психологически развитыми людьми, благодаря широким возможно-стям к научению, человек приобретает свои высшие познавательные способ-ности и качества. Через активное общение с развитыми личностями он сам превращается в личность.

Благодаря полученным данным исследования, можно говорить о том, что у всех респондентов уровень коммуникативного контроля, коммуникативной компетенции, эмпатии средний это свидетельствует тому, что у испытуемых не возникает проблем или трудностей  в процессе общения.

 

 

 

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

1 Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды / Б.Г. Ананьев. – М. : Академия, 2005. – 632 с.

2 Андреева, Г.М. Зарубежная социальная психология 20 столетия : учеб. Пособие / Г.М. Андреева, Н.Н. Богомолов, Л.А. Петровская. – М. : Аспект Пресс, 2007 – 228 с.

3 Андриенко, Е.В. Социальная психология : учеб. пособие / Е.В. Андриенко, В.А. Сластенин. – М. : Академия, 2007. – 264 с.

4 Бодалев, А.А. Личность и общение : избранные труды . – М . : Педагогика, 2003. 493 с.

5 Божович, Л. И. избранные психологические труды. Проблемы фо-рмирования личности / Л.И. Божович. – М. :  2005. – 485 с.

6 Брушлинский, А.В. Мышление и общение / А.В. Брушлинский, А. Поликарпов.- Минск : Изд-во «Университетское», 2003. – 328 с.

7 Бурлачук, Л.Ф. Словарь – справочник по психодиагностике / Л.Ф.Бурлачук, С.М. Морозов, - СПб. : Питер Ком, 2000. – 528 с.

8 Карелин, А.А. Большая энциклопедия психологических тестов / А.А. Карелин. – М. : Эксмо, 2007. – 416 с.

9 Куницин, В.Н. Межличностное общение : учеб. / В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова, В.М. Погальша. – СПб. : Питер, 2004 – 544 с.

10  Леви- стросс, К. Путь масок / К. Леви –стросс. - М. : Академия, 2001. – 229 с.

11  Леонтьев, А.А. Общение как объект психологического исследования / А.А. Леонтьев, Е.В. Шорохов. – М. : Академия, 2005. – 295 с.

12 Маклаков, А.Г. Общая  психология : психология в структуре современных наук, психические познавательные процессы, психические состояния и их регуляция, психология личности : учеб. пособие / А. Г. Маклаков. – СПб. : Питер, 2008 – 528 с.

 

13  Немов, Р.С. Психология : учеб. : в 2 кн. / Р.С. Немов. – М. :  2007. – Кн. 1. - 688с.

14   Общая психология : курс  лекций /ред. Е.И. Рогов. – М. :  2005.-  567 с.

15  Проблемы общения в психологии : сб. статей / Б.Ф. Ломов. – М. : Инфра-М, 2002. – 351 с.

16  Психологический атлас человека / ред. А.А. Реана. - СПб. : ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2006. – 651 с.

17  Психологический словарь / ред. А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. – М. : Инфро-М, 2006. – 689 с.  

18 Психология личности  / ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырей, В.В. Архангельская. – М. : АСТ, 2009. – 624 с.

19  Психология личности : учеб. пособие / ред. П.Е. Ермаков, В.А. Лабунская. – М. : Эмско, 2007. – 653 с.

20 Резников, Е.Н. Межличностные отношения : справ. руководство / Е.Н. Резников, В.Н. Дружинина. – М. : Инфра-М, 2009. – 374 с.

21 Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии : учеб. / С.Л. Руби-нштейн. – СПб. : Питер Ком, 2006. – 527 с.

22  Шапарь, В.Б. Рабочая книга практического психолога / В.Б. Шапарь, А.В. Тимченко, В.Н. Швыдченко. – М. : АСТ, 2005. – 672 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

 

 Методика  «Ведущая репрезентативная система»

 

Репрезентативная система – предпочитаемый способ обработки информации. Репрезентативная система дает ответ на вопрос, как вы думаете. В данном тесте рассматриваются четыре варианта подобных систем: визуальная система – «вижу», аудиальная система – «слышу», кинестетическая система – «чувствую» и система, которая в данном тесте условно называется «думающий тип».

Инструкция : Для каждого из утверждений поставьте определенный ранг значимости для вас этого утверждения. На первое место ставите то, которое является наиболее справедливым для вас, соответственно, на последнем месте окажется утверждение, подходящее для вас наименьшим образом.

  1. Я скорее всего скажу:
    1. важные решения – это дело чувств;
    2. важные решения зависят от моего настроения;
    3. важные решения зависят от моей точки зрения;
    4. важные решения – это дело логики и ума.
  2. Тот скорее окажет влияние на меня,
    1. у кого приятный голос;
    2. кто хорошо выглядит;
    3. кто говорит разумные вещи;
    4. кто оставляет у меня хорошие чувства.
  3. Если я хочу узнать, как вы поживаете,
    1. я посмотрю, как вы выглядите;
    2. я проверю, что вы чувствуете;
    3. я прислушаюсь к звукам вашего голоса;
    4. я обращу внимание на то, что вы говорите.

 

 

Продолжение ПРИЛОЖЕНИЯ А

  1. Для меня легко
    1. модулировать полноту звуков в стереосистеме;
    2. сделать выводы по поводу значимых проблем в интересующем меня вопросе;
    3. выбирать суперкомфортабельную мебель;
    4. найти богатые комбинации красок.
  2. Смогу сказать о себе:
    1. мне очень легко понять смысл новых фактов и данных;
    2. мои уши всегда настроены на звуки окружающей действительности;
    3. я хорошо чувствую одежду, облегающую мое тело;
    4. я легко замечаю все краски мира.
  3. Если люди захотят узнать, как я поживаю,
    1. им следует узнать о моих чувствах;
    2. им следует посмотреть, как я выгляжу;
    3. им следует послушать, как я говорю;
    4. им следует прислушаться к интонациям моего голоса.
  4. Я предпочитаю
    1. услышать факты, о которых вы знаете;
    2. увидеть картины, которые вы нарисовали;
    3. узнать о ваших чувствах;
    4. послушать звучание вашего голоса, звуки происходящих событий.
  5. Интересно, что,
    1. когда я вижу что-то, я верю этому;
    2. когда я слышу факты, я верю им;
    3. я верю, когда чувствую что-то;
    4. я верю только тому, в чем есть для меня смысл.
  6. Про себя я могу сказать следующее:
    1. обычно я хорошо чувствую настроения людей;

Информация о работе Общения в психологическом развитии человека