Общие и специальные способности человека, их измерение и развитие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2014 в 19:36, контрольная работа

Краткое описание

Очень часто, когда мы пытаемся объяснить, почему люди, оказавшиеся в одинаковых или почти одинаковых условиях, достигают разных успехов, мы обращаемся к понятию способности, полагая, что разницу в успехах людей можно объяснить именно этим. Это же понятие используется и тогда, когда исследуются причины быстрого усвоения знаний или приобретения умений и навыков одними людьми и долгого, даже мучительного обучения других. Что же такое способности? Следует отметить, что слово «способность» имеет очень широкое применение в самых различных областях практики.

Содержание

Понятие общих и специальных способностей человека 3
Измерение общих и специальных способностей человека 13
Развитие общих и специальных способностей человека 16
Список литературы 21

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная.docx

— 42.47 Кб (Скачать файл)

ФГБОУ ВПО «РОССИЙСКАЯ  АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И  ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

НИЖНЕТАГИЛЬСКИЙ ФИЛИАЛ

 

 

 

Оценка________________

Подпись

преподавателя__________

«____»__________2013г.

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПСИХОЛОГИИ

«Общие и специальные  способности человека, их измерение  и развитие»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Студентка гр. ГМУ – 051

Сорокина Ольга Захитовна

Направление:

081100.62 «Государственное и  муниципальное управление»

Руководитель: Степанова  Е.В., кандидат психологических наук

 

 

 

 

 

 

 

Нижний Тагил

2013

План.

  1. Понятие общих и специальных способностей человека                3
  2. Измерение общих и специальных способностей человека           13
  3. Развитие общих и специальных способностей человека              16

Список литературы                                                                       21               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие общих  и специальных способностей человека.

Очень часто, когда  мы пытаемся объяснить, почему люди, оказавшиеся  в одинаковых или почти одинаковых условиях, достигают разных успехов, мы обращаемся к понятию способности, полагая, что разницу в успехах  людей можно объяснить именно этим. Это же понятие используется и тогда, когда исследуются причины  быстрого усвоения знаний или приобретения умений и навыков одними людьми и  долгого, даже мучительного обучения других. Что же такое способности?

Следует отметить, что слово «способность» имеет  очень широкое применение в самых  различных областях практики. Обычно под способностями понимают такие  индивидуальные особенности, которые  являются условиями успешного выполнения какой-либо одной или нескольких деятельностей. Однако термин «способности», несмотря на его давнее и широкое  применение в психологии, многими  авторами трактуется неоднозначно. Если суммировать всевозможные варианты существующих в настоящее время  подходов к исследованию способностей, то их можно свести к трем основным типам. В первом случае под способностями  понимают совокупность всевозможных психических  процессов и состояний. Это наиболее широкое и самое старое толкование термина «способности». С точки  зрения второго подхода под способностями  понимают высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных  видов деятельности. Данное определение  появилось и было принято в психологии 18-19 вв. и достаточно часто встречается в настоящее время. Третий подход основан на утверждении о том, что способности — это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике.

В отечественной  психологии экспериментальные исследования способностей чаще всего строятся на основе последнего подхода. Наибольший вклад в его развитие внес известный  отечественный ученый Б. М. Теплов. Он выделил следующие три основных признака понятия «способность».

Во-первых, под способностями  понимаются индивидуально-психологические  особенности, отличающие одного человека от другого; никто не станет говорить о способностях там, где речь идет о свойствах, в отношении которых  все люди равны.

Во-вторых, способностями  называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые  имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или  многих деятельностей.

В-третьих, понятие  «способность» не сводится к тем  знаниям, навыкам или умениям, которые  уже выработаны у данного человека.

Способности по Теплову: не тождественны знаниям, умениям, навыкам (это навыки, знания и т.п.– есть результаты развития способностей). Способность – не результат, а процесс его достижения, его нельзя зафиксировать! Способность – это готовность к овладению знаниями и умениями, овладению навыками. Это процесс перехода от задатков к результатам, развитие задатков (нелинейное – при высоких задатках могут быть низкие способности). Способности формируются в деятельности, и в деятельности впервые создаются. Могут быть  общие (интеллект, креативность) и специальные способности  (для конкретной деятельности – чувствительность руки, художественная одаренность). Таким образом способность  - проявление и развитие задатков.

Задатки – это анатомо-физиологические особенности, которые определяют развитие того или иного органа при оптимальных условиях. Задатки врождены. Это внутреннее условие, возможность!

Способности, считал Б. М. Теплов, не могут существовать иначе как в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается, которой на практике человек перестает  пользоваться, со временем утрачивается. Только благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями такими сложными видами человеческой деятельности, как музыка, техническое и художественное творчество, математика, спорт и т. п., мы поддерживаем и развиваем у себя соответствующие способности.

Следует отметить, что успешность выполнения любой  деятельности зависит не от какой-либо одной, а от сочетания различных  способностей, причем это сочетание, дающее один и тот же результат, может  быть обеспечено различными способами. При отсутствии необходимых задатков к развитию одних способностей их дефицит может быть восполнен  за счет более высокого развития других. «Одной из важнейших особенностей психики  человека, — писал Б. М. Теплов, —  является возможность чрезвычайно  широкой компенсации одних свойств другими, вследствие чего относительная слабость какой-нибудь одной способности вовсе не исключает возможности успешного выполнения даже такой деятельности, которая наиболее тесно связана с этой способностью. Недостающая способность может быть в очень широких пределах компенсирована другими, высокоразвитыми у данного человека».

Существует очень  много способностей. В науке известны попытки их классификации. В большинстве этих классификаций различают в первую очередь природные, или естественные, способности (в основе своей биологически обусловленные) и специфически человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение.

Под природными способностями  понимают те, которые являются общими для человека и животных, особенно высших. Например, такими элементарными  способностями являются восприятие, память, способность к элементарной коммуникации. Мышление с определенной точки зрения также можно рассматривать  как способность, которая характерна не только для человека, но и для  высших животных. Данные способности  непосредственно связаны с врожденными  задатками. Однако задатки человека и задатки животного — это  не одно и то же. У человека на базе этих задатков формируются способности. Это происходит при наличии элементарного жизненного опыта, через механизмы научения и т. и. В процессе развития человека данные биологические способности способствуют формированию целого ряда других, специфически человеческих способностей.

Эти специфически человеческие способности принято разделять  на общие и специальные высшие интеллектуальные способности. В свою очередь, они могут подразделяться на теоретические и практические, учебные и творческие, предметные и межличностные и др.

К общим способностям принято относить те, которые определяют успехи человека в самых различных  видах деятельности. Например, в  данную категорию входят мыслительные способности, тонкость и точность ручных движений, память, речь и ряд других. Таким образом, под общими способностями  понимают способности, свойственные большенству людей. Под специальными способностями подразумеваются те, которые определяют успехи человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие. К таким способностям можно отнести музыкальные, математические, лингвистические, технические, литературные, художественно-творческие, спортивные и др. Следует отметить, что наличие у человека общих способностей не исключает развития специальных способностей, и наоборот.

Большинство исследователей проблемы способностей сходятся на том, что общие и специальные способности  не конфликтуют, а сосуществуют, взаимно  дополняя и обогащая друг друга. Более того, в отдельных случаях высокий уровень развития общих способностей может выступать в качестве специальных способностей по отношению к определенным видам деятельности. Подобное взаимодействие некоторыми авторами объясняется тем, что общие способности, по их мнению, являются базой для развития специальных. Другие исследователи, объясняя взаимосвязь общих и специальных способностей, подчеркивают, что деление способностей на общие и специальные весьма условно. Например, практически каждый человек после курса обучения умеет складывать, умножать, делить и т. д., поэтому математические способности могут рассматриваться как общие. Однако существуют люди, у которых эти способности развиты настолько высоко, что мы начинаем говорить о наличии у них математического таланта, который может выражаться в скорости усвоения математических понятий и операций, способности решать чрезвычайно сложные задачи и др.

К числу общих  способностей человека мы с полным основанием должны отнести способности, проявляющиеся в общении, взаимодействии с людьми. Эти способности являются социально обусловленными. Они формируются  у человека в процессе его жизни  в обществе. Без данной группы способностей человеку очень трудно жить среди себе подобных. Так, без владения речью как средством общения, без умения адаптироваться в обществе людей, т. е. правильно воспринимать и оценивать поступки людей, взаимодействовать с ними и налаживать хорошие взаимоотношения в различных социальных ситуациях, нормальная жизнь и психическое развитие человека были бы просто невозможными. Отсутствие у человека такого рода способностей явилось бы непреодолимой преградой на пути превращения его из биологического существа в социальное.

Существует также  деление на учебные и творческие способности. Они отличаются друг от друга тем, что первые определяют успешность обучения, усвоения человеком знаний, умений и навыков, в то время как вторые определяют возможность открытий и изобретений, создания новых предметов материальной и духовной культуры и др. Если мы попытаемся определить, какие способности из данной группы имеют большее значение для человечества, то в случае признания приоритета одних над другими мы, вероятнее всего, совершим ошибку. Конечно, если бы человечество было лишено возможности творить, то вряд ли оно было бы в состоянии развиваться. Но если бы люди не обладали учебными способностями, то развитие человечества также было бы невозможным. Развитие возможно лишь тогда, когда люди в состоянии усвоить всю сумму знаний, накопленных предшествующими поколениями. Поэтому некоторые авторы считают, что учебные способности — это, прежде всего, общие способности, а творческие — специальные, определяющие успех творчества.

Следует отметить, что способности не только совместно  определяют успешность деятельности, но и взаимодействуют, оказывая влияние друг на друга. В зависимости от наличия и степени развития способностей, входящих в комплекс способностей конкретного человека, каждая из них приобретает иной характер. Такое взаимное влияние оказывается особенно сильным, когда речь идет о взаимозависимых способностях, совместно определяющих успешность деятельности. Поэтому определенное сочетание различных высокоразвитых способностей определяет уровень развития способностей у конкретного человека.

В психологии чаще всего встречается следующая  классификация уровней развития способностей: способность, одаренность, талант, гениальность.

Всякие способности  в процессе своего развития проходят ряд этапов, и для того, чтобы некоторая способность поднялась в своем развитии на более высокий уровень, необходимо, чтобы она была уже достаточно оформлена на предыдущем уровне. Но для развития способностей изначально должно быть определенное основание, которое составляют задатки. Под задатками понимаются анатомо-физиологические особенности нервной системы, составляющие природную основу развития способностей. Например, в качестве врожденных задатков могут выступать особенности развития различных анализаторов. Так, определенные характеристики слухового восприятия могут выступать в качестве основы для развития музыкальных способностей. А задатки интеллектуальных способностей проявляются прежде всего в функциональной деятельности мозга — его большей или меньшей возбудимости, подвижности нервных процессов, быстроте образования временных связей и др., т. е. в том, что И. П. Павлов назвал генотипом — врожденными особенностями нервной системы.

Следует подчеркнуть, что наличие определенных задатков у человека не означает, что у  него будут развиваться те или  иные способности. Например, существенной предпосылкой для развития музыкальных  способностей является тонкий слух. Но строение периферического (слухового) и центрального нервного аппарата является лишь предпосылкой к развитию музыкальных  способностей. Строение мозга не предусматривает, какие профессии и специальности, связанные с музыкальным слухом, могут возникнуть в человеческом обществе. Не предусмотрено и то, какую область деятельности изберет  для себя человек и какие возможности  будут предоставлены ему для  развития имеющихся у него задатков. Следовательно, в какой степени  будут развиты задатки человека, зависит от условий его индивидуального  развития.

Таким образом, развитие задатков — это социально обусловленный процесс, который связан с условиями воспитания и особенностями развития общества. Задатки развиваются и трансформируются в способности при условии, если в обществе возникла потребность в тех или иных профессиях, в частности, где нужен именно тонкий музыкальный слух. Вторым существенным фактором развития задатков являются особенности воспитания.

Задатки неспецифичны. Наличие у человека задатков определенного  вида не означает, что на их базе в  благоприятных условиях обязательно  должна развиться какая-то конкретная способность. На основе одних и тех  же задатков могут развиваться различные  способности в зависимости от характера требований, предъявляемых  деятельностью. Так, человек, обладающий хорошим слухом и чувством ритма, может стать музыкальным исполнителем, дирижером, танцором, певцом, музыкальным критиком, педагогом, композитором и т. д. Вместе с тем нельзя считать, что задатки не влияют на характер будущих способностей. Так, особенности слухового анализатора скажутся именно на тех способностях, которые требуют особого уровня развития данного анализатора.

Под способностями  понимаются такие индивидуальные особенности, которые имеют отношение к  успешности выполнения каких-либо видов  деятельности. Поэтому способности  рассматриваются в качестве основных свойств личности. Однако никакая  отдельная способность не может  сама по себе обеспечить успешное выполнение деятельности. Успешность выполнения любой деятельности всегда зависит  от ряда способностей. Одной лишь наблюдательности, как бы она ни была совершенна, недостаточно, чтобы стать хорошим писателем. Для писателя первостепенное значение имеют наблюдательность, образная память, ряд качеств мышления, способности, связанные с письменной речью, способность  к сосредоточению внимания и ряд  других способностей.

Информация о работе Общие и специальные способности человека, их измерение и развитие