Способности человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 10:00, реферат

Краткое описание

Всестороннее общее развитие человека обусловливает формирование его общих и специальных способностей. Наоборот, узкое и одностороннее психическое и физическое развитие человека всегда ущемляет, тормозит развитие его как общих, так и специальных способностей. Идеально развитие общих и специальных способностей всегда опирается на гармоничное развитие личности.

Вложенные файлы: 1 файл

психология и педагогика..docx

— 84.95 Кб (Скачать файл)

Всестороннее общее развитие человека обусловливает формирование его общих и специальных способностей. Наоборот, узкое и одностороннее психическое и физическое развитие человека всегда ущемляет, тормозит развитие его как общих, так и специальных способностей. Идеально развитие общих и специальных способностей всегда опирается на гармоничное развитие личности. 
Большую роль в развитии способностей играет богатый духовный мир личности. Способности теснейшим образом связаны и с уровнем знаний человека, с его навыками и умениями. Усвоенные знания, навыки и умения постепенно в обобщенной форме входят в состав общих и специальных способностей человека. 
Однако нужно четко отличать знания и навыки от способностей. Имеющиеся у человека знания и навыки еще не всегда свидетельствуют о наличии способностей. Учителям часто приходится в педагогической практике встречать учащихся, способных к математике, но имеющих очень «скромные» знания фактического математического материала. Есть школьники, мало способные к математике, но обладающие большим «багажом» фактических знаний, которыми они все же оперируют с большим трудом. 
Способности зависят от знаний навыков и умений, но не сводятся к ним; они формируются и развиваются на основе усвоенных знаний, навыков и умений, а от развития способностей в свою очередь зависят быстрота, легкость и качество овладения новыми знаниями и умениями. 
Таким образом, богатство психического мира личности, широкий круг знаний, навыков и умений способствуют формированию и совершенствованию общих и специальных способностей, а высокий уровень развития способностей в свою очередь содействует дальнейшему совершенствованию и обогащению духовного мира человека. Такова сложная диалектическая взаимозависимость развития личности и ее способностей. 
Способности теснейшим образом связаны с направленностью или склонностью человека к занятию определенной деятельностью. Чаще всего человек и стремится заниматься той деятельностью, к которой у него уже сформировались определенные способности. По склонности человека к занятиям определенной деятельностью часто можно судить и о наличии у него способности к этой деятельности. 
Всем нам хорошо известна жизнь нашей замечательной космонавтки Валентины Терешковой-Николаевой, и все признают, что это очень способная женщина. Вначале у нее появился большой интерес к полетам в космос, затем возникло желание быть космонавтом. У Валентины Терешковой-Николаевой явно проявляется склонность заняться исследованием космоса, и она предпринимала первые шаги в этом направлении, занималась в школе парашютистов, где и обнаружились ее способности в области парашютного спорта и еще более оформились склонности заниматься космонавтикой. Дальнейшая учебная и практическая деятельность, а затем и полеты в космос подтвердили, что склонности и интересы Валентины Терешковой-Николаевой были тесно связаны с ее способностями. 
Формирование способностей обычно сопровождается развитием интересов к той деятельности, в области которой проявляются способности. Развитие технических способностей, как правило, сопровождается развитием интересов и наблюдательности в области техники. Развитие способностей к изобразительному искусству сопровождается развитием интересов к этой области, развитием и формированием общих эстетических потребностей, интересов и знаний. Таким образом, нельзя отрывать развитие способностей от развития и формирования потребностей и интересов личности. 
Велики индивидуально-типологические различия в способностях отдельных людей. Как мы уже знаем, люди отличаются друг от друга в проявлениях сзоего поведения, по характеру и особенностям своей деятельности. Здесь очень ярко проявляются индивидуальные особенности людей в зависимости от типа их высшей нервной деятельности, темперамента. Эти типологические различия людей сказываются и на развитии и особенностях формирования их общих и специальных способностей. 
На уроке арифметики мы наблюдаем за двумя ученицами. Одна из них быстрая, подвижная и, как о ней говорит учительница, «очень беспокойная, но умненькая». Другой девочке учительница дает такую характеристику: «во всем она очень инертная, и знания у нее инертные; всегда учит, всегда знает, но применить знания не может». 
Первую девочку вызывают отвечать заданный урок — надо доказать теорему. Она не знает формулировки теоремы, не может сделать чертежа. После того как она услышала эту формулировку, все изменилось. Она записала, что дано, что требуется доказать, и сразу начинает доказательство. 
Учительница спрашивает девочку: «Скажи откровенно, учила урок дома?» 
— «Нет, — отвечает ученица. — Я не была в классе, когда вы задавали этот урок и объясняли». 
Дальше на уроке учительница объяснила прямую теорему, а обратную теорему поручила доказать этой же ученице — и она выполнила это задание блестяще. 
Вторая ученица, вызванная отвечать, с большим трудом доказала теорему, хотя прекрасно знала ее формулировку. Несколько раз, после того как на вопросы следовало молчание, учительница говорила: «Лена, ты же знаешь это; ну говори скорее». На вопросы учительницы девочка отвечает, а сама свои знания применить не может. Если после молчания учительница просит ответить другого ученика, она неизбежно говорит: «Я это знаю», и дальше отвечает без затруднений. 
Так индивидуальные различия сказываются в учебной работе учениц, выявляют их способности. 
Большое значение в возникновении различий формирования способностей имеют особенности взаимодействия первой и второй сигнальных систем. 
В зависимости от особенностей соотношения между сигнальными системами И. П. Павлов различал три «специально человеческих» типа высшей нервной деятельности: художественный тип — с относительным преобладанием первой сигнальной системы; мыслительный тип — с относительным преобладанием второй сигнальной системы, и средний тип — с относительной уравновешенностью сигнальных систем. 
Для людей художественного типа характерна яркость непосредственных впечатлений, образность восприятия и памяти, богатство воображения. 
Люди мыслительного типа склонны к анализу и систематизации, к обобщенному и абстрактному мышлению. Люди среднего типа характеризуются разной степенью уравновешенности особенностей художественного и мыслительного типов, таких людей большинство. 
«Принадлежность» человека к одному из типов высшей нервной деятельности накладывает отпечаток на все поведение человека и особенности его духовного мира, следовательно, и на его способности. 
При любом типе нервной деятельности возможно всестороннее развитие общих и специальных способностей. Однако необходимо учитывать при воспитании и формировании способностей и тип высшей нервной деятельности человека, и его личностные особенности в целом. 
Развитие и формирование способностей находится в теснейшей связи с умением человека трудиться. Большое трудолюбие и трудоспособность личности является основой наиболее высокого развития специальных способностей, которое называется талантом. 
Талант — наиболее благоприятное сочетание способностей, которое дает возможность в определенных областях творческой деятельности создавать высокие произведения науки, техники и искусства. Многие полагают, что талантливым людям все дается легко и просто, без особого труда, но в действительности это не так. Для развития таланта требуется длительное, упорное учение и большой, напряженный труд. Как правило, талант всегда сочетается с исключительной трудоспособностью и трудолюбием. Великий русский композитор П. И. Чайковский говорил о том, что для художественного творчества нужен прежде всего труд, труд и труд. Даже человек, одаренный печатью гения, ничего не даст не только великого, но и среднего, если не будет адски трудиться. 
С великим трудом и исканиями связано создание замечательных моделей самолетов нашим советским конструктором С. В. Ильюшиным. Великий русский писатель Л. Н. Толстой считал писательскую работу «страшной работой». 
Простота талантливого произведения — продукт огромнейшего труда его создателя. Талантливый и особенно гениальный (гений — высшая ступень таланта) человек — это великий труженик, страстно любящий свое дело и с огромным увлечением отдающийся ему. 
Великий ученый И. П. Павлов писал: «Помните, что наука требует от человека всей его жизни. И если у вас было бы две жизни, то и их бы не хватило вам. Большого напряжения и великой страсти требует наука от человека. Будьте страстны в вашей работе и в ваших исканиях». Задачи воспитания способностей у школьников диктуются общими требованиями коммунистического воспитания всесторонне развитой личности. 
Способности формируются в деятельности. Бездеятельный ребенок, безучастный к какому бы то ни было труду, обычно и называется ребенком неспособным. 
Психологические исследования показывают, что у всех нормально развивающихся школьников можно формировать способности в той или иной области человеческой деятельности. 
Основной обязанностью учителя является формирование у учащихся способностей путем включения их в активную деятельность в той или иной области. Психолог Н. С. Лейтес указывает на то, что «неспособные» дети в большинстве своем плохо учатся не потому, что по особенностям своего, ума не могут понять тот или другой материал. Их неудачи во многих случаях зависят от отсутствия у них склонности к труду. У ребенка, который совсем не вдохновляется во время работы, не испытывает состояния удовлетворения от труда, не напрягает усилий, невозможно ни проявление, ни развитие тех или иных способностей. 
Для развития и формирования общих способностей школьников важно прежде всего вызвать у них интерес к труду. Это — первая задача, стоящая перед учителем. Вторая задача — научить учащихся систематически и рационально трудиться. 
Любовь к труду можно вызвать, опираясь на интерес учащегося к тому или иному предмету. 
Для детей этого возраста большое значение имеет положительный пример, подражание трудовому энтузиазму родителей и учителей, замечательных, прославленных людей нашего времени. 
Если ребенок дома видит серьезное отношение взрослых к процессу и результатам труда, он и сам начинает добросовестно трудиться. Всякие трудности, встречающиеся учащимся при достижении той или иной цели в трудовой или учебной деятельности, должны быть замечены взрослыми, любой успех учащихся должен поощряться. 
Привычка систематически трудиться, строгий режим жизни и учения учащихся в семье и школе в большой мере содействуют формированию общих способностей к учению. 
Воспитание у учащихся I—II классов трудолюбия начинается с воспитания у них привычки активно работать на каждом уроке. Ведь очень многие учащиеся не работают с полной нагрузкой на уроке, надеясь на то, что они сумеют выучить или выполнить то или иное задание дома. Некоторые учителя не следят за тем, чтобы все учащиеся были активны на уроке. 
Радость полезного физического и умственного труда ускоряет развитие у учащихся общей способности к трудовому усилию. Психолог Н. С. Лейтес так описывает очень способного девятилетнего мальчика Шуру: «Любовь к труду, повышенная потребность в умственной деятельности — это, пожалуй, основная его особенность. Он не знает, что такое скука и что такое лень. Шура умеет работать в неблагоприятных условиях. Он способен, занимаясь, не подниматься с места в течение 3—4 часов». 
«Детская тяга к труду замечательна не только количественной стороной, но и тем влиянием, которое она оказывает на самый процесс деятельности. Тяга к работе захватывает всю личность ребенка, обуславливая не только темп развития, но и качественный уровень достижений. Склонность к труду выступает как проявление самой одаренности». 
Воспитание способностей у школьников неотделимо от задач воспитания и формирования личности в целом. Умение трудиться, способность к труду у учащихся связаны с формированием их морального облика, развитием чувства долга, коммунистического отношения к труду и т. п. 
Чаще всего способность к учению характеризуется быстротой усвоения учебного материала. Поэтому многие учителя флегматичных, медленно усваивающих учебный материал учащихся иногда необоснованно относят к числу неспособных детей, нанося тем самым делу их воспитания непоправимый вред. А ведь среди медленно усваивающих учебный материал школьников есть много способных. Очень хорошую и психологически верную характеристику детей с медленным пониманием дал еще в прошлом веке Н. А. Добролюбов: «1) Они следят усердно за преподаванием, но оно не возбуждает в них самодеятельности... Нужно, чтобы прошло много времени, чтобы предмет много раз был показан им, и тогда только к этому чисто внешнему воззрению может присоединиться внутреннее, разумное участие. 2) Их трудно заставить идти вперед... Проходит обыкновенно довольно долгое время, прежде чем победишь их медлительность и заставишь их итти свободно и весело, без робости и без затруднений. 3) Зато они выказывают весьма сильную склонность к порядку и аккуратности... 4) Они нередко удивляют своим практическим смыслом в привычной им сфере жизни... 5) С нравственной стороны, которой здесь также-нельзя оставлять без внимания, они обыкновенно являются послушными, уступчивыми, добродушными, но иногда вдруг делаются несговорчивы, упорны и совершенно неприступны... Какая из этих сторон разовьется в них преимущественно в последующей жизни, это зависит главным образом от того, как с ними будут обходиться в школе. 6) Если в школе и вообще при воспитании обращаются с ними как следует, то они на все вопросы, какие дают им, либо отвечают верно, либо совсем ничего не отвечают. 7) Им трудно понимать и трудно удерживать понятое; но память их отличается верностью, а ум — ясностью». 
В каждом классе есть дети с несколько замедленным пониманием, с такими детьми необходимо терпеливо и упорно работать для развития у них общих способностей к учению. Здесь при воспитании надо исходить из выдвинутого И. П. Павловым положения о постепенности развития. «Главное — постепенность, тренировка. В клинике и педагогике это нужно считать основным физиологическим правилом. Каждый раз, начиная сложную работу, никогда не спеши, дай время, смотря по работе, чтобы войти в эту сложную работу, мобилизоваться в порядке, а не бессмысленно, суетливо. Это факт», — пишет И. П. Павлов. 
Всегда надо воздерживаться от необоснованных суждений об отсутствии способностей у того или иного школьника. В этой области возможны огромные ошибки и большие недоразумения. Великого писателя Н. В. Гоголя преподаватели начальной школы в свое время аттестовали как неспособного по русскому языку. Знаменитого ученого физика И. Ньютона учителя предложили взять из школы по причине якобы полной неспособности к обучению. Замечательного естествоиспытателя К. Линнея отец в детстве считал пригодным только для шитья сапог. 
Практика работы лучших школ показала, что развивать и выявлять способности нужно у всех детей. Каждый человек к чему-нибудь способен, «безталанных» людей нет. Надо только открыть эти способности, помочь человеку найти себя, показать ему, на что он способен. В этом важном деле большую роль играет учитель начальной школы. Это он, вдумчивый и чуткий наставник, первый открывает и видит способности и таланты своих учеников и умело направляет их развитие. Это он говорит родителям, на что способны их дети. 
Двадцать лет назад мы вместе с заслуженным учителем РСФСР М. Н. Страховой (школа № 282) как-то на перемене наблюдали за игрой детей, учащихся IV классов. И вот что сказала о своих учениках Мария Николаевна: «Их у меня сорок два, и все они разные и у каждого из них свой талант. 
Вот Володя, кажется, учится с трудом, его хотели в специальную школу направить, а я не отдала, заметила, что он среди моих ребят лучше себя чувствует, тянется за ними. А ведь у него талант, руки золотые. Вы видели, какие он фигурки вырезает из дерева? И это у него надо было открыть. 
А вот Сережа — способный математик; технику, машины, как ни странно, не любит, и все же быть ему математиком. Мальчик работает вдумчиво, серьезно. Вера — эта пойдет в театр, безусловно, большой талант у девочки. Виктор — это спортсмен, вот посмотрите, мяч гоняют все ребята, как ребята, а он, видите... О! Это будет мастер спорта. 
Алешку видите? Вон тот, белокурый, носом все двигает; музыкантом хотели сделать, все в семье музыканты, мучили зря мальчишку, а он агрономом будет, да еще каким! Видели цветы в классе и на пришкольном участке — все он, все его работа. Родители и слушать не хотят об этом, но глупо не видеть таланта своего ребенка». 
И так эта замечательная учительница говорила о каждом учащемся. Мария Николаевна хорошо знала своих учеников, она искала способности у каждого ученика и «открывала» их. 
Прошло двадцать лет, нет уже в живых этой прекрасной учительницы, но многие из ее учеников пошли по пути, который она им указала еще в начальной школе. И теперь эти взрослые люди часто вспоминают свою первую учительницу, которая так правильно сумела определить их способности и таланты. Один из ее бывших учеников на вечере встречи выпускников школы так и сказал: «Наш класс талантливый, все наши ребята занимаются таким делом, что показывают себя как талантливые люди». 
Чем выше уровень развития той или иной способности у учащегося, тем большего внимания и заботы он требует. Ему нужно рекомендовать дополнительную литературу, его надо знакомить со специальными приемами и способами интересующей его деятельности, укреплять веру в свои силы, развивать, волю, т. е. учить преодолевать препятствия и трудности, всячески стимулировать творческую активность и самостоятельность. 
Способных учащихся начальных классов для получения квалифицированной помощи и руководства хорошо прикреплять к учителям-специалистам старших классов. 
Однако необходимо опасаться того, чтобы из способных учащихся не появились вундеркинды, эгоисты и зазнайки. К способным (талантливым) учащимся надо предъявлять повышенные требования и в учении, и в коллективном труде, и в сфере формирования моральных качеств. Необходимо воспитывать у таких детей скромность при оценке своих возможностей. 
Надо помнить, что высокое осознание и самооценка такими учащимися своей исключительности и высоких способностей часто губительно сказываются на дальнейшем развитии их личности и таланта. 
Нашей стране нужны способные, знающие и много умеющие люди разных специальностей, но эти способные специалисты прежде всего должны быть прекрасными гражданами коммунистического общества. Можно говорить о разных уровнях развития специальных способностей у младших школьников. 
1) О способности к рисованию, о способности к грамотному, не профессиональному учению, о способности к грамотной конструктивно-технической деятельности, к сочинению стихов и т. д. и 2) О высоко развитых или заметно развивающихся специальных способностях в области музыки, поэзии, рисования, техники и т. д. 
Первый уровень формирования и развития специальных способностей у младших школьников вполне может быть достигнут при правильной организации учебно-воспитательного процесса в школе. Скажем, у всех детей будет формироваться способность грамотного творческого рисунка. 
Опыты Е. И. Игнатьева показали, что возможности обучения изобразительной грамоте и приемам творческого рисования необычайно велики в начальных классах. К V классу каждый учащийся может быть обучен основным правилам грамотного изображения и свободному выражению своих мыслей в творческом рисунке. 
В области музыки и пения, как показывают опыты обучения детей музыке И. Кравцем и опыт отдельных школ Эстонской ССР, Латвийской ССР, Венгрии и Австрии, все учащиеся начальных классов могут быть обучены пению и основам нотной грамоты. Отсутствие достижений в этой области объясняется недостаточно планомерным обучением и воспитанием детей. 
Дети очень интересуются техникой. Но технические способности формируются у них позже, уже на базе значительного развития всей личности, пространственного и технического воображения, технической наблюдательности. Детей младшего школьного возраста необходимо обучать умению владеть инструментами, орудиями труда, ухаживать за машинами и техническими приспособлениями, развивать у них техническое мышление, умение решать технические задачи. 
Такая предварительная работа с младшими школьниками приводит к тому, что у детей-подростков уже отчетливо выявляются достаточно развитые технические способности. Е. Шаламон с успехом использовал работу учащихся с конструкторами (разной степени сложности) для развития у них технических способностей. 
У младших школьников в сельской школе можно успешно формировать способности к сельскохозяйственному труду. Под руководством энтузиастов-руководителей дети этого возраста выращивают новые сорта растений, ухаживают за домашней птицей, кроликами, поросятами. 
В младшем школьном возрасте могут иногда встретиться отдельные учащиеся со вторым, более высоким уровнем развития специальных способностей. У этих учащихся рано сформировались и развились специальные способности под влиянием особо благоприятных условий жизни и общего формирования личности. К таким учащимся необходимо проявлять особое внимание и оказывать им всяческую помощь в развитии их дарования. 
Случаи раннего проявления ярких способностей к математике описывает В. А. Крутецкий. Он рассказывает, что на математические способности Сони Лернер родители впервые обратили внимание тогда, когда ей было около четырех лет. Она любила наблюдать, как выполнял задания по арифметике ее брат — ученик II класса. В 4—5 лет Соня самостоятельно пришла к понятию простой дроби. В 5—6 лет заметили, что у нее появилось какое-то представление об отрицательных числах. Ее брат ошибочно записал пример и растерялся, когда ему пришлось вычитать: 28—36. Но Соню это не смутило. «Это будет на 8 меньше, чем ничего», — сказала девочка. В 11 лет Соня училась в IV классе и занималась математикой в кружке восьмиклассников. 
Володя Лебедев в пятилетнем возрасте умножал в уме двузначные числа, в шестилетнем возрасте стал интересоваться тригонометрией. 
Очень рано наблюдаются у детей ярко выраженные способности к музыкальной деятельности. Моцарт, воспитывавшийся в музыкальной среде, очень рано стал играть на музыкальных инструментах; он в трех-четырехлетнем возрасте начал сочинять простенькие пьески. 
Мендельсон начал создавать музыкальные композиции с пяти лет. Сергей Прокофьев в восемь лет создал первые музыкальные пьесы. Сын шофера Алексей Наседкин проявил яркие музыкальные способности уже в дошкольном возрасте и в семь лет был принят в центральную музыкальную школу-десятилетку при Московской государственной консерватории. 
Часто проявляются в раннем возрасте и способности к изобразительной деятельности. Великие русские художники И. Е. Репин и В. М. Серов уже в шестилетнем возрасте много рисовали, причем В. М. Серов выполнял рисунки с натуры. Очень рано начали рисовать И. И. Левитан, Игорь Грабарь и другие известные художники. 
Несколько позже проявляются способности к писательской деятельности. А. С. Пушкин начал писать стихи в возрасте восьми лет, А. Н. Некрасов — с девяти лет. 
Среди учащихся начальных классов, при условии внимательного и умелого обучения их рисованию, часто встречаются дети, которые проявляют хорошие способности к изобразительной деятельности. 
Раннее проявление способностей у школьников часто бывает предпосылкой развития большого таланта, но, если проявившиеся способности в дальнейшем не развиваются и не воспитываются, они угасают. Нередко мы видим очень способных детей-музыкантов и детей-художников в начальной школе, которые в старших классах становятся самыми средними учащимися. Это, чаще всего, результат плохой педагогической работы. У многих учащихся способности глохнут из-за отсутствия систематического обучения и надлежащего руководства со стороны учителей. 
Способности могут проявляться и формироваться в течение всей жизни человека, их никогда не поздно развивать. Многочисленны случаи, когда способности выявляются у людей зрелого и даже пожилого возраста. 
Кроме того, надо помнить, что специальные способности у учащихся часто формируются не в одиночку, а целыми группами. Учащиеся — хорошие рисовальщики, иногда оказываются способными к музыке или к театральному искусству и т. п. 
В начальных классах не следует стремиться развивать способности только к одной какой-либо деятельности, важно добиваться многостороннего развития ребенка. 
К проектированию разносторонне развитой личности всегда стремился замечательный советский педагог А. С. Макаренко, стремятся и сегодня наши лучшие учителя. Способности тесно связаны с другими качествами личности. Талантливость человека в значительной степени зависит от уровня развития его психических процессов (восприятий, памяти, мышления, речи, воображения, внимания), а также от многих психических свойств (интересов, склонностей). 
Для развития отдельных способностей решающую роль играет высокий уровень соответствующих познавательных процессов. Так, для музыканта большое значение имеют слуховые, для художника — зрительные восприятия. Очень сильное развитие большинства процессов и свойств личности обусловливает общую всестороннюю одаренность человека. 
Занимаясь развитием своих способностей, человек должен стремиться к тому, чтобы это развитие не было самоцелью. Главная задача в том, чтобы быть достойным человеком, полезным членом общества. Поэтому надо работать над формированием личности, над формированием ее положительных и, прежде всего, моральных качеств. 
Способности — это только одна сторона личности, одно из ее психических свойств. Если талантливый человек морально неустойчив, то он не может считаться положительной личностью. 
Напротив, одаренные люди, отличающиеся высоким нравственным уровнем, принципиальностью, моральными чувствами и сильной волей, приносили и приносят огромную пользу обществу. Способности в психологии рассматриваются как совокупность черт личности, необходимых для успешного выполнения конкретного вида деятельности, склонности к нему, позволяющие добиться в нем успеха. Способности человека могут быть:

  • общими, присущими в той или иной мере всем людям и лежащими в основе остальных способностей (работать, думать, ощущать, действовать);
  • элементарными частными (решительность, настойчивость, музыкальный слух, критичность мышления и пр.);
  • сложными частными. Здесь выделяют профессиональные (к отдельным видам деятельности) и специальные. Последние разделяются на интерсоциальные (к работе с людьми) и конструктивные (к созданию нового, изобретательству); те и другие могут быть теоретическими и практическими.

Направленность способностей бывает технической, организационной, педагогической и пр.

Принято считать, что способности, как склонность к тому или иному виду деятельности, даются человеку от природы. На самом деле таковым психофизиологическим феноменом являются задатки, которые превращающиеся в способности под воздействием жизненных условий и воспитания. Таким образом, способности представляют собой уже сплав природного и приобретенного личностью в результате развития и саморазвития.

По форме проявления выделяют задатки к репродуктивной (усвоение и применение информации) и творческой деятельности.

По диапазону способности  классифицируют по трем уровням: одаренность, талантливость, гениальность.

Одаренность — это совокупность факторов, обусловливающих особо  успешную деятельность в определенной области и выделяющих человека из остальных лиц. Обычно она проявляется  в наличии возможности что-то улучшать, совершенствовать. Талант представляет собой задатки, реализуемые через  творчество, создание нового, необычного. Гениальность является высшей степенью одаренности, когда ее обладатели создают  новые идеи, а результаты творчества имеют общеисторическое значение.

Способность людей автоматически  выполнять отдельные элементы трудового  процесса называется навыками. Чем  больше у человека навыков, тем меньше он затрачивает сил, рациональнее и  ритмичнее работает. Имеющиеся навыки могут не только облегчать процесс приобретения новых (всем известно, что второй язык усваивается быстрее), но и стать для этого помехой, затрудняя в необходимых случаях переориентацию на восприятие нового.

Наряду с навыками можно  выделить привычки, то есть автоматизированные формы поведения, которые, благодаря  повторению, становятся для человека необходимостью. Как и навыки, привычки могут и облегчать работу (например, подготовка всего необходимого заранее), и усложнять ее (беспорядок на столе).

Общие способности людей  во многом связаны с их типом мышления, который может быть художественным, логическим или смешанным.

Художественному мышлению свойственна  образность, яркость, богатая фантазия, но одновременно импульсивность, непоследовательность, прерывность. Чаще всего им обладают предприниматели и лица, склонные к занятию различными видами искусства.

Логическое мышление характеризуется, наоборот, критичностью, ясностью, последовательностью, глубиной, однако зачастую излишней отвлеченностью, теоретичностью, абстрактностью, которые  бывают не всегда понятны окружающим.

Смешанному же типу мышления присущи черты предыдущих, хотя и не столь ярко выраженные, что дает его обладателям необходимую широту взглядов, самостоятельность и быстроту в деле принятия решений, позволяющие им успешно справляться с различными управленческими проблемами.

Специальные способности  связаны с определенной сферой или видом деятельности, выполнением конкретной работы и по своему характеру они могут быть двух типов. Интерсоциальные ориентированы на организацию взаимодействия людей, управление ими. Такие способности необходимы руководителям среднего и низшего звена, а также работникам, занятым рекламой, маркетингом, проведением переговоров, широкими контактами с людьми.

Другой вид специальных  способностей — конструктивные, направленные на создание конкретных объектов в  тех или иных сферах деятельности: естественной, технической, знаковой, художественной и пр., и их реализация не требует широких и активных контактов с окружающими. Такие способности нужны руководителям высшего звена, вырабатывающим политику организации, а также специалистам.

Степень развития специальных  способностей и возможность занятия  в связи с этим определенных должностей в системе управления зависит  в основном от двух обстоятельств: полученного  образования и данного от природы  уровня мышления, для развития которого образование создает определенную базу.

Лицам, занимающим в структуре  управления первичные должности, например табельщикам, бригадирам и т.п. , которым необходимо планировать свою работу на срок не более двух месяцев, достаточно обладать лишь так называемым конкретно-чувственным мышлением, для чего иметь перед глазами соответствующий объект. Такое мышление обеспечивается образованием или специальной подготовкой продолжительностью от нескольких дней до двух лет.

Людям, занимающим низшие руководящие  должности, например, мастерам, которым  требуется планировать свою деятельность на период до полугода, необходимо обладать так называемым конкретно-образным мышлением. Оно дает возможность  выполнять работу на основе полученного  прежде представления об объекте, не держа его постоянно перед  глазами. Для развития такого мышления необходимо уже профессиональное образование  продолжительностью от двух до четырех  лет.

Руководителям небольших  предприятий, ведущим специалистам крупных организаций, которым требуется  планировать свою работу не менее, чем на год вперед, важно обладать конкретно-умозрительным мышлением, которое дает возможность регулировать деятельность достаточно сложных структур, элементы которых находятся в самых разнохарактерных взаимосвязях друг с другом. Такой уровень мышления обеспечивается высшим образованием, определенными практическими знаниями и опытом.

Наличие у человека абстрактного мышления говорит о том, что для выполнения работы ему не нужна привязка к конкретным объектам вообще. В совокупности с дополнительной послевузовской подготовкой сроком до двух лет это дает возможность занимать должности руководителей крупных предприятий, их заместителей, главных специалистов, требующие от них заглядывать вперед на пятилетку.

Наконец, лица с предвидящим  мышлением, получившие второе образование  в объеме трех-четырех лет в  области управления социально-экономическими процессами или ученую степень, могут достигать заранее заданных результатов на перспективу десять лет и более. Они обладают необходимым потенциалом для занятия должностей в руководстве крупнейших корпораций и государственных учреждений.

Практика показывает, что  люди, обладающие одинаковыми способностями, должны занимать в организации равноценные  должности, что позволяет наиболее полно использовать их потенциал  и предотвратить внутренние конфликты. Разрыв же в способностях руководителей и их непосредственных подчиненных в один уровень обеспечивает при прочих равных условиях их хорошее взаимопонимание, а также естественность руководства и подчинения. 

Способности личности

Проблема способностей в психологи представляет собой  наименее разработанную область  по причине ее своеобразной «закрытости». Ее «закрытие», равно как и всей психологии в целом, произошло в 1936 г. после известного постановления  ЦК ВКП (б) «О педологических извращениях  в системе Наркомпроса». Поскольку поводом для этого постановления стало широко проводившееся в те годы тестирование интеллектуальных и других видов способностей, то психологическая проблема способностей надолго исчезла из поля зрения психологов. И даже тогда, когда идеологические шоры были приспущены, сильных подвижек в разработке способностей не произошло.

Уже на протяжении многих лет из одного учебника в  другой кочуют два широко распространившихся определения задатков и способностей, которые вряд ли несут в себе собственно психологическое содержание.

Задатки – это анатомо-физиологические особенности человека, лежащие в основе развития способностей.

Способности – это формирующиеся в деятельности на основе задатков индивидуально-психологические особенности, от которых зависит возможность осуществления и степень успешности деятельности.

Из этих определений  вытекают их производные: определения  специальной и общей одаренности.

Специальная одаренность – качественно своеобразное сочетание способностей, создающее возможность успеха в деятельности, а общая одаренность – это одаренность к широкому кругу деятельностей или качественно своеобразное сочетание способностей, от которых зависит успешность различных деятельностей.

Уже при чтении определения способностей, напрашивается  вопрос: «А от каких психических  свойств индивида, личности или субъекта не зависит «возможность осуществления  и степень успешности деятельности»?

Не вносит никакой  ясности и уточнение, что «способности это индивидуально-психологические  особенности». Очевидно, что таковыми являются не только способности, но характерологические  свойства личности, и интеллектуальные свойства.

И даже хорошо известное  положение С. Л. Рубинштейна о том, что способности формируются в деятельности, имеет скорее философско-педагогическое значение, чем собственно психологическое. Очевидно, что если «психика формируется в деятельности», то это присуще и всем ее свойствам.

Вряд ли можно  считать продуктивными и попытки  определить предпосылки способностей в виде некоторых внутренних условий, в частности, активности. Активность, наряду с генотипом и средой, являет собой один из факторов психического развития человека вообще, и потому не вносит ясности в понимание  психологической сущности способностей.

Что касается одаренности, то, как подчеркивает Д. Б. Богоявленская, сегодня общепризнано отсутствие единого научно обоснованного понятия одаренности.

Сказанное не означает, что психологи ни наш не продвинулись в изучении психологических механизмов способностей. Но это продвижение касается, прежде всего, специальных способностей. Так, Б. М. Теплову удалось установить содержание музыкальных способностей, К. К. Платонову – летных; Ф. Н. Гоноболин, Н. Д. Левитов, Н. В. Кузьмина раскрыли содержание педагогических способностей, а В. И. Киреенко – изобразительных. Парадокс заключается в том, что при этом остается неизвестной психологическое содержание и структура общих способностей человека.

Тем не менее, категория  способностей относится к числу  важнейших психологических понятий. Следовательно, существует необходимость  в их психологическом осмыслении. На сегодняшний день в отечественной  психологии существуют две традиции в изучении и понимании способностей человека.

Первая из них  связана с изучением психофизиологических основ способностей, заложенная работами Б. М. Теплова и В. Д. Небылицина и развиваемая в работах Э. А. Голубевой и В. М. Русалова.

Информация о работе Способности человека