Общие проблемы малой группы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 00:40, контрольная работа

Краткое описание

Проблема малой группы является наиболее традиционной и хорошо разработанной проблемой социальной психологии. Интерес к исследованию малых групп возник очень давно, по существу немедленно вслед за тем, как начала обсуждаться проблема взаимоотношения общества и личности и, в частности, вопрос о взаимоотношении личности и среды ее формирования.

Вложенные файлы: 1 файл

1 Общие проблемы малой группы в социальной психологии.docx

— 36.77 Кб (Скачать файл)

  Присутствие в группе третьего лица создает новую  позицию- наблюдателя, что добавляет  существенно новый момент к возникающей  системе взаимоотношений: этот третий может добавить нечто к одной  из позиций в конфликте, сам будучи не включен в него и потому представляя  именно не межличностное, а деятельное начало. Этим создается основа для  разрешения конфликта и снимается  его личностная природа, будучи заменена включением в конфликт деятельных оснований. Эта точка зрения находит определенную поддержку, но нельзя сказать, что вопрос решен окончательно.

  Практически все равно приходится считаться  с тем фактом, что малая группа начинается либо с диады, либо с триады. В пользу диады высказывается  до сих пор большое направление  исследований, именуемое теорией  диадического взаимодействия. В нем  выбор диады как модели малой  группы имеет и более принципиальное значение. Применение аппарата математической теории игр позволяет диаде проигрывать  многочисленные ситуации взаимодействия. И хотя сами по себе предложенные решения  представляют интерес, их ограниченность состоит именно в том, что группа отождествляется с диадой, и допустимое в случае построения модели упрощение  оказывается упрощением реальных процессов, происходящих в группе. Естественно, что такой методологический принцип, когда диада, причем лабораторная, объявлена  единственным прообразом малой группы, нельзя считать корректным.

  Поэтому в  литературе иногда высказывались о  том, что диаду вообще нельзя считать  малой группой. Так, в одном из европейских учебников по социальной психологии введена глава с названием  “ Диада или малая группа? “, где авторы настаивают на том, что  диада – это еще не группа.

  Таким образом, дискуссия по этому вопросу не окончена.

2. Динамические процессы  в малой группе

2.1. Общая характеристика  динамических процессов

  Исследования  малых групп имеет в качестве своей предпосылки характеристику некоторой “ статистики “ группы : определение ее границ, состава, композиции. Но естественно, что главной задачей  социально – психологического анализа  является изучение тех процессов, которые  происходят в жизни группы. Рассмотрение их важно с двух точек зрения: во –первых, необходимо выяснить, как  общие закономерности общения и  взаимодействия реализуется именно в малой группе, потому что здесь  создаются конкретная ткань коммуникативных, интерактивных и перцептивных процессов; во – вторых, нужно показать, каков  механизм, посредствам которого малая  группа доводит до личности всю систему  общественных влияний, в частности, содержание тех ценностей, норм, установок, которое формируются в больших группах. Вместе с тем важно выявить и обратное движение, а именно : каким образом активность личности в группе реализует усвоенные влияния и осуществляет определенную задачу. Значит, важно дать как бы сечение, срез того, что происходит в малых группах.

  Но это  только один аспект проблемы. Другая, не менее важная задача состоит в  том, чтобы показать как развивается  группа, какие этапы она проходит в своем развитии, как модифицируются на каждом из этапов различные групповые  процессы. Поэтому репертуар тех  явлений, которые могут быть отнесены к динамическим процессам малой  группы, намного шире, чем он определялся, например, в школе групповой динамики.

  Здесь уместно  сказать, о том, что сам термин групповая динамика может быть употреблен в трех различных значениях. Прежде всего данным термином обозначается определенное направление исследования малых групп в социальной психологии, то есть школа К. Левина. Естественно, что при этом имеет в виду не только набор изучаемых в этой школе проблем, но и весь свойственный ей концептуальный строй, то есть определенная форма решения этих проблем.

  Второе значение термина связано с обозначением определенных методик, которыми можно  пользоваться при изучении малых  групп и которые преимущественно  были разработаны в школе Левина.

  Однако эти  методики в дальнейшем часто используются и в других теоретических схемах, поэтому второе значение термина  не обязательно привязано к школе  Левина, а скорее к специфическим  видам лабораторного эксперимента, в ходе которого выявляются различные  характеристики групп. Групповая динамика в данном случае – особый вид  лабораторного эксперимента, специально предназначенный для изучения групповых  процессов. Но может быть и третье употребление понятия, когда термином групповая динамика обозначается в  отличие от степени группы совокупность тех динамических процессов, которые  одновременно происходят в группе в  какую- нибудь единицу времени и  которые знаменуют собой движение группы от стадии к стадии, то есть ее развитие.

  Важнейшим из таких процессов является следующее. Прежде всего процесс образования  малых групп, причем сюда могут быть отнесены не только непосредственные способы формирования группы, но и  такие психологические механизмы, которые делают группу группой, например феномен группового давления на индивида. Далее, это традиционно рассматриваемые  в групповой динамике процессы групповой  сплоченности, лидерства принятия групповых  решений с той поправкой, что  вся совокупность процессов его  не исчерпывается лишь феноменом  лидерства и принятия группового решения, а включает в себя еще  многие механизмы. Другой аспект динамических процессов представлен явлениями  групповой жизни, возникающими при  развитии совместной деятельности. В  качестве своеобразного итога развития группы может быть рассмотрено становление  такой специфической ее стадии, как  коллектив. Процесса образования коллектива – в социально- психологическом  разрезе может быть поэтому отнесены также и динамическим процессам, происходящим в группе.

2.2. Психологическая  теория коллектива

  Проблема  развития группы получила свое специфическое  решение в психологической теории коллектива. Особенность именно такого подхода продиктован двумя обстоятельствами. С одной стороны, определенной традицией  исследования коллектива в отечественной  науке. Эта традиция в свою очередь  имеет два источника. Первый –  постановка проблемы коллектива в марксистском обществоведении, где ей придано  определенное идеологическое содержание. В работах Маркса впервые была высказана мысль о том, что  коллектив – специфическая форма  организации людей социалистического  общества. Для Маркса подлинная коллективность невозможна в условиях существования  антагонистических классов, коллективный труд как труд свободный основан  на общественной собственности. Следовательно, подлинная коллективность, в полном смысле этого слова, может быть реализована  лишь в социалистическом обществе, и, соответственно, коллективы могут  быть формой организации людей только в таком обществе. Согласно Марксу, буржуазное общество знает лишь разнообразные  групповые образования, которые, естественно, не могут дать материал для анализа  специфических характеристик коллектива.

  Такая общая  идеологическая преамбула обусловила и второй источник названной традиции, активные исследования коллектива в  различных отраслях обществоведения  в 20 – 30-е годы. Пафос исследований заключается именно в подчеркивании  совершенно особой природы тех реальных групп, которые возникали в различных  звеньях общественного организма  в нашей стране. Это явило себя и в обыденном употреблении самого понятия коллектив. Широкое значение этого понятия, распространенное в  нашем обществе, относится практически  к любым группам в рамках отдельного предприятия, учреждения, отрасли промышленности, географического района и так  далее. Давно завоевали право  на существование такие выражения, как “ коллектив машиностроительного  завода “, “ коллектив научно- исследовательского института “ и прочие.

  Общий признак  всех перечисленных групп заключается  именно в том, что это специфические  образования социалистического  общества, и, таким образом термин употреблялся в обыденной речи и  в официальной политической и  идеологической литературе. Социальная психология, исследуя проблемы группы, в определенном смысле слова тоже вписалась в указанный контекст, развитие группы было интерпретировано как достижение ею высшей стадии, какова и была названа коллективом.

  Чисто научное  содержание специфики развиваемого подхода обусловлено тем, что  для социальной психологии было важно  выделить в широком значении термина  именно тот аспект, который может  быть исследован ее средствами, в рамках ее концептуальных схем. Чтобы определить этот аспект, следует вспомнить об общем принципе подхода к группе в отечественной социальной психологии. Выделение в социологическом  анализе, объективно существующие социальные группы здесь изучаются как субъекты деятельности, то есть прежде всего  с точки зрения именно психологических  характеристик этого субъекта. Иными  словами, выявляются те черты группы, которые воспринимаются членами  данной группы как признаки некоторой  психологической общности. Поскольку  вычленение психологических характеристик  группы осуществляется на основе принципа деятельности, поскольку социально  – психологическое исследование группы предполагает как рассмотрение уровней развития ее деятельности, так и роли этой совместной деятельности в формировании психологической  общности, определения деятельности всех групповых процессов.

  Особое качество группы, связанной общей деятельностью, есть продукт развития группы. Тот  факт, что это особое качество группы, высший уровень ее развития было обозначено термином коллектив, есть лишь дань упомянутой традиции. Хотя в сегодняшних условиях нашего общества предложенное в марксистском употреблении понятие коллектив  весьма спорно, в обыденной речи сохраняется. Нет оснований отказаться от него и в социальной психологии, учитывая отмеченную специфику его  содержания.

  Что же касается разработки проблемы в истории отечественной  науки, то там содержится много полезного, в частности в работах А. С. Макаренко, где наряду с решением педагогических проблем коллектива совершенно четко был обозначен  и тот специфически социально- психологический  аспект исследования, который впоследствии был принят советской психологией. Важнейший признак коллектива, по Макаренко, - это не любая совместная деятельность, а социально- позитивная деятельность, отвечающая потребностям общения. Поэтому первым признаком  коллектива как группы особого рода является именно его направленность, которая обеспечивает особое качество личностей, в него входящих, а именно – их целеустремленность , что и  позволяет создать организацию  с соответствующими органами управления и выделение лиц, уполномоченных на выполнение определенных функций.

  Природа отношений  в коллективе обладает особым свойством, признанием важнейшей роли совместной деятельности в качестве фактора, образующего  коллектив и определяя всю  систему отношений между его  членами. Такой подход предполагает сразу же и необходимость развития коллектива, неизбежность ряда стадий, которые он проходит, и по мере прохождения  которых все названные качества полностью развертываются.

  Характеризуя  эти стадии, А. С. Макаренко создал достаточно четкую картину того, каким  образом можно обеспечить движение коллектива по ступеням. Важнейшим  условием является непрерывное развитие тех самых общественно значимых целей, ради которых создан коллектив. Это предполагает, что должны быть обрисованы особые линии развития коллектива, разработана диалектика требований. Успешное сочетание всех этих факторов создает в коллективе такую атмосферу, которая наилучшим образом соответствует  развитию личностей, входящих в него.

  Красной нитью  во всех рассуждениях у А. С. Макаренко  проходит мысль о том, что успех  внутренних процессов, протекающих  в коллективе, может быть обеспечен  только в том случае, если все  нормы взаимоотношений, вся организация  деятельности внутри коллектива строятся на основе соответствия этих образцов более широкой системе социальных отношений, развивающихся в обществе в целом.

  Коллектив не является замкнутой системой, он включен во всю систему отношений  общества, и поэтому успешность его  действий может быть реализована  лишь в том случае когда нет  рассогласования целей коллектива и общества.

  Сегодня можно  считать, что большинство исследователей согласны в определении основных признаков коллектива. Если отвлечься  от некоторого разнообразия терминологии, то можно выделить те характеристики, которые называются различными авторами как обязательные признаки коллектива. Прежде всего это объединение  людей во имя достижения определенной, социально одобряемой цели.

  Во-вторых, это наличие добровольного характера  объединения, причем под добровольностью  здесь понимается не стихийность  образования коллектива, а такая  характеристика группы, когда она  не просто задана внешними обстоятельствами, но стала для индивидов, в нее  входящих, системой активно построенных  ими отношений на базе общей деятельности.

  Существенным  признаком коллектива является его  целостность, что выражается в том, что коллектив выступает всегда как некоторая система деятельности с присущей ей организацией, распределением функций, определенной структурой руководства  и управления. Наконец, коллектив  представляет собой особую форму  взаимоотношений между его членами, которая обеспечивает принцип развития личности не вопреки, а вместе с развитием  коллектива.

2.3. Стадии и уровни  развития малой  группы.

Информация о работе Общие проблемы малой группы