Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 00:40, контрольная работа
Проблема малой группы является наиболее традиционной и хорошо разработанной проблемой социальной психологии. Интерес к исследованию малых групп возник очень давно, по существу немедленно вслед за тем, как начала обсуждаться проблема взаимоотношения общества и личности и, в частности, вопрос о взаимоотношении личности и среды ее формирования.
В отечественной социальной психологии существует несколько моделей развития группы, которые фиксируются в особые стадии или уровни в этом движении.
Одна из наиболее развернутых попыток подобного рода, как это уже отмечалось, содержится в психологической теории коллектива, разработанной А. В. Петровским. Она представляет группу как состоящую из трех слоев, каждый из которых характеризуется определенным принципом, по которому в нем строятся отношения между членами группы.
В первом слое
реализуются прежде всего непосредственные
контакты между людьми, основанные
на эмоциональной приемлемости или
неприемлемости , во втором слое эти
отношения определения
Последующая
разработка как теоретических
С этой точки
зрения были внесены уточнения в
анализ многоуровневого строения группы,
главным образом с целью
Эта предметная
деятельность в данном случае есть
обязательно социально-
Диагностика уровня развития группы предполагает качественно-количественную оценку каждого из этих параметров. В ряде экспериментальных исследований прослежена зависимость всех процессов, протекающих в группе, от ядерного слоя ее деятельности. Этот слой представляет собой непсихологическое образование, но позволяет связать с психологическими процессами, проявляющимися на следующих слоях, совокупность тех общественных отношений, в которых данная группа существует.
Второй слой
групповой структуры
Это представление
о многоуровневой структуре групповых
отношений позволяет
Предложенный
подход к вопросу содержит в себе
реализацию, с одной стороны, определенного
ответа на идеологический норматив. Но
вместе с тем, содержит попытку дать
дальнейшую разработку проблемы группы
в социально-психологическом
Нельзя сказать, что все исследования коллектива в отечественной социальной психологии идут в русле этой концепции. Однако основные идеи, представленные в ней, разделяются большинством авторов. В частности, сама идея определенных стадий развития группы, выделенных на основе уровней развития деятельности, получила широкое признание. В разработке данной проблемы Л. И. Уманским идея стадий сочетается с выделением некоторых обязательных параметров группы, применительно к которым и замеряется уровень ее развития. В качестве таких обязательных параметров называются: направленность коллектива, организованность, подготовленность и психологическая коммуникативность. Далее устанавливается континуум реальных групп – от момента объединения ранее незнакомых людей ради определенной совместной деятельности и до того периода существования этой группы, когда ее можно назвать коллективом, то есть до момента ее социальной зрелости. Отличие одной стадии от другой прослеживается по каждому из выделенных параметров. С некоторыми допущениями три стадии развития группы и превращения ее в коллектив в данной схеме соответствуют тем трем слоям, которые были выявлены А. В. Петровским и на основании которых была разработана идея разной степени деятельного определения всей системы отношений группы на соответствующих уровнях ее развития.
Методологическое значение малых групп в социально-психологической теории.
Выделение
проблемы малых групп в социальной
психологии в качестве самостоятельного
раздела в общем исследовании
групп имеет большое
Выявление специфики такого нового группообразования, как малая группа, позволяет увидеть перспективность применения в социальной психологии принципа деятельности. Он не просто декларируется, но в данном случае именно работает в исследовании. Гипотеза на этой стадии группа приобретает черты такого субъекта, ибо лишь при условии принятия всеми членами группы целей групповой деятельности, наличия у всех членов группы ценностно-ориентационного единства, определений всех отношений в группе предметной деятельностью можно в полной мере ставить вопрос о механизмах образования таких атрибутов всякого субъекта деятельности, как групповая потребность, групповой мотив, групповая цель. Таким образом, описание и анализ наиболее развитой формы группы дают ключ к исследованию всех других видов групп.
Анализ характеристик
малых групп способствует ликвидации
того разрыва образования в
Открытие малых групп как особого уровня развития группы дает возможность построения совершенно новой классификации групп. В настоящее время предложены две такие типологии. В типологию Л. И. Уманского в момент создания группы она имеет не только нулевую точку, но и отрезок отрицательной протяженности, соответствующий группам характера. С его точки зрения, это не обязательно фиксированные группы, например, шайки преступников, группы тунеядцев, но своеобразные модификации социально-позитивных групп, угроза для последних переродиться в социально-негативные образования. В предложенной типологии обозначены условия, при которых это может произойти к этому ведут процессы, возникновение особого группового эгоизма и так далее.
Вторая координата в типологии Л. И. Уманского предназначена для определения меры влияния группы на личность.
Если сделать поправку на продолжающиеся поиски адекватной терминологии, то из схемы видеть, что два предложенных в ней измерения позволяют серьезно продвинуться вперед в классификации реальных социальных групп, выступающих в качестве объектов социально-психологического анализа.
В соответствии
с общими установками концепции
деятельного определения
Общая схема приобретает такой вид.
Заключение
Делая вывод,
нужно заметить, что эту тему СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ
ФЕНОМЕНЫ И ДИНАМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В
МАЛОЙ ГРУППЕ и их общая характеристика
можно рассматривать очень
Также в
этой теме затрагивались проблемы коллектива,
это не просто так, потому что проблема
коллектива, будучи новой проблемой
в структуре социально-
Можно еще выделить то, что эта тема не прошла мимо такой темы как психология межгрупповых отношений, это потому, что эта проблематика до недавнего времени оставалась недостаточно исследованной. И если вы зададите вопрос , что общего между динамическими процессами в малой группе и психологией межгрупповых отношений , то можно ответить так, что логическим продолжением рассмотрением малых групп является область психологии межгрупповых отношений.
Список литературы
Андреева Г.М. Современная социальная психология на западе. 1978.
Буева Л. П. Социальная среда и сознание личности. 1965.
Донцов А.И. Проблемы групповой сплоченности. М 1979.
Кон И. С. Социология личности. 1967.
Парыгин Б. Я. Основы социально-психологической теории . 1971
Тихомиров О. К. Психологические механизмы целеобразования. 1977.