Объект и предмет психологии. Задачи психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 16:13, контрольная работа

Краткое описание

Родоначальником идеализма явился Платон (крупный рабовладелец). Он поделил всех людей по преимущественным качествам — разум (в голове), мужество (в груди), вожделение (в брюшной полости). Все руководящие органы — обладают разумом войны — мужеством, рабы — вожделением. Платон является родоначальником не только идеализма, но и дуализма. Но философ-идеалист Платон понимал душу человека как что-то божественное, отличающееся от тела. Душа, прежде чем попасть в тело человека, существует обособленно в высшем мире, где познает идеи — вечные и неизменные сущности. Попав в тело, душа начинает вспоминать виденное до рождения. Идеалистическая теория Платона, трактующая тело и психику как два самостоятельных и антагонистических начала, положила основу для всех последующих идеалистических теорий.

Содержание

1. Развитие психологии…………………………………………………………...3
2. Человек — существо социальное……………………………………………...6
3. Предмет психологии…………………………………………………………...7
4. Объект психологии……………………………………………………………10
5. Задачи психологии……………………………………………………………12
Список используемой литературы……………………………………………...13

Вложенные файлы: 1 файл

психология.docx

— 44.21 Кб (Скачать файл)

Предмет психологии как науки изменялся на протяжении ее исторического развития.

Функции психики – отражение окружающего мира и регуляция поведения и деятельности живого существа в целях обеспечения его выживания, осознание человеком своего места в окружающем мире.

Специфика психического отражения состоит в том, что  психические явления – это  субъективные отражения объективной  действительности. Субъективное отражение неизбежно связано с преобразованием информации, поступающей извне, в соответствии с той позицией, которую занимает данный человек: в каждый акт отражения включается накопленный им опыт, как бы спрессованный специфический путь его индивидуального развития.

Изучая психику, современная  научная психология в круг своего рассмотрения включает как собственно психические явления, так и психологические  факты. К психическим явлениям относят субъективные переживания или элементы внутреннего опыта субъекта: психические процессы, состояния и свойства.

Под психологическими фактами понимаются различные проявления психики – акты поведения, телесные и неосознаваемые психические процессы, психосоматические явления, продукты деятельности людей и др. Психические явления принято разделять на три большие группы: психические процессы, психические состояния и психические свойства. Они взаимосвязаны между собою, переходят один в другой, оказывают друг на друга взаимное влияние.

Психический процесс характеризуется как функциональная система в действии. Выделяют:

·              процессы психической регуляции (мотивационные процессы, которые инициируют, определяют интенсивность и временную организацию и направленность поведения. Центральным моментом мотивационного процесса является принятие решения и выбор варианта действия, который позволяет достичь наилучшего результата. Произвольную регуляцию поведения и деятельности человека обеспечивают процессы контроля. Они обычно следуют за мотивационной активацией и принятием решения. Благодаря им возможно выполнение действия и достижение необходимого результата;

·        когнитивные процессы, которые обеспечивают отражение мира и преобразование информации. К ним относятся ощущения, восприятие, память, мышление, речь, воображение, внимание;

·        эмоциональные процессы, которые осуществляют избирательное отношение человека к внешним и внутренним воздействиям. Психологическая функция эмоций – оценка явлений окружающей действительности и результатов поведения и деятельности, которая проявляется в форме эмоционального переживания.

Психические состояния – определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности. К психическим состояниям относят проявления эмоций (радость, тревога, гнев и т.д.), проявление внимания (сосредоточенность, рассеянность), воли (решительность, растерянность), мышления (сомнение) и т.д.

Психические свойства – это устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека. Психические свойства – это сложные структурные образования личности, к которым относят направленность личности (систему интересов, убеждений, потребностей, ценностей), темперамент, характер, способности. Психические свойства характеризуют человека в системе его субъективных отношений к себе, к людям и к миру в целом, проявляясь в каждом из его поступков, деяний,  поведении, стилях деятельности, способах общения и взаимодействия.

Психология как наука  развивается в условиях крайнего плюрализма, при наличии разных точек  зрения по поводу многих фундаментальных  вопросов, в т.ч. и проблемы предмета психологии. Тем не менее, для обозначения  явлений, изучением которых вы будете заниматься, необходимо дать общее определение. Психология – многоотраслевая область научного знания, предметом изучения которой являются закономерности психики как особой формы жизнедеятельности человека и поведения животных.

Психология, как любая  наука, решает теоретические и практические задачи. Основными ее задачами являются: качественное изучение принципов и  закономерностей функционирования психики, анализ закономерностей формирования и развития психики; изучение ее физиологических  механизмов, а также планомерное  внедрение психологических знаний в практику.

Психологи, как и представители  других наук, делятся на две категории. Одних психологов интересуют теоретические  аспекты. Они наблюдают психические  явления и психологические факты  в естественной обстановке или в  лаборатории, интерпретируют, систематизируют  полученные результаты. Вторая категория  психологов занята практической работой: диагностикой, коррекцией, профилактикой  психических нарушений.

Практический психолог решает множество повседневных задач и  вопросов. Но главной целью его  деятельности является психическое  и психологическое здоровье населения.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Объект психологии.

       Каждая  наука имеет свой предмет, свое направление познания и с bow конкретный объект исследования. Причем с точки зрения современной науки объект - это не то же самое, что предмет науки.

       Объект - далеко не весь предмет, а только тот аспект предмета, иногда совсем незначительный, который исследуется субъектом науки, т.е. ученым. Объект - это только аспект предмета, который включен в тот или иной процесс духовного освоения, в познавательную деятельность субъекта. Причем другая часть предмета, и нередко весьма значительная, неизбежно остается за пределами процесса познания.

       Учет  этого различия особенно важен  для понимания специфики отраслей  науки, имеющих сложный, многоплановый  предмет, к числу которых относится  и психология, в которой, как  мы уже видели, выявляются все  новые и новые объекты исследования.

       С учетом  этого различия предмет и объект  психологии определяются следующим  образом.

       Объект психологии - это закономерности психики как особой формы жизнедеятельности человека и поведения животных. Эта форма жизнедеятельности в связи с ее многоплановостью может изучаться в самых разнообразных аспектах, которые исследуются различными отраслями психологической науки.

      Они имеют  в качестве своего объекта: нормы и патологию в психике человека; виды конкретной деятельности, развитие психики человека и животных; отношение человека к природе и обществу и др.

      Масштабность  предмета психологии и возможность  выделения в ее составе разнообразных  объектов исследования привело  к тому, что в настоящее время  в рамках психологической науки  выделяются общие психологические теории. ориентирующиеся на различные научные идеалы, и психологическая практика, вырабатывающая специальные психотехники воздействия на сознание и управление им.

      Наличие  несоизмеримых психологических  теорий также порождает проблему различий между предметом и объектом психологии. Для бихевиориста объектом изучения является поведение, для христианского психолога — живое знание греховных страстей и пастырское искусство врачевания их. для психоаналитика — бессознательное и т.д.   

       Естественно  встает вопрос: возможно ли говорить  о психологии как единой науке,  имеющей общий предмет и объект  исследовании, или же следует  признать наличие множества психологии?   

       Сегодня  психологи считают, что психологическая  наука представляет собой единую  науку, которая, как и любая  другая, имеет свой особый предмет  и объект. Психология как наука  занимается изучением фактов  психической жизни, а также  раскрытием законов, которым подчиняются  психические явления. И какими  бы сложными путями ни продвигалась  на протяжении столетий психологическая  мысль, изменяя свой объект  исследования и тем самым все  глубже проникая в свой масштабный  предмет, как бы ни изменялись и обогащались знания о нем, какими бы терминами они ни обозначались, можно выделить основные блоки понятий, которые характеризуют собственно объект психологии, отличающий ее от других наук. 

        Важнейшим  итогом развития любой науки  является создание своего категориального  аппарата. Эта совокупность понятий  составляет как бы скелет, каркас  любой отрасли научного знания. Категории — это формы мышления, основные, родовые, начальные понятия;  это ключевые моменты, узлы, ступеньки  в процессе познания той или  иной сферы действительности.      

        Каждая  наука имеет свой комплекс, набор  категорий, свой категориальный  аппарат имеет и психологическая  наука. Он включает в себя  следующие четыре блока основных  понятий:

  • психические процессы - это понятие означает, что современная психология рассматривает психические явления не как что-то изначально данное в готовом виде, а как нечто формирующееся, развивающееся, как динамичный процесс, порождающий определенные результаты в виде образов, чувств, мыслей и т.п.;
  • психические состояния - бодрости или подавленности, работоспособности или усталости, спокойствия или раздражительности и т.п.;
  • психические свойства личности - с с общая направленность на тс или иные жизненные цели, темперамент, характер, способности. присущие человеку на протяжении длительного периода его жизни, например трудолюбие, общительность и т.п.;
  • психические новообразования — приобретенные в течение жизни знания, умения и навыки, которые являются результатом активности индивида.

         Конечно, указанные психические феномены существуют не отдельно, не изолированно. Они тесно взаимосвязаны и влияют друг на друга. Так. например, состояние бодрости обостряет процесс внимания, а состояние подавленности приводит к ухудшению процесса восприятия

Объектом психологии можно  считать психическую реальность, выражающуюся в мыслях, переживаниях, представлениях, чувствах, побуждениях, желаниях и пр.

 Существует много различных точек зрения на то, что изучает психология. Психология должна отвечать на вопрос о том, почему носитель психики ведёт себя так или иначе (поведение животных исследует раздел психологии «зоопсихология» и раздел зоологии «этология»). Для описания того теоретического конструкта, которым можно объяснить поведение человека, существуют разные названия, наиболее частое из которых —психика. Однако, например, бихевиористы отвергают задачу исследования любых ненаблюдаемых переменных, которые могли бы определить поведение, настаивая на том, что только само поведение и определяющая его внешняя ситуация могут быть предметом исследования.

 

5. Задачи психологии.

         Главной задачей психологии является познание психического путем раскрытия тех предметных связей, из которых психические явления впервые возникли и стали определяться как объективные факты. Поэтому психологическое познание понимается сегодня как опосредованное познание психического через раскрытие его существенных связей с окружающим миром.

        При таком понимании сущности психического становится очевидным, что из всех наук о человеке самой практичной является психология. Ведь изучая ее. можно многое обнаружить и в окружающем мире и в себе самом, и в других людях.

        Растущий  интерес к внутреннему духовному  миру людей связан и с тем,  что современная эпоха все  яснее обнаруживает в качестве ведущей тенденцию к интеграции всех сторон жизни современного общества: экономической, политической и духовной. Эта интегративная тенденция, линия на усиление целостности общественного развития проявляется и в том, что сегодня на смену традиционному, весьма узкому, технократическому пониманию задач экономической деятельности приходят модернизированные концепции, выдвигающие на первый план в хозяйственной деятельности не задачи технологические, а проблемы гуманитарно-психологические.

        Работники,  занятые в сфере современного  производства, все в большей степени  осознают свою деятельность не  только как использование высоких  технологий, но и как область,  участие в которой требует  от занятых в ней работников управления собой, другими людьми, их сообществами.

          Акио Морита - руководитель известной японской электротехнической компании — утверждает, что «успешным предприятие могут сделать только люди».

          Таким образом, для того чтобы  быть успешным, современный работник, бизнесмен, менеджер, любой специалист  должен обеспечивать своей деятельностью  решение двуединой задачи:

Информация о работе Объект и предмет психологии. Задачи психологии