Объект, предмет и задачи специальной психологии. Методы специальной психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 19:57, доклад

Краткое описание

Объект специальной психологии как науки - это человек с нарушениями в развитии, то есть существующий в депривации (недостаточности).
Предмет специальной психологии - различные формы и стороны развития психики в неблагоприятных условиях.

Вложенные файлы: 1 файл

специальная психология.docx

— 32.95 Кб (Скачать файл)

Объект, предмет и задачи специальной психологии. Методы специальной психологии.

1.1 Объект и  предмет специальной психологии

Объект специальной психологии как науки - это человек с нарушениями в развитии, то есть существующий в депривации (недостаточности).

Предмет специальной психологии - различные формы и стороны развития психики в неблагоприятных условиях.

1.2 Задачи специальной  психологии

1. Изучение закономерностей  и особенностей психического  развития детей и взрослых  с различными психическими и  физическими недостатками в разных  условиях, и прежде всего в  условиях коррекционного обучения;

2. Создание методов и  средств психологической диагностики нарушений развития;

3. Разработка средств психологической коррекции недостатков развития;

4. Психологическое обоснование  содержания и методов обучения  и воспитания в системе специальных  образовательных учреждений;

5. Психологическая оценка  эффективности содержания и методов  обучения детей с недостатками  развития в разных условиях;

6. Психологическое изучение  социальной адаптации лиц с  недостатками;

7. Психологическая коррекция  дезадаптации. В настоящее время наиболее актуальной задачей является разработка диагностических методик.

1.3 Методы специальной психологии

В специальной психологии отсутствуют какие-либо особые, специальные методы исследования. В ней, как и в общей, детской и педагогической психологии, применяются:

1. Индивидуальный и групповой  лабораторный психологический эксперимент - это активное вмешательство  исследователя в деятельность  испытуемого с целью создания  условий, которые выявляют какой-либо психологический факт.

2. Наблюдение - целенаправленное  восприятие объекта изучения, заключающийся в фиксации проявления поведения и получения суждений о субъективных психических явлениях.

3. Изучение продуктов  деятельности (например, анализ письменных  работ детей, изучение их рисунков, предметов, производимых ими в  процессе трудового обучения  и др.),

 

4. Анкетирование - группа  психодиагностических методик, где  задания представлены в виде  вопросов или утверждений и  предназначены для получения  данных со слов обследуемого.

5. Проективные методики (предназначены  для диагностики личности):

Методики структурирования - формирование стимулов, предание им некоторого смысла.

Методики конструирования - создание из деталей осмысленного целого.

Методики интерпретации - это истолковывание каких-либо событий, ситуаций.

Методики дополнения - например: незаконченное предложение.

Методики экспрессии - рисование.

Методики катарсиса - игровая деятельность в особо организованных условиях.

Методики импрессии - предпочтение одних стимулов другим.

6. Обучающий эксперимент - форма естественного эксперимента, который характеризуется тем, что  изучение тех или иных психических  процессов происходит при их  целенаправленном формировании. При  этом с помощью данного метода  выявляется не столько наличное  состояние знаний, умений, навыков, сколько особенности их становления.

7. Условно-рефлекторные методики

Каждая из методик применяется в определённых целях и с учётом индивидуальных особенностей объекта изучения.

 

 

История развития специальной психологии

 Человек с недостатком в функции какого-либо (например, глухой или слепой), страдающий умственным недоразвитием, имеющий физические уродства, издавна привлекал к себе не только праздное любопытство обывателей, но и научный и человеческий интерес служителей церкви, анатомов, философов, педагогов и писателей. В известном романе В. Гюго "Человек, который смеется'' описан весь трагизм и одиночество человека, непохожего на других.  Даже сейчас, когда известны причины возникновения большинства отклонений в психофизическом развитии, на восприятие людей с теми или иными проблемами в развитии оказывает влияние феномен "веры в справедливый мир'' - у человека есть своего рода защитная реакция на несчастья: если они с кем-то случаются, то он этого заслуживает. В специальных экспериментах было показано, что чем сильнее страдает жертва, тем большую антипатию она вызывает и тем больше испытуемые склонны оправдывать ее мучения [1, с. 12].

 Первой наукой, пытавшейся  понять природу отклонений, была, безусловно, медицина. Именно в области  клиники стали накапливаться  первые научные сведения о  причинах и формах отклонений  в психическом развитии. Поворотным  пунктом в развитии специальной  психологии стало распространение  гуманистических идей французских  просветителей в ХVIII столетии. Под влиянием этих идей серьезно меняется отношение общества к инвалидам и начинается систематическое обучение детей с нарушениями в развитии [2, с. 24].

 Наиболее рано выделились  в качестве направлений специальной  психологии олигофренопсихология (психология умственно отсталых); сурдопсихология (психология глухих), тифлопсихология (психология слепых).

Олигофренопсихология охватывает широкий круг вопросов, связанных с изучением механизмов и структуры дефекта умственно отсталых детей, а также с динамикой их спонтанного и направленного развития.

 Этот раздел специальной  психологии формировался как  сравнительная психология нормальных  и аномальных детей. Необходимо  было установить факторы, определяющие  своеобразие психического развития  при умственной отсталости, особенно  специфику познавательных процессов, поскольку данная проблематика  не разрабатывалась детской психологией.

Соответствующие исследования позволили выявить не только закономерности психического развития умственно отсталых детей, но и решить общенаучные теоретические задачи, в частности, раскрыть некоторые закономерности развития психики, общие как для нормально развивающихся, так и для умственно отсталых детей. Развитие олигофренопсихологии связано с именами Л.В. Занкова, Ж.И. Шиф, В.Г. Петровой, Г.М. Дульнева, Б.И. Пинского, Н.Т. Морозовой, X.С. Замского, С.Я. Рубинштейн и др. Ныне в этой области активно работают М.Н. Перова, В.Г. Петрова, В.В. Воронкова, Ю.Т. Матасов и др.

Сурдопсихология также имеет богатую историю: когнитивное развитие при дефектах слуха исследовалось достаточно широко. Результаты научных исследований отражены в монографиях о психологии глухих и слабослышащих детей: их речи и мышлении (Боскис Р.М., 1963; Шиф Ж.И., 1968); познавательной деятельности (Соловьев И.М., 1971); развитии у них памяти и мышления (Розанова Т.В., 1978). В настоящее время в этой области развивают исследования М.Н. Никитина, Е.Г. Речицкая, Б.Е. Пеннин и др.

В центре внимания многих исследователей находилась проблема социальной адаптации глухих детей. Особо изучалась также взаимосвязь развития у них речи и других высших психических функций. Многочисленные исследования, проведенные учеными и учителями-практиками, позволили сделать вывод о своеобразии развития речи глухих и слабослышащих детей, обусловленности этим своеобразием их познавательной деятельности и личности. В результате удалось доказать продуктивность раннего обучения таких детей устной речи с использованием остаточного слуха на основе предметно-практической деятельности. Установлено, что дошкольное обучение обеспечивает психическое развитие глухого ребенка, приближающееся к норме. Основываясь на научных данных, формы и организация помощи детям дошкольного возраста с нарушениями слуха постоянно совершенствуют.

 В ходе изучения  слабослышащих детей разрабатывалась  теоретическая проблема влияния  частичного дефекта на психическое  развитие ребенка. Выяснилось, что  возраст, когда снизился слух, степень  сохранности слуха, а также уровень  развития речи сказываются на  психическом прогрессе ребенка  в целом. У слабослышащих детей  потенциальные возможности развития  оказались выше по сравнению  с глухими детьми. Этот вывод  существенен для общепсихологической  теории, так как акцентирует роль  сенсорной стимуляции в психическом  развитии.

Тифлопсихология тоже изучает психическое развитие в условиях сенсорной недостаточности. В этом разделе специальной психологии подробно исследуется познавательная деятельность при дефектах зрения, научно обосновываются методы обучения детей с нарушениями зрения (Земцова М.И., Кулагин Ю.Г., 1984; Костючек Н.С., Литвак А.Г., 1972; Солнцева Л.И. и др.). Эти исследования в настоящее время актуальны и продолжаются Л.И. Плаксиной, Г.И. Никулиной, В.А. Феоктистовой и многими другими.

 Современная специальная  психология включает в себя  психологию детей с сочетанием  нарушений (например, слепоглухонемота).

 Большой вклад в  изучение слепоглухонемых детей  внесли И.А. Соколянский, А.И. Мещеряков, А.В. Ярмоленко и др. Ими была  доказана и подтверждена на  практике возможность достаточно  высокого уровня развития слепоглухонемых. В литературе описаны уникальные  случаи компенсации слепоглухих, которые овладевали устной речью, достигали высокого уровня интеллектуального  развития и значительных успехов  в обыденной жизни (Л. Бриджмен, Э. Келлер, О.И. Скороходова, О.И. Виноградова и др.). Широко известна книга Э. Келлер "История одной души'' и книга О.И. Скороходовой "Как я воспринимаю и представляю окружающий мир''.

 У значительного количества  детей с атипичным развитием  имеются нарушения речи. Для многих  из них эти нарушения являются  ведущими, первичными. Такие нарушения изучаются логопсихологией - разделом специальной психологии, возникшим на базе логопедии. Логопсихология выделилась относительно недавно, хотя соответствующие исследования проводились еще на заре развития логопедии.

 Систематическое изучение  неговорящих детей (алаликов) и накопление фактов, отражающих особенности их психического развития, позволили создать психологическую классификацию алалий (Левина Р. Е., 1952). В последующие годы внимание исследователей речевой патологии сместилось на изучение механизмов и структуры речевых нарушений, разработку методов их коррекции. Эти проблемы решались в русле теоретической логопедии. В настоящее время в изучении состояния психики при нарушениях речи используется системный анализ (И.Т. Власенко, Е.Ф. Соботович, О.Н. Усанова, Г.В. Чиркина, Г.А. Волкова, Р.И. Лалаева, Ю. Гаркуша и др.). Методологической основой данных научных исследований являются представления Л.С. Выготского о первичных и вторичных дефектах, о межфункциональных взаимодействиях при нарушении системогенеза.

 Как видно из краткого  исторического обзора, проблематика  специальной психологии преимущественно  была связана с задачами специального  обучения, поэтому исследовалось  в основном когнитивное развитие  детей. Большое внимание уделялось  описанию нарушений развития  и поиску их механизмов. В разные  годы такое описание делалось  на основании достижений различных  наук, вследствие чего до сегодняшнего  дня отсутствует единая классификация  атипий.

 Развитие специальной  психологии позволило решить  целый ряд теоретических и  практических задач:

произошло углубление общепсихологического понимания познавательной деятельности; в специальной психологии описаны факты нарушений психического развития, разработаны и апробированы психодиагностические системы для выявления и дифференциации различных видов этих нарушений;

проделана и продолжается колоссальная работа по научно-методическому обеспечению обучения и воспитания детей с нарушениями психического и физического развития.

 Гораздо меньше внимания  уделялось становлению личности  лиц с атипией развития и их социальной адаптации. В то же время адаптация этого контингента к обычной жизни - самая актуальная проблема, ведь многие из них растут и вырастают в не вполне естественных условиях. Порой улучшение их социальной адаптации требует больших усилий разных специалистов. Несомненно, исследователям предстоит глубже изучить факторы социальной адаптации этих людей и такие производные их адаптации, как межличностные отношения, общую удовлетворенность жизнью и т.д. В целом исторический анализ свидетельствует о неразрывности и взаимообусловленности специальной психологии и дефектологии, особенно наглядна подобная взаимосвязь с важной составляющей дефектологии - специальной педагогикой.

 

 

7. Этиология нарушений

Под этиологией понимают не только причины возникновения тех или иных нарушений, но и условия, которые способствуют их появлению. Так, экзогенные вредности в зависимости от наследственной предрасположенности, определяющей чувствительность мозговых структур к тем или иным воздействиям, могут привести к разным по тяжести отклонениям в развитии. Совпадение во времени различных влияний также приводит к неодинаковым конечным результатам. Среди причин, вызывающих ухудшение психического здоровья детей, на первом месте стоит поражение центральной нервной системы различной степени тяжести, на втором — хронические соматические заболевания.

 

 

Понятие нормы в сепц.психологии 
Определение «степени нормальности» человека – сложная и ответственная междисциплинарная проблема. Личностно ориентированный подход, являющийся в настоящее время основной стратегией как отечественной, так и мировой системы образования на всех его уровнях, требует от любого педагога владения необходимыми знаниями и навыками, позволяющими ему обеспечить «индивидуальную траекторию развития» не только так называемого среднестатистического ребенка, но ребенка, отличающегося яркой индивидуальностью и неповторимостью.

Информация о работе Объект, предмет и задачи специальной психологии. Методы специальной психологии