Объект, предмет и задачи специальной психологии. Методы специальной психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 19:57, доклад

Краткое описание

Объект специальной психологии как науки - это человек с нарушениями в развитии, то есть существующий в депривации (недостаточности).
Предмет специальной психологии - различные формы и стороны развития психики в неблагоприятных условиях.

Вложенные файлы: 1 файл

специальная психология.docx

— 32.95 Кб (Скачать файл)

В связи с этим «норма» по отношению к уровню психосоциального развития человека все больше «размывается» и рассматривается в различных значениях.

^ Статистическая норма  – это такой уровень психосоциального  развития человека, который соответствует  средним качественно-количественным  показателям, полученным при обследовании  представительной группы популяции  людей того же возраста, пола, культуры и т.д. Ориентация на  статистическую норму развития  тех или иных психических качеств  особенно важна на этапе первичной  диагностики психического состояния  ребенка при определении характера  основного нарушения, его выраженности. Обычно статистическая норма представляет собой определенный диапазон значений развития какого-либо качества (роста, веса, уровня развития интеллекта, отдельных его составляющих и т.п.), расположенных около среднего арифметического, как правило, в пределах стандартного квадратичного отклонения. Попадание в эту зону собственно средней статистической нормы означает уровень развития, свойственный не менее чем 68% лиц данной возрастной категории, пола и т.д. Имеющиеся качественно-количественные нормативы возрастного развития, обеспеченные соответствующей системой диагностических методов, позволяют квалифицировать с большей или меньшей точностью наблюдаемые особенности детского развития как индивидуальные варианты нормативного развития или как «отклонения». Чем дальше какая-либо характеристика развития человека от зоны средних величин, тем с большим основанием можно квалифицировать данный случай как отклонение.

Ориентация на статистическую норму важна прежде всего на этапе выявления недостатков в развитии и определения меры их патологичности, требующей специальной психолого-педагогической, а в некоторых случаях и медицинской помощи.

^ Функциональная норма. В  основе концепции функциональной  нормы лежит представление о  неповторимости пути развития  каждого человека, а также о  том, что любое отклонение можно  считать отклонением только в  сопоставлении с индивидуальным  трендом развития каждого человека. Другими словами, это своего рода  индивидуальная норма развития, которая является отправной точкой  и одновременно целью реабилитационной  работы с человеком, независимо  от характера имеющихся у него  нарушений. В данном контексте следует признать, что достигнутое состояние только тогда можно считать нормой, когда в процессе самостоятельного развития или в результате специальной коррекционно-педагогической работы наблюдается такое сочетание взаимоотношений личности и социума, при котором личность без длительных внешних и внутренних конфликтов продуктивно выполняет свою ведущую деятельность, удовлетворяет свои основные потребности и при этом в полной мере отвечает тем требованиям, которые предъявляет к ней социум в зависимости от возраста, пола, уровня психосоциального развития. Это своего рода гармоничный баланс между возможностями, желаниями и умениями, с одной стороны, и требованиями со стороны социума – с другой.

 

Именно обретение ребенком такого баланса, несмотря на различные первичные нарушения, и является основным критерием эффективности оказываемой ребенку помощи. Именно данное состояние можно рассматривать в качестве основного показателя душевного здоровья человека и рассматривать его в качестве критерия оптимального уровня социально-психологической адаптированности.

Мы считаем ребенка нормальным:

а) когда уровень его развития соответствует уровню большинства детей его возраста или старшего возраста, с учетом развития общества, членом которого он является;

б) когда ребенок развивается в соответствии с его собственным общим трендом, определяющим развитие его индивидуальных свойств, способностей и возможностей, ясно и однозначно стремясь к полному развитию отдельных составных частей и их полной интеграции, преодолевая возможные отрицательные влияния со стороны собственного организма и средового окружения;

в) когда ребенок развивается в соответствии с требованиями общества, определяющими как его актуальные формы поведения, так и дальнейшие перспективы его адекватного творческого социального функционирования в период зрелости.

^ Идеальная норма –  это некое оптимальное развитие  личности в оптимальных для  нее социальных условиях. Можно  сказать, что это высший уровень  нормы функциональной.

 

Виды отклоняющегося развития

Отклонения возникают в процессе внутриутробного, послеродового развития или в результате действия наследственных факторов. В зависимости от причин возникновения аномалий и нарушения развития их подразделяют на врожденные и приобретенные.

 К первой группе  врожденных нарушений относятся  патогенные факторы, вызывающие  заболевания матери в период  беременности:

 – токсикозы,

 – интоксикация,

 – нарушение обмена  веществ,

– иммунно-патологические состояния и многообразная акушерская патология (узкий таз, затяжные или стремительные роды, обвитие пуповиной, неправильное предлежание плода и др.).

 Помимо указанных факторов  определенную роль играют некоторые  химические вещества, радиоактивное излучение.

 Наиболее тяжелые поражения  нервной системы, органов слуха, зрения, нарушения в физическом  и психическом развитии бывают  при токсоплазмозе. Возбудитель  проникает из организма матери  в плод через плаценту. При  врожденной краснухе отмечаются  разнообразные поражения зрения, а также двигательные нарушения. К последствиям внутриутробных  инфекций нервной системы относят  микроцефалию, гидроцефалию, параличи  и парезы, непроизвольные навязчивые движения (гиперкинезы).

 Возможны различные  эмбриональные мозговые поражения  вследствие резус-несовместимости крови матери и плода. В этом случае часто страдают подкорковые образования, височные области коры и слуховые нервы.

 Существует отчетливая  связь между временем патогенного  воздействия на развивающийся  организм и клиническими проявлениями: чем раньше в эмбриогенезе  повреждается мозг плода, тем  более выражены последствия вредоносных влияний.

 Ко второй группе  врожденных нарушений относятся  наследственные генетические поражения. Они характеризуются разнообразными  наследственно обусловленными отклонениями  в обмене веществ. Так, нарушение  хромосомных наборов родителей  могут привести к наследованию  некоторых форм олигофрении (болезнь  Дауна), различных типов глухоты, определенных дефектов зрительного анализатора.

 Крайне отрицательно  влияют на потомство, вызывая  врожденные аномалии, алкоголизм  и наркомания родителей.

^ Приобретенные нарушения  включают разнообразные отклонения  в развитии, вызванные природовыми и послеродовыми поражениями организма ребенка.

 Ведущее место в  данной группе патологии занимают  асфиксия (кислородная недостаточность) и внутричерепная родовая травма.

 Внутричерепная родовая  травма – собирательное понятие, включающее неоднородные по этиологии  и патогенезу изменения центральной  нервной системы, возникшие в  период родов. К внутричерепной  родовой травме относят кровоизлияния  в вещество мозга и его оболочки, а также другие расстройства  мозгового кровообращения, вызывающие  структурные изменения нервной  системы. Возникновению внутричерепной  травмы способствуют разные виды  акушерской патологии, а также  неправильная техника проведения  родоразрешающих операций. Внутричерепные кровоизлияния во время родов возникают в связи с механической травмой головки плода, в результате чего повреждаются сосуды.

 Особую группу составляют  детские церебральные параличи, которые являются следствием  повреждений мозга. Характерная  особенность детских церебральных  параличей – нарушение моторного  развития ребенка, обусловленное прежде всего аномальным распределением мышечного тонуса и нарушением координации движений. Двигательные нарушения часто сочетаются с чувствительными расстройствами, задержкой физического и речевого развития, судорогами.

 Послеродовые приобретенные  аномалии развития в основном  являются последствиями перенесенных  в раннем детском возрасте  заболеваний. К этим заболеваниям  относятся инфекционные болезни  нервной системы. В инфекционный  процесс могут вовлекаться все  отделы центральной, периферической  и вегетативной нервной системы, оболочки и сосуды мозга.

 К нейроинфекционным  заболеваниям относятся менингиты  и энцефалиты. Заболевание менингитом (воспаление мозговых оболочек) может  привести к развитию гидроцефалии, глухоте, двигательным расстройствам, задержке физического развития.

 Последствия перенесенного  энцефалита (воспаления головного  мозга) во многом зависит от  возраста больного. В раннем детском  возрасте он может стать причиной  глубоких задержек психического  и моторного развития, аффективных  вспышек, неустойчивого настроения.

 К острым инфекционным  заболеваниям нервной системы  относится полиомиелит. Вирус, попадая  в центральную нервную систему, избирательно поражает двигательные  нейроны головного и спинного  мозга, а также оболочки мозга. Болезнь приводит к резкому  ограничению двигательной способности  и характеризуется стойкими параличами  отдельных групп мышц. К поражениям  нервной системы приводят также  такие инфекционные болезни, как  грипп и корь.

^ Черепно-мозговая травма  составляет от 25-45% всех случаев  повреждений в детском возрасте. Черепно-мозговые повреждения делятся  на закрытые (сотрясения, ушиб, сдавление  мозга), при которых сохраняется  целостность костей и твердой  мозговой оболочки, и открытые, которые  могут быть непроникающими при  сохранности мозговой оболочки  и проникающими при ее повреждении. Следствием черепно-мозговых травм  могут быть патологические изменения  двигательных и психических функций (параличи, расстройства слуха, зрения, нарушение памяти и речи, снижение  интеллектуальной деятельности  и др.)

 

Понятие дезонтогенеза

формирования структур организма от нормального развития. «Дизонтогения» - различные формы нарушений онтогенеза, включая и постнатальный. Практически любое длительное патологическое воздействие на незрелый мозг может привести к отклонению психического развития. Его проявления будут различны в зависимости от этиологии, локализации, степени распространенности и выраженности поражения, времени его возникновения и длительности воздействия, а также социальных условий, в которых оказался больной ребенок. Дизонтогения - «аномалия развития». Нарушения нервной системы могут быть вызваны как биологическими факторами, так и социальными.

Биологические:

пороки развития мозга, связанные с поражением генетического материала. (хромосомные аберрации, генные мутации, наследственно обусловленные дефекты обмена и др.).

внутриутробные нарушения (в связи с тяжелыми токсикозами беременности, краснухой и другими инфекциями, различными интоксикациями, в том числе гормонального и лекарственного происхождения),

патологии родов,

инфекции,

интоксикации

травмы

опухолевые образования раннего постнатального периода.

Незрелость развития мозга, слабость гематоэнцефалического барьера обусловливают повышенную восприимчивость центральной нервной системы ребенка к различным вредностям.

Большое  значение имеет время повреждения. Объем поражения тем более выражен, чем раньше действует патогенный фактор. Одни и те же пороки развития могут возникать в результате действия различных внешних причин, но в один период развития, и, наоборот, одна и та же причина, действуя в разные периоды внутриутробного онтогенеза, может вызвать разные виды аномалий развития. Для поражения нервной системы особенно неблагоприятно воздействие вредности в первую треть беременности.

Характер нарушения также зависит от мозговой локализации процесса и степени его распространенности. Особенностью детского возраста является, с одной стороны, незрелость, а с другой — большая, чем у взрослых тенденция к росту и обусловленная ею способность к компенсации дефекта ( Г. Е. Сухарева).

Большое значение имеет интенсивность повреждения мозга. При органических поражениях мозга в детском возрасте, наряду с повреждением одних систем, наблюдается недоразвитие других, функционально связанных с поврежденной.

Социальные:

 Чем раньше сложились  для ребенка неблагоприятные  социальные условия, тем более  грубыми и стойкими будут нарушения  развития.

 микросоциально-педагогическая запущенность - задержка интеллектуального и в определенной мере эмоционального развития, обусловленная культуральной депривацией — неблагоприятными условиями воспитания, создающими значительный дефицит информации и эмоционального опыта на ранних этапах развития.

Патохарактерологическое формирование   личности — аномалия развития эмоционально-волевой сферы с наличием стойких аффективных изменений, вегетативной дисфункции, вызванная длительными неблагоприятными условиями воспитания и возникшая в результате патологически закрепившихся реакций протеста, имитации, отказа, оппозиции и т. д.

 

 

 


Информация о работе Объект, предмет и задачи специальной психологии. Методы специальной психологии