Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 19:57, доклад
Объект специальной психологии как науки - это человек с нарушениями в развитии, то есть существующий в депривации (недостаточности).
Предмет специальной психологии - различные формы и стороны развития психики в неблагоприятных условиях.
В связи с этим «норма» по отношению к уровню психосоциального развития человека все больше «размывается» и рассматривается в различных значениях.
^ Статистическая норма
– это такой уровень
Ориентация на статистическую норму важна прежде всего на этапе выявления недостатков в развитии и определения меры их патологичности, требующей специальной психолого-педагогической, а в некоторых случаях и медицинской помощи.
^ Функциональная норма. В
основе концепции
Именно обретение ребенком такого баланса, несмотря на различные первичные нарушения, и является основным критерием эффективности оказываемой ребенку помощи. Именно данное состояние можно рассматривать в качестве основного показателя душевного здоровья человека и рассматривать его в качестве критерия оптимального уровня социально-психологической адаптированности.
Мы считаем ребенка нормальным:
а) когда уровень его развития соответствует уровню большинства детей его возраста или старшего возраста, с учетом развития общества, членом которого он является;
б) когда ребенок развивается в соответствии с его собственным общим трендом, определяющим развитие его индивидуальных свойств, способностей и возможностей, ясно и однозначно стремясь к полному развитию отдельных составных частей и их полной интеграции, преодолевая возможные отрицательные влияния со стороны собственного организма и средового окружения;
в) когда ребенок развивается в соответствии с требованиями общества, определяющими как его актуальные формы поведения, так и дальнейшие перспективы его адекватного творческого социального функционирования в период зрелости.
^ Идеальная норма –
это некое оптимальное
Виды отклоняющегося развития
Отклонения возникают в процессе внутриутробного, послеродового развития или в результате действия наследственных факторов. В зависимости от причин возникновения аномалий и нарушения развития их подразделяют на врожденные и приобретенные.
К первой группе
врожденных нарушений
– токсикозы,
– интоксикация,
– нарушение обмена веществ,
– иммунно-патологические состояния и многообразная акушерская патология (узкий таз, затяжные или стремительные роды, обвитие пуповиной, неправильное предлежание плода и др.).
Помимо указанных факторов
определенную роль играют
Наиболее тяжелые поражения
нервной системы, органов слуха,
зрения, нарушения в физическом
и психическом развитии бывают
при токсоплазмозе. Возбудитель
проникает из организма матери
в плод через плаценту. При
врожденной краснухе
Возможны различные
эмбриональные мозговые
Существует отчетливая
связь между временем
Ко второй группе
врожденных нарушений
Крайне отрицательно влияют на потомство, вызывая врожденные аномалии, алкоголизм и наркомания родителей.
^ Приобретенные нарушения
включают разнообразные
Ведущее место в
данной группе патологии
Внутричерепная родовая
травма – собирательное
Особую группу составляют
детские церебральные параличи,
которые являются следствием
повреждений мозга. Характерная
особенность детских
Послеродовые приобретенные
аномалии развития в основном
являются последствиями
К нейроинфекционным
заболеваниям относятся
Последствия перенесенного
энцефалита (воспаления головного
мозга) во многом зависит от
возраста больного. В раннем детском
возрасте он может стать
К острым инфекционным
заболеваниям нервной системы
относится полиомиелит. Вирус, попадая
в центральную нервную систему,
избирательно поражает
^ Черепно-мозговая травма
составляет от 25-45% всех случаев
повреждений в детском
Понятие дезонтогенеза
формирования структур организма от нормального развития. «Дизонтогения» - различные формы нарушений онтогенеза, включая и постнатальный. Практически любое длительное патологическое воздействие на незрелый мозг может привести к отклонению психического развития. Его проявления будут различны в зависимости от этиологии, локализации, степени распространенности и выраженности поражения, времени его возникновения и длительности воздействия, а также социальных условий, в которых оказался больной ребенок. Дизонтогения - «аномалия развития». Нарушения нервной системы могут быть вызваны как биологическими факторами, так и социальными.
Биологические:
пороки развития мозга, связанные с поражением генетического материала. (хромосомные аберрации, генные мутации, наследственно обусловленные дефекты обмена и др.).
внутриутробные нарушения (в связи с тяжелыми токсикозами беременности, краснухой и другими инфекциями, различными интоксикациями, в том числе гормонального и лекарственного происхождения),
патологии родов,
инфекции,
интоксикации
травмы
опухолевые образования раннего постнатального периода.
Незрелость развития мозга, слабость гематоэнцефалического барьера обусловливают повышенную восприимчивость центральной нервной системы ребенка к различным вредностям.
Большое значение имеет время повреждения. Объем поражения тем более выражен, чем раньше действует патогенный фактор. Одни и те же пороки развития могут возникать в результате действия различных внешних причин, но в один период развития, и, наоборот, одна и та же причина, действуя в разные периоды внутриутробного онтогенеза, может вызвать разные виды аномалий развития. Для поражения нервной системы особенно неблагоприятно воздействие вредности в первую треть беременности.
Характер нарушения также зависит от мозговой локализации процесса и степени его распространенности. Особенностью детского возраста является, с одной стороны, незрелость, а с другой — большая, чем у взрослых тенденция к росту и обусловленная ею способность к компенсации дефекта ( Г. Е. Сухарева).
Большое значение имеет интенсивность повреждения мозга. При органических поражениях мозга в детском возрасте, наряду с повреждением одних систем, наблюдается недоразвитие других, функционально связанных с поврежденной.
Социальные:
Чем раньше сложились
для ребенка неблагоприятные
социальные условия, тем более
грубыми и стойкими будут
микросоциально-педагогическая запущенность - задержка интеллектуального и в определенной мере эмоционального развития, обусловленная культуральной депривацией — неблагоприятными условиями воспитания, создающими значительный дефицит информации и эмоционального опыта на ранних этапах развития.
Патохарактерологическое формирование личности — аномалия развития эмоционально-волевой сферы с наличием стойких аффективных изменений, вегетативной дисфункции, вызванная длительными неблагоприятными условиями воспитания и возникшая в результате патологически закрепившихся реакций протеста, имитации, отказа, оппозиции и т. д.
Информация о работе Объект, предмет и задачи специальной психологии. Методы специальной психологии