Одаренность детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2013 в 19:47, творческая работа

Краткое описание

Целью проекта является изучить проявление одаренности у детей дошкольного возраста и возможные пути ее диагностики.
В процессе исследования были выдвинуты такие задачи:
1. рассмотреть концепции одаренности зарубежных и отечественных исследователей;
2. раскрыть проблему одаренности у детей дошкольного возраста;
3. проанализировать методы диагностики интеллектуальных способностей и одаренности у детей.

Вложенные файлы: 1 файл

проект ПОКАЗАТЕЛИ ОДАРЕННОСТИ У ДЕТЕЙ - полная работа.doc

— 188.50 Кб (Скачать файл)

Любая форма обучения, независимо от степени насыщенности содержания интеллектуально-ориентированных заданий, в той или иной степени способствует увеличению индивидуальных интеллектуальных возможностей.

Многочисленные исследования, проводимые, как в отечественной, так и в зарубежной психологии убедительно доказывают, что одаренность есть образование больше динамическое, нежели статическое. Установлена прямая зависимость характера и уровня развития одаренности от конкретных методов и приемов обучения, которые применялись по отношению к данной конкретной личности. Одаренность даже сводится некоторыми исследователями непосредственно к обучаемости10.

Определены четкие параллели  между той социальной средой, в  которой воспитывался ребенок и характером, а также уровнем сформированности его способностей (Е.В. Гурьянова, П.П. Соколова). Особая важность придается в отечественной психологии возрастным особенностям, оказывающим значительное влияние на развитие детской одаренности

2. Проблема одаренности у детей дошкольного возраста.

 

 

В настоящее время внимание многих психологов и педагогов, как в нашей стране, так и за рубежом привлекает проблема детской одаренности, ее природы, возможностей выявления и создания особых образовательных программ для одаренных детей. При этом диагностика одаренности и работа с одаренными детьми базируются на тех данных, которые были получены в специальных исследованиях. Исследования же детской одаренности чрезвычайно разнообразны. Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности, в том числе имеющей стихийный, самодеятельный характер.

Палитра проявлений одаренности дошкольника разнообразна – это умственная, творческая, музыкальная, художественная, психомоторная одаренность. Каждая из них имеет свои сенситивные периоды, знания о которых открывают возможности для эффективного формирования способностей.

На разных возрастных этапах развития умственная одаренность проявляется по-своему11. Каждый период детства вносит свой вклад в формирование познавательных способностей человека. Открытая эмоциональность, непосредственность восприятия окружающего, склонность к фантазированию – характерные для психики дошкольника черты. Они накладывают отпечаток на ход развития ребенка, определяют возрастные особенности формирования его способностей. В дошкольном детстве складываются в первую очередь способности в области наглядно-образного мышления и воображения. Они состоят главным образом в умении создавать и использовать образы окружающих предметов, явлений и связей между ними.

Яркая познавательная потребность, стремление к познанию способствует быстрому развитию мышления и речи дошкольника, накоплению знаний. Такие дети развиваются с опережением. Познавательная потребность у них всегда сопровождается ярко выраженными положительными эмоциями – чувством радости, удовольствия, восторга, успеха и побуждает к непрерывному поиску новой информации. Проявлением незаурядности ребенка может быть его креативность. Когда речь идет об этом виде одаренности, то суть проблемы заключается не столько в выявлении и отборе детей с яркими творческими возможностями, сколько в развитии их у всей без исключения дошкольников.

Креативность проявляется  как способность к творческой самореализации в различных областях и у дошкольников обнаруживается в способности к неожиданным  сопоставлениям, обобщениям, в придумывании фантастических историй, в эмоциональном  реагировании на необычные ситуации и т.д. Другие дети стремятся к самовыражению в рисунках, танцах, пении, стихах. Одаренные дошкольники проявляют большой интерес к различным видам игр, занятий, но преимущественно к тем, в которых они могут раскрывать себя творчески.

Центральное место в  развитии наглядно-образного мышления занимает способность создавать  и использовать образы, отображающие не целостные предметы и ситуации, а их общее строение, соотношение  их основных признаков или частей. Такие образы называются модельными, а способность создавать и использовать их – способностью к наглядному моделированию12.

Способность к наглядному моделированию  обнаруживается, когда ребенок создает  в уме план будущей игры, сказки, постройки, рисунка – во всех этих случаях планирование действий осуществляется в форме образов-представлений, содержащих не все детали действительности, которую ребенок хочет отобразить, а лишь ее общее строение, соотношение частей.

Модельные образы напоминают используемые взрослыми схемы, планы, чертежи, диаграммы и другие виды схематических изображений. Они могут достигать высокой степени условности и символичности – в виде таких образов отображаются и такие явления, которые увидеть или представить себе невозможно (например, отношения между главными и второстепенными ролями в игре, отношения части и целого или функциональные зависимости величин в математике и т. п.).

Самая простая из способностей, относящихся  к воображению, состоит в построении образа отдельного предмета по одной  из его важных частей или одному из значимых признаков. Например, ребенок, увидев прямоугольный листок картона, узнает в нем телевизор, дом и т. п. Создание такого образа мы называем опредмечиванием. Другая, более сложная способность – развертывание образа предмета или ситуации на основании какой-либо незначительной детали, только напоминающей о них, но не представляющей собой значимого признака.

Примером здесь может служить  создание ребенком замысла сложной  конструкции крепости, поскольку  имеющийся в наборе строительного  материала цилиндр показался ему подходящим для изображения пушечного ствола. В этом случае мы имеем дело с построением образа яри помощи "включения".

Наряду со способностями, относящимися к наглядно-образному мышлению и  воображению, в дошкольном детстве  начинают развиваться и некоторые способности, которые необходимы для решения логических, понятийных задач. Такие задачи требуют отвлечения от наглядных особенностей предметов и ситуаций и учета смысловых отношений, которые могут быть выражены только в словесной форме. Для их решения ребенок должен владеть способностью, выделять и обозначать словесно существенные свойства вещей, действовать в соответствии со словесно сформулированными принципами.

Общие умственные способности  проявляются в самых разных видах  деятельности дошкольников, при усвоении и использовании разных знаний и навыков. Одно из наиболее четких и поддающихся достаточно однозначному выявлению проявлений этих способностей – усвоение ребенком элементарных математических представлений13. У взрослого человека математические способности обычно рассматриваются как специальные. Однако математическое развитие ребенка основано, прежде всего, на общих умственных способностях, хотя не исключено, что оно требует и некоторых специальных "добавок" – это нуждается в дальнейшем изучении.

Следует отметить, что умственные способности, в той или иной мере развиваются у всех детей, но у  умственно одаренных детей они  развиты значительно больше, чем  у их сверстников.

Сколько-нибудь надежное выявление умственно одаренных детей возможно, начиная с конца пятого-начала шестого года жизни. До этого дети, конечно, тоже различаются по уровню умственного развития, однако его проявления настолько неоднозначны и изменчивы, что делать на их основании далеко идущие выводы недопустимо14.

Выявление умственно  одаренных детей, основанное на понимании  одаренности как относительно высокого уровня развития умственных способностей, интересов и склонностей, требует  использования ряда последовательно  применяемых методов, позволяющих  постепенно переходить от оценки общих, поверхностных признаков одаренности к ее более глубокому анализу.

При этом необходимо учитывать, что  каждый одаренный ребенок своеобразен, уникален. Поэтому не существует и  не может существовать методов и  показателей, однозначно фиксирующих умственную одаренность любого ребенка. Заключение о наличии умственной одаренности может делаться лишь на основании всего комплекса данных, полученных при применении разных методов, и такое заключение в любом случае должно рассматриваться как предположение, а не как окончательный вывод.

3. Диагностика интеллектуальных способностей и одаренности у детей.

Для выявления умственно одаренных детей дошкольного возраста может быть предложена следующая система методов, которые фактически представляют собой этапы данной работы15.

1. Наблюдение за детьми.

2. Анкетирование взрослых - родителей и воспитателей.

3. Использование диагностических  методик, оценивающих общий уровень развития детей в процессе группового обследования.

4. Использование специальных  диагностических методик, оценивающих  уровень развития познавательной  активности детей и способностей  в области наглядно-образного  мышления, логического мышления и воображения в процессе индивидуального обследования.

5. Использование специальных  диагностических методик, оценивающих  уровень развития умственных  способностей на математическом  материале. Данные методики могут  применяться при отборе детей  в математические школы и школы с углубленным изучением предметов естественно-научного цикла

Для диагностики интеллектуальных способностей одаренных детей могут применяться различные методики.

Первые стандартизированные  тесты интеллекта (Метрическая Шкала Бине-Симона, 1905, 1908, 1911) были разработаны с целью дифференциации детей по признаку умственных способностей и отбора их во вспомогательные школы, а позже для оценки интеллектуальных уровней развития нормальных детей.

IQ является непрерывной  величиной, поэтому вопрос о том, с какого уровня интеллекта ребенка считать одаренным, оказывается достаточно условным.

По данным Л.Термена (1937), осуществившего стандартизацию шкалы  Станфорд-Бине на выборке 2905 детей в возрасте от 5 до 14 лет, распределение IQ по уровням интеллекта выглядит следующим образом16:

 

 

Шкала интеллекта Станфорд-Бине является индивидуальным тестом, направленным на измерение умственных способностей как у детей, начиная с 2-летнего возраста, так и у взрослых. В принципе, в заданиях теста делается упор на вербальную сферу, однако вместе с тем многие задания для младшего возраста требуют точных двигательных реакцией. Этот тест позволяет определить умственный возраст испытуемою (МА) и IQ (среднее значение IQ равно 100).

Измерительная система  шкалы Станфорд-Бине предполагает, что для того, чтобы квалифицировать ребенка как одаренного, его IQ должен составить 124 балла или выше. Следует добавить, что существуют методики, позволяющие проанализировать оценки мыслительных способностей детей, полученные по системе Станфорд-Бине, исходя из модели структуры интеллекта, разработанной Гилфордом.

Векслеровская шкала  интеллекта для дошкольников и младших  школьников (WPPSI)17.

Тест “WPPSI” так  же является индивидуальным и применяется  для измерения общих умственных способностей. Шкала Векслера состоит из двух частей вербальной шкалы, содержащей 6 субтестов. Субтесты вербальной шкалы включают задания на осведомленность, понимание, арифметические задания, нахождение сходства, словарный запас, оперативная память на цифры. Шкалу действия образуют субтесты на недостающие детали, последовательные картинки, кубики Коса, складывание фигур, шифровка, лабиринты.

Тест Слоссона измерения  интеллекта детей и взрослых (“SIT”)18. Тест Слоссона разработан для индивидуального измерения вербального интеллекта как у взрослых, так и у детей. Характерно, что, как правило, все задания теста предполагают устные ответы. Исключение составляют несколько заданий для маленьких детей, которые требуют двигательной реакции (с использованием бумаги и карандаша). Этот тест позволяет определить умственный возраст и IQ испытуемых. Квалифицированным результатом в данном случае является цифра 120 и выше.

Рисуночный тест на интеллект – тест предназначен для измерения общих умственных способностей детей от 3 до 8 лет, в том числе имеющих сенсорные или физические недостатки. Этот тест состоит из заданий 6 видов на определение объема словарного запаса, понимание, установление сходства, знаний величин и чисел, память. По условиям теста в качестве ответа от ребенка требуется лишь указать на тот или иной из имеющихся вариантов. Полученные таким образом предварительные результаты преобразуются в показатели умственного возраста, который в свою очередь переводится в показатель отклонения. Показателем общего умственного развития служит индекс общего познания19.

Методика «Стандартные прогрессивные матрицы» Дж. Равена. Тест предназначен для измерения уровня интеллектуального развития20. В основу заданий теста положены гештальт-теория и теория Спирмена.

Предполагается, что испытуемый первоначально воспринимает задание как целое, затем выделяет закономерности изменения элементов образа, после чего выделенные элементы включаются в целостный образ и находится недостающая часть изображения. Материал черно-белого варианта теста состоит из 60 матриц или композиций с пропущенным элементом. Задания разделены на пять серий (A, B, C, D, E) по 12 однотипных, но возрастающей сложности матриц, в каждой серии. Трудность заданий возрастает и при переходе от серии к серии. Обследуемый должен выбрать недостающий элемент матрицы среди 6-8 предложенных вариантов.

При разработке теста  была сделана попытка реализовать принцип «прогрессивности», заключающийся в том, что выполнение предшествующих заданий и их серий является подготовкой обследуемого к выполнению последующих. Происходит обучение обследуемого выполнению более трудных заданий.

Информация о работе Одаренность детей дошкольного возраста