Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июля 2012 в 22:28, курсовая работа
Объект исследования данной работы: одаренные дети.
Предмет исследования: особенности педагогической работы с одаренными детьми.
Цель данной работы – охарактеризовать особенности обучения и воспитания одаренных детей.
Введение……………………………………………………………………...……3
Глава 1. Теоретические основы проблемы особенностей воспитания и обучения одаренных детей……………………………………………………….5
1.1. Сущность понятия «одаренность» и «одаренные дети»…………………………………………………………………………….....5
1.2. Историко-педагогический анализ проблемы воспитания и обучения одаренных детей в зарубежной педагогике и психологии……………………………….………………………………………..9
Глава 2. Условия эффективного воспитания и обучения одаренных детей....16
2.1. Роль родителей в воспитании и обучении одаренных детей……...16
2.2. Роль педагога в обучении и воспитании одаренных детей……………………………………………………………………………....21
Заключение……………………………………………………………………….25
Список литературы……………………………………………………………....28
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретические основы
проблемы особенностей воспитания и
обучения одаренных детей………………………………………
1.1. Сущность понятия «одаренность»
1.2. Историко-педагогический
анализ проблемы воспитания и
обучения одаренных детей в зарубежной
педагогике и психологии……………………………….…………………
Глава 2. Условия эффективного воспитания и обучения одаренных детей....16
2.1. Роль родителей в воспитании и обучении одаренных детей……...16
2.2. Роль педагога в обучении
и воспитании одаренных детей…………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Проблема одаренности в
Раннее выявление, обучение и воспитание
одаренных и талантливых детей
составляет одну их главных проблем
совершенствования системы
В современной литературе появляется все больше статей, публикаций, затрагивающих эту тему. Правда, все они всего лишь капля в море психологических проблем, появляющихся у учителей и родителей одаренных детей в наше время. В этой связи можно отметить работы отечественных ученых: Н. Лейтеса, Н.Н. Поддьякова, Д.Н. Узнадзе, А.В. Запорожца, А. Матюшкина, В.А. Моляко, а также ряда зарубежных авторов Дж. Гилфорд, Э. ДеБоно, Дж. Рензулли, П. Торренс. Ю.З. Гильбух вместе с группой ученых разработал дифференцированную систему обучения, дающую больше возможностей для проявления индивидуальности ребенка.
Объект исследования данной работы: одаренные дети.
Предмет исследования: особенности педагогической работы с одаренными детьми.
Цель данной работы – охарактеризовать особенности обучения и воспитания одаренных детей.
Для достижения поставленной цели нами решались следующие задачи:
1. Дать определение понятиям «одаренность» и «одаренные дети».
2. Провести историко – педагогический анализ проблемы воспитания и обучения одаренных детей в зарубежной педагогике и психологии.
3. Раскрыть роль родителей
в воспитании и обучении
4. Выявить значение педагога
в проблеме воспитания и
Курсовая работа содержит две главы. В первой главе рассмотрены теоретические аспекты одаренности. связанные с выявлением сути понятий «одаренность» и «одаренный ребенок», также рассмотрены признаки и особенности одаренных детей и факторы, влияющие на развитие одаренности. Кроме того, в данной главе рассмотрен историко-педагогический анализ проблемы воспитания и обучения одаренных детей в зарубежной науке. Во второй главе рассмотрены особенности воспитания и обучения одаренных детей с точки зрения основных участников педагогического процесса: родителей и педагогов.
I. Теоретические аспекты понятия одаренности.
1.1. Понятие «одаренность» и «одаренный ребенок»
Понятие «одаренность» в психолого-педагогической и философской литературе имеет множество трактовок. Так, в Философском энциклопедическом словаре (1997) одаренность–это «качественно своеобразное сочетание способностей, определяющих творческие возможности человека или группы людей в отличие от черт характера [32].
В энциклопедии социологии под одаренностью понимаются «индивидуальные задатки, необходимые для успешной деятельности человека в определенной области» [30].
С точки зрения психологии «одаренность - качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения деятельности» [9].
В других литературных источниках одаренность «это значительное по сравнению с возрастными нормами опережение в умственном развитии либо исключительное развитие специальных способностей (музыкальных, художественных и др.) [31].
Одаренность детей может быть установлена и изучена только в процессе обучения и воспитания, в ходе выполнения ребенком той или иной содержательной деятельности. Проявления умственной одаренности у ребенка связаны чрезвычайными возможностями детских лет жизни. Нужно иметь в виду, что в ранние дошкольные годы стремительное умственное развитие происходит у всех детей, оказывая решающий вклад детских лет в становление интеллекта [26].
Адекватность использования
термина «одаренность» до сих
пор является предметом научных
дискуссий. Это происходит потому, что
в психолого-педагогической литературе
существует две точки зрения на определение
данного феномена. С одной стороны
под одаренностью понимается некая
генетически обусловленная
Проблема способностей и
одаренности все настойчивее
выдвигается на первый план формирующимся
социально-экономическим
При определении понятия «талант» подчеркивается его врожденный характер. Талант определяется как дарование, а дарование - как врожденные способности человека, обеспечивающие высокие успехи в деятельности. В словаре иностранных слов также подчеркивается, что талант (греч. talanton)- выдающиеся врожденные качества, особые природные способности [29]. При этом одаренность рассматривается как синоним таланта, как степень выраженности таланта. Недаром как самостоятельное понятие «одаренность» отсутствует и в словаре Даля, так и в словаре иностранных слов.
Из сказанного можно сделать вывод, что способности, с одной стороны, и одаренность и талант - с другой, выделяются как бы по разным основаниям: говоря о способности, подчеркивают возможность человека что-то делать, а говоря о таланте (одаренности), подчеркивают врожденный характер данного качества. Вместе с тем отмечается, что и способности, и одаренность проявляются в успешности деятельности.
Одаренность основывается на
совокупности особых качеств личности.
Эта совокупность внутренних предпосылок,
возникших и
Под одаренностью ребенка А. Панфилов понимает более высокую, чем у его сверстников, при прочих равных условиях, восприимчивость к учению и более выраженные творческие проявления [21]. Одаренность как системное образование личности является координатором, регулятором, стимулятором творческой деятельности, способствует нахождению таких решений, которые дают возможность ребенку лучше приспосабливаться к миру, окружению, другим людям, самому себе. Одаренность - это своего рода мера генетически и опытно предопределенных возможностей ребенка адаптироваться к жизни.
Признаки одаренности - это особенности ребенка, которые выделяют его, в чем-то поднимают над общим уровнем. Это повышенная расположенность к усвоению, творческие проявления, необычные достижения в каких-нибудь видах деятельности [13].
Признаки одаренности, могут быть кратковременными, т.е. относящимися преимущественно к данной периоду жизни и не свидетельствующими об устойчивых индивидуальных свойствах, а могут быть долговременными, т.е. выражающими подлинное становление индивидуальности и являющимися предвестниками более зрелых достижений. Понятие «одаренный» применительно к ребенку имеет два разных значения: одаренный именно как ребенок, и одаренный в более полном смысле - как носитель долговременного, пожизненного дара. Это очень важное различение. Оно не должно позволить забывать о том, насколько это сложное и ответственное дело - судить о признаках одаренности у ребенка [14].
Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде [8]. Особенности, присущие одаренным, обогащают нашу жизнь во всех ее проявлениях и делают их вклад в нее чрезвычайно значимым. Такими особенностями являются:
1. Одаренных детей отличает высокая чувствительность во всем, у многих высокоразвито чувство справедливости, они способны чутко улавливать изменения в общественных отношениях, новые веяния времени в науке, культуре, технике, быстро и адекватно оценивать характер этих тенденций в обществе.
2. Непрекращающаяся познавательная активность и высокоразвитый интеллект дают возможность получать новые знания об окружающем мире. Творческие способности влекут их к созданию новых концепций, теорий, подходов. Оптимальное сочетание у одаренных детей интуитивного и дискурсивного мышления (в подавляющем большинстве случаев при доминировании первого над вторым) делает процесс получения новых знаний весьма продуктивным и значимым.
3. Большинству одаренных присущи большая энергия, целеустремленность и настойчивость, которые в сочетании с огромными знаниями и творческими способностями позволяют претворять в жизнь массу интересных и значимых проектов [20].
Таким образом, одаренность представляет собой психологическое свойство личности, связанное с сочетанием способностей, обеспечивающих успешное выполнение определенного вида деятельности. При этом ребенок, который при всех прочих равных условиях отличается яркими достижениями в различных сферах жизни, будет одаренным.
1.2. Историко-педагогический анализ проблемы воспитания и обучения одаренных детей в зарубежной педагогике и психологии
По мнению В.Юркевича, одаренных детей объединяет познавательная потребность, которая проявляется в жажде нового знания и наслаждении от умственного труда. Есть и другие типичные признаки: стремление и умение общаться с взрослыми, повышенная эмоциональность, чувство юмора, особая речь и др. «Нужны школы, где всерьез думают о развитии детей, где знают проблемы одаренных, где могут действительно учить и воспитывать детей, исходя из уникальности каждого ребенка. Учиться должно быть не только интересно, но и трудно... Работа с одаренными далеко не праздник, а тяжелый и ответственный труд... Хлопот с ними много, но и радости от этих хлопот особенные» [35].
Проблемы воспитания и обучения одаренных детей - это проблема мирового значения, и она не может решаться в отдельно взятой стране. С.И Гессен придавал большое значение единству национального и общечеловеческого (сверхнационального), считая, что сверхнациональное нисколько не умаляет национальное, но наоборот требует его многообразия. Каждая страна движется своими путями и, взаимодействуя, взаимодополняется и взаимообогащается [2]. Проблеме одарённых детей посвящают свои исследования зарубежные педагоги и психологи (Дж. Гилборд, Х. Пассов, П. Торренс, Г., Х.-Г. Мельхорн и др.).