Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июля 2012 в 22:28, курсовая работа
Объект исследования данной работы: одаренные дети.
Предмет исследования: особенности педагогической работы с одаренными детьми.
Цель данной работы – охарактеризовать особенности обучения и воспитания одаренных детей.
Введение……………………………………………………………………...……3
Глава 1. Теоретические основы проблемы особенностей воспитания и обучения одаренных детей……………………………………………………….5
1.1. Сущность понятия «одаренность» и «одаренные дети»…………………………………………………………………………….....5
1.2. Историко-педагогический анализ проблемы воспитания и обучения одаренных детей в зарубежной педагогике и психологии……………………………….………………………………………..9
Глава 2. Условия эффективного воспитания и обучения одаренных детей....16
2.1. Роль родителей в воспитании и обучении одаренных детей……...16
2.2. Роль педагога в обучении и воспитании одаренных детей……………………………………………………………………………....21
Заключение……………………………………………………………………….25
Список литературы……………………………………………………………....28
Взрослые могут ошибаться в своих оценках, когда встречают у ребенка проявление необычных способностей. Поэтому, в вопросе воспитания одаренных детей большая ответственность лежит на специалистах: воспитателях детских садов, учителей, детских психологах, которые вовремя должны направить в нужное русло родительское воспитание. Трудно переоценить влияние родителей на построение Я-концепции ребенка. Самое важное качество, которое родители могут развить в ребенке, — здоровое самоощущение человека, которому есть что привнести в мир и которого мир встречает с радостью.
Творчески одаренный ребенок часто вынужден противостоять значительной социальной группе, не приемлющей отклонений от средней нормы. Ряд исследователей отмечали роль родителя противоположного пола в развитии творческих способностей ребенка. У отцов, проявляющих активный интерес к занятиям своих одаренных дочерей, гораздо больше шансов вырастить дочерей творческими личностями, чем у тех, кто навязывает им пассивные модели поведения. Замечено, что, когда отцы проявляют больше «женских» экспрессивных свойств, а матери больше «мужского» инструментализма, дети противоположного пола бывают более развиты в творческом отношении [22].
Воспитание – целенаправленное воздействие на личность с целью подготовки её к участию в общественной жизни путём эффективного взаимодействия старшего и младшего поколений. В процессе формирования личности одарённого ребёнка могут возникнуть ситуации гиперопеки либо гипоопеки, две крайности нежелательного воздействия на ребёнка.
Так, под гиперопекой мы понимаем чрезмерную заботу и контроль над ребёнком со стороны родителей или его воспитателей. Особенностями талантливых детей являются высокая энергетика и широкая познавательная потребность. Одарённый ребёнок не терпит ограничений на свои исследования, и это его свойство, проявившись довольно рано, на всех возрастных этапах продолжает оставаться его важнейшей отличительной чертой. Отличаясь широтой восприятия, одарённые дети остро чувствуют всё происходящее в окружающем их мире и чрезвычайно любопытны в отношении того, как устроен тот или иной предмет и что бы было, если бы внешние условия изменились. Активность родителей подавляет личность ребёнка, его самостоятельность, формирует эгоцентризм, развивает тревожность, гипертрофированное чувство ответственности, что неприемлемо для одарённых детей. Данный метод воспитания можно охарактеризовать словами Богачёва Н.Ф.: «Воспитание – это попытка испортить по своему образу и подобию» [1].
Ситуация гиперопеки характерна для:
а) родителей с высоким уровнем интеллектуальных или творческих способностей, не реализовавших свой потенциал в нужное время;
б) семьи с поздним или единственным ребёнком;
в) неполной семьи без отца;
г) родителей с демонстративно-
В неполной семье без отца
можно наблюдать «симбиоз»
Приоритетной областью воспитания
можно назвать процесс
Гипоопека представляет собой недостаток внимания со стороны взрослых. Она возникает в семьях:
а) с низким уровнем эмпатии;
б)с равнодушным отношением к детям;
в) с недоразвитыми эмоционально-личностными качествами;
г) в неблагополучныхсемьях;
д) в педагогически запущенных семьях.
При гипоопеке ребёнок предоставлен самому себе, его способности не получают должного развития из-за самостоятельного решения и преодоления жизненных трудностей.
Таким образом, при воспитании и обучении ребенка, особенно одаренного родителям принадлежит особая роль. Своим личным примером, поведением они способствуют развитию так, чтобы подводить одарённого ребёнка к лучшему пониманию себя, своих способностей и возможностей, жизненных целей и ценностей. Главная цель и цель заключается в содействии интеллектуальному, эмоциональному и нравственному росту индивида; непрерывному самораскрытию, реализации лучшего в человеке на пути личностного становления. Содействовать, а не управлять, не принуждать развиваться в «нужном направлении», сложно и непривычно и связано с владением особым стилем взаимоотношений [10]. Одарённый ребёнок – прежде всего нормальный ребёнок с высокоразвитым уровнем способностей, которому также необходима родительская забота и любовь.
2.2.Роль педагога в обучении и воспитании одаренных детей
Стремление к совершенству, склонность к самостоятельности и углубленной работе одаренных детей определяют требования к психологической атмосфере занятий и к методам их обучения в школе.
Личность учителя является ведущим фактором любого обучения. Не является исключением и ситуация с учителем для одаренных детей. Наиболее существенным факторам успешности работы учителя является глобальная личностная характеристика — система взглядов и убеждений, в которой большую значимость имеют представления о самом себе, других людях, а также о целях и задачах своей работы. Именно эти составляющие постоянно проявляются в межличностном общении учителя и учеников [34]. Поэтому весьма актуальной является проблема подготовки педагогов, деятельность которых была бы направлена на обучение и воспитание одаренных детей. Как показали исследования именно дети с высоким интеллектом больше всего нуждаются в «своем» учителе [12]. Признанный авторитет в вопросах образования Бенджамин Блум выделил три типа учителей работа скоторыми одинаково важна для развития одаренных учащихся. Это:
- учитель, вводящий ребенка в сферу учебного предмета и создающий атмосферу эмоциональной вовлеченности возбуждающей интерес к предмету;
- учитель, закладывающий основы мастерства, отрабатывающий с ребенком технику исполнения;
- учитель, выводящий ученика на высокопрофессиональный уровень.
Поэтому подготовка учителя к работе с одаренными детьми должна строиться одновременно с развитием его личностных и профессиональных качеств. Это может быть осуществлено несколькими путями:
Техники преподавания у прошедших специальную подготовку учителей для одаренных и обычных учителей примерно одинакова: заметная разница заключается лишь в распределении времени на отдельные виды активности. Учителя, работающие с одаренными, меньше говорят, меньше дают информации, устраивают демонстрации и реже решают задачи за учащихся. Вместо того чтобы самим отвечать на вопросы, они предоставляют это учащимся. Они больше спрашивают и меньше объясняют [34]. При работе с одаренными детьми учителя должны руководствоваться следующими рекомендациями:
Чтобы талантливый ребенок стал поистине гармоничной личностью, чтобы его переход из детства в юность, а затем и во взрослых жизнь проходил без эмоциональных и психологических потрясений, учителя должны привить детям следующие качества:
• уверенность в себе, основанную на чувстве собственного достоинства;
• осознание своих достоинств и не достатком;
• желание развивать свой интеллект;
• воспитывать в себе доброту, честность, дружелюбие, сопереживание, терпение;
• готовность надеяться на собственные силы; нести ответственность за свои поступки;
• умение находить разного возраста и разных социальных групп;
• умение любить жизнь и находить радость в каждом прожитом дне [18].
Заключение.
Проблема воспитания и обучения одаренных детей всегда привлекала пристальное внимание ученых, занимающихся вопросами детской психологии и педагогики. Нынешняя система образования направлена на формирование гармонично развитой и творческой личности, которая может решать нестандартные задачи, что особенно актуально для современного динамичного развивающегося общества. С этой точки зрения, выявление и дальнейшее совершенствование природных задатков ребенка, в условиях функционирования всех компонентов педагогической системы является крайне важным и необходимым. Поэтому в настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме одаренности, ее выявлению, вопросам обучения и воспитания одаренных детей и, соответственно, к проблемам подготовки родителей и педагогов для успешной работы с ними.
В
общем, под одаренностью понимается
способность человека к выдающимся
достижениям в любой социально-
Под одаренностью ребенка понимают более высокую, чем у его сверстников, при прочих равных условиях, восприимчивость к учению и более выраженные творческие проявления. Одаренных детей отличает высокая чувствительность к внешним воздействиям; активная познавательная деятельность и высокий уровень интеллектуального развития; высокая мотивация на достижение наивысших результатов в деятельности.