Онтогенез поздней зрелости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 13:16, курсовая работа

Краткое описание

Проблема развития индивида, становление его как личности - кардинальная проблема в системе психологических знаний. Как неповторимо детство человека, также неповторимо продолжение его жизненного пути от молодости до старости. Индивидуальное развитие взрослого человека представляет собой продолжение онтогенеза с заложенной в нём филогенетической программой. В период после ранней юности процесс созревания индивида и личности продолжается, проходя через стадии молодости, взрослости, зрелости, старости. Завершается этот цикл смертью человека (которая, разумеется, может наступить и на более ранних этапах, чем старость - из-за неизлечимой болезни, несчастного случая, суицида и т.д.). Разнообразные материалы о развитии человека давно вошли в учебные курсы по возрастной психологии и весьма широко представлены в периодической печати.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………..3
1.Закономерности развития стадии поздней зрелости…………………………………5
2.Психологические особенности развития личности в период старения…………….11
3.Внутриличностное противоречие как движущая сила и индикатор личностного развития пожилого человека……………………………………………………………18
Заключение……………………………………………………………………………….22
Глоссарий………………………………………………………………………………...24
Список использованных источников…………………

Вложенные файлы: 1 файл

Онтогенез поздней зрелости.doc

— 152.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………..3

1.Закономерности развития  стадии поздней зрелости…………………………………5

2.Психологические особенности  развития личности в период  старения…………….11

3.Внутриличностное противоречие  как движущая сила и индикатор  личностного развития пожилого человека……………………………………………………………18

Заключение……………………………………………………………………………….22

Глоссарий………………………………………………………………………………...24

Список использованных источников…………………………………………………..26

Приложения

Введение

 

Проблема развития индивида, становление его как личности - кардинальная проблема в системе психологических знаний. Как неповторимо детство человека, также неповторимо продолжение его жизненного пути от молодости до старости. Индивидуальное развитие взрослого человека представляет собой продолжение онтогенеза с заложенной в нём филогенетической программой. В период после ранней юности процесс созревания индивида и личности продолжается, проходя через стадии молодости, взрослости, зрелости, старости. Завершается этот цикл смертью человека (которая, разумеется, может наступить и на более ранних этапах, чем старость - из-за неизлечимой болезни, несчастного случая, суицида и т.д.). Разнообразные материалы о развитии человека давно вошли в учебные курсы по возрастной психологии и весьма широко представлены в периодической печати.

Процесс развития продолжается во взрослом, зрелом и позднем возрасте. Противоречия и кризисы, успехи и  неудачи, самопознание и самосовершенствование, поиски смысла жизни и пути их достижения, надежды и разочарования, конфликты и их разрешение (в семье, на работе, в межличностных отношениях), оптимистическая и пессимистическая жизненная позиция – всё это и многое другое присуще людям в зрелом возрасте.

В последние годы интерес  к проблемам людей старшего поколения  заметно возрос. Об этом говорят многочисленные исследования, научно-практические конференции, круглые столы и т.п. Взрослый индивид интересует психологов, в основном, в ситуации профессиональной деятельности, в «условиях толпы», определённых ситуаций, и т.п., а не в процессе онтогенетического развития.

В данной работе изложены основные характеристики зрелого человека, так как именно в этом возрасте личность находится в центре возрастной периодизации и ответственность  которую он несёт за свою жизнь, за жизнь старшего и будущего поколения целиком лежит на его плечах.

Необходимо заметить, что любые внешние изменения могут сопровождаться негативными психологическими последствиями, если они не подкрепляются адекватными изменениями в системе ценностей самого индивида, не находят опору в его личностно-смысловых образованиях, а особенно для человека пожилого возраста. Одной из форм этих последствий является внутриличностный конфликт, который сопровождается такими выраженными негативными последствиями, как личностная необустроенность, нестабильность и неопределенность, потеря эмоционального равновесия при стрессовых ситуациях. В работе также будет рассмотрен вопрос о роли внутриличностных противоречий в развитии личности в период поздней зрелости.

Основная часть

1 Закономерности развития в стадии поздней зрелости

 

В поздней зрелости наблюдается  резкое расхождение разных линий  онтогенеза, различия его содержания в зависимости от индивидуально-личностностных особенностей человека. Поэтому границы этого возраста колеблются.

Традиционно выделяют пожилой  возраст (60-75 лет), старческий возраст (75-90 лет) и долгожительство (старше лет).

Рубежом, разделяющим  зрелость и позднюю зрелость, обычно считается уход на пенсию, окончание  активной профессиональной деятельности («шок отставки»), что составляет центральный момент ситуации развития в этот период.

В поздней зрелости можно  выделить три основных варианта развития:

  • доживание;
  • смена ведущей деятельности;
  • сохранение основного содержания жизни, бывшего в зрелости, т.е. фактическое продолжение периода зрелости.

Согласно Э. Эриксону, в период поздней зрелости «фокус внимания человека» сдвигается от забот  о будущем к прошлому опыту. Происходит психологическое старение, появление  чувства старости1. При прогрессивной линии развития на предыдущих стадиях человек может положительно оценить всю свою предшествующую жизнь, с удовлетворением подвести ее итоги как в профессиональной деятельности, общественных отношениях, так и по линии брака и семьи. Видя свое продолжение в детях и внуках, в том, что он смог сделать как профессионал, человек не страшится неотвратимости смерти. Помимо своего прошлого, подчеркивал Э. Эриксон, необходима способствующая достижению эго-интеграции «жизненная вовлеченность». Он указывает на важность участия в воспитании внуков, в политических событиях, оздоровительных физкультурных программах и т.п.

В этом возрасте у людей  наблюдается быстрая утомляемость, медлительность, снижение работоспособности, неспособность к интеграции отдельных  способов поведения и поэтому, проявление «...отдельных странностей, скупость, недоверие, болтливость, тоска, интраверсия, ригидность и пр».

Что касается интеллектуальной деятельности пожилых людей, то одни исследователи говорят о снижении интеллекта, другие - об особой «логике» мысли. Они персонализируют мыслительную задачу, «дают ей интерпретации», «находят несколько возможных вариантов решения».

В.И. Слободчиков и  Е.И. Исаев в своей книге «Психология  развития человека»2 (2000г.) приводят качественные изменения памяти в старости, установленные Б. А. Трековым.

1. Выраженное ослабление  механического компонента памяти, т.е. резкое ослабление воспроизведения  всего того, что должно быть  воспринято путем непосредственного  запечатления, всего того, что не  вызывает возбуждения внутренних  смысловых связей.

2. Сравнительно хорошая  сохранность компонентов логически-смысловой памяти.

3. Чрезвычайно резкое  ослабление кратковременной (оперативной)  памяти. В глубокой старости существенно  слабеет и смысловой компонент,  что приводит к дальнейшему  ухудшению запоминания.

По утверждению ученых, учет психологического возраста помогает понять, а иногда и прогнозировать специфику развития личности. В поздней  зрелости, как и в зрелости, адекватность психологического возраста, и в особенности  сохранение чувства молодости, обычно сочетается с личностным ростом. Интенсивное развитие личности, стремление к самосовершенствованию и самореализации возможны на любом возрастном этапе.

Имеется мнение, что продуктивные устремления людей продолжаются и в поздние годы жизни. Так, К. Роджерс выделяет следующие личностные новообразования:

  • неудержимое стремление к риску;
  • высокая чувствительность к адресованным ему социальным заказам и готовность за самое короткое время выполнить их;
  • высокий уровень развития интуитивной сферы личности3.

Все эти личностные новообразования  – результат активности человека по интеграции или целостного опыта  своей жизни.

Основным новообразованием старости Э. Эриксон предложил считать мудрость.

А. Маслоу создал иерархическую  теорию потребностей и самореализации, к которой он пришел, изучая жизнь великих людей. По Маслоу, человек как бы поднимается по ступеням вверх, от физиологических потребностей к потребностям в безопасности и самосохранении, отсюда к потребностям в любви и признании, выше - в самоуважении и самоутверждении, и, наконец, вершина - потребность в самоактуализации. Не все успевают добраться к старости до верхних ступеней, иногда приходится спускаться вниз по лестнице. Счастливы те, кто одолел вершину4.

Старость при разумно организованном режиме, внимательном отношении к собственному здоровью, психологической уравновешенности и заботе близких может быть не менее привлекательна, чем другие периоды жизни.

Незанятость, по мнению американского  психолога Генри, появляется у старых людей в результате уменьшения жизненной активности и энергии. Незанятость рассматривается как совокупный процесс, психосоциальное явление, которое объясняется как психологией данного индивидуума, так и воздействием на него общества, включающего или выключающего старого человека из социальной жизни.

В. Генри делит старых людей на три группы в зависимости от количества имеющейся у них психической  энергии.

Первая группа включает тех, кто  чувствует себя достаточно бодрым и  энергичным, продолжает трудиться, выполняя определенные обязанности перед обществом, оставаясь на том же месте работы, где был в зрелые годы.

Вторая группа включает тех, кто  не работает по найму, не выполняет  общественных обязанностей, а занимается собственным делом - хобби. Эти люди имеют тоже достаточно энергии, чтобы быть занятыми.

Третья группа включает людей со слабой психической энергией, действительно  не занятых или занятых главным  образом собой5.

В. Генри делает вывод: процесс освобождения зависит не от старости, а от жизненного опыта, всего перенесенного и пережитого на зрелых и ранних этапах жизни и не является признаком старости как таковой.

Признание себя старым - сильнейший психологический фактор старения. Но отсутствие самоощущения старения не лучше для физического и психического состояния. Такие старики беспечны и склонны переоценивать и свои возможности, и свое обаяние. Правда, их никогда не угнетают мысли о старости. Правильное ощущение собственного возраста - это верная манера поведения и общения.

Британский психолог Д. Бромлей выделил пять типов приспособления к старости:

1. Конструктивная установка, когда  человек внутренне уравновешен,  спокоен, удовлетворен эмоциональными  контактами с окружающими; он  критичен в отношении к самому  себе, но полон юмора и терпимости  в отношении других; он принимает старость как факт, завершающий его профессиональную карьеру, оптимистически относится к жизни, принимает смерть как естественное явление, не выражая отчаяния и сожалений; жизненный баланс такого человека вполне положителен, он с доверием рассчитывает на помощь окружающих.

2. Установка зависимости присуща  индивидам, проявляющим пассивность  и склонным к зависимости от  других; люди этой категории не  имеют высоких жизненных стремлений  и легко оставляют профессиональные  занятия; семейная среда обеспечивает  им чувство безопасности, дает ощущение внутренней гармонии, поэтому они не страдают от эмоциональной неуравновешенности и различных стрессов.

3. Защитная установка характеризует  людей самодостаточных, обладающих  «психологической броней», чопорных, поглощенных профессиональной деятельностью; они разделяют общепринятые взгляды и установки, избегают обнаруживать собственное мнение, не любят говорить о своих проблемах; внешняя сторона жизни значит для них больше, чем внутренние переживания; они подвержены страху смерти и маскируют свою беспомощность перед этим фактом усиленной внешней деятельностью.

4. Установка враждебности  присуща «разгневанным старикам»,  которые агрессивны, мнительны, вспыльчивы  и имеют обыкновение предъявлять  массу претензий к своему окружению - близким, друзьям, социальным институтам.

обществу в целом; они  нереалистичны в восприятии старости, не могут смириться с неизбежными  возрастными издержками, завидуют молодым, бунтуют против смерти и страшатся  ее. 

5. Установка враждебности, направленная на самого себя, характерна, как правило, для лиц с отрицательным жизненным балансом, которые избегают воспоминаний о прошлых неудачах и трудностях; они не восстают против своей старости, а пассивно воспринимают Удары судьбы, неудовлетворенная потребность в любви и сочувствии является поводом для депрессии и острой жалости к себе; смерть рассматривается как освобождение от страданий6.

Довольно оригинальную трактовку дает социолог А. Качкин, разделяющий пожилых людей по типам в зависимости от того, какие  интересы, стороны жизни являются главенствующими для них7.

1. Семейный тип - нацелен только на семью, ее благополучие.

2. Одинокий тип - наполненность жизни достигается главным образом за счет общения с самим собой, собственными воспоминаниями (возможен вариант одиночества вдвоем).

3. Творческий тип - он не обязательно должен заниматься художественным творчеством, этот тип может реализовывать себя и на садовом участке.

4. Социальный тип - типичный пенсионер-общественник, занятый общественно-полезными делами и мероприятиями.

5. Политический тип - человек, заполняющий свою жизнь участием (активным или пассивным) в политической жизни.

6. Религиозный тип.

7. Угасающий тип. Человек,  который так и не смог или  не захотел компенсировать былую  полноту жизни каким-то новым занятием, не нашел применения своим силам (к нему должно быть проявлено особое внимание со стороны родственников и социального работника).

8. Больной тип. Люди  такой направленности заняты  не столько поддержанием собственного  здоровья, сколько наблюдением за протеканием болезни (речь идет только о здоровых людях).

Таким образом, мы рассмотрели  основные психологические характеристики периода поздней зрелости человека. Охарактеризовали психологические  типы личности в данный период, а  также выделили особенности присущие ему.

 

2 Психологические особенности развития личности в период старения

 

Период геронтогенеза (период старения) согласно международной классификации  начинается с 60 лет у мужчин и  с 55 лет у женщин и имеет три  градации: пожилой, старческий и долгожители.

Информация о работе Онтогенез поздней зрелости