Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 13:16, курсовая работа
Проблема развития индивида, становление его как личности - кардинальная проблема в системе психологических знаний. Как неповторимо детство человека, также неповторимо продолжение его жизненного пути от молодости до старости. Индивидуальное развитие взрослого человека представляет собой продолжение онтогенеза с заложенной в нём филогенетической программой. В период после ранней юности процесс созревания индивида и личности продолжается, проходя через стадии молодости, взрослости, зрелости, старости. Завершается этот цикл смертью человека (которая, разумеется, может наступить и на более ранних этапах, чем старость - из-за неизлечимой болезни, несчастного случая, суицида и т.д.). Разнообразные материалы о развитии человека давно вошли в учебные курсы по возрастной психологии и весьма широко представлены в периодической печати.
Введение…………………………………………………………………………………..3
1.Закономерности развития стадии поздней зрелости…………………………………5
2.Психологические особенности развития личности в период старения…………….11
3.Внутриличностное противоречие как движущая сила и индикатор личностного развития пожилого человека……………………………………………………………18
Заключение……………………………………………………………………………….22
Глоссарий………………………………………………………………………………...24
Список использованных источников…………………
Внутриличностные противоречия это зародыш внутриличностного конфликта. Каждый человек является генератором конфликта, внутри которого он и разворачивается, т.е. личность постоянно производит и воспроизводит конфликты внутри себя – внутриличностные конфликты, носителем которых она и является.
Ситуация внутриличностного напряжения и противоречивости не только естественна, но и необходима для развития и совершенствования самой личности. Без внутренних противоречий не может осуществляться никакое развитие, а там, где есть противоречия, есть и основа конфликта. И если внутриличностный конфликт протекает конструктивно, он действительно необходим, т.к. критическое отношение к собственному «Я», заставляет человека идти по пути самосовершенствования и самоактуализации19.
Многие исследователи
внутриличностного конфликта
Деструктивным считается конфликт, который перерастает в жизненный кризис или ведет к развитию невротических реакций.
Конструктивным является конфликт, который характеризуется максимальным развитием конфликтующих структур и минимальными затратами на его разрешение. С помощью преодоления таких конфликтов мы движемся вперед.
Конструктивный конфликт позитивно влияет на структуру, динамику и результативность внутриличностных процессов и служащим источником самосовершенствования и самоутверждения личности20. Один из авторов современной психологии личности, ставший уже классиком, - В. Франкл писал: «Я считаю опасным заблуждением предположение, что в первую очередь человеку требуется равновесие, или, как это называется в биологии, «гомеостазис». На самом деле человеку требуется не состояние равновесия, а скорее борьба за какую-то цель, достойную его»21.
В период поздней зрелости человек сталкивается со многими внутренними противоречиями. В этот период человек больше всего склонен к оцениванию своих достижений и жизненного пути в целом. И именно в этом процессе возникает внутриличностный конфликт, который либо ведет личность к дальнейшему развитию (конструктивный), либо вводит его в различные стрессовые и невротические состояния (деструктивный).
Конструктивный
Тогда как деструктивный внутриличностный конфликт – это показатель того, что личность не может найти выход из сложившейся ситуации. Отрицательное последствие этого рода внутриличностного конфликта касаются как состояния личности, так и его взаимоотношений с другими людьми. Если этот конфликт во время не разрешается, то он может привести к тяжелым последствиям таким как: стресс, фрустрация и невроз.
Определив тип сложившегося внутриличностного конфликта, можно корректировать своего психологического состояния, т.е. помогать разрешиться этому конфликту, искать оптимальные варианты его разрешения.
Период геронтогенеза очень благоприятен для развития внутриличностных противоречий, поэтому в этом периоде человек должен познавать себя, так как состояние его психологического здоровья зависит от него самого. Познание себя поможет выявить внутриличностные противоречия и способствовать их конструктивному решению. Одним из важных способов профилактики внутриличностных конфликтов является обращение к своему жизненному опыту с целью формирования стабильного внутреннего мира. А в период героногенеза жизненный опыт велик и может являться хорошей основой стабильности внутреннего состояния
В заключение можно отметить, что, безусловно, говоря о развитии, мы должны понимать, что внутриличностный конфликт управляем. Поэтому человек должен направлять конфликтную активность в нужное русло, в нужное время и в адекватных пропорциях. Кроме того, надо отводить конфликту соответствующее место (не драматизировать) и уметь извлекать из конфликтной ситуации определенную пользу. Особенно это актуально в пожилом возрасте, который является одним из самых благоприятных для возникновения внутриличностного конфликта.
Начало последнего периода жизни обычно связано с ускоряющимся биологическим старением. Начинает убывать физическая сила, ухудшается общее состояние здоровья, снижается уровень некоторых психических функций, прежде всего памяти, ухудшается функционирование органов чувств. Все эти регрессивные процессы проявляются у разных людей в разной степени, в зависимости от соотношения их хронологического и биологического возраста.
Мы рассмотрели психологические особенности развития личности в период поздней зрелости. Данный период, согласно международной классификации, начинается с 60 лет у мужчин и с 55 лет у женщин и имеет 3 градации пожилой, старческий и долгожители. Старение рассматривается как заключительная стадия развития личности. Особенность этого периода по Д.Б. Бромлею заключается в компенсаторном характере развития. Краснова О.В. предполагает, что одним из механизмов жизненной активности пожилого человека может стать сосредоточение на собственной семье.
По данным К. Рощака особенность периода старения заключается в том, что перечень потребностей остается одним и тем же, что и в предыдущие периоды, но меняется их иерархия. Молчанова О.Н. показывает, что в пожилом возрасте человек имеет высокую самооценку по ряду определенных параметров. Несмотря на это до сих пор нет единого мнения относительно понятия «онтогенеза» и возможности его использования для пожилого возраста.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что в период старения личность в большей мере подвержена возникновению и обострению внутриличностных противоречий, нежели в другие возрастные периоды. Следует подчеркнуть, что конструктивный внутриличностный конфликт помогает пожилому человеку развиваться дальше, а деструктивный является причиной различных депрессивных явлений.
По словам Фрома, человек не должен быть в равновесии, ему нужен конфликт для продолжения своего развития. Наличие внутриличностных противоречий в этом возрасте является своего рода индикатором психологического здоровья и развития человека. Одно из достоинств пожилых людей - это мудрость, наличие большого жизненного опыта. Применение этого опыта помогает человеку формировать и сохранять стабильность внутреннего состояния.
№ п/п |
Понятие |
Определение |
1. |
Геронтогенез |
один из возрастных периодов в жизни человека — период старения, который начинается после 60 лет. |
2 |
Коэффициент интеллекта |
величина, получаемая в результате деления умственного возраста индивида на его хронологический возраст и умножения частного на 100 |
3 |
Личность |
характерные для индивидуума представления,
установки и способы |
4 |
Мудрость |
Экспертная система знаний, ориентированная на практическую сторону жизни и позволяющая выносить взвешенные суждения, давать полезные советы по жизненно важным вопросам, включая смысл жизни и положение дел конкретного человека. Мудрость представляет собой кульминационный пункт в развитии человеческого интеллекта. |
5 |
Онтогенез |
формирование основных структур психики индивида |
6 |
Психологический витаукт |
это факторы стабилизации и компенсации Я-концепции в позднем возрасте |
7 |
Развитие |
изменения, происходящие с течением времени в строении тела, психике и поведении человека в результате биологических процессов, происходящих в организме, и воздействий окружающей среды. |
8 |
Самооценка |
отношение человека к самому себе, которое может колебаться от позитивного (высокая самооценка) до негативного (низкая самооценка). |
9 |
Смена статуса |
Изменение роли и положения, связанное у человека с наступлением подросткового возраста, появлением ребенка, удалением от дел (выходом на пенсию) или вдовством. |
10 |
Старение естественное |
Нормальный, не обусловленный никакими заболеваниями процесс старения человека. |
1 |
Альперович В.Д. Старость. Социально-философский анализ. - Ростов-на-Дону: издательство СКНЦ ВШ, 1998. - 104с. |
2 |
Анцыферова, Л.И. Поздний период жизни человека: типы старения и возможности поступательного развития личности // Психологический журнал. / Л.И. Анцыферова – 1996. - №6. с.17. |
3 |
Валеева, А. С «Внутриличностный
конфликт как движущая сила профессионального
развития». [интернет-ресурс] //http:// www.lomonosov-msu.ru/ 2007/20/Valeeva80@inbox.ru. |
4 |
Василенко Н.Ю. Социальная геронтология: Учебное пособие. - Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2005. - 140 с. |
5 |
Корсакова, Н.К., Балашова, Е.Ю. Опосредование как компонент саморегуляции психической деятельности в позднем возрасте // Вестн. Моск. Ун-та. Сер.14. Психология./ Корсакова Н.К., Балашова Е.Ю. – М.: Издательство Московского университета. 1995. №1, с. 18-23 |
6 |
Краснова, О.В Социальная психология старения как основная составляющая социальной геронтологии // Мир психологии/ 1999. №2. |
7 |
Краткий психологический словарь.
[интернет-ресурсы] //http://www. psyknown.com/37/202/1678869. |
8 |
Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: ТЦ «Сфера», при участии «Юрайт-М», 2001. - 464 с. |
9 |
Марцинковская, Т.Д. Особенности психического развития в позднем возрасте // Психология зрелости и старения/ Т.Д. Марцинковская 1999. №3. |
10 |
Молчанова, О. Н. Специфика Я-концепции в позднем возрасте и проблема психологического витаукта // Мир психологии/ О. Н. Молчанова – 1999, №2. |
11 |
Психология развития. / Под ред. А.К. Болотовой и О.Н. Молчановой - М: ЧеРо, 2005. - 524 с. |
12 |
Рощак, К. Психологические особенности личности в пожилом возрасте // Автореф. дис. канд. психол. наук./ - М., 1990. |
13 |
Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учебное пособие для вузов. - М.: Школьная Пресса, 2000. – 416 с. |
14 |
Слободчиков, В. И., Цукерман, Г.А. Интегральная периодизация общего психического развития // Вопросы психологии/ В. И Слободчиков., Г.А. Цукерман – 1996, №5. |
15 |
Стюарт-Гамильтон, Я. Психология старения. /Стюарт-Гамильтон Я. - СПб.: Питер, 2002. |
16 |
Франкл, В. Поиск смысла жизни и логотерапия // Психология личности. Тесты/ Франкл В. – М.: МГУ, 1982. |
17 |
Эриксон, Э. Детство и общество. / Э Эриксон - СПб., Изд. 2-е, перераб. и доп. / Пер. с англ. — СПб.: Ленато, 1996. |
1 Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: ТЦ «Сфера», при участии «Юрайт-М», 2001. - 464 с.
2 Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учебное пособие для вузов. - М.: Школьная Пресса, 2000. – 416 с.
3 Психология развития. / Под ред. А.К. Болотовой и О.Н. Молчановой - М: ЧеРо, 2005. - 524 с.
4 Василенко Н.Ю. Социальная геронтология: Учебное пособие. - Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2005. - 140 с.
5 Альперович В.Д. Старость. Социально-философский анализ. - Ростов-на-Дону: издательство СКНЦ ВШ, 1998. - 104с.
6 Альперович В.Д. Старость. Социально-философский анализ. - Ростов-на-Дону: издательство СКНЦ ВШ, 1998. - 104с.
7 Василенко Н.Ю. Социальная геронтология: Учебное пособие. - Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2005. - 140 с.
8Рощак, К. Психологические особенности личности в пожилом возрасте // Автореф. дис. канд. психол. наук./ - М., 1990.
9 Корсакова, Н.К., Балашова, Е.Ю. Опосредование как компонент саморегуляции психической деятельности в позднем возрасте // Вестн. Моск. Ун-та. Сер.14. Психология./ Корсакова Н.К., Балашова Е.Ю. – М.: Издательство Московского университета. 1995. №1, с. 18-23
10 Краснова, О.В Социальная психология старения как основная составляющая социальной геронтологии // Мир психологии/ 1999. №2.
11 Марцинковская, Т.Д. Особенности психического развития в позднем возрасте// Психология зрелости и старения/ Т.Д. Марцинковская 1999. №3.
12 Рощак, К. Психологические особенности личности в пожилом возрасте// Автореф. дис. канд. психол. наук./ - М., 1990.
13 Молчанова, О. Н. Специфика Я-концепции в позднем возрасте и проблема психологического витаукта// Мир психологии/ О. Н. Молчанова – 1999, №2.
14 Эриксон, Э. Детство и общество. / Э Эриксон - СПб., Изд. 2-е, перераб. и доп. / Пер. с англ. - СПб.: Ленато, 1996
15Слободчиков, В. И., Цукерман, Г.А. Интегральная периодизация общего психического развития // Вопросы психологии/ В. И Слободчиков., Г.А. Цукерман – 1996, №5.
16 Анцыферова, Л.И. Поздний период жизни человека: типы старения и возможности поступательного развития личности // Психологический журнал. / Л.И. Анцыферова – 1996. - №6. с.17.
17 Корсакова, Н.К., Балашова, Е.Ю. Опосредование как компонент саморегуляции психической деятельности в позднем возрасте // Вестн. Моск. Ун-та. Сер.14. Психология./ Корсакова Н.К., Балашова Е.Ю. – М.: Издательство Московского университета. 1995. №1, с. 18-23