Описание методики «10 незаконченных предложений»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 18:18, контрольная работа

Краткое описание

Основной целью данной работы является раскрытие сущности методики незаконченного предложения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- дать описание методики «10 незаконченных предложений»;
- провести исследование по методике;
- провести анализ результатов;
- по окончании работы подвести итоги.
рассмотреть

Содержание

Введение 3
1. Описание методики «10 незаконченных предложений» 4
3. Результаты проведенного исследования 6
Заключение 13
Литература 14

Вложенные файлы: 1 файл

«10 незаконченных предложений».doc

— 64.50 Кб (Скачать файл)


 

Содержание

 

Введение

 

Проективные методики бурно развивались в области личностного восприятия взрослых, чаще больных, дезадаптированных людей, однако затем они стали развиваться для изучения детей, особенностей и нарушений их развития (Захаров А.И., Мухина В.С., Болдырева С.А., Хоментаускас Г., Беляускайте Р.Ф., Лубовский Д.В., Михал В. и др.)

Отметим, что в последнее время  проективные методики находят свое применение в психологической службе системы образования для изучения не столько нарушений, сколько особенностей развития детей (Битянова М.Р., Лусканова Н.Г., Колеченко А.К., Агафонова И.Н.)

Нами была разработана методика «10 незаконченных предложений» на основе учета общего подхода к проективным  методикам и конкретных методик  «незаконченных предложений», применявшихся  для детей с другими целями (Михал В., Лубовский Д.В., Колеченко А.К., Агафонова И.Н.).

Основной целью данной работы является раскрытие сущности методики незаконченного предложения.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- дать описание методики «10 незаконченных предложений»;

- провести исследование по методике;

- провести анализ результатов;

- по окончании работы подвести  итоги.

рассмотреть

 

1. Описание методики «10 незаконченных предложений»

 

Назначение методики: изучить субъективную составляющую адаптации к школе у учащихся начальных классов.

Субъективная составляющая социально-психологической  адаптации ребенка в классе изучается  по показателям:

- отношение к классу - что для  ребенка является существенным, осознаваемым и чувствуемым в  классе;

- представление о том, что  о нем думают одноклассники;

- отношение к учителю.

Обозначенное содержание отражается в незаконченных предложениях  № 3, 6, 8, 9.

Субъективная составляющая адаптации  к учебной деятельности изучается  по параметрам:

- наличие (отсутствие) учебной мотивации;

- наличие (отсутствие) учебной (школьной) тревожности.

Обозначенное содержание отражается в незаконченных предложениях  № 2, 4, 10.

Инструкция: «Ребята, сейчас мы будем  делать такое задание. Я буду говорить начало предложения, а вам нужно будет записывать его окончание, так, как вам приходит в голову, так, как вы считаете нужным.

Но вначале я кое-что объясню. Есть вопросы, на которые есть только один правильный ответ, например: «Каков номер школы, в которой вы все  учитесь?» Но есть вопросы, на которые люди отвечают по-разному и все эти ответы – правильные. Например, если я спрошу, как зовут вашу маму, то все вы дадите разные ответы, и все они будут правильными. Или я спрошу: «Чем вы больше всего любите заниматься?» - Вы дадите разные ответы, и все они будут правильными.

Сейчас я буду говорить начало именно таких предложений, для которых  именно ваш ответ и является правильным.

Итак, поставьте цифру 1 и запишите окончание предложения, которое  я начну. Так, как вам приходит в голову, так, как считаете нужным. Начало предложения писать не надо».

Перечень предложений.

1. Мне нравится …

2. В школе …

3. Многие одноклассники думают, что я …

4. Я боюсь, когда …

5. Хорошо, что …

6. В моем классе …

7. Мое настроение в школе …

8. Мне не нравится …

9. Учительница …

10. Я очень переживаю, когда  …

После окончания работы с предложением следует назвать номер следующего (просить его поставить – сказать 2-3 раза, затем это запоминается) и произнести его. Предложения читаются в указанной последовательности.

Незаконченные предложения №№ 1, 5, 7 составляют группу вводно-релаксационных. Нам представляется, что в методиках  подобного рода должны быть предложения  вводные, обеспечивающие контакт, понимание  и снятие возможного беспокойства в  начале работы, а также релаксационные, обеспечивающие снятие напряжения после окончания предложений, которые возможно вызывают негативные эмоции.

Введение в инструкцию информации о «вопросах с разными правильными  ответами» обусловлено необходимостью снять возможную неуверенность ребенка в «правильности» своего ответа и желание свериться с соседом. Такое поведение в аналогичных ситуациях отмечалось нами довольно часто. Как показал опыт, оно снимается подобной инструкцией.

 

3. Результаты проведенного  исследования

 

Приведем результаты проведенного исследования. Они в дальнейшем могут служить основой для сравнения и интерпретации результатов, полученных на других выборках и для каждого конкретного ребенка.

Проанализируем  ответы детей в последовательности, отражающей цели методики, указывая, однако, номер вопроса по процедуре.

3. Многие  думают, что я …

Все ответы образуют 3 группы.

1 группа  – 45% учащихся младших классов  считают, что многие другие  думают о них положительно. Это  такие ответы, как «хороший», «красивая», «симпатичный», «отличник», «программист», «стану акробатом», «хорошо учусь», «знаток», «фантазерка», «умный», «лучший друг», «веселый», «интересный». Такой тип ответа благоприятен для самочувствия, личностного развития ребенка, его готовности к установлению межличностных отношений. Представление о том, что другие воспринимают его положительно отражается в Я-концепции, построении КДЧ, развитии мотивации достижения успеха, потребности в общении.

2 группа  – 20% детей полагают, что другие  дети воспринимают их в целом  положительно, но менее эмоционально. Это ответы «нормальный», «нормальный ученик с тройками и четверками», «в третьем классе», «их подруга».

3 группа  – 35% младших школьников считают,  что одноклассники воспринимают  их негативно. О соответствующем  отношени свидетельствуют такие характеристики как «плохой», «глупый», «слабый», «нервный», «странный», «обезьяна», «хуже их», «толстый», «двоечник», «придурок», «идиот».

Ответы, относящиеся  к 3 группе, неблагоприятны для развития ребенка, их можно считать показателем  социально-психологической дезадаптации, связанным с субъективным ощущением себя отвергаемым, пренебрегаемым, низко оцениваемым со стороны других детей.

6. В моем  классе …

Это незаконченное  предложение направлено на то, чтобы  определить, что в классе прежде всего воспринимается, эмоционально отражается ребенком.

Все ответы могут быть разделены на 4 группы.

1 группа  – 47% младших школьников дали  ответы, основной смысл которых  – осознание наличия в классе  привлекательных людей, позитивного  отношения к ним. Эту группу составили следующие и подобные им ответы: «хорошо», «друзья», «много умных», «хорошие дети», «мой лучший друг», «хорошая учительница», «много отличников». Такой тип отношения наиболее благоприятен для ребенка: в классе – малой группе, к которой он принадлежит, он видит, прежде всего позитивное. Особенно это значимо для построения КДЧ у данного ребенка.

2 группа  – 34% детей дали эмоционально  нейтральные или более сдержанные  ответы: «много ребят», «много девочек», «много уроков», «много проверочных», «есть новенький». Такие ответы могут свидетельствовать о том, что более тесные или более эмоционально положительные межличностные отношения ребенка не сформированы, такой опыт очень ограничен либо даже имеется отрицательный опыт взаимодействия с одноклассниками и даваемый ребенком ответ является психологической защитой.

3 группа  – 9% учащихся начальных классов  в своих ответах зафиксировали  внешнюю обстановку класса без  эмоциональной оценки. Например: «парты, цветы», «есть игрушки», «2 доски». Учитывая подходы к интерпретации проективных рисуночных методик, такие ответы могут быть показателем неблагоприятности межличностных отношений ребенка в классе, конфликтности, психологической защиты.

4 группа  – 10% детей дали ответы, выражающие  отрицательное эмоциональное отношение к классу, одноклассникам, конфликтность, враждебность. Это следующие и подобные им ответы: «много врагов», «нехорошие девочки», «есть плохие мальчики», «дураки», «есть жирные», «есть двоечники», «шумно, все кричат», «плохо, неприятно, шумно», «есть обидчики». Подобный тип ответа наиболее неблагоприятен для развития ребенка. Он говорит об отрицательном эмоциональном состоянии ребенка, о том, что отрицательные явления окружающей среды стали достаточно актуальными, воспринимаемыми в первую очередь; о том, что есть условия в психике ребенка для того, чтобы КДЧ начала формироваться как отрицательная.

В целом, можно заключить, что 47% младших  школьников выразили положительное  эмоциональное отношение к классу, одноклассникам, 34% - нейтральное, 19% - разную степень отрицательного отношения к классу.

8. Мне не нравится…

Предложение было включено в опрос  чтобы выявить, какие ситуации или  объекты вызывают у ребенка отрицательные  эмоции, относятся ли к ним школьная или классная ситуация. Обнаружилось, что все ответы можно разделить на 3 группы.

1 группа – 69% детей называют  отражаемые многими или ими  лично «неприятности»: «когда обманывают»,  «когда ругаются», «когда обзывают»,  «собаки», «болеть», «рисовая каша»,  «носить футболку и шорты».

2 группа – 5% детей называют ситуации и объекты, связанные с учебой: «учиться», «школа», «писать», «делать уроки». Такие ответы могут свидетельствовать о низко сформированной учебной мотивации и, соответственно, быть показателем учебной дезадаптации в школе.

3 группа – 27% ответов младших  школьников связаны с одноклассниками:  называются конкретные имена,  например «Антон и Женя», а  также «мальчики», «девочки», «двоечники»,  «сосед по парте», «когда со  мной не дружат». Эта группа  ответов свидетельствует о наличии напряженности, конфликтности межличностных отношений в классе, их достаточной осознанности ребенком, болезненности и активности, особенно сопоставляя с процентом ответов первой группы. Такие ответы могут считаться проявлением социально-психологической дезадаптации по показателю наличия отрицательного эмоционального отношения к одноклассникам.

9. Учительница…

Предложение направлено на то, чтобы  определить отношение к учителю (который в нашем случае всегда был женщиной). Все ответы можно  разделить на пять групп.

1 группа – 73% ответов детей  свидетельствуют об эмоционально  положительном отношении к учителю  (часто очень ярком). Это следующие  и подобные им ответы: «самая  лучшая», «вторая мама», «хорошая»,  «добрая», «умная», «красивая», «ласковая», «справедливая». Ответ этого типа говорит о существовании положительного отношения к учителю и в наибольшей степени соответствует возрастным особенностям учащихся младших классов, которые, по данным многих исследований, воспринимают учителя прежде всего как человека, «вторую маму», а затем как педагога.

2 группа – 7 % ответов связаны  с основной деятельностью учителя  и с положительным или нейтральным  отношением к ней. Это ответы  типа «нас учит», «хорошо учит»,  «поставила 5», «поставила хорошую  оценку», «пишет на доске». Это явно менее благоприятное отношение к учителю, однако более конкретное заключение может быть сделано по сопоставлению с результатами других методик.

3 группа – 15% ответов – нейтральные  или свидетельствующие скорее  о психологической защите в  связи с недостаточно благоприятным отношением к учителю. Например, пишется имя и отчество, «по физкультуре, музыке» (предметы, которые ведет другой учитель), «не разрешает бегать», «должна быть доброй», «хорошая и плохая».

4 группа – 2% - в ответах зафиксированы  отрицательные действия: «иногда ругает», «быстро говорит», «поставила 2», что скорее всего говорит о достаточной активности отрицательных эмоций, испытываемых к учителю.

5 группа – 3% младших школьников  в своих ответах выражают отрицательное  эмоциональное отношение к учителю: «плохая», «нехорошая», «дура, слишком требовательная» (отметим, что в последнем высказывании явно слышится взрослый – родитель). Последний тип ответа наиболее неблагоприятно характеризует ситуацию развития ребенка – осознанное, активное отрицательное отношение к учителю.

В целом, первая и вторая группы, к  которым относится 80% всех ответов, демонстрируют разную степень положительного эмоционального отношения к учителю, третья, четвертая и пятая группы, составляющие в сумме 20% всех ответов  – разную степень отрицательного отношения.

Перейдем к анализу ответов  на незаконченные предложения, связанные  с учебной адаптацией.

2. В школе …

Окончания этого предложения могут  быть разделены на 5 групп.

1 группа – 14% младших школьников  выражают позитивное эмоциональное отношение к школе: «хорошо», «замечательно», «интересно», «лучше, чем дома», «очень нравится».

2 группа – 57% детей дают ответы  типа «мы учимся», «уроки»,  «читаем, считаем, решаем задачи»,  «много уроков». Эти ответы, с  нашей точки зрения, означают, что эти дети осознают основной смысл, назначение школы в учебе, о сформированности у них учебной мотивации.

3 группа – 9% детей дают ответы  типа «друзья», «любимый друг»,  «хорошая учительница», «лучший  друг». Это означает особое, очень  важное значение для этих детей людей в школе и их взаимоотношений с ними.

4 группа - 19% учащихся начальной  школы дают ответы типа «нравится  играть», «люблю бегать», «перемена», «прозвенел звонок», «вкусная  еда», «продаю кепсы», «покупаю еду». Эти ответы свидетельствуют о том, что для этих детей главное в школе связывается с ее «второстепенным», «сопутствующим». Такой тип ответа, с нашей точки зрения, является симптомом школьной, а именно учебной дезадаптации, и связан с несформированностью учебной мотивации.

5 группа – 1% детей проявил отрицательное эмоциональное отношение к школе. В школе… «плохо», «нечего не было». Такой ответ может быть симптомом школьной дезадаптации – и социально-психологической, и учебной – по рассмотрению согласованности с другими ответами.

Информация о работе Описание методики «10 незаконченных предложений»