Определение и общая характеристика памяти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2014 в 19:55, реферат

Краткое описание

Память – сквозной познавательный психический процесс, сущность которого состоит в, запоминании, сохранении, воспроизведении и забывании полученной индивидом информации.
Пр-ссы памяти:
I. Запоминание – пр-сс памяти, в рез-те к-го происходит закрепление новой информации, путем связывания ее с приобретенной ранее. Оно выступает как необходимое условие обогащения ч-ка новыми знаниями и формами поведения.

Вложенные файлы: 1 файл

познават психич прцсы.pdf.doc

— 107.50 Кб (Скачать файл)

Определение и общая характеристика памяти.

Память – сквозной познавательный психический процесс, сущность которого состоит в, запоминании, сохранении, воспроизведении и забывании полученной индивидом информации.

Пр-ссы памяти:

I. Запоминание – пр-сс памяти, в рез-те к-го происходит закрепление новой информации, путем связывания ее с приобретенной ранее. Оно выступает как необходимое условие обогащения ч-ка новыми знаниями и формами поведения.

Классификация:

    • В соответствии с целями деятельности, в которую включен процесс запоминания выделяют произвольное и непроизвольное запоминание.

Непроизвольное запоминание – запом-е без заранее поставленной цели, без использования к.- л. приемов и проявления волевых усилий, а также без предварительного выбора материала, подлежащего запоминанию.

Произвольное запомин-е – ч-к побуждаемый опред-ми мотивами, ставит перед собой цель – запомнить то, что намечено им самим или ему предложено. Продуктивность произвольного запом-я выше, чем непроизвольного

    • В зав-сти от степени «включенности» понимания содержания инф-ции в пр-сс запом-я выд-ют:

а. осмысленное (логическое) – запом-е обеспечивается установлением существенных внутренних причинно-следственных связей в инф-ции, в выделении основного и второстепенного содерж-я (при заучивании сиска бессмысленных слов испыт-е форм-ют план запом-я и воспроизведения, заменяют бессмысленные слова словами, имеющие смысл, и созвучные им, группируют слова во фразы, а фразы в рассказ – Дж. Миллер, Ю. Галантер, К. Прибрам); Рез-т обработки инф-ции – построение мнемосхемы, к-я облегчает ее воспроизвед-е (В.Я. Ляудис);

б. механическое запом-е – действие с инф-цией не совершаются, происходит многократное «слепое» овторение инф-ции без понимания ее сути. Основа мех-го запом-я – ассоциации по смежности (одна часть материала связ-ся с др, т.к. следует за ней во времени). Напр., при мех-м запом-ии ч/з час в памяти сохр-ся 40% инф-ции, а еще ч/з несколько часов только 20%; при осмысленном запом-ии 40% инф-ции сохр-ся даже ч/з 30 дней.

    • В зав-сти от наличия дополн-х опор и переработки инф-ции выд-ют:

а. непосредственное – осущ-ся без доп-х опор и переработки инф-ции;

б. опосредованное – при запоминании исп-ся вспомогательные средства, выполняющие роль опор при запом-ии и «ключей» при воспроизв-и.

Ф-ры, влияющие на запом-е:

1. Необх-мо организация материала в ряды из последов-ых элем-тов. Элем-ты, нах-ся в начале и конце ряда запом-ся лучше – «позиционный эффект»;

2. Объем  материала: если число запом-ых элем-ов превышает объем воспр-я, то число проб, необх-ых для запом-я возрастает (чем ↑ больше объем запом-го материала, тем он лучше сохраняется);

3. Степень  однородности материала: число повторений, необх-ых для заучивания ↑ с увеличением сходства м/у элем-ми материала (эффект фон Ресторф);

4. Мотивация и эмоц-е отношение S к инф-ции (если ур-нь мотивации ↑, то эф-сть памяти тоже ↑).

5. Повторение: необх-мо учитывать: а. заучивание происходит неравномерно, при этом несколько повторений подряд не дают сущ-нного роста воспр-я, но при последующих повторениях – происходит резкое ↑ запоминаемого материала; б. если материал нетруден для запом-ия, то первые повторения дают больший рез-т, чем последующие.)

II. Сохранение – пр-сс памяти, обеспечивающий долговременное удержание воспринятой инф-ции в скрытом состоянии. Сущ-ет:

1. Пассивное (нет переработки материала в виде его отбора, систематизации, детализации и реконструкции) и активное (удерживаемый материал подвергается внутренним преобразованиям: от простого циклического повторения до вкл-я в системы новых семантических связей, возникающих под влиянием новых знаний, интересов и переживаний ч-ка) сохр-е;

2. Динамическое (проявл-ся в кратковременной памяти, при этом инф-ция мало изменяется) и статическое (происходит в долговременной памяти, инф-ция изменяется).

III. Воспроизведение – пр-сс памяти, к-й во временной последовательности следует после сохранения и явл-ся показателем эфф-сти запоминания и сохр-я, а также умения S использовать приобретенный опыт. Показатели: 1. Время воспр-я – интервал м/у стимулом и ответной речевой р-цией. 2. Скорость воспр-я – длит-сть интервалов м/у словами на фонограмме.

Ур-ни воспр-я:

1. Узнавание – воспр-е материала при его повторном воспр-и;

2. Припоминание – сознательное воспроизв-е, связан-е со знач-ми волевым усилиями по поиску инф-ции; 1 и 2 ур-нь – косвенная процедура.

3. Собственно воспр-е – воссоздание образа объекта, содерж-я инф-ции, воспринятых ранее, но не воспринимаемых  в данный момент - прямая процедура.

IV. Забывание – пр-сс памяти, приводящий к утрате четкости и ↓ объема, закрепленной в памяти инф-ции, и заключ-ся в невозможности ее воспроизвести, а нек-ых случаях даже узнать то, что входит в содержание прошлого опыта S.

Формы забывания:

1. Невозможность  узнать, припомнить или воспроизвести  инф-цию.

2. Ошибочное узнавание, припоминание и воспр-е ранее запечатленной в памяти инф-ции. Чаще всего ч-к забывает то, что не играет роли в осуществляемой им деят-ти ли утратила для него жизненный смысл.

Ф-ция данного пр-сса памяти – охранительная, т.к. забывание защищает сознание ч-ка от инфомац-ых перегрузок.

Классиф-ция:

1. В зав-сти от  объема утраченной инф-ции: а. полное  – инф-ция не восроизв-ся даже  при повторном воспр-и. б. частичное  – ч-к воспроизводит не всю  инф-цию; воспр-ит ее с ошибками; унает, но восп-сти не может;

2. В зав-сти от  времени воспр-ия инф-ции: а. длительное  и временное.

Степень проявления забывания (ур-ни памяти):

1 ур-нь: воспроизводящая память – ч/з нек-е время после заучивания ч-к м. достаточно легко и точно воспр-сти заученное;

2 ур-нь – опознающая память – воспр-е инф-ции затруднено, но она легко опознается при повторном воспр-ии;

3 ур-нь – облегчающая  память – не происходит ни  воспр-ие, ни узнавание инф-ции, но  повторное заучивание происходит  с меньшими усилиями.

Ф-ции памяти:

1. отражение – отражает образы явлений и предметов внеш. и внутрен. мира. Опыт, отражаемый здесь и сейчас, переносится в прошлое.

2. регуляторная – участие памяти в форм-нии цели предстоящего действия, посредством привлечения всего прошлого опыта ч-ка; одним из аспектов регулятивной ф-ции являя обеспечение самотождественности личности;

3.  Ориентировочная – ч-к накпливает знания, умения, навыки, к-е помогают ориентироваться в действительности;

4. Креативная – на основании опыта у ч-ка есть возм-сть творчески реализовать свои мысли ч/з искусство и открытия.

Виды памяти:

1. Двигательная (моторная) – сп-сть запоминания и сохранен., а при необход. и воспроизведен сложных многообразных движений. Она участвует в формир двигательных(трудовых и спортивных) умений и навыков.

2. Эмоциональная – это память на эмоции и чувства. На эмоциональной памяти непосредственно основана прочность запоминания материала: то, что у человека вызывает эмоциональное переживание, запоминается им без особого труда и на более длительный срок.

3. Образная – связана с сохранен. и воспр-е зрит-х образов (зрительная, слуховая, обонятельная, осязательная, тактильная, иконическая (мгновенная слуховая), эконическая (мгновенная зрительная), эйдетическая).  Эйдетическая – вид зрительной памяти человека, связанный со сп-стью четко, точно и в деталях, без особого труда восстанавливать в памяти зрительные образы увиденного.

 4. Словесно-логическая – сп-сть ч-ка запоминать вербально оформленную инф-цию; 2 варианта памяти:

1. Запом-ся только  смысл инф-ции (хар-но для взрослых);

2. Запом-ся только  словесное выражение мысли (хар-но  для детей, а также взрослых: лекторов, дикторов, педагогов).

Типы памяти (продолж-сть хранения инф-ции)

1.мгновенная (иконическая) – память связана с удержанием точной и полной картины только что воспринятого органами чувств, без какой бы то ни было переработки полученной инф-ции;

2. Кратковременная – сп-б хранения инф-ции в течение короткого промежутка времени. Объем удерживаемой инф-ции = 7 плюс-минус 2 (число Миллера);

3. Долговременная – обеспечивается длительное хранение инф-ции. Время хранения не ограничено, как и не ограничен объем долговр-й памяти. Оперативная – «синтез» инф-ции, хранящ-ся как в долговрем-й, так и в кратковрем-й памяти и необх-ой для обеспечения «здесь и сейчас» осуществляемой ч-м деят-ти.

Формы памяти отражают:

1. намеренность того или иного мнемического пр-сса (произвольное и непроизвольное запом-е);

2. Использование  опред-х мнемических средств (непосредственная  и опосредованная);

3. Возможность сознательного извлечения инф-ции из памяти обеспечивает наличие у ч-ка эксплицитной (осознаваемой) памяти.

 

 

 

 

Общая характеристика мышления.

Мышление – это познав-й псих-й пр-сс, неразрывно связанный с речью и заклюя-ся в обобщенном и опосредованном отражении окр-щей действ-сти с целью открытия существенно нового.

Мышление как пр-сс в своем протекании проходит ч/з след-е этапы:

  1. Ориентировочный (пробл. ситуация) – на этом этапе возн-ют предпосылки для того, чтобы S начал мыслить. Начало мыслительного процесса – пробл. ситуация (ситуация, в к-й S не может удовлетворить актуальные для него потр-сти при всех имеющихся у него ЗУН). О возникн-нии пробл. ситуации в деят-ти S сигнализируют познавательные эмоции (фрустрация, когнитивный диссонанс, любопытство). Пробл. ситуация превращается в пробл-ю задачу, когда из нее выд-ся неизвестное знание.

Пробл. ситуация состоит:

1. Неизвестное знание;

2. Известное знание;

3. Противоречие  м/у известным и неизвестным  знанием (выступает как источник мотивации). Мотивы:

1. Специф-ски познават-е  – побудители мыслит-ой деят-ти - интересы и мотивы, в к-х проявл-ся познават-е потр-сти (любознательность);

2. Неспецифич-е –  побудителями мыслит-ой деят-ти явл-ся внеш-е причины (ученик решает задачу, чтобы не отстать от др.). Пробл. ситуация – источник мышления, но не предмет мышл-я. Предмет мышления – мыслит-ая (интеллект-я задача): 1. Цель деят-ти S данная в условиях пробл-й ситуации; 2. S-ое отражение пробл-й ситуации, в к-ом ее условия разделены на исходное и искомое.

II. Исполнительский – мыслит-ая задача решается S при помощи 1 из возможных сп-бов: а. метод проб и ошибок (наглядно-действенное мышл-е); б. инсайт; в. рассуждения (дискурс). Найденное решение реализ-ся в плане практ-ой деят-ти;

III. Контрольно-коррекционный – S оценивает успешность найденного решения. При неуспешно найденном решении возн-ет интеллект-я рефлексия, т. е. обдумывание S самого пр-сса, рез-тов работы.

Операции мышления:

1. Сравнение – мыслит-ая оп-ция, в пр-ссе к-й происходит установление сходства и различия м/у явлениями. Для успешного сравнения S первоначально необх-мо выд-ть сущ-ные стороны, хар-ки явления, после чего и происходит их сопоставление (ч-к глубже постигает своеобразие различных групп О).

2. Анализ – мыслит-я операция, хар-щаяся мысленным разложением, расчленением к.-л. сложного явления на составляющие части (эл-ты). В рез-те анализа возможно глубже изучить хар-ки всех составляющих эл-тов, увидеть хар-р вз-связи м/у различными эл-тами (изучить стр-ру) и тем самым постичь суть всего явления.

3. Синтез – мыслит-я оп-ция, хар-щаяся мысленным воссоединением различных эл-тов явления. Синтез – это оп-ция, обратная анализу. Благодаря синтезу у нас форм-ся целостное представл-е о явлении с учетом законом-ых связей м/у составляющими его эл-ми. Нельзя утверждать, что синтез обяз-но следует после анализа. В пр-ссе познания набл-ся такая сит-ция: ч-к соединяет различные эл-ты в целое, форм-уя целостный образ, а потом обращается к более детальному анализу эл-тов.

4. Абстракция – мыслит-ая оп-ция, при к-й происходит отвлечение от к.-л. св-ств или частей предмета (явления) для выделения его наиб. сущ-ых признаков. В рез-те абстр-и форм-ся абстр-ые пон-я, указывающие на сущ-ные признаки и св-ва предмета.

5. Конкретизация – мыслит-я операция, как представление единичного предмета или явления во всем многообразии его различных признаков и св-ств, т.е. конкретизация – оп-ция обратная абстракции.

6. Обобщение – мыслит-я операция, заключ-ся в объединении предметов или явлений по их сущ-ым признакам и св-вам. С обобщением непосредственно связаны систематизация и классиф-я, к-е иногда относят к мыслительным оп-циям. При классиф-и на основе общих признаков выд-ют различные группы явлений, а при систематизации м/у этими группами устанавливаются связи, к-е позволяют их рассм-ть как систему. Мыслит-е операции выд-ся для того, чтобы рассм-ть различные сп-бы решения умственных задач. Но в реальной жизни при решении различных задач мыслит-е оп-ции исп-ся в сов-сти, а не в отдельности.

Информация о работе Определение и общая характеристика памяти